СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа (тест) по теме "Лексика". "Фразеология" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенный тест позволит проверить знания учащихся по теме "Лексика". "Фразеология"

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа (тест) по теме "Лексика". "Фразеология" 6 класс»

Контрольный тест по теме «Лексикология. Фразеология»

ВАРИАНТ 1


1. Какое утверждение является неверным?

1) Фразеология изучает устойчивые сочетания слов.

2) Многозначные слова имеют несколько лексических значений.

3) Все слова, помимо прямого значения, имеют переносное значение.

4) Историзмы не имеют синонимов в современном русском языке.

2. Подберите антонимы к выделенным словам

1) острый (______________) нож.

2) добрый (______________) человек.

3) долгая (_______________) ночь.

4) теплый (______________) вечер.

3. Какое из данных слов является устаревшим?

1) коробейники

2) бурак

3) акварель

4) мольберт

4. Как называются слова, объединенные в данные группы?

начало – конец

холод – жара

1) профессионализмы.

2) неологизмы.

3) синонимы.

4) антонимы.

5. Укажите неверное утверждение

1) за бугром - жаргонизм

2) тихий - громкий - антонимы

3) земля – диалектное слово

4) делать из мухи слона - фразеологизм

6. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
1) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
2) глухая деревня, жаркие споры, железная логика, прямой человек;
3) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза;
4) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия.

7. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

1) стреляный воробей – опытный.

2) обводить вокруг пальца – обманывать.

3) с гулькин нос – много.

4) яблоку негде упасть – тесно.

8. Какое слово является профессионализмом?

1) лицо

2) стамеска

3) затишье

4) везуха

9. Укажите устаревшее слово – историзм

1) уста

2) кафтан

3) очи

4) рыбак

10. В каком словаре можно узнать лексическое значение слов?

1) толковом

2) этимологическом

3) орфографическом

4) орфоэпическом

11. Значение какого фразеологизма определено неправильно?

1) как снег на голову – появляться (приезжать) неожиданно.

2) болеть душой - испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком-то или о чем-то.

3) ломать голову – прийти в состояние крайнего раздражения.

4) зарубить на носу – хорошенько запомнить.



12. Какие фразеологизмы не являются антонимами?

1) с гулькин нос – хоть пруд пруди

2) черепашьим шагом – во весь дух

3) чуть свет – ни свет ни заря

4) дать волю языку – держать язык за зубами

13. Какие фразеологизмы не являются синонимами?

1) тертый калач – стреляный воробей

2) ни рыба ни мясо – ни то ни се

3) водить за нос – обводить вокруг пальца

4) спустя рукава – засучив рукава

14. В каком предложении есть фразеологизм?

1) По вечерам бабушка рассказывала внуку сказки

2)Алешка набрал в рот воды и раздул щеки

3) Нашлись люди неробкого десятка, которые не теряли присутствия духа

4) На арене цирка заяц ходил на задних лапках.

15. Объясните значение фразеологических оборотов

1) кожа да кости - ________________________

2) крокодиловы слезы - ______________________

3) рукой подать - _________________________

4) на ночь глядя - _________________________


ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 16– 20


(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.

(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.

(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.

(8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!

16.

Определи тему текста.


17. Определите стиль и тип речи.

1) разговорный, повествование

2) научный, рассуждение

3) художественный, повествование

4) художественный, описание

18. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм (фразеологизмы)



19. Из предложений 5-7 выпишите слово разговорного стиля.


20. Подберите синоним к слову сообразить из предложения 7.


















Контрольный тест по теме «Лексикология. Фразеология»

ВАРИАНТ 2


1. Какое утверждение является неверным?

1) Лексика изучает слово с точки зрения его смыслового значения.

2) Архаизмы не имеют синонимов в современном русском языке.

3) Диалектизмы употребляются в определенной местности.

4) Профессионализмы – это специальные слова.

2. Подберите антонимы к выделенным словам

1) смеяться (____________)

2) черный (_____________) цвет

3) глубокий (____________) пруд

4) широкое (______________) поле

3. Какое из данных слов является устаревшим?

1) кеды

2) босоножки

3) ботфорты

4) кроссовки

4. Как называются слова, объединенные в данные группы?

сказал – произнес

хлынул – полился

1) профессионализмы

2) неологизмы

3) синонимы

4) антонимы

5. Укажите неверное утверждение

1) слинять - диалектизм

2) бить баклуши - фразеологизм

3) гроза – общеупотребительное слово

4) лошадь, конь - синонимы

6. В каком ряду все слова – синонимы?
1) время, период, эпоха, эра;

2) лингвист, историк, литературовед;
3) фрукты, овощи, собака;

4) сосна, тополь, ясень;

 7. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?

1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.

2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.

4) Подруги перемывали косточки  знакомым. За это я намылил голову кому следует.

8. Какое слово является заимствованным?

1) вокзал

2) проявитель

3) освещение

4) радость

9. Укажите устаревшее слово – архаизм

1) рука

2) чело

3) занавес

4) уборка

10. В каком словаре можно узнать о значении слов?

1) толковом

2) этимологическом

3) орфографическом

4) орфоэпическом

11. Значение какого фразеологизма определено неверно?

1) как с гуся вода – ничего не действует

2) сказка про белого бычка – бесконечная история

3) поднять на смех – осмеять, сделать предметом насмешки

4) браться за ум – опозориться



12. Какие фразеологизмы не являются антонимами?

1) кот наплакал – сколько душе угодно

2) как кошка с собакой – не разлей вода

3) держать язык за зубами – растрезвонить на каждом углу

4) владеть собой – держать себя в руках

13. Какие фразеологизмы не являются синонимами?

1) в один миг – в мгновение ока

2) в двух шагах – на краю света

3) дать нагоняй – намылить шею

4) бежать во весь дух - нестись во все лопатки

14. В каком предложении есть фразеологизм?

1) В этом году уродилось много грибов, так что за ними далеко ходить не надо – собирай сразу в ближнем лесочке.

2) Машина дала задний ход и остановилась.

3) Надо внимательнее слушать объяснение учителя, а не хлопать ушами.

4) Свинья села в лужу прямо посередине двора.

15. Объясните значение фразеологических оборотов

1) жить душа в душу - _________________________

2) не видно ни зги - ___________________________

3) сидеть сложа руки - ________________________

4) как в воду канул - __________________________


ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 16 – 20


(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.

(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.

(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.

(8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!

16.

Определи тему текста.


17. Определите стиль и тип речи.

1) разговорный, повествование

2) научный, рассуждение

3) художественный, повествование

4) художественный, описание




18. Подберите синоним к слову сообразить из предложения 7.


19. Из предложений 5-7 выпишите слово разговорного стиля.


20. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм (фразеологизмы)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!