СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Костромская область -маленькая копия России

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это мероприятие направлено на воспитание патриотзма детй 

Просмотр содержимого документа
«Костромская область -маленькая копия России»



МБОУ СОШ №2 им. Л. В. Рябинина городского округа город Шарья Костромской области

















Методическая разработка в области воспитания краеведения на тему

«Костромская область-маленькая копия России».




























Содержание методической разработки:

  1. Пояснительная записка.

  2. Цель.

  3. Задачи.

  4. Содержание.

  5. Ожидаемый результат.

  6. Список использованных источников.

  1. Пояснительная записка.


Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.

                                                                                            Бернард Шоу

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине на основе краеведческого материала.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. 

Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

 У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить, поэтому в своей разработке, я включила знаменитых, на малоизвестных для детей людей 20-21 веков, так как о них дети не узнают из школьной программы.


2.Цель

вос­питание чувства гордости за свою малую Родину через краеведческий материал.

3.Задачи:

-способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

-продолжить работу над проектом; рас­ширять знания о своей большой и малой Родине;

- обеспечить комплексный подход к развитию патриотических чувств у школьников;

- повысить познавательный интерес у детей к родному краю, к своей стране;

- воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;

- сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;

-формировать у школьников систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России и символам Костромской области;

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель занятия с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

5. Ожидаемый результат.

В ходе занятия школьники узнают о многих знаменитых земляках, что пробудит в них интерес узнать, кто ещё из Костромской области известен на весь мир.

4.Содержание.

Оформление:

Мультимедийная презентация, рисунки учащихся, проекты детей.

Внеклассное мероприятие

"Костромская область-маленькая копия России"

Ход занятия:

(слайд 2)Эпиграф:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим,
Души прекрасные порывы
А. С. Пушкин

I. Подготовительный этап.

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией.(слайд 3)Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы по праву можем гордиться нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родная деревня, улица или палисадник у дома. Словом, малая Родина у каждого своя.

-О чем пойдет речь на нашем занятии? О нашей малой Родине.

- А как называется наша с вами малая родина?(г.Шарья)

-А в какой области она находится?(Костромская)

О Костромской области вы готовили в группах проекты. Но обратите внимание на тему занятия «Костромская область – маленькая копия России».

-Какой возникает вопрос? (Почему Костромскую область назвали маленькой копией России?)

-А что такое копия?(ответы детей)КОПИЯ (от лат. copia - множество) - точный список, точное воспроизведение, повторение чего-либо. Чтобы выяснить является ли Костромская область копией России, мы будем путешествовать по страницам истории. Она интересна и многогранна.

II.Основной этап.

(слайд4)Страница 1 «История страны, области и их символы»



1-й чтец: Откуда появилось такое название – «Россия»?


2-й чтец: В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов.


1-й чтец: Русь – страна рек и озер. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а в страну, где они живут, - Россией.

2-й чтец: За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки заливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Россия…

Россия…

Раздолье …

Равнины…

Березы босые, седые осины.

Всё дорого с детства,

Всё памятно с детства.

И всё же не можем никак наглядеться.

-Предоставляем слово группе «Исследователи».

«Исследователи»:Первым из историков высказал свою версию о происхождении названия города князь А.Д. Козловский он писал, что “всего (…) вероятнее наименование Костромы произвести от города Костра, бывшего в Ливонии, недалеко от Юрьева (ныне Дерптаб), или замка Кострума, где после построен город Ревельв”.

Другую версию о происхождении названия Костромы выдвинул виднейший историк Костромского края протоиерей Михаил Диев. По его мнению, оно произошло от т.н. элтонского языка (т.е. искусственного языка офеней — бродячих торговцев), в котором слова “костр, кострыга” обозначали город. Прибавив к нему мордовское слово “мас” (красивый), о. Михаил переводил “Кострома” как “красивый город”.

Историк И.В. Миловидов (1850-1898 гг.) выдвинул принципиально новую версию о происхождении названия города, которая получила большую известность и, по сути дела, так или иначе преобладает доныне. Он сказал о “божестве весны у языческих славян, называвшемся прямо Костромою”.(слайд 5)

Учитель: Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих?

Дети: Все мы – россияне.

Учитель: Вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы.


1-й чтец:(слайд 6) Россия вступила в XXI век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом по решению Государственной думы и Президента РФ.


2-й чтец:(слайд 7)Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры.


1-й чтец: Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока.


2-й чтец: Три короны над ними, скреплены единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточнославянских народов – русских, украинцев, белорусов.


1-й чтец. Скипетр и держава в когтях орла - образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.

2-й чтец. Гимн – это торжественная песня, которую исполняют и слушают стоя.(Звучит гимн.)

Учитель: А что же про символы могут нам рассказать «Исследователи».

«Исследователи»:(слайд 8)Флаг Костромской области Утвержден Законом Костромской области от 28 апреля 2006 года и представляет собойпрямоугольноеполотнище с отношением ширины к длине 2:3, состоящее из трех вертикальных полос: двух красного (по краям, каждаяшириной в 1/4длины полотнища) и одна синего цветов. В центре синей полосы - главная фигура герба Костромской области: желтыйкорабль. Высота изображения корабля составляет 1/2 от высоты полотнища, ширина - 1/3 от длины полотнища.

(слайд 9)Герб области отражает богатую событиями историю области, неразрывно связанную с важнейшими этапами истории Российского государства.

Главной фигурой герба области является золотой корабль — символ движения, достижения цели, украшенный орлиной головой — символ разума, индивидуальности и духовной жизни, и крыльями — символами полета, духовности, воображения. Основная река — Волга и впадающие в неё крупные реки Кострома, Унжа, Ветлуга показаны в гербе области серебряной волнистой оконечностью.

Серебро символизирует совершенство, благородство, великодушие, чистоту, веру, мир. Красоту и благородство природы Костромской области передает лазоревое поле герба области. Лазурь символизирует истину, честь, великодушие, возвышенность, славу, верность, безупречность, добродетель.

Императорская корона указывает на статус Костромской области как субъекта Российской Федерации. Костромская земля сыграла особую роль в становлении династии Романовых. Вполне справедливо названная «колыбелью дома Романовых», именно костромская земля стала первой ступенью к восхождению юного Михаила Романова на российский трон. Костромскую землю неоднократно посещали «Величайшие Особы» — Екатерина II, Николай I, Александр II, Александр III, великие князья. Об этом говорят щитодержатели — символические животные грифоны, имеющие голову, когти и крылья орла — царя птиц, а тело льва — царя зверей и, таким образом объединяющие две жизненные области — земли и воздуха.

Одним из крупнейших костромских промыслов стало ювелирное дело, показанное в композиции герба узорным золотым подножием. Мастера-ювелиры создали оклад икон и Евангелий, кресты, церковные сосуды, броши и серьги. Изделия с любовью украшались растительным орнаментом, гравировкой, сканью. Золото символизирует знатность, могущество, богатство, прочность, интеллект, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

Лента ордена Ленина, которым Костромская область награждена в 1967 году, показывает заслуги области. Червлень (красный цвет) символизирует мужество, труд, жизнеутверждающую силу, красоту.

Учитель: Какое первое сходство можно подчеркнуть? (Есть несколько точек зрения происхождения названия, есть свои символы).


(слайд 10)Страница 2«Главный город России и Костромской области».

Учитель: В одной старинной летописи написано:«Князь великий Юрий Долгорукий взошёл на гору, посмотрел на Москву реку, полюбил сёла и повелел на месте этомпостроить – Москву-град».Которая, как мы знаем, является столицей России.

-А есть ли у Костромской области столица, послушаем группу"Исследователи".

"Исследователи":Датой основания Костромы официально считается 1152 год. Эту дату предложил историк 3), связав это событие с деятельностью Юрия Долгорукого на северо-востоке Руси. О том, что Долгорукому был знаком этот край, есть летописная запись о его походе Волгой на судах от Ростова Великого в землю казанских болгар. А областным центром она стала в 1944 году.

Учитель: Следующее сходство, которое можно выделить это…(У России есть главный город Москва, и у Костромской области есть главный город Кострома.)


(слайд 11)Страница 3"Красота России".


Учитель:«Не нужен нам берег Турецкий» слова одной известной песни. Так зачем ехать кудато заграницу, когда наша Россия так щедра на природные красоты.(слайд 12)Россияпротягивается через одиннадцать часовых поясов, её территория охватывает иЕвропу, и Азию. Это объясняет удивительное разнообразие в природе нашей страны,необычайно яркие контрасты и огромное число уникальных заповедных мест,которые просто необходимо посетить любому человеку. От заснеженных арктических территорий, с их неповторимым северным животным миром, дощедрого теплого Краснодарского края, известным на весь мир своими морскимикурортами и все это Россия. И целой человеческой жизни не хватит, чтобы охватитьнеобъятное.

Костромская область– это плодородные земли, поля, окрашенные золотом пшеницы, бело - розовые сады весной. Разве это не сказка?

-Покажите группа "Художники" какую сказку изобразили на своих рисунках вы.(Показывают свои рисунки.)

(слайд 13)Страница 4 "Люди оставившие след в истории"

Учитель:Но главное наше богатство – люди.Расскажем о некоторых из них.

1-ый чтец:(слайд 14)К концу 70-х годов прошлого века Савелий Крамаров был одним из самых узнаваемых артистов Советского Союза. «Неуловимые мстители», «Джентльмены удачи», «12 стульев» и многие другие фильмы заставили говорить, что Крамаров с его фирменным косоглазием и улыбкой во весь рот — едва ли не главный комедийный актер страны.

«Архивариусы»:(слайд 15)Пожалуй, трудно найти человека, которому не доводилось бы смотреть фильмы с участием Михаила Пуговкина. Он снялся более чем в 100 кинокартинах, играл в театре. Большинство ролей, сыгранных им, были комедийными.Далеко не всем известно, что замечательный актёр – уроженец Костромского края Чухломского уезда.

2-ый чтец:(слайд 16)Актер, режиссер, народный артист РСФСР Никита Сергеевич Михалков родился 21 октября 1945 года в Москве в семье известного детского писателя Сергея Михалкова, написавшего «Дядю Стёпу» и детской писательницы, переводчицы Наталии Кончаловской.В кино Михалков начал сниматься в 14 лет. А в 28 лет Михалков снял свой первый фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». 

«Архивариусы»:(слайд 17)Андрей Тарковский – настоящая легенда советского кинематографа. Его вклад в мировое искусство сложно переоценить. Фильмы «Иваново детство», «Солярис», «Жертвоприношение» до сих пор являются классикой советского и европейского кино. Тарковский-режиссер известен во всех уголках планеты. Его фильмы переведены на десятки языков. И порой, пересматривая их, кажется, что мы знаем об их авторе абсолютно все, ведь в каждом из них живет частичка его души.

1-ый чтец:(слайд 18)А́лла Бори́совна Пугачёва (род. 15 апреля 1949, Москва) — советская и российская эстрадная певица, композитор-песенник, эстрадный режиссёр, продюсер, киноактриса и телеведущая. Народная артистка СССР (1991). Лауреат Государственной премии РФ (1995)

В её репертуар входит более 500 песен на русском, английском, немецком, французском, иврите, финском, украинском языках, а дискография насчитывает более 100 сольных пластинок, CD и DVD дисков. Помимо России и стран бывшего СССР альбомы Пугачёвой издавались в Японии, Корее, Швеции, Финляндии, Германии, Польше, Чехословакиии Болгарии. Общий тираж дисков превысил 250 миллионов экземпляров.

Карьера Аллы Пугачёвой ознаменована как всесоюзным, так и международным успехом на музыкальной сцене в странах Европы, Азии и Северной Америки (в частности США). Ныне именуется «примадонной», «королевой эстрады», «главной певицей России». С 1976 по начало 1990-х годов по результатам опросов всесоюзных музыкальных хит-парадов неизменно признавалась лучшей певицей года. В зарубежной прессе 1970—1980 годов неоднократно признавалась звездой № 1 советской эстрады.

«Архивариусы»:(слайд 19)Это сегодня Людмила Александровна Дементьева лауреат различных конкурсов и премии Правительства России, а начиналось все с певучего костромского села ЛеденгскПавинского района, где родилась будущая заслуженная артистка.
Уже в Буйском музыкальном училище опытный педагог определил: у Людмилы природная народная постановка голоса, и посоветовал серьезно заняться вокалом. Но она еще два года отработала учителем в музыкальной школе, прежде чем попала к Леониду Шимкову, создателю ленинградской школы народного пения. Работала в Ленконцерте, пела с оркестром народных инструментов в русском зале гостиницы «Прибалтийская», ездила на гастроли.

2-ый чтец:(слайд 20)У Елены Исинбаевой 29 мировых рекордов. Гаджи Гафанович и Наталья Петровна - родители будущей чемпионки, представители рабочих профессий. Поэтому семья с двумя детьми жила скромно. Елена со своей младшей сестрой-погодкой Инессой воспитывались строго, по словам самой матери. Обе с детства занимались в школе спортивной гимнастикой. Младшая сестра бросила занятия и в профессиональный спорт не пошла, хотя сейчас работает фитнес инструктором. Во многом уход был связан с уходом Елены из спортивной гимнастики. Но Лена, уже сдавшая норматив мастера спорта (1997 год) слишком высокая для гимнастики, в 15 лет перешла в дисциплину прыжки с шестом. 15 лет считается возрастом поздним для начала занятий новым видом спорта в профессиональной спортивной карьере. Но Елена с детства знавшая слово «надо», решила не сдаваться.

«Архивариусы»:(слайд 21)Людмила Колчанова родилась 1 октября 1979 года в городе Шарья Костромской области. Специализируется на тройном прыжке и прыжках в длину.Достижения: 
Победительница Кубка Европы в помещении 2008г.; 
Серебряный призер Чемпионата Мира 2007 в прыжке в длину ; 
чемпионка Европы (2006); 
двукратная обладательница Кубка России (2005, 2006); 
победительница Всемирной универсиады (2005); 
победительница Мемориала братьев Знаменских (2006); 
победительница соревнования «Вызов России» (2006); 
серебряный призер матча сборных России, Великобритании, Швеции, Италии (2006); 
серебряный призер чемпионата России в помещении (2006); 
серебряный призер летнего чемпионата России (2006); 
серебряный призер матча сборных России, Великобритании, Китая, США (2006); 
бронзовый призер чемпионата России в помещении (2005).

Учитель: Список знаменитых людей можно продолжать и продолжать. Мы не перечислили всех наших известных земляков и россиян. Но мы гордимся и низко кланяемся им, прославившим нашу Костромскую область и Россию.

-Какое сходство подметили вы? (Много людей, которые прославили Россию и Костромскую область на весь мир.)

(слайд 22)Страница 5«Всё что сердцу дорого…»

Учитель: Россия – могучая…Россия – великая страна…Россия – наш дом, который мы должны беречь и любить…Свою любовь к России писатели выражали в стихах... Фотографы в фотографиях… Увидьте её в фото России и прочувствуйте с помощью стихотворения…

1-ый чтец:(слайд 23)

В. Духанин

«Россия»

Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.

Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.

Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.

Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно
люблю!

Литераторы и фотографы: (слайд 24)

Ирина Скородумова

«Костромской край»

Привольно край родной расположился
Среди густых лесов и синих рек.
И коль на костромской земле родился,
Ты с нею не расстанешься вовек.

Костромская земля - необъятны поля,
Каравай, масло с сыром на блюде.
Все богатства не счесть, только главное здесь,
Основное богатство - люди.

Земля родная много повидала,
Но если грозный ворог приходил,
Ни перед кем главы ты не склоняла,
Не зря тобой Сусанин вскормлен был.

Живи и процветай, мой край любимый,
Всегда пусть солнце светит над тобой.
Ты для меня один неповторимый,
Тебя я славлю, край мой костромской!

III. Заключительный этап.

Учитель:Ребята, я раскрою ещё один секрет. Для это посмотрите на карту России и Костромской области.(слайд 25)Какое ещё одно сходство вы наблюдаете? (Границы области и страны очень похожи). Обратите внимание - ни одна область не может похвастаться таким сходством. Кто теперь догадается, почему же всё-таки я Костромскую область назвала маленькой копией? (Она схожа всем, но только маленькая территория по сравнению с Россией).

Спасибо всем ребятам, участвовавшим в подготовке занятия по теме «Костромская область – маленькая копия России». С заданием вы справились достойно.

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.















6.Список использованных источников

http://kostromka.ru/kostroma/land/05/zontikov/5.php

http://geraldika.ru/symbols/16177

http://geraldika.ru/symbols/16190

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0

http://www.uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-elena-isinbaeva.html

http://dvina29.ru/dvinamagazin/item/3641-spoj-mne-pesnyu

http://ua.tribuna.com/tags/4039659/dossier/

https://yandex.ru






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!