СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная программа развивающих занятий по формированию адекватного поведения.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация к школьному обучению.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная программа развивающих занятий по формированию адекватного поведения.»





Программа

Коррекционной работы

Содержание психологического сопровождения 1. Программа коррекционно – развивающих занятий по формированию адекватного поведения и адаптации к школьному обучению учащихся младших классов 2. Программа коррекционно – развивающих занятий «Решение психоэмоциональных проблем» для учащихся 5 – 7 классов. 3.Программа коррекционно – развивающих занятий по формированию умений конструктивного взаимодействия у старших школьников, имеющих проблемы в общении и поведении.

Программа коррекционно – развивающих занятий по формированию адекватного поведения и адаптации к школьному обучению учащихся младших классов

Пояснительная записка.

Актуальность программы

Основа успешного поведения и обучения, а также эмоционального благополучия ребенка закладывается в самом начале школьной жизни.

Психологическая помощь, оказанная на ранних этапах формирования дезадаптивных форм поведения и неадекватных представлений ребенка о себе, улучшает адаптацию детей, способствует их развитию в целом и является профилактикой будущей группы "риска".

Данная программа направлена на коррекцию и профилактику психологических трудностей ребенка в приспособлении к среде.

Одним из важнейших проявлений развития ребенка является усвоение им требований общества и развитие психологических качеств, необходимых для функционирования как общественного существа. Этот аспект развития описывается как процесс социализации.

Отсутствие необходимых внешних условий приводит к формированию дезадаптивных форм поведения. С точки зрения педагога это может выглядеть как "невоспитанность" ребенка. Но и вполне благоприятное внешнее окружение не отменяет субъективных трудностей детей на пути социализации. Более сложные сочетания факторов развития могут быть источником противоречий в развитии внутреннего мира ребенка.

Возможны различные варианты нарушений школьной адаптации у детей, испытывающих трудности в процессе социализации. В начальной школе такие затруднения испытывают дети с низким уровнем социализации, активно противостоящие требованиям социального окружения, а также дети с гиперсоциальными тенденциями, "слишком правильные". Как правило у учителей вызывают беспокойство дети, чье "я" активно противостоит социализирующим попыткам окружения. Неумение подчинить свои желания требованиям коллективной работы и коллективного взаимодействия, негативизм и конфликтность очень скоро закрепляют за ребенком репутацию "трудного". Действительно, общаться и договариваться с таким ребенком в социальном контексте трудно, но и ему самому тоже нелегко.

Трудности и неудачи в межличностных отношениях, переживаемые детьми, могут привести к искажениям в развитии их личности, в частности, к искажению самооценки. Генерализованные изменения самооценки приводят к искажению представлений о себе, "Я -концепции". Дети с искажением "Я -концепции" имеют неустойчивую самооценку, повышенно чувствительны, эмоционально неустойчивы, тревожны и неуверенны. Внутренние переживания вначале осознаются, как возможность соответствовать требованиям педагогов и оставаться в то же время самим собой, в дальнейшем - как несоответствие нормам общения, принятым среди сверстников.

Для нормального развития и функционирования любой ребенок нуждается в существовании позитивной "Я -концепции", которую он строит сам, но обязательно с помощью взрослых. Именно поэтому взрослым необходимо иметь позитивную концепцию развития ребенка.






Программа предназначена для детей от 7 – 10 лет с проблемами в поведении (в т. ч. дети с СОП, дети с нарушениями эмоционально – волевой сферы ) и детей, испытывающих трудности приспособления к новой социальной среде.

Цели программы:

  1. Формирование навыков адекватного, конструктивного, успешного поведения ребёнка в социуме

  2. Коррекция эмоциональных состояний, тормозящих процессы развития и социальной адаптации

Задачи программы:

  1. Формирование позитивной "Я - концепции" и адекватной самооценки детей

  2. Снятие чрезмерного напряжения, тревожности, враждебности, агрессивности

  3. Помощь детям в лучшем понимании, осознании, контроле и выражении своих чувств

  4. Развитие коммуникативных навыков детей в общении со сверстниками

  5. Обучение детей навыкам самоконтроля

  6. Развитие волевых качеств детей

  7. Обучение детей навыку подчинять свои желания требованиям коллективной работы, общественным нормам

  8. Помощь детям в удовлетворении основных базовых потребностей данного возраста в умелости и компетенции

  9. Тренировка внимания детей (концентрация, переключаем ость, распределение)

  10. Развитие произвольных психических функций (память, внимание, мышление, воображение)

  11. Тренировка психомоторных функций

  12. Профилактика формирования нежелательных негативных тенденций в поведении и характере ребёнка

  13. Снижение потребности в деструктивном выражении чувств.


Формы работы:

Данная программа рассчитана на 5 – 6 месяцев, в течение которых проводятся групповые ( не менее 14 занятий - 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут) и индивидуальные занятия.


Организация игровой терапии

Ребенок играет в специально оборудованной комнате, а психолог присутствует в этой комнате и определенным образом реагирует на действия ребенка. Психолог не вмешивается в игру ребенка, не направляет ее. Ребенок играет свободно в атмосфере благожелательности и безопасности. Задача психолога состоит в том, чтобы понимать и отражать эмоциональное состояние ребенка в процессе игры. Когда ребенок встречает истинное понимание и принятие своего состояния, он преодолевает свои внутренние конфликты, психический дискомфорт, невротические состояния и становится способен к личностному росту и развитию.

Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Игровой терапевт полностью вовлечен в игру ребенка, он концентрирует свое внимание на эмоциональном состоянии ребенка и отражает его, т.е. рассказывает ребенку понятно и коротко об этих эмоциональных состояниях.

Процесс игры рассматривается, как усилия ребенка обрести контроль над окружающей средой. Проблемы, которые переживает ребенок, не существуют отдельно от его личности, таким образом, игровая терапия объединяет динамическую внутреннюю структуру личности ребенка с таким же динамическим подходом.

Особенно важной является символическая функция игры. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символами чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт.

Терапевт использует игру с детьми потому, что игра для ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни.

Игра как процесс, в котором ребенок проигрывает свои чувства, таким образом, выводя их на поверхность, во вне, получая возможность взглянуть на них со стороны, и либо научиться управлять ими, либо отказаться от них. И в этом процессе ребенку помогает психолог.


Организация песочной терапии является одним из видов игровой терапии. Она отличается специфическим набором фигур (коллекция) и наличием ящиков с сухим и влажным песком, которые и являются игровым пространством.

Игра с песком - это процесс, песочный ящик - средство, а песочный мир - законченный продукт. Процесс начинается с того, что консультант приглашает ребенка поиграть с песком и выбрать игрушки. Каждый предмет, со свойственной ему физической конструкцией и символическим смыслом, стимулирует работу фантазии. Символы олицетворяют внутренние, заряженные энергией представления о врожденных возможностях человека, проявление которых способствует эмоциональному развитию. Психологические проблемы разрешаются и осмысляются на бессознательно-символическом уровне. Психолог присутствует в качестве зрителя игрового процесса, который позволяет внутренней проблеме принять зримые очертания и обеспечить терапевтическую динамику и психический рост. Процесс игры и драматизация освобождают заблокированную энергию, а освобождение подавленной энергии приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности и адаптации.

Важной частью каждого группового занятия являются игры и упражнения на слушание и выполнение задания соответственно инструкции. Большое значение имеет процесс обучения: важно, чтобы ребенок закончил начатую деятельность даже в том случае, если он очень не хочет и сопротивляется. Тут-то и нужна помощь психолога.

Задания на выполнение инструкции разнообразны: это и выполнение несложной домашней работы, и уход за собой, и моделирование по образцам (используются конструкторы и др.), и создание поделок, и проведение групповых игр, упражнений с четкими требованиями-правилами. В ходе занятий ребенок постепенно учится справляться со своими "не хочу" и подчиняться требованиям взрослых и группы.

Для развития самоконтроля и саморегуляции в каждом занятии используются задания, предоставляющие ребенку возможность выбора. Например, можно выбрать, каким материалом пользоваться, какое из индивидуальных заданий выполнять, какие картинки больше нравятся и т.п.

На каждом занятии проводятся упражнения и игры, направленные на развитие у ребенка устойчивости, концентрации, переключаем ости и распределения внимания, так как именно функция внимания не развита у детей с поведенческими проблемами.

Важное место на занятиях занимают этюды и игры на развитие психомоторных функций и регулирования поведения в коллективе, упражнения и игры, направленные на преодоление двигательного автоматизма, а также способствующие произвольному изменению мышечного тонуса и релаксации. В работе используется чтение медитативных сказок (как стереотипов успешного поведения) под релаксационную музыку и другие виды упражнений. В качестве вспомогательных средств в коррекционной работе с агрессивными, неуправляемыми детьми мы используем рисование, лепку, творческое конструирование и т.п. под музыку.

Также считаем эффективным использование в психокоррекции поведенческих проблем проведение цикла работы с чувствами и включение психогимнастических комплексов упражнений. Работа с чувствами или эмоционально-символическое выражение с помощью группового метода проводится для того, чтобы помочь детям справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному эмоциональному самочувствию, и учит детей лучше осознавать, понимать и контролировать свои чувства, понижает уровень напряжения, а, следовательно, и потребность в деструктивном выражении чувств, уменьшает тревожность, страхи, снимает психический дискомфорт.

Работа с чувствами проводится следующим образом: для обсуждения на одной встрече выбирается одно чувство ("страх", "гнев", "печаль" ...). Сначала проводится групповая беседа, дети отвечают на вопросы ("Что представляет собой страх? Когда вам бывает страшно?...."). После обсуждения дети рисуют, лепят, пишут рассказы об этом чувстве. Затем работы совместно обсуждаются. На стадии рисования и после нередко можно исследовать и обсудить чувства и мысли, которые не удалось раскрыть в процессе вербального обсуждения.

Использование психогимнастических комплексов завершает работу с чувствами.

Также многие задания и упражнения, игры и этюды способствуют развитию коммуникативных навыков: учат детей общаться в группе и в парах, дарят детям радость сотрудничества, что очень важно, так как дети с проблемным поведением, как правило, не умеют общаться с другими детьми и либо все время конфликтуют, либо остаются в изоляции, так как не соблюдают правила игры, нарушают чужие "границы", часто ведут себя агрессивно, не уступая другим. Многие дети держатся отчужденно от группы, так как собственные эмоциональные проблемы и неустойчивое поведение не дают возможности конструктивно общаться. Поэтому в ходе групповых занятий мы часто используем творческие коллективные задания. Например, создание большого города из строительных материалов или общей песочной композиции, для того чтобы у ребенка появился новый опыт радостного, творческого сотрудничества и сопричастности с другими людьми.


Ожидаемый результат от реализации программы:


  1. Снижение уровня агрессивности и тревожности у детей.

  2. Большая адаптивность детей к социуму (школе).

  3. Улучшение детского самоконтроля и саморегуляции.

  4. Повышение степени удовлетворения базовой потребности в умелости и компетентности.

Определение результативности

Для контроля результатов до начала и после окончания цикла занятий проводится обследование детей.

Для диагностики используются следующие методики

1 Проективные методики (на выбор)

2 Тест Лютера - диагностика эмоционального состояния.

3."Дом - дерево - человек" - диагностика общего психического развития.

4.."Несуществующие животные"

5.. Рисунок семьи.

Оборудование: бумага формата А-4, листы картона формата А-4, фольга, папиросная бумага, скотч, клей цветные карандаши, фломастеры, краски, ручки, мяч, карточки с названиями эмоциональных состояний, листы ватмана, магнитофон, аудиокассеты с медленными и быстрыми музыкальными композициями, свободная от мебели территория для танца, игрушки.


Тема 1: «Учимся внимательно слушать и точно выполнять инструкцию».

1

Овладение основами работы над заданиями на слушание и выполнение инструкции

Тема 2: «Учимся преодолевать страх».

2

Развитие умения осознавать и выражать тревогу и страх.

Развитие умения работать по инструкции

Тема 3 «Игра в песок».


2

Снижение потребности в деструктивном выражении чувств.

Формирование внутреннего контроля

Тема 4. «Учимся выражать гнев и доводить дело до конца».


2

Развитие умения осознанно и конструктивно выражать гнев. Формирование чувства умелости и компетентности. Развитие умения доводить дело до конца при выполнении заданий по инструкции

Тема 5. «Учимся выражать обиду. Учимся точно и быстро выполнять инструкции»

2

Развитие умения осознанно и конструктивно выражать обиду. Развитие навыков выполнения заданий по инструкции в группе

Тема 6 «Что делать когда грустно. Учимся творчески мыслить».


2

Развитие у детей способности к конструктивному самовыражению. Получение позитивного опыта принятия группой личности ребенка и результатов его творческой деятельности

Тема 7. «Как поделиться радостью»

2

Развитие способности к осознанию и выражению эмоций в процессе творческой деятельности. Закрепление навыков выполнения задания по инструкции

Тема 8 «Завершение работы»

1

Закрепление полученного позитивного опыта. Подведение итогов

Программа коррекционно-развивающих занятий «Решение психоэмоциональных проблем» для учащихся 5 -7 классов

Пояснительная записка

Актуальность программы обуславливается необходимостью оказания коррекционно-психологической помощи подросткам в решении психоэмоциональных проблем, которые обостряются в связи с особенностями возраста.

Подростковый возраст характеризуется рядом важных особенностей. Э. Эриксон называет этот период психосоциальным мораторием, поскольку ребенок, на фоне происходящих физиологических и анатомических изменений, опережающих его социально-психологическое развитие, только начинает учиться жить по-взрослому. Другими словами, это «санкционированный обществом переходный период между детством и взрослостью, в течение которого индивид может найти для себя нишу в обществе путем свободного опробования различных ролей». Подросток «примеряет» различные роли без обязательного принятия какой-либо из них. Основной же задачей для него является формирование идентичности, в противном случае происходит «диффузия ролей», появление сомнений в себе, что, в свою очередь связано с проявлением психологических отклонений, от девиантного поведения до размытости Я и расплывчатости личности.

Нелегкость задач подросткового возраста обусловливается следующими особенностями: внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой «Я-концепции»; пограничность и неопределенность социального положения; противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли. Таким образом, подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска.

Программа предназначена для работы с учащимися 5х- 7-х классов, характеризующимися повышенной тревожностью, неадекватной самооценкой, агрессивностью, низкой стрессоустойчивостью.

Цель программы: развитие психоэмоциональной сферы подростков.

Задачи программы:

  • Научить подростков понимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, и выражать свои эмоции адекватно ситуации.

  • Научить подростков конструктивным способам выхода из стрессовых ситуаций.

  • Ознакомить детей со способами саморегуляции.

  • Объективизация самооценки и повышение самопринятия.


Формы работы:

Данная программа рассчитана на 5 – 6 месяцев, в течение которых проводятся подгрупповые (не менее 14 по 40 минут каждый) и индивидуальные занятия.

Определение результативности


Для контроля результатов до начала и после окончания цикла занятий проводится обследование детей.

Для диагностики используются следующие методики:


1. Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн модификация А.М. Прихожан, (Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. АПН, М., 1988

2.Тест определения стиля поведения в конфликте К. Томас. Альманах психологических тестов, М: «КСП», 199

3.Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, М: «КСП», 1996)

Предполагаемый результат: стабилизация эмоционального фона, снижение агрессивности, снижение тревожности, формирование адекватной самооценки, повышение самопринятия, овладение способами саморегуляции, повышение стрессоустойчивости.

Оборудование: бумага формата А-4, листы картона формата А-4, фольга, папиросная бумага, скотч, клей цветные карандаши, фломастеры, краски, ручки, мяч, карточки с названиями эмоциональных состояний, листы ватмана, магнитофон, аудиокассеты с медленными и быстрыми музыкальными композициями, свободная от мебели территория для танца.


Тематический план


№ п\п

Содержание занятия

Цели занятия

Упражнения

1. Эмоции и чувства

Разработка правил группового взаимодействия

Выявление ожиданий участников

Работа с эмоциями и чувствами


  • Познакомить подростков с эмоциями и чувствами

  • Научить подростков отслеживать эмоциональные состояния и чувства

  • Научить подростков адекватному ситуации выражению эмоций

«Самопрезентация»

«Поменяйтесь

«Передача листа»

«Словарь чувств»

«Маски в конфликте»

«Цвет моего эмоционального состояния. Разговор цветов»

«Гнев»

Ролевая игра «Социально приемлемые способы выражения эмоций»

«Групповое обсуждение»

2. Стресс и способы выхода из него

Определение ситуаций, вызывающих стресс

Актуализация прошлого опыта выхода из стрессовых ситуаций

Знакомство с копинг-стратегиями (мини лекция)

  • Знакомство с понятием стресс

  • Научить подростков конструктивным способам выхода из стрессовых ситуаций

«Что нового и хорошего…»

«Рисуем деревья

Мини-лекция «Стресс»

«Актуализация опыта участников группы по выходу из стрессовых ситуаций»

«Рисуем выход из стрессовой ситуации»

Ролевая игра «Что делать?» (вариант – обсуждение способов выхода из наиболее часто встречающихся в жизни стрессовых ситуаций)

«Групповое обсуждение»

3. Саморе-гуляция

Актуализация прошлого опыта переживания стресса, сосредоточение на реакциях собственного тела. Отработка различных способов саморегуляции.


  • Изучение реакций собственного тела в ответ на воздействие стрессоров

  • Ознакомление детей со способами саморегуляции

«Что нового и хорошего…»

«Эмоциональное состояние моего соседа» Актуализация опыта переживания стресса

«Рисуем свое тело в состоянии стресса»

«Игра с мышцами»

«Воздушный шарик»

«Ущерб и его компенсация»

«Групповое обсуждение»

4. Тревожность

Создание доверительной атмосферы в группе. Актуализация прошлого опыта переживания тревоги.

Работа с состоянием тревоги через победу над страхами.

  • Отслеживание тревожных состояний.

  • Снижение уровня тревожности подростков.

  • Выравнивание эмоциональных состояний.

«Что нового и хорошего…»

«Невербальное изображение эмоциональных состояний»

«Щепки на реке»

Мини-лекция «Тревога. Страх. Тревожность»

«Рисуем влияние семейных проблем на нашу жизнь»

«Ищем примирение с источником тревожности»

«Рисуем страх»

Актуализация опыта побед над страхами.

«Рисуем победу над страхом»

«Групповое обсуждение».

5. Самооценка

Работа с самооценкой

(куклотерапия, рисование), взаимоподдержка участников группы, целеполагание.

  • Объективизация самооценки

  • Повышение самопринятия

«Что нового и хорошего…»

«Достоинства (сильные стороны) друг друга» (вариант – «Комплименты»)

История «Кафе «Гулливер

Мини-лекция «Самооценка»

«Рисуем имя»


Программа коррекционно – развивающих занятий по формированию умений конструктивного взаимодействия у старших школьников, имеющих проблемы в общении и поведении.

Пояснительная записка

Актуальность и практическая направленность данной кор­рекционно-развивающей программы обусловлена, прежде всего тем, что одной из существенных причин психологических трудностей у старших подростков, причин нарушений и отклонений в их поведении, яв­ляются недостатки развития самосознания (его ограниченность, не­адекватность, заниженная или завышенная самооценка), а также не сформированность умений конструктивного взаимодействия с людьми и, соответственно, наличие отрицательного опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Перспективность программы связана с тем, что она не только является способом решения существующих проблем подростка, но полученные знания и умения актуальны для применения на даль­нейших этапах юности и взрослости, что особенно важно для выпускников сиротских учреждений.

Психологические особенности подросткового возраста.

Хронологически подростковый и юношеский периоды развития весьма условны. Существующие возрастные периодизации неодно­значны и, как правило, не охватывают всех сторон развития лично­сти.

Психологически этот возраст крайне противоречив. Повышенная эмоциональная возбуди­мость подростков нередко является причиной различного рода конфликтов в отношениях с окружающими. Кроме того, в этом воз­расте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свой­ства характера; такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклоняющегося от нормы поведения.

Важнейший психологический процесс подростково-юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа "Я". Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний стимулируют старшекласс­ников к размышлению о себе и своих проблемах, к осознанию сво­его собственного "Я".

Нарушения взаимоотношений с родными, высокий уровень тревоги и трудности в общении со сверстниками и педагогами, по­ниженный уровень притязаний, затруднения в учебе, чувство одино­чества, неуверенность в себе, замкнутость - это основные проблемы подростков, требующие помощи психолога.

Таким образом, основной целью данной коррекционно-развивающей программы является оказание индивидуально-ориентированной психологической помощи подросткам в возрасте 13-16 лет, имеющим проблемы в общении, поведении и учебной деятельности на основе развития личностного самосозна­ния и формирования умений конструктивного взаимодействия для их социально-педагогической реабилитации

Задачи коррекционно-развивающих занятий :

  1. познакомить подростков с психологическими особенностями взаимодействия с окружающими и их влиянием на поведение и учебную деятельность;

  2. познакомить подростков с понятиями, которые обычно употребляются в разговоре о психике, характере, психологических про­блемах (расширить понятийный аппарат подростка);

  3. обогащение образа "Я" подростка, создание условий для по­вышения адекватности самооценки, самопринятия;

  4. создание условий для принятия подростком ответственности на себя за принятие решений и свое поведение в различных жиз­ненных ситуациях;

  5. обучение универсальным психотехническим навыкам конструктивного взаимодействия с окружающими;

  6. расширение психологического опыта подростков в построе­нии стратегий и тактик взаимодействия с людьми.

Форма работы:

Программа реализуется на индивидуальных и групповых заня­тиях :

  • минимальная длительность курса – 20 занятий ( 1 занятие в неделю);

  • продолжительность каждого занятия - 40 мин

Ожидаемые результаты:

  1. повышение уровня самосознания подростков, обогащение образа "Я", повышение адекватности самооценки и самопринятия.

  2. улучшение нарушенных взаимоотношений подростков за счет использования ими приобретенных пси­хотехнических навыков конструктивного взаимодействия;

  3. конструктивное решение подростками жизненных проблем за счет осознания и принятия ответственности на себя за свое поведе­ние и принятие решений в повседневной практике.

Тема

Цели занятий

Техники и методики

ч

1. «Поддержка», как особый психотехнический прием

Речевые и неречевые «Знаки внимания»

«Похвала», как оценочное суждение. Влияние похвалы на формирование самооценки и уверенности в себе.


Познакомить с особенностями подросткового периода и с типами характера. Дать представление о слабых и сильных сторонах каждого типа характера.

Обучить умению видеть сильные стороны партнера и использовать их для построения конструктивного взаимодействия и психологической поддержки.

Обучить приемам психологической поддержки.

Беседы на темы: психологическая поддержка, личность, характер, сильные, слабые стороны.

Упражнения на овладение навыками оказания речевых и неречевызх знаков внимания.

Овладение техниками «Слушать и слышать других и себя», «Я принимаю тебя таким, какой ты есть»

4

2.Индивидуальные психологические «фильтры»

Определение понятия Я – слушания

Я – волевое начало, активное влияние на формирование отношений с людьми

Расширить круг психологических знаний о процессах восприятия в межличностных отношений

Учить анализировать «фильтры», которые порождают проблемы.

Развивать способности брать на себя ответственность за собственные проблемы с целью установления более гармоничных отношений с окружающими людьми.

Развивать личностную ответственность за свое поведение, поступки, высказывания

Беседы на темы: «Я – слушания» и зачем нам нужно развивать эти способности

Упражнения на овладения навыками анализировать «фильтры», которые порождают проблемы во взаимоотношениях

Практические занятия по обучению выделению проблемного

4

3.Эмоции и их роль в личностном взаимодействии.

Общение как форма взаимодействия

Уровни общения – информационный и эмоциональный

Основные техники взаимодействия


Формировать способности правильно понимать и выражать эмоции

Обучить навыкам:

Устанавливать психологический контакт в общении, поддерживать обратную связь, отражать информацию и чувствовать партнера без искажений


Беседы на темы:

Эмоции и способы их выражения.

Психологический контакт в общении.

Упражнения на овладения навыков «слушать и слышать»

4

4 Активное слушание. Основные приемы

Пассивное слушание. Основные приемы Эмпатическое слушание. Основные правила и психотехнические навыки эмпатического слушания

Обучить основным приемам активного слушания

Обучить основным приемам пассивного слушания

Обучить методике эмпатического слушания



Беседы на темы:

Основные виды слушаний, используемых в общении.

Упражнения на овладение приемами активного, пассивного и эмпатического слушания.

4

5. Понятие о конфликте. Способы поведения в конфликтной ситуации. « Я – высказывание, как один из способов поведения в конфликтной ситуаци

Познакомить с понятием психологического конфликта и основным способам реагирования в конфликтной ситуации. Познакомить с техниками и психологической схемой «Я –высказывания» Обучить приемам «Я –высказывания»

Беседа на темы:

Психологический конфликт

«Я –высказывания»

Тренинг навыка «Я –высказывания»


4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!