Воспитательное мероприятие по направлению «Гражданско-патриотическое воспитание» на тему «Край, в котором ты живешь». (Целевой ориентир: знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представления о Родине – России, ее территории, расположении)
Цель: создать условия для воспитания чувства любви к своей малой родине, родному краю через совместную поисково-исследовательскую деятельность краеведческого содержания.
Ход занятия
1. Мотивационный этап
Как велика моя Россия дорогая,
И мест красивых много есть – я это знаю,
Но нет прекрасней и милей родного края,
Его я в жизни ни на что не променяю.
- Здравствуйте ребята! Меня зовут…, и я люблю заниматься краеведением. На нашем занятии я бы хотела предложить вам попробовать себя в роли юных краеведов. Если вы согласны, то беремся за дело. Нам предстоит провести важное научное исследование и сделать небольшое краеведческое открытие.
2. Постановка темы и цели
- Каждый человек по-своему любит свою «малую» Родину. В старину говорили: «Глупа та птица, которой своё гнездо не мило». Нужно учиться любить свой родной край, свою малую Родину…А для этого, прежде всего, надо хорошо знать его.
- Знакомиться с родным краем можно по-разному: через легенды, изучение истории, путешествия. А еще получить информацию можно при помощи герба города.
- А вы знаете, как герб передает особенности города? Предлагаю это выяснить.
- Сформулируйте цель нашего занятия.
Цель: Выяснить, как герб передает особенности города.
3. Основная часть
а) Формулировка проблемы исследования
- Слово Герб в переводе с польского языка переводится как наследство. Что же наследуют жители города?
- Перед вами герб города Волгоградской области. Нам нужно его прочитать.
- Как вы думаете, что означает выражение «прочитать герб»?
- Какие вопросы возникают?
- Какую информацию содержит герб? и С помощью чего эта информация передается?
- Ребята, у нас возникла проблема, мы не знаем точного ответа (вешаешь на доске).
б) Постановка цели
- Определим, что является предметом исследования.
- Герб служит для того, чтобы отличаться от других, на него наносятся свои особые знаки. Значит мы будем изучать Гербовые знаки отличия (вешаешь на доске)
- Сформулируем цель исследования. Используем опорную таблицу.
- Каким путем мы будем получать ответы на интересующие нас вопросы. Если мы с вами будем анализировать собранную информацию, значит, каким путем? (Аналитическим путем)
- Что мы будем делать в исследовании. Выберем наиболее подходящее слово во второй колонке. Раз вам нужно прочитать гербы, а вы пока не умеете, вам этому надо … Научиться
- Прочитать любой герб можно только зная язык геральдики. Это наука о гербах. У геральдики, как и у каждого языка, есть свои правила. Значит, что мы хотим? Читать что?… (показываешь на предмет) гербовые знаки отличия по правилам… геральдики
- Сформулируйте цель Аналитическим путем научиться читать гербовые знаки отличия по правилам геральдики
в) Поиск решения проблемы, выдвижение гипотез
- Как настоящие ученые, сделаем предположение. (вешаешь на доске).
Предположим, что герб города содержит информацию о … Продолжите
Истории, чем богат город, чем знаменит, название города
Предположим, что эта информация передается при помощи…
Формы, изображенных фигур, цветов
г) Планирование деятельности
- Определим вопросы, которые помогут раскрыть тему нашего исследования. При составлении вопросов вы можете воспользоваться опорными словами на доске:
рассказывает, герба, о чем, форма
рассказывают, на гербе, о чем, фигуры
рассказывают, герба, о чем, цвета
- Это и есть план нашего исследования.
- Можно начинать работу.
4. Практический этап
а) Определение порядка парной работы и критериев ее оценки
- Работать вы будете в парах. Каждый будет выполнять свои обязанности. Всего предлагается две роли (на слайде): Ученый и Докладчик.
- Ваша задача - заполнить лист-отчет и подготовить докладчика к выступлению.
б) Работа в малых группах
- Сейчас начнем работу. Возьмите герб, который вам предстоит прочитать. (даешь герб)
- Посмотрите на карточку, какая роль вам досталась.
- Прошу ученого взять инструкцию, а докладчика – лист-отчет.
- Сейчас ты (обращаешься к учёному) будешь читать инструкцию и искать информацию в различных источниках. А докладчик результаты поиска записывать в лист-отчет.
- Приступайте к работе.
Выполняют задания инструкции
- Заслушаем выступление докладчика (читает у доски).
- Уточнить, правильно ли вы подготовили информацию вы можете у меня, так как я из Дубовки. Вы правильно все рассказали.
Здесь дуб – наша гордость, веками стоит,
Могучий развесистый старец.
Он тайны истории мудро хранит,
Дуб с Волгою символом стали.
Нам предки любовь передали,
Мы в герб этот символ вписали.
- Что же наследуют жители города при помощи герба? Любовь, гордость за место, где родился.
- Наш дуб вошел в российский список из 21 уникального дерева страны всероссийского значения. Как вы думаете, как жители Дубовки относятся к главной достопримечательности, ставшей символом города?
- Предлагаю посмотреть видеофрагмент о дубовском дубе-патриархе.
Фрагмент видео про дубовский дуб волгоградской области
Дубовка. Дуб-патриарх 400 лет
Длительность 00:04:46
YouTube
GOVOR1000
Опубликовано3 ноя 2013
- Некоторое время назад берег Волги стал проседать, дуб стал медленно сползать вниз. Пришлось в срочном порядке проводить работы по укреплению береговой линии. Жители города собирали для этого денежные средства. Почему они это делали, как вы думаете?
Физминутка
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо быть волгоградцем? (выставляют большие пальцы)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
- А теперь давайте определим правильно ли вы запомнили герб Дубовки. Групповая работа. Итак. Вы 1 группа, вы 2 группа.
1 группа будет работать на карточке, вторая на интерактивной панели.
Обратите на правила работы в группе внимание на слайд.
- Вспомним правила работы с интерактивным оборудованием.
- Прочитайте инструкцию и можете приступать к выполнению задания.
https://learningapps.org/view33881732
Игра на закрепление
- Проведём игру «Угадай название города по описанию герба». Послушайте описание:
Форма щита – французский щит.
Деление щита – разделён на две половины лентой медали.
Цвета - Красный цвет символизирует мужество, кровь, пролитую за отечество, силу, энергию. Голубой цвет по всему полю в этой части герба символизирует реку, на которой он находится.
Зубцы крепостной стены символизируют неприступную крепость.
Медаль символизирует о том, что это город-герой.
Шестерня – развитую промышленность, индустрию города.
Золотистый сноп пшеницы – символ изобилия этой земли.
- Какой город представляет это герб? Волгоград
- Какое значение для человека, любящего свой край имеют изображения на гербе? Для него это образ «малой» Родины.
- Как мы должны относится к символике родного края и страны? Мы должны знать, уважать историю символов и гордиться ими.
- Сегодня мы познакомились с двумя гербами, вспомнили, как выглядит герб России. А если прочесть все гербы нашей Родины на большой географической карте России, то они разом отразят всё богатство, уникальность и величие нашей страны. А если над этой картой поместить большое изображение двуглавого орла, то он объединит города под своими крыльями, защитит от всех бед и напастей.
7. Итог. Рефлексия
- Пора подвести итоги.
- Цель достигнута? Кем мы были? Что мы сделали?
- Оцените результаты деятельности: своей работы, работы группы и достижение цели мероприятия. Если есть твремя, если нет поднимают карнадаши.
«Я» 0_______________10
«Мы» 0_______________10
«Дело» 0_______________10
- Если вам понравилось быть юными краеведами, присоединяйтесь к моим аплодисментам.
Инструкция
1. Посмотрите на щит, из скольких цветов его поле. Подчеркните подходящее слово в листе-отчете.
2. Запишите в лист-отчет, на щите какого типа выполнен герб. Информацию спросите у учителя. Поднимите руку.
3. Запишите в лист-отчет символическое значение фигуры, изображенной в верхней части герба. Информацию найдите в «Геральдической памятке» (рабочий текст)
4. Запишите в лист-отчет символическое значение фигуры, изображенной в центре герба. Информацию найдите в «Геральдической памятке» (рабочий текст)
5. Запишите в лист-отчет символическое значение цветов герба. Информацию найдите в «Геральдической памятке» (рабочий текст)
6. Запишите в лист-отчет, какому городу принадлежит герб.
Лист-отчет
1. Герб этого города выполнен на одноцветном/двухцветном/трёхцветном щите.
2. Щит ___________________________ типа.
3. В верхней части щита изображены зубцы крепостной стены. Это символ ___________________________________, что указывает на __________________ прошлое города.
4. В центре щита располагается дуб, символ __________________________, что указывает на главную ____________________ города и его ________________.
5. В гербе использованы цвета:
Лазоревый - это символ ____________________________.
Золотой - это символ ______________________________.
6. Предполагаем, что это герб города ______________________.
Лист-отчет
1. Герб этого города выполнен на одноцветном/двухцветном/трёхцветном щите.
2. Щит ___________________________ типа.
3. В верхней части щита изображены зубцы крепостной стены. Это символ ___________________________________, что указывает на __________________ прошлое города.
4. В центре щита располагается дуб, символ __________________________, что указывает на главную ____________________ города и его ________________.
5. В гербе использованы цвета:
Лазоревый - это символ ____________________________.
Золотой - это символ ______________________________.
6. Предполагаем, что это герб города _____________________.
Лист-отчет
1. Герб этого города выполнен на одноцветном/двухцветном/трёхцветном щите.
2. Щит ___________________________ типа.
3. В верхней части щита изображены зубцы крепостной стены. Это символ ___________________________________, что указывает на __________________ прошлое города.
4. В центре щита располагается дуб, символ __________________________, что указывает на главную ____________________ города и его ________________.
5. В гербе использованы цвета:
Лазоревый - это символ ____________________________.
Золотой - это символ ______________________________.
6. Предполагаем, что это герб города ______________________.
Лист-отчет
1. Герб этого города выполнен на одноцветном/двухцветном/трёхцветном щите.
2. Щит ___________________________ типа.
3. В верхней части щита изображены зубцы крепостной стены. Это символ ___________________________________, что указывает на __________________ прошлое города.
4. В центре щита располагается дуб, символ __________________________, что указывает на главную ____________________ города и его ________________.
5. В гербе использованы цвета:
Лазоревый - это символ ____________________________.
Золотой - это символ ______________________________.
6. Предполагаем, что это герб города ______________________.
Лист-отчет
1. Герб этого города выполнен на одноцветном/двухцветном/трёхцветном щите.
2. Щит ___________________________ типа.
3. В верхней части щита изображены зубцы крепостной стены. Это символ ___________________________________, что указывает на __________________ прошлое города.
4. В центре щита располагается дуб, символ __________________________, что указывает на главную ____________________ города и его ________________.
5. В гербе использованы цвета:
Лазоревый - это символ ____________________________.
Золотой - это символ ______________________________.
6. Предполагаем, что это герб города ______________________.
Геральдическая памятка
Фигуры герба
В щитах гербов можно увидеть самые разные изображения:
Геральдические:
- столб – вертикальная полоса
- пояс – горизонтальная полоса
- глава – отделенная верхняя часть щита
- подножие – отделенная нижняя часть
- перевязи – диагональные полосы
Негеральдические:
- естественные – человек, животные, растения, птицы, рыбы
- искусственные – постройки, оружие, орудия труда, предметы обихода
- легендарные – кентавр, сирена, единорог и т.д.
На поле щита могут быть изображения: животные, мифологические существа, оружие и т.п. Каждое изображение несет в себе определенный смысл:
Значение негеральдических фигур
Лев - сила, мужество, великодушие;
леопард-храбрость, отвага;
орел- власть, господство и вместе с тем великодушие и прозорливость;
конь- храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота;
собака-верность, преданность, повиновение;
кошка-независимость;
овца-кротость;
единорог-чистота, непорочность;
кабан, вепрь- мужество, неустрашимость;
ворон-долголетие;
феникс-бессмертие;
змея-вечность;
дуб-крепость, сила;
солнце-свет, богатство, изобилие;
звезда-ночь, вечность;
посох-духовная власть.
Зубцы крепостной стены – неприступная крепость.
Злаки – символ земледелия
Цветы и травы – символ природы и плодородия
Символическое значение цвета
1. Золото (жёлтый) символ любви, мужества.
2. Серебро (белый, иногда серый) символ честности, верности, неба.
3. Червлень (красный) символ богатства и справедливости.
4. Лазурь (голубой, синий) символ мудрости и печали.
5. Зелень (зелёный) символ могущества, щедрости.
6. Пурпур (бордовый, фиолетовый) символ изобилия, надежды, луга.
7. Чернь (чёрный) символ чистоты и правдивости.
Групповая работа.
Соедините стрелкой изображения и названия гербов.
Герб России
Герб Дубовки
Герб Волгограда