Контрольный тест по теме «Лексика. Фразеология».
Класс: 6
Дата:
ВАРИАНТ 1
1.Как называется раздел науки о языке, в котором изучается слова как основная единица языка и словарный состав?
А) Фразеология Б) Лексикология В) Орфоэпия
2. Как называются слова, обозначающие предметы и явления, оставшиеся в далёком прошлом?
А) Архаизмы Б) общеупотребительные В) историзмы.
3. Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной специальности, называются:
А) диалектизмами Б) неологизмами В) профессионализмами
4. Как называются слова, вошедшие в русский язык из других языков?
А) Исконно-русские Б) заимствованные В) общеупотребительные
5. Как называются слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разные по лексическому значению?
А) синонимы Б) омонимы В) антонимы.
6. Как называются слова, принадлежащие к одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи?
А) Синонимы Б) омонимы В) антонимы.
7. Как называются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением?
А) Синонимы Б) омонимы В) антонимы.
8. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами
А. горячий песок – жаркий день
Б. близкий человек – далекий друг
В. ключ от замка – родниковый ключ
9. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами
А. большой бегемот – смешной гиппопотам
Б. груша в саду – боксерская груша
В. пришло тепло – сильный холод
10.Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
А. угрюмый человек – радостный день
Б. зеленый лук – лук для стрельбы
В. красный шарф – алый флаг
11. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
А. твердое яблоко Б. твердое решение В. твердая земля
12.Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово
А. Я долго смотрел вслед уезжающей машине.
Б. На ногах её были старые, не раз уже зашитые чуни.
В. Употребление прилагательных делает нашу речь более выразительной.
13. Укажите предложение, в котором есть архаизм
А. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы.
Б. Рыцари были в кольчугах, шлемах, с прочными щитами и мечами.
В. Князь оказался человеком великодушным.
14. Укажите предложение, в котором есть неологизм
А. Вдоль берега плавали красивейшие фрегаты.
Б. Этот доклад я подготовил на основе статей из Интернета.
В. В доме зажгли лучину.
15. Укажите предложение, в котором есть фразеологизм
А. До моего дома рукой подать.
Б. Цыплят по осени считают.
В. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна...
16. К словам и словосочетаниям подберите синонимичные фразеологические обороты:
ловко обмануть-
очень громко кричать-
много зарабатывать-
зазнаваться-
прочитать до конца-
Слова для справок: от корки до корки, грести лопатой, во всю глотку, задирать нос, обвести вокруг пальца, бездельничать (один фразеологизм лишний).
17. Составьте предложения с фразеологизмами бить баклуши, спустя рукава
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18.Какие фразеологизмы не являются антонимами?
Дать волю языку – держать язык за зубами;
Кот наплакал – яблоку негде упасть;
Рукой подать – в двух шагах;
Контрольный тест по теме «Лексика. Фразеология».
Класс: 6
Дата:
ВАРИАНТ 2
1.Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые сочетания слов?
А) Фразеология Б) Лексикология В) Орфоэпия
2. Как называются слова, обозначающие предметы и явления, оставшиеся в далёком прошлом?
А) Архаизмы Б) общеупотребительные В) историзмы.
3.Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности?
А) Диалектизмы Б) Неологизмы В) заимствованные
4. Как называются слова, вошедшие в русский язык из других языков?
А) Исконно-русские Б) заимствованные В) общеупотребительные
5. Как называются слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разные по лексическому значению?
А) синонимы Б) омонимы В) антонимы.
6. Как называются слова, принадлежащие к одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи?
А) Синонимы Б) омонимы В) антонимы.
7. Как называются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением?
А) Синонимы Б) омонимы В) антонимы.
8. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами
А. горячее молоко – холодный день
Б. близкий человек – ближний друг
В. ключ от замка – родниковый ключ
9. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами
А. большой бегемот – смешной гиппопотам
Б. груша в саду – боксерская груша
В. Теплый день – лунная ночь
10.Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
А. угрюмый человек – радостный день
Б. тушить пожар – тушить овощи
В. красный шарф – алый флаг
11. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
А. твердое яблоко Б. твердое решение В. твердая земля
12.Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово
А. Я долго смотрел вслед уезжающей машине.
Б. На ногах её были старые, не раз уже зашитые чуни.
В. Употребление прилагательных делает нашу речь более выразительной.
13. Укажите предложение, в котором есть архаизм
А. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы.
Б. Рыцари были в кольчугах, шлемах, с прочными щитами и мечами.
В. Князь оказался человеком великодушным.
14. Укажите предложение, в котором есть неологизм
А. Вдоль берега плавали красивейшие фрегаты.
Б. Этот доклад я подготовил на основе статей из Интернета.
В. В доме зажгли лучину.
15. Укажите предложение, в котором есть фразеологизм
А. Мальчик бежал сломя голову.
Б. Цыплят по осени считают.
В. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна...
16. К словам и словосочетаниям подберите синонимичные фразеологические обороты:
работать плохо-
быстро бежать-
человек низкого роста-
документ, не имеющий никакой силы-
идти очень медленно-
Слова для справок: сломя голову, черепашьим шагом, филькина грамота, от горшка два вершка, бездельничать, во всю глотку (один фразеологизм лишний).
17. Составьте предложения с фразеологизмами от корки до корки, сломя голову
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18.Какие фразеологизмы не являются антонимами?
А) Выйти из себя – взять себя в руки.
Б) сидеть сложа руки - работать не покладая рук.
В) Кот наплакал - капля в море