СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КР по теме Социальная сфера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КР по теме Социальная сфера»

Контрольная работа по теме: Социальная сфера/введение в социологию.

ФИ________________________________________________________________Класс____

Вариант 1.

Задание №1. Впишите правильный ответ.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к критериям социальной стратификации.

 1) психологические особенности индивида; 2) уровень дохода; 3) престиж профессии; 4) объём власти; 5) уровень образования; 6) тип музыкальных предпочтений.

 Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ________

Задание №2. Выберите один или несколько правильных ответов.

В ходе социологического опроса 25-летних и 50-летних жителей страны Z им задавали вопрос: «На что Вы обращаете внимание при покупке технических устройств?» (можно было выбрать несколько ответов).

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

 

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

Доля тех, кто при покупке технических устройств обращает внимание
на их стоимость, среди 50-летних больше, чем среди 25-летних.

 2) 

Среди 25-летних доля тех, кто при покупке технических устройств обращает внимание на функциональные возможности, больше доли тех, кто обращает внимание на стоимость.

 3) 

Равные доли опрошенных затруднились ответить.

 4) 

Равные доли опрошенных каждой группы обращают внимание на техническую новизну.

 5) 

Доля тех, кто обращает внимание на удобство и простоту в обращении, среди 50-летних больше, чем среди 25-летних.

Ответ________



Задание №3. Выберите один или несколько правильных ответов.

Выберите верные суждения о социальной стратификации и её критериях
и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

Одним из критериев социальной стратификации является престиж профессии.

 2) 

Динамический характер общества –– основной критерий социальной стратификации.

 3) 

Стратификационная структура общества отражает социальное неравенство людей.

 4) 

Учёные выделяют прогрессивную и регрессивную социальные стратификации.

 5) 

Доход как критерий социальной стратификации учитывает количество денежных поступлений индивида или семьи за определённый период времени.


Ответ________


Задание №4. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  охрана исключительно силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека;

Б)  мера общественно значимого поведения;

В)  формальная определённость;

Г)  общеобязательность для всего населения, проживающего на территории определённого государства;

Д)  регулирование общественных отношений.


ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

1)  и правовые, и моральные нормы;

2)  только правовые нормы;

3)  только моральные нормы.

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Задание №5. Выберите один или несколько правильных ответов.

Выберите верные суждения о социальной роли и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

Выполнение индивидом социальной роли зависит только от его индивидуальных психологических качеств.

 2) 

К основным социальным ролям индивида традиционно относят роли гражданина, работника, собственника и потребителя.

 3) 

Все социальные роли даются современному человеку от рождения.

 4) 

Социальная роль тесно связана с социальным статусом и отражает ожидания обществом определённого поведения индивида, соответствующего данному социальному статусу.

 5) 

Каждая роль в ролевом наборе предполагает особую манеру поведения
и общения с людьми.



Ответ________

Задание №6. Выберите один или несколько правильных ответов.

Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: личный авторитет и темперамент.

 2) 

Учёные выделяют прогрессивную и регрессивную системы социальной стратификации.

 3) 

Социальная стратификация характеризует систему признаков и критериев социального расслоения.

 4) 

К критериям социальной стратификации относят уровень дохода.

 5) 

Социальная стратификация отражает сложившееся в обществе социальное неравенство.



Ответ________

Задание №7. Выберите один или несколько правильных ответов.

Выберите верные суждения об элементах и видах социального контроля
и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

Все социальные нормы устанавливаются государством.

 2) 

Одним из элементов социального контроля являются социальные санкции.

 3) 

Проявлениями внешнего контроля являются стыд и признание вины.

 4) 

Внешний социальный контроль бывает формальным и неформальным.

 5) 

Социальная санкция –– это общественная реакция на поведение человека или социальной группы.



Ответ________

Задание №8. Выберите один или несколько правильных ответов.

Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

Нуклеарная семья включает в себя три и более поколения родственников.

 2) 

Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и социальный институт, и малую социальную группу.

 3) 

Рекреационная функция семьи проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта. 

 4) 

Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.

 5) 

Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной
и моральной ответственностью



Ответ________





Задание №9. Дайте развернутый ответ.

Начало формы

Назовите любые три негативные формальные социальные санкции
и проиллюстрируйте примером каждую из них. (Сначала назовите негативную формальную социальную санкцию, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №10. Дайте развернутый ответ.

Семья Луковниковых состоит из шести человек: супругов Бориса и Регины, двоих их сыновей и родителей Бориса. Регина ведёт домашнее хозяйство, Борис и его отец работают по найму, мать Бориса –– предприниматель, владеет туристической фирмой. Средства семейного бюджета расходуются на приобретение еды, одежды, оплату транспортных, медицинских
и коммунальных услуг, обслуживание двух личных автомобилей.

К какому типу в зависимости от структуры можно отнести эту семью? Какую функцию семьи иллюстрирует приведённый в задании пример деятельности семьи Луковниковых? Каковы источники доходов семейного бюджета Луковниковых? (На основе условия задачи укажите два типа источников.
Не следует выписывать упомянутые в условии виды деятельности.) Какие ещё функции выполняет семья? (Укажите любые две функции не из условия задачи.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Прочитайте текст и выполните задания.

Социальные нормы –– это требования, предписания, пожелания
и ожидания соответствующего поведения. Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.

В основе возникновения социальных норм лежат, прежде всего, потребности материального производства. Повторяемость актов производства, распределения и обмена, т.е. повторяемость социальных взаимодействий, требует наличия таких общих правил, которые позволили бы регулярно и одинаковым образом вступать в данные взаимодействия участникам соответствующих общественных отношений. Социальные нормы в силу этого воплощают абстрактную модель указанных взаимодействий, позволяющую индивидам предвидеть действие иных участников общественных отношений и соответствующим образом строить собственное поведение.

Социальные нормы в силу этого становятся применительно к индивиду мерой его поведения, а применительно к обществу масштабом оценки этого поведения. Такова специфическая функция социальных норм: мерой поведения руководствуется индивид –– оценка принадлежит обществу. Содержание социальных норм выводится, прежде всего, из реального поведения индивидов и социальных групп. Именно здесь воспроизводятся изо дня в день социальные нормы, проявляя своё действие часто стихийно, не всегда получая исчерпывающее отражение в сознании людей. Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определённую иерархию норм, распределяясь по степени общественной значимости.

Нормы формируют систему социального воздействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства. Соблюдения социальных норм добиваются
с помощью санкций, которыми являются не только наказания, но поощрения.

 (Г.О. Перов, С.И. Самыгин)

 

Задание №11. Дайте развернутый ответ.Как авторы определяют понятие «социальные нормы»? Как они характеризуют специфическую функцию социальных норм? Какие элементы, по их мнению, включает в себя система социального воздействия? (Укажите все элементы из текста.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание №12. Дайте развернутый ответ.

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «поведение». Что, по мнению авторов, лежит в основе возникновения социальных норм? Что в тексте понимается под иерархией норм? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №13. Дайте развернутый ответ.

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите примеры: а) формальных наказаний и поощрений;
б) неформальных наказаний и поощрений. (Всего должны быть приведены четыре примера. Сначала назовите вид социальной санкции, затем приведите соответствующий пример, в котором обязательно укажите то, за что социальная санкция была применена в конкретном случае. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №14. Дайте развернутый ответ.

Используя обществоведческие знания, сформулируйте суждения о трёх любых отличиях права от других социальных норм. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определённой теме. Выполните задание.

 Вам необходимо подготовить доклад по теме «Социальный конфликт».

Задание №15. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный конфликт». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №16. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1.  Обоснуйте необходимость предотвращения появления в российском обществе социальных конфликтов. Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные  функциональные связи.

2.  Какие организации и учреждения осуществляют деятельность по предотвращению появления и развития социальных конфликтов в Российской Федерации? Назовите любые три организации или учреждения.

3.  Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему их деятельность по предотвращению развития социальных конфликтов в РФ. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трех различных организаций или учреждения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ответы:

  1. -1,6

  2. 1,2,3.

  3. 1,3,5

  4. 3,1,2,2,1

  5. 245

  6. 245

  7. 245

  8. 245

  9. 1) Увольнение - Директор завода уволил главного инженера за появление в нетрезвом виде на рабочем месте.
    2) Штраф - Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.
    3) Лишение свободы – Суд приговорил гражданина К. к двум годам лишения свободы за кражу в квартире.

  10. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: расширенная/многопоколенная

2) ответ на второй вопрос: хозяйственно-экономическую (или экономическую, или хозяйственную, или бытовую, или хозяйственно-бытовую)

3) ответ на третий вопрос:

- заработная плата (Константин и его мать работают по найму)

- прибыль фирмы (отец Константина - предприниматель, он владеет сетью автосервисов)

(Факты из условия задачи могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме пересказа.

Ответ на третий вопрос засчитывается только при указании двух типов источников с фактами.)

4) ответ на четвёртый вопрос:

- рождение детей

- воспитание детей

- организация досуга


Могут быть названы другие функции.

Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при указании двух или более функций.

11. В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы.

1.  Ответ на первый вопрос:

—  регулятивное значение;

—  сфера действия;

—  круг адресатов.

2.  Ответ на второй вопрос: корпоративные нормы распространяются лишь на членов и участников данного общественного объединения и обязательны только для них.

3.  Документ: устав организации.

12.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!