КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У детей
с РАСстройствами аутистического спектра
Баранова Галина Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент,
ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула
Гришаева Ирина Сергеевна,
учитель-дефектолог, учитель-логопед
МУДО «Центр сопровождения детей»,
г. Богородицк, Россия
Аннотация. В статье раскрываются основы развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра, особенности организации логопедической работы.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, неспособность инициировать и поддерживать разговор, повторение стереотипных речевых штампов; нарушения просодической стороны речи (патологические изменения темпа, ритма, высоты голоса); обучение вербальным средствам коммуникации; обучение альтернативным средствам коммуникации; дифференциация речевых нарушений; установление эмоционального контакта с ребенком; активизация речевой деятельности; развитие речи в обучающей ситуации, формирование неречевых навыков.
Актуальной проблемой современной педагогической теории и практики является обеспечение равного доступа к образованию всех детей, особенно проблема психолого-педагогического, логопедического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС).
Раскрывая особенности детей с расстройствами аутистического спектра, мы отмечаем, что нарушение процесса общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает доминирующее место в его аномальном развитии.
Коррекция раннего детского аутизма представляет достаточно сложный характер. В обществе создается определенного рода автономизация семьи такого ребенка. Данный фактор обусловливает усложнение процессов воспитания и обучения детей с РАС.
Между тем, исследования по коррекции аутистических расстройств показывают, что существует положительная тенденция в адаптации данной категории детей к различным социальным обстоятельствам. Расширяются возможности социализации учащихся, способы их коммуникации с социумом.
Следует отметить, что речь детей с расстройствами аутистического спектра характеризуется следующими особенностями развития:
- нарушается возможность использовать речь как таковую;
- дети не неспособны наладить социальное взаимодействие, поддерживать контакт с другим человеком без явного психологического дискомфорта;
- характерны трудности восприятия информации и понимания ситуации общения;
- отсутствие самой потребности в общении;
- стремление избегать контактов и нежелание общаться.
Причинами несформированности коммуникативной функции детей с РАС являются:
- отсутствие благоприятной ситуации в использовании речи;
- болезненный невротический опыт;
- хроническая недостаточность общения в раннем детстве.
Результаты психологических исследований, наблюдения специалистов свидетельствуют о том, что ребенок с РАС скорее не может, чем не хочет общаться. Такому ребенку нужно своевременно оказать помощь, учить взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми. Данный процесс способствует формированию познавательной активности, личностных качеств ребенка, его социализации в обществе.
Поскольку формирование речевой функциональной системы детей с РАС достаточно специфическое, то оно требует особой организации коррекционно-педагогической работы.
Заметим, что речевое развитие детей с РАС характеризуется достаточно специфическими чертами и зависит от временных, содержательных характеристик коррекционно-развивающего обучения. Рассмотрим подробнее требования к организации данного процесса:
1. Ранняя диагностика речевых нарушений и их коррекция. Реализация такого условия в коррекционно-педагогической работе позволит ребенку в будущем овладеть основными формами коммуникативного поведения. Создаст возможность учиться приспосабливаться к требованиям общества.
2. Главным симптомом РАС является нарушение социального взаимодействия, проявлениями которого являются:
- отсутствие желания делиться радостью, успехами с окружающими ребенка сверстниками и взрослыми;
- не понимают эмоций других людей, не проявляют эмпатии;
- ограниченность невербального поведения;
- неспособность организовать и поддерживать взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
3. Нарушение в развитии невербальной и вербальной коммуникации, например:
- неспособность инициировать и поддерживать разговор;
- при отсутствии речи не пытаются использовать для общения жесты и мимику;
- повторение стереотипных речевых штампов;
- нарушения просодической стороны речи (темпа, ритма, высоты голоса),
Заметим, что для детей с РАС характерны ограниченные, стереотипные движения, формы поведения, интересы. Данные особенности не несут функционального значения, они являются источником удовлетворения сенсорных предпочтений. Дети с РАС имеют шаблонное поведение, устойчивые предпочтения определенным предметам, жесткое соблюдение ритуалов.
Главной задачей специалистов, работающих с ребенком, является обеспечение полноценной жизни, включающее:
- свободу выбора;
- возможность проявлять инициативу, самостоятельно принимать решения;
- включаться в жизнь общества.
Одним из важных принципов коррекционно-педагогической работы является «нормализация» жизни. Реализация данного принципа предполагает не изменение самого ребенка, а коррекция влияния внешней среды на его поведение. Научить ребенка пользоваться средствами взаимодействия и коммуникации, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
Подчеркнем, что для детей с РАС характерно:
- отсутствие мотивации к общению;
- неумение ориентироваться в ситуации общения;
- повышенная эмоциональная истощаемость.
Поэтому главной задачей в коррекционно-педагогической работе является уменьшение влияния всех этих факторов на речевое развитие ребенка. Для этого учитель-логопед должен:
- выявить сильные подкрепляющие стимулы и установить их как мотиваторы;
- минимизировать проявления нежелательного поведения, вследствии не способности ребенка выразить свои желания, чувства; активизировать сенсорные ощущения.
Подходы к развитию речи детей с РАС различны. Специалисты делают акцент на:
- коррекцию эмоциональных нарушений;
- создание потребности в речевом взаимодействии посредством установления и развития эмоционального контакта с ребенком;
- активизации речевой деятельности;
- формировании речевых и неречевых умений и навыков.
Литература
1. Гордеева А. В. Реабилитационная педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. М.: Акад. проект, Королев: Парадигма, 2005. 320 с.
2. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 176 с.