2. Изучение нового материала | Это произведение Д начал писать в Висбадене в 1865 году, но задумано им оно было еще на каторге, где писатель впервые столкнулся с «сильными личностями», стоящими вне морального закона. Достоевский так изложил идею этого романа: «Это психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решается убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, больна, жадна, зла и мучает у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», «для чего она живет?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т .д .- эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает ее убить, обобрать, с тем чтобы сделать счастливою свою мать, сестру… и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству». Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы, никаких на него подозрений нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неожиданные чувства мучают его сердце. Божья правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое, убили убеждения, даже без сопротивления. Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело. Раскольников не просто преступник. Он человек одаренный, мыслящий, гордый и одинокий, убежден в своей исключительности. Но, к сожалению, вынужден терпеть постоянные унижения: прятаться от хозяйки, которой задолжал, ходить в верхней одежде, вызывая насмешки богатых прохожих, голодать. Он постоянно наблюдает жизнь таких же униженных и оскорбленных, каким является сам. Раскольников напряженно думает о том, как избавить людей от страданий. И в его голове рождается чудовищная теория. Он приходит к мысли, что человечество делится на два разряда: на людей обыкновенных, которые составляют большинство, и вынужденных подчиняться силе, и на людей необыкновенных, таких, например, как Наполеон, которые навязывают большинству свою волю, не останавливаясь, если потребуется, и перед преступлением. Главный герой романа мучительно размышляет над вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» и хочет доказать себе и окружающим, что он не дрожащая тварь, а прирожденный «властелин судьбы». Ему кажется, что воля и разум «сильной личности», «героя» могут осчастливить толпу. Достоевский в своем романе ставит вопрос: нравственно ли, допустимо ли, чтобы один человек взял на себя смелость стать «благодетелем человечества»? Старуха – процентщица – символ современного зла. Но допустимо ли ради счастья большинства уничтожение «ненужного меньшинства»? Мысль о неприкосновенности всякой личности играет главную роль в понимании идейного смысла романа. Всем содержанием романа автор показывает, что любая человеческая личность священна и неприкосновенна, и что в этом отношении все люди равны. Раскольников нарушил закон человеческой совести, нравственный закон. Наказание не сводится к судебному приговору. Оно заключено в нравственной попытке, более тяжелой, чем тюрьма и каторга. Раскольников испытывает тяжелейшее чувство разъединенности с человечеством. Он остается в пустоте. | Уч-ся слушают, записывают, обсуждают в группах, по парам. |