СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционное сопровождение слабослышащих дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация коррекционно - педагогической работы со слабослышащими детьми является одним из основных условий их успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционное сопровождение слабослышащих дошкольников»

Коррекционное сопровождение слабослышащих дошкольников

Г.М. Попова,

г. Белгород,

ГБОУ «Белгородская

коррекционная общеобразовательная

школа-интернат № 23», воспитатели


Организация коррекционно - педагогической работы со слабослышащими детьми является одним из основных условий их успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах деятельности.

Каждый поступающий в наше учреждение ребёнок с проблемами слуха в первую очередь проходит обследование специалистами: педагогом - психологом, учителем - дефектологом. Воспитатель знакомится с полученными ими данными и опирается на них в своей работе. Учитывая особенности и проблемы слабослышащих дошкольников, мы вносим изменения в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня предусматриваем увеличение времени на проведение гигиенических процедур, прием пищи, а также чередование организационных форм работы.

Для начала коррекционной работы необходимо создать у каждого ребенка положительную мотивацию выполнения заданий. При поощрении правильного выполнения действий мы формируем у детей уверенность в преодолении имеющихся трудностей. Все высказывания, обращённые к ребёнку, произносятся в замедленном темпе, с паузами между словами и повторами образца, с выделением ударного слога и лексического ударения во фразе.

В случае возникновения затруднения у ребенка при выполнении заданий можно использовать такие виды помощи, как привлечение внимания ребенка, повтор инструкции. Методикой предусматривается использование фиксированных видов помощи – показ дополнительных наглядных опор (картинок, табличек, игрушек), демонстрация образца, отдельного действия или деятельности в целом. После оказания помощи ребенку всегда предоставляется возможность выполнить задание самостоятельно.

Одним из важных условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно - развивающей среды, то есть условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности. Оформление групповых помещений и распределение игрового, дидактического оборудования проводится по общим требованиям, предъявляемым ко всем образовательным дошкольным учреждениям. Но развивающая среда в нашем дошкольном отделении имеет свою специфику. Все помещения: группы, спальни, умывальные комнаты, раздевалки оснащены наборными полотнами. В спальне, умывальной комнате выставлены таблички, картинки, на которых представлены названия предметов, алгоритмы выполнения режимных моментов. В группах на стенды выставляются таблички по изучаемой лексической теме. Кроме этого, слова по основным разделам окружающего мира: дни недели, состояние погоды; глагольный словарь, т.д.

Особое значение в нашей работе имеет постоянное речевое общение с ребенком. Оно является определяющим фактором его развития, потому что служит средством формирования предметной, а позднее игровой деятельности, стимулом овладения различными видами движений, условием развития понимания и использования речи. Общение со слышащим малышом не вызывает сложностей. А в общении с слабослышащим ребенком следует учитывать некоторые специальные моменты. Малыш должен всегда хорошо видеть лицо взрослого, нужно привлекать его внимание к движениям губ. Если у ребенка есть слуховые аппараты, необходимо общаться с ним на расстоянии до 1 м — так ребенок будет воспринимать речь на слухозрительной основе. Иногда, чтобы уточнить звучание слова, например название игрушки, целесообразно произнести его несколько раз, а также предъявить на слух, закрыв лицо экраном, либо произнеся слово сзади или сбоку, чтобы ребенок не видел губы. В процессе общения с ребенком в школе, на улице надо привлекать его внимание к звучащим предметам, повторять звукоподражания, называть звучащие объекты (ложка упала: бах; собачка лает: ав-ав-ав; пылесос гудит: у-у-у). При попытках ребенка воспроизвести слова или звуки взрослый поддерживает их, повторяет, одобряет действия ребенка, радуется вместе с ним.

Несмотря на то, что вся деятельность ребенка организуется взрослым, необходимо систематическое проведение с детьми организованной образовательной деятельности, совместной деятельности, в которые включается работа по общему развитию, а также специальные игры и упражнения по развитию речи, слухового восприятия. Эта работа проводится в первой и второй половине дня. Большое значение имеет подготовка к продумывание цели деятельности, подбор разнообразного материала.

Воспитатели дошкольного отделения проводят с детьми НОД по изодеятельности. Как определено ФГОС, ООМ исключено из перечня НОД. Но, учитывая особенности слабослышащих воспитанников, мы проводим ООМ как занятие. Потому что именно так можно познакомить детей с окружающим миром, который слышащий ребёнок познаёт в процессе игр, прогулок, общения со сверстниками и взрослыми без специальных занятий. Ознакомление с окружающим миром позволяет формировать у слабослышащего ребенка представление об окружающих предметах, их свойствах и назначении; явлениях живой природы (растениях, животных), временные представления. Большое значение мы придаём наблюдениям за деятельностью людей, условиями их жизни, занятиям; обучению ориентированию в окружающей обстановке.

Немаловажным условием является и трудовое воспитание. Оно включает в себя воспитание гигиенических навыков и поведения в быту; хозяйственно-бытовой труд, расширение представлений о труде взрослых; труд в природе, предполагающий участие ребенка в работе на участке, уходе за комнатными растениями; ручной труд.

Игровая деятельность очень важна для любого ребёнка, особое значение для наших детей имеет игра - драматизация. Именно знакомство со сказкой, её драматизация является одним из главных методических инструментов для решения задач по развитию связной речи и формированию коммуникативных навыков.

Использование сказки в коррекционной работе со слабослышащими детьми имеет свои особенности. У слабослышащего ребёнка лексический словарь ограничен, и литературные тексты он не сможет понять и принять полностью. Поэтому, прежде чем знакомить детей со сказкой, тексты сказок адаптируются с учетом речевых и познавательных возможностей.

После этого слабослышащим детям эмоционально рассказывается адаптированная сказка на доступном их пониманию уровне. Проводятся беседы по сказкам рассматриваются иллюстрации, картинки. Также используются разнообразные виды и формы работы: пересказы с опорой на иллюстрации, разыгрывание сказки в настольном театре, рисование персонажей сказки с комментированием и т. д. Большая роль отводится занятиям по изодеятельности. Именно рисование, лепка, аппликация по сказкам имеет огромное значение не просто для запоминания, а для понимания смысла сказок, характеров героев. Не менее важны беседы, проводимые перед непосредственной деятельностью, в ходе самой деятельности. Педагог наводящими вопросами заставляет детей думать, анализировать: почему смогли вытащить герои сказки репку? Какая была лиса в сказке «Колобок»? и т.д. Сначала мы выделяем три - четыре персонажа или явления, устанавливая отдельные связи между ними, частично воспроизводя таким образом сюжет произведения. Учим детей понимать характер героев, запоминать повадки, внешние признаки и особенности.

Иначе говоря, чтобы вступить в полноценное взаимодействие с литературным произведением, ребенок должен его прослушать, просмотреть в картинках, потрогать руками книгу, проиграть с игрушками, продекламировать отдельные слова, выражения, фразы текста и обнаружить их применимость к конкретным жизненным ситуациям. Если слова и фразы текста знакомы и доступны слабослышащим детям, материал предъявляется на слуховой основе, т.е. только в виде устного произнесения без табличек и наглядности. С новыми словами знакомят с помощью иллюстраций к сказкам, табличек, на которых печатными буквами пишется слово или фраза. Кроме этого, используется приём сопряжённого (вместе с педагогом) и отражённого (ребёнок повторяет фразу, сказанную педагогом) проговаривания.

После этого проводится подготовка и проведение игры - драматизации по сказкам как итог работы. Одна из главных задач при работе над сказкой – приблизить речь слабослышащего ребёнка к естественному звучанию, научить говорить голосами разных регистров. Например, в сказке «Теремок» действующие лица говорят в разных регистрах: Медведь говорит низким голосом, Волк – естественным, т. е. в среднем регистре, Заяц говорит в высоком регистре. Это непростая задача для наших воспитанников. Таким образом, в ходе работы над игрой - драматизацией у детей происходит постепенное формирование и развитие коммуникативных навыков, развивается игровое воображение; дети учатся общаться друг с другом в речью, становятся эмоционально более раскрепощенными.

Важным методическим инструментом в нашей работе является преемственность в работе учителя - дефектолога и воспитателя. При ведущей роли учителя - дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями дошкольной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя - дефектолога. Это взаимодействие реализуется в таких сторонах деятельности, как организация изучения детей группы, анализ программ по различным разделам воспитания и обучения, перспективное и ежедневное планирование, взаимопосещение и анализ занятий, проведение комплексных занятий, организация досуга и развлечений детей, работа с родителями.

При комплектовании группы учитель и воспитатели осуществляют оснащение педагогического процесса дидактическими средствами, создают условия, необходимые для воспитания и обучения детей. Особенностью нашего учреждения является оформление наборных полотен для табличек и картинок, подбор демонстрационного и раздаточного материала по различным разделам работы. Эти основные направления реализует наша школа - интернат, создавая благоприятные условия для всестороннего развития воспитанников.

Список использованных источников

  1. Гришвина А.В., Сочеванова Е.В., Пузыревская Е.Я. Игры-занятия с детьми с нарушениями умственного и речевого развития.- М., 1988г.

  2. Мишина Г.А., Стребелева Е.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. – М., Изд.: “Экзамен”, 2004г.

  3. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.,1978г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!