СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно измерительный материал по истории для учащихся 10 класса.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольно измерительный материал по истории для учащихся 10 класса.»

Входной контроль.

Вариант 1.


  1. В каком году был образован СССР?

1) 1917 г. 2) 1919 г. 3) 1922 г. 4) 1925 г.

  1. В каком году в СССР началась сплошная коллективизация сельского хозяйства?

1) 1918 г. 2) 1921 г. 3) 1926 г. 4) 1929 г.

  1. В каком году был подписан советско-германский Договор о ненападении?

1) 1922 г. 2) 1933 г. 3) 1938 г. 4) 1939 г.

  1. В Декрете о земле говорилось о (об):

  1. Передачи земли крестьянам за выкуп.

  2. Создание фермерских хозяйств.

  3. Отмене выкупных платежей.

  4. Ликвидации частной собственности на землю.

  1. Как называется передача государственной собственности в частную?

  1. Денационализация 3) Демилитаризация

  2. Демократизация 4) Декларация.

  1. Как назывался гитлеровский план нападения на СССР?

  1. «ОСТ» , 2) «Вест», 3) «Тайфун», 4) «Барбаросса».

  1. Что было осуществлено во время блокады Ленинграда в годы ВОВ?

  1. Заключение Антикоминтерновского пакта.

  2. Создание «Дороги жизни».

  3. Вхождение в СССР Латвии, Литвы и Эстонии.

  1. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в ответ.

1) раз­гром ан­ти­пар­тий­ной груп­пы Ма­лен­ко­ва — Мо­ло­то­ва — Ка­га­но­ви­ча

2) при­ня­тие пар­тий­ной ре­зо­лю­ции «О един­стве пар­тии»

3) до­клад Н. С. Хрущёва на XX съез­де КПСС

4) от­ме­на 6-й ста­тьи Кон­сти­ту­ции СССР о ру­ко­во­дя­щей и на­прав­ля­ю­щей роли КПСС

5) раз­гром троц­кист­ско-зи­но­вьев­ско­го блока

9. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных яв­ле­ний от­но­сят­ся к «во­ен­но­му ком­му­низ­му»? Со­от­вет­ству­ю­щие цифры за­пи­ши­те в ответ.

1) арен­да мел­ких и сред­них пред­при­я­тий

2) прод­развёрстка

3) все­об­щая тру­до­вая по­вин­ность

4) кон­цес­сии ино­стран­ным пред­при­ни­ма­те­лям

5) бес­плат­ные ком­му­наль­ные услу­ги

6) ши­ро­кое ко­опе­ра­тив­ное дви­же­ние

10. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между меж­ду­на­род­ны­ми кри­зи­са­ми, участ­ни­ка­ми ко­то­рых вы­сту­пал СССР, и их да­та­ми.

 МЕЖ­ДУ­НА­РОД­НЫЕ КРИ­ЗИ­СЫ

ДАТЫ

A) Вен­гер­ский кри­зис

Б) Че­хо­сло­вац­кий кри­зис

B) Ка­риб­ский кри­зис

Г) Ко­рей­ская война

1) 1950—1953 гг.

2) 1956 г.

3) 1962 г.

4) 1968 г.

5) 1979 г.

11. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям, яв­ле­ни­ям, про­ис­хо­див­шим в СССР в 1930-е гг.

1) ин­ду­стри­а­ли­за­ция; 2) Кон­сти­ту­ция СССР; 3) культ лич­но­сти; 4) при­ва­ти­за­ция

5) ре­прес­сии; 6) пас­порт­ная си­сте­ма

12. На­пи­ши­те про­пу­щен­ное по­ня­тие (тер­мин).

Со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка боль­ше­ви­ков в годы Граж­дан­ской войны на­зы­ва­лась ________________ .

13. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 Со­бы­тие

Дата

Участ­ник(-и)

На­сту­па­тель­ная опе­ра­ция «Баг­ра­ти­он»

_________ (А)

И. Х. Баг­ра­мян, И. Д. Чер­ня­хов­ский

Ста­лин­град­ская битва

_________ (Б)

___________ (В)

______________ (Г)

Ав­густ–де­кабрь 1943 г.

Г. К. Жуков, К. К. Ро­кос­сов­ский, И. С. Конев

Битва за Моск­ву

__________ (Д)

____________ (Е)

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) М. А. Его­ров, М. В. Кан­та­рия

2) сен­тябрь 1941 г. – ап­рель 1942 г.

3) Я. Ф. Пав­лов

4) битва на Кур­ской дуге

5) битва за Днепр

6) июнь–ав­густ 1944 г.

7) июль 1942 г. – фев­раль 1943 г.

8) И. В. Пан­фи­лов

9) май 1942 г.


14. Установите со­от­вет­ствие между фа­ми­ли­я­ми ру­ко­во­ди­те­лей СССР и пе­ри­о­да­ми их пре­бы­ва­ния у власти.

РУКОВОДИТЕЛИ

ПЕРИОДЫ

A) Ю. В. Андропов

Б) Н. С. Хрущёв

B) М. С. Горбачёв

Г) К. У. Чер­нен­ко

1) 1953—1964 гг.

2) 1964—1982 гг.

3) 1982—1984 гг.

4) 1984—1985 гг.

5) 1985—1991 гг

15. Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 1) На схеме обо­зна­че­ны бо­е­вые дей­ствия до конца 1943 г.

2) Со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме, яви­лись пер­вым на­ступ­ле­ни­ем Крас­ной армии в ходе Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

3) На схеме обо­зна­че­ны бо­е­вые дей­ствия Крас­ной армии в ходе опе­ра­ции «Уран».

4) Участ­ни­ком со­бы­тий, обо­зна­чен­ных на схеме, яв­лял­ся К. К. Ро­кос­сов­ский.

5) В коль­це окру­же­ния, обо­зна­чен­ном на схеме, ока­за­лось более 2 млн не­мец­ких сол­дат.

6) Со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме стрел­ка­ми, на­ча­лись в но­яб­ре 1942 г.














Входной контроль.

Вариант 2.


  1. В каком году была провозглашена новая экономическая политика (нэп)?

1) 1918 г. 2) 1921 г. 3) 1929 г. 4) 1939 г.

  1. В каком году Россия была провозглашена республикой?

1) 1907 г. 2) 1914 г. 3) 1917 г. 4) 1924 г.

  1. Сепаратный до­го­вор между Со­вет­ской Рос­си­ей и Цен­траль­ны­ми дер­жа­ва­ми был под­пи­сан в

1) 1914 г. 2) 1917 г. 3) 1918 г. 4) 1922 г.

  1. В Декрете о земле говорилось о (об):

1) Разрешении частной собственности на землю.

2) Возвращении крестьянам отрезки

3) Конфискации помещичьих земель.

4) Отмене выкупных платежей.

  1. Как называется наем за плату на определенный срок земли, предприятий, помещений, для самостоятельного использования?

  1. Аренда 3) Монополия.

  2. Концессия 4) Национализация

  1. Какое событие произошло в ходе Курской битвы?

  1. Тегеранская конференция

  2. Крупнейшее танковое сражение.

  3. Сдача в плен армии фельдмаршала Паулюса.

  1. О проведении чего говорится в отрывке из документа?

«В суровых условиях с 22 января по 15 апреля 1942 года из Ленинграда по льду Ладожского озера было вывезено более полумиллиона человек и огромное количество промышленного оборудования и исторических ценностей»

  1. Оккупиции 3) Денонсации

  2. Эвакуации 4) Милитаризации

  1. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в ответ.

1) ан­ти­боль­ше­вист­ский Крон­штадт­ский мятеж

2) рас­стрел ра­бо­чей де­мон­стра­ции в Но­во­чер­кас­ске

3) Фев­раль­ская ре­во­лю­ция

4) вы­ступ­ле­ние ГКЧП

5) мятеж Че­хо­сло­вац­ко­го кор­пу­са

  1. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных по­ло­же­ний от­но­сят­ся к новой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке (1921–1929 гг.)? За­пи­ши­те в ответ со­от­вет­ству­ю­щие цифры.

1) утвер­жде­ние част­ной соб­ствен­но­сти на землю

2) вве­де­ние хоз­рас­че­та на го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­ти­ях

3) де­на­ци­о­на­ли­за­ция тяжёлой про­мыш­лен­но­сти

4) по­яв­ле­ние кре­дит­но-бан­ков­ской си­сте­мы и бирж

5) от­ме­на го­су­дар­ствен­ной мо­но­по­лии внеш­ней тор­гов­ли

6) вве­де­ние кон­цес­сий

10. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между меж­ду­на­род­ны­ми со­бы­ти­я­ми и их да­та­ми.

 СО­БЫ­ТИЯ

ДАТЫ

A) со­зда­ние НАТО

Б) Вен­гер­ский кри­зис

B) воз­ве­де­ние Бер­лин­ской стены

Г) «Праж­ская весна»

1) 1945 г.

2) 1949 г.

3) 1956 г.

4) 1961 г.

5) 1968 г.

  1. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к со­вет­ской по­ли­ти­че­ской си­сте­ме 1930-х гг. или ха­рак­те­ри­зу­ют её.

1) СНК, 2) ГУЛАГ, 3) ре­прес­сии, 4) Вер­хов­ный Совет, 5) глас­ность, 6) культ лич­но­сти

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вый номер тер­ми­на, от­но­ся­ще­го­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

  1. На­пи­ши­те про­пу­щен­ное слово.

Во­ору­жен­ная борь­ба между со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми, ха­рак­те­ри­зу­е­мая та­ки­ми по­ня­ти­я­ми как «крас­ный тер­рор», «белый тер­рор» на­зы­ва­ет­ся ______________________ вой­ной.

  1. за­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 Со­бы­тие

Дата

Участ­ник(-и)

Ста­лин­град­ская битва

__________(А)

В. И. Чуй­ков

Те­ге­ран­ская кон­фе­рен­ция

__________(Б)

__________(В)

__________(Г)

ян­варь—фев­раль 1945 г.

Г. К. Жуков

штурм Бер­ли­на

__________(Д)

__________(Е)


Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) но­ябрь—де­кабрь 1943 г.

2) Висло-Одер­ская опе­ра­ция

3) июль 1942 г.—2 фев­ра­ля 1943 г.

4) ап­рель;—май 1945 г.

5) И. В. Ста­лин, Ф. Д. Ру­звельт, У. Чер­чилль


6) июнь—ав­густ 1944 г.

7) 9 ав­гу­ста—2 сен­тяб­ря 1945 г.

8) И. С. Конев

9) Ясско-Кишинёвская опе­ра­ция



  1. Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной последовательности.

1) Принятие первой Конституции СССР.

2) Первая Чеченская война.

3) Полет Ю.А. Гагарина в космос.

  1. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) В начале Великой Отечественной войны для мобилизации тыла и управления страной в военное время был образован ______________________________________.

Б) В 1943 г. в районе станции _______________________ произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны.

В) В ______________ г. был издан Приказ № 227 «Ни шагу назад!»

Пропущенные элементы:

1) 1941

2) Прохоровка

3) Государственный комитет обороны

4) 1942

5) Дубосеково

 




Ответы:


В 1

В 2

Баллы.

1

3



2

4



3

4



4

4



5

1



6

4



7

2



8

25314



9

235



10

2431



11




12




13




14




15










































Контрольная работа № 1.

1 вариант.

1. Установите хронологическую последовательность правления князей:

1. Мстислав Великий 2 Ярослав Мудрый . 3. Владимир Красное Солнышко 4. Игорь

Ответ: 2314

2.Установите соответствие между терминами и их определениями.

ТЕРМИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) барщина 1) народное сказание о подвигах героев

Б) посад 2) совет знати в Великом княжестве Литовском

В) рада 3) труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца

Г) былина 4) община у восточных славян

5) торгово-ремесленная часть города

Ответ: 3521

3.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, являются названиями восточнославянских племен.

1) Поляне, 2) древляне, 3) дреговичи, 4) радимичи, 5) вятичи, б) хазары, 7) кривичи.

Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

Ответ: хазары

4. Запишите пропущенный термин, о котором идёт речь.

- временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью мо­нарха. Ответ: регенство

5. Прочтите фрагмент «Повести временных лет» и установите историческую личность

«... Набрав с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерю, кривичей, и пришел к Смоленску с
кривичами, и взял город, и посадил в нем мужа своего. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал... что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади себя, асам подошел к горам, неся малолетнего Игоря...»

Ответ: Олег

6. Какие три категории соответствуют зависимому населению Древней Руси из перечисленных ниже

1. Смерды

2. дружинник

3. холопы

4. закупы

5. бояре

6. рядовичи

Ответ: 346


7. О чем идет речь?

«... И когда стало смеркаться, приказала ... своим воинам пустить голубей и воробьев.. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда... И так загорелись где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не горело. И побежали люди из города, и приказала ... воинам своим хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских же старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань».

Ответ: Месть Ольги

8. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


Древнерусский князь

Даты

События

(А)

882 с

(Б)

(В)

862 с

(Г)

Игорь

(Д)

Поход киевского князя на Константинополь

(Е)

967-971 гг.

Война с Византией


Пропущенные элементы:

1) Рюрик 2) Олег 3) Святослав 4) Ольга 5)911г 6)введение уставов, уроков и погостов 7)941 г 8) объединение Новгорода и Киева 9) призвание варягов в Новгород

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е







Ответ: 281963

9. Какие три понятия из перечисленных ниже характеризуют правление князя Олега?


1) Неудачный поход в Византию 2) Подписание выгодного для Руси договор

3) Убийство Аскольда и Дира 4) Гибель во время полюдья

5) Объединение Новгорода и Киева 6) Сохранение единства Руси.

Ответ: 235

10.Установите соответствие между событиями и датами:

1) правление князя Владимира Мономаха в Киеве

А) 1113, 1068 гг

2) первое упоминание о Москве

Б) 1113 – 1125 г

3) правление Юрия Долгорукого в Суздале

В) 1019 – 1054 г

4) народные восстания в Киеве

Г) 1147 г

1

2

3

4






вгда

Д) 1125 – 1157 г


11. Ближайшим помощником царя в опричнине был:

        а) князь Владимир Старицкий              б) Андрей Курбский

        в) Малюта Скуратов                               г) князь Михаил Воротынский

12. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с про­цес­сом за­кре­по­ще­ния крестьян.

 

1) Юрьев день

2) уроч­ные лета

3) пожилое

4) за­по­вед­ные лета

5) устав­ная грамота

6) мировой посредник

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.


13.  Какие об­сто­я­тель­ства предшествовали на­ча­лу правления ди­на­стии Романовых на рус­ском престоле? Ука­жи­те не менее двух положений. Кто был пер­вым представителем этой династии?


«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои населения и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору... но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казненные и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё буду шее при Романовых».


Ответ: Может быть указано, что на­ча­лу династии Ро­ма­но­вых предшествовали:

— Смута

— борь­ба за власть

— хо­зяй­ствен­ное разорение страны

— со­ци­аль­ные конфликты

— ино­стран­ная интервенция

Первым пред­ста­ви­те­лем династии Ро­ма­но­вых был Ми­ха­ил Фёдорович


14. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

 

ИМЕНА

ПРОЗВАНИЯ

A) Владимир Мономах

Б) Владимир Святославич

B) Олег Вещий

Г) Игорь Старый

1) разгром половцев

2) объединение Киева и Новгорода

3) восстание древлян

4) крещение Руси

5) разгром печенегов

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

 

 

 

 

Ответ: 1423.


15. Какие три со­бы­тия из пе­ре­чис­лен­ных ниже свя­за­ны с цар­ство­ва­ни­ем Ивана Гроз­но­го? Со­от­вет­ству­ю­щие цифры за­пи­ши­те в ответ.

 

1) «Сто­я­ние на реке Угре»

2) де­я­тель­ность Из­бран­ной рады

3) при­со­еди­не­ние Твер­ско­го кня­же­ства к Москве

4) созыв цер­ков­но­го со­бо­ра (Сто­глав)

5) при­со­еди­не­ние Аст­ра­хан­ско­го хан­ства

6) Со­ло­вец­кое вос­ста­ние

 

Ответ: 245.






















Контрольная работа № 1.

2 вариант.

1. Расположите в хронологической последовательности события:

1) поход Святослава на Балканы 2) поход Аскольда и Дира на Константинополь

3) поход князя Игоря на Константинополь 4) первая княжеская усобица

Ответ: 2134

2. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства. Най­ди­те и за­пи­ши­те тер­мин, от­но­ся­щий­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

Смерд, по­ме­щик, ря­до­вич, тиун, бо­ярин, закуп.

Ответ: помещик

3. Запишите пропущенный термин, о котором идёт речь.

Часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники, называлась

Ответ: Посад

4. Установите соответствие между терминами и их определениями.

ТЕРМИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А

Б

В

Г





А) барщина 1) народное сказание о подвигах героев

Б) посад 2) совет знати в Великом княжестве Литовском

В) рада 3) труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца

Г) былина 4) община у восточных славян

5) торгово-ремесленная часть города

Ответ: 3521

5. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком князе идет речь:

Узнав о набеге печенегов, он спешил из Новгорода в южную Россию и сразился с варварами под стенами Киева…Князь одержал победу…в память сего знаменитого торжества Великий князь заложил на месте сражения великолепную церковь, и, распространив Киев, обвел его каменными стенами;…он назвал их главные врата Златыми, а новую церковь Святою Софиею».

Ответ: Ярослав

6. Какие из перечисленных ниже событий относятся к ис­тории Руси Удельной?

  1. Невская битва

  2. битва на реке Калке

  3. «стояние» на реке Угре

  4. крещение Руси

  5. восстание древлян

  6. Ледовое побоище

Ответ: 136

7. Прочтите фрагмент из летописи и укажите, событие, о котором идет речь и его дату:

«…зачем губили русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей…»

Ответ: Любечский съезд

8. Установите соответствие между определением и термином. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца.

А) жертвоприношения языческим богам

Б) крестьянин, работавший по договору

В) языческие жрецы

1. рядович

2. боярин

3. требы

4. волхвы

423


9. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как назывались в древней Руси сборы, о которых идет речь

«Большую часть зимы князья и дружина ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города…»

Ответ: Полюдье

10. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

Ис­то­ри­че­ские лич­но­сти

Пред­ста­ви­те­ли куль­ту­ры

До­сти­же­ния куль­ту­ры

Князь Яро­слав Муд­рый

__________(А)

«Слово о За­ко­не и Бла­го­да­ти»

__________(Б)

Ари­сто­тель Фи­о­ра­ван­ти

__________(В)

Им­пе­ра­три­ца Ели­за­ве­та Пет­ров­на

__________(Г)

__________(Д)

__________(Е)

В. Ба­же­нов

дом Паш­ко­ва в Москве

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) Зим­ний дво­рец

2) Ила­ри­он

3) Успен­ский собор

4) М. Ка­за­ков

5) В. Рас­трел­ли

6) Иван III

7) им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на II

8) им­пе­ра­тор Алек­сандр I

9) храм Хри­ста Спа­си­те­ля

Ответ: 263517

11. К каким последствиям привело крещение Руси?

А) к попыткам византийского императора силой подчинить себе Русь

Б) к усилению соперничества русских князей за право назначать митрополита

В) к развитию культуры, образования

Г) к установлению власти норманнской династии Рюриковичей

Д) к укреплению международного положения Руси

Е) к укреплению власти древнерусских князей

Ответ: вде

12. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду Смутного времени.

1) Самозванец

2) старообрядец

3) семибоярщина

4) ту­шин­ский вор

5) коллегии

6) ополчение


Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

13. Как автор от­но­сит­ся к прав­ле­нию Бориса Годунова? При­вле­кая знания по истории, при­ве­ди­те два объ­яс­не­ния такого отношения.


«В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов… Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых

боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому… он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.

Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил ее во мнении Европы, то не он ли ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного – предал в добычу ляхам и бродягам, назвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли наконец, более содействовал уничтожению престола, воссев на нем святоубийцею?»

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1) автор дает про­ти­во­ре­чи­вую оценку де­я­тель­но­сти Бориса Годунова;

2) объяснения, например:

— его прав­ле­ние стало одной из при­чин Смуты, в ходе ко­то­рой Россия могла по­те­рять свою независимость;

— его счи­та­ли виновным в ги­бе­ли малолетнего царя Дмитрия;

— народ счи­тал его не­на­сто­я­щим царем, по­то­му что он был из­бран на Зем­ском соборе;

— уде­лял большое вни­ма­ние развитию об­ра­зо­ва­ния (стремился за­ве­сти школы, университеты);

— стре­мил­ся проводить реформы.


14. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между на­зва­ни­я­ми про­из­ве­де­ний куль­ту­ры и име­на­ми их со­зда­те­лей.

 

ПРО­ИЗ­ВЕ­ДЕ­НИЯ

 

СО­ЗДА­ТЕ­ЛИ

A) «Хож­де­ние за три моря»

Б) икона «Свя­тая Тро­и­ца»

B) «По­весть вре­мен­ных лет»

Г) «По­уче­ние детям»

 

1) Афа­на­сий Ни­ки­тин

2) Не­стор

3) Ан­дрей Рублёв

4) Вла­ди­мир Мо­но­мах

5) Мак­сим Грек

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A

Б

В

Г

 

 

 

 

Ответ: 1324.

15. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных черт ха­рак­те­ри­зо­ва­ли за­ви­си­мость рус­ских зе­мель от Орды? Со­от­вет­ству­ю­щие цифры за­пи­ши­те в ответ.

1) пе­ре­пись на­се­ле­ния

2) со­зда­ние Зем­ских со­бо­ров

3) си­сте­ма бас­ка­че­ства

4) си­сте­ма мест­ни­че­ства

5) по­лу­че­ние яр­лы­ка на ве­ли­кое кня­же­ние

6) от­ме­на корм­ле­ний

Ответ: 135.











Контрольная работа по истории России 10 класс.

Итоговый контроль.

Вариант № 1

1. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти.

1) Цер­ков­ная ре­фор­ма Ни­ко­на

2) Вве­де­ние пат­ри­ар­ше­ства на Руси

3) Принятие Соборного Уложения

4) созыв Уложенной комиссии

5) битва под Полтавой

2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

СО­БЫ­ТИЯ

 

ГОДЫ

А) кре­ще­ние Руси

Б) созыв Земского Собора

В) Отечественная война

Г) на­ча­ло кни­го­пе­ча­та­ния

 

1) 1549 г.

2) 1564 г.

3) 1648 г.

4) 988 г.

5) 1812 г.

3. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

СО­БЫ­ТИЯ

 

ГОДЫ

А) Столбовский мир

Б) Па­риж­ский мир

В) Ништад­ский мир

Г) Сто­я­ние на Угре

 

1) 1380 г.

2) 1480 г.

3) 1617 г.

4) 1721 г.

5) 1856 г.


4. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду Смут­но­го вре­ме­ни.

1) Са­мо­зва­нец, 2) ста­ро­об­ря­дец, 3) се­ми­бо­яр­щи­на, 4) ту­шин­ский вор, 5) кол­ле­гии, 6) опол­че­ние.

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

5. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с про­цес­сом за­кре­по­ще­ния кре­стьян.

1) Юрьев день

2) уроч­ные лета

3) по­жи­лое

4)воль­ные хле­бо­паш­цы

5) устав­ная гра­мо­та

6) Со­бор­ное уло­же­ние

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, по­яв­ле­ние ко­то­рых от­но­сит­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между тер­ми­на­ми, по­ня­ти­я­ми и их опре­де­ле­ни­я­ми.

ТЕР­МИ­НЫ, ПО­НЯ­ТИЯ

 

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЯ

A) ас­сам­блея

Б) Сенат

B) Кунст­ка­ме­ра

Г) Синод

 

1) выс­ший орган по делам за­ко­но­да­тель­ства и управ­ле­ния при им­пе­ра­то­ре

2) кол­ле­гия, ве­дав­шая цер­ков­ным управ­ле­ни­ем

3) пер­вый музей в Рос­сии

4) об­ще­ствен­ное со­бра­ние для от­ды­ха, раз­вле­че­ний

 

За­пи­ши­те в ответ в виде последовательности цифр

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между опре­де­ле­ни­я­ми и по­ня­ти­я­ми.

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ

 

ПО­НЯ­ТИЕ

А) выс­ший со­ве­ща­тель­ный орган при царе (ве­ли­ком князе)

Б) при­двор­ный бо­ярин ве­ли­ко­го князя

В) пра­ви­тель дел не­со­вер­шен­но­лет­не­го го­су­да­ря

Г) чи­нов­ник цен­траль­ных ор­га­нов управ­ле­ния в XV–XVII вв.

 

1) ре­гент

2) Бо­яр­ская дума

3) Из­бран­ная рада

4) по­стель­ни­чий

5) по­дья­чий

 За­пи­ши­те в ответ в виде последовательности цифр

8. Какие три со­бы­тия из пе­ре­чис­лен­ных ниже свя­за­ны с цар­ство­ва­ни­ем Ека­те­ри­ны II? Со­от­ветству­ю­щие цифры и за­пи­ши­те их в ответ.

1) Ма­ни­фест о воль­но­сти дво­рян­ской

2) уча­стие Рос­сии в Се­ми­лет­ней войне

3) при­со­еди­не­ние Крыма к Рос­сии

4) Созыв Уложенной комиссии

5) Ита­льян­ский поход Су­во­ро­ва

6) ос­но­ва­ние Чер­но­мор­ско­го флота

9. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий от­но­сят­ся к цар­ство­ва­нию Алек­сандра I? Со­от­вет­ству­ю­щие цифры за­пи­ши­те в ответ.

1) под­го­тов­ка М. М. Спе­ран­ским «Вве­де­ния к уло­же­нию го­су­дар­ствен­ных за­ко­нов»

2) со­зда­ние Не­глас­но­го ко­ми­те­та

3) вве­де­ние суда при­сяж­ных за­се­да­те­лей

4) Крым­ская война

5) учре­жде­ние Го­су­дар­ствен­ной думы

6) уча­стие Рос­сии в Кон­ти­нен­таль­ной бло­ка­де

10.. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

Отец пра­ви­те­ля

Пра­ви­тель

Сын пра­ви­те­ля

Алек­сандр Нев­ский

Да­ни­ил Алек­сан­дро­вич

__________(А)

Иван III

__________(Б)

Иван IV Гроз­ный

Ми­ха­ил Ро­ма­нов

__________(В)

__________(Г)

__________(Д)

Павел I

__________(Е)

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) Ва­си­лий III 2) Алек­сандр II 3) Пётр III 4) Алек­сей Ми­хай­ло­вич 5) Алек­сандр I

6) Иван III 7) Иван Ка­ли­та 8) Пётр I 9) Дмит­рий Дон­ской

За­пи­ши­те в ответ в виде последовательности цифр

11. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка.

«В конце июля от­кры­лась пер­вая сес­сия Ко­мис­сии о со­чи­не­нии но­во­го Уло­же­ния — свода за­ко­нов. По­доб­ные ко­мис­сии су­ще­ство­ва­ли и при Петре Ве­ли­ком, и позд­нее, но ра­бо­та ни одной из них не со­про­вож­да­лась таким гром­ким про­па­ган­дист­ским шумом. Ста­рые ко­мис­сии тихо со­би­ра­лись, вы­зы­ва­ли для со­ве­ща­ний пред­ста­ви­те­лей с мест, пе­ре­пи­сы­ва­ли, до­пол­ня­ли ста­рые за­ко­ны, об­суж­да­ли новые. Те­перь всё было по-дру­го­му. Свыше 570 на­ряд­но — под­час весь­ма эк­зо­тич­но — оде­тых людей, при­е­хав­ших со всех не­объ­ят­ных кон­цов стра­ны, пред­став­ля­ли собой яркое зре­ли­ще: ведь со времён Зем­ских со­бо­ров XVII века не со­би­ра­лась вся "Земля", Рос­сия. Ве­ли­ко­леп­на была и сама кра­соч­ная про­це­ду­ра от­кры­тия за­се­да­ний ко­мис­сии в освящённой тра­ди­ци­ей Гра­но­ви­той па­ла­те, и мно­го­слов­ный "Наказ" им­пе­ра­три­цы де­пу­та­там, где часто встре­ча­лись гор­дые, вы­со­кие и даже кра­моль­ные по тем вре­ме­нам по­ли­ти­че­ские по­ня­тия: "ра­вен­ство всех граж­дан", "воль­ность", "под за­щи­той за­ко­нов", "права" и т.д. На­ко­нец, ра­бо­та Ко­мис­сии шла в об­ста­нов­ке со­лид­но­сти и серьёзно­сти, го­во­рив­ших о на­ме­ре­нии вла­сти и де­пу­та­тов пре­об­ра­зо­вать стра­ну.

И хотя сам "Наказ" был до­воль­но по­сред­ствен­ной ком­пи­ля­ци­ей (пре­иму­ще­ствен­но — из "Духа за­ко­нов" Мон­те­с­кьё) о прин­ци­пах же­ла­тель­но­го устрой­ства го­су­дар­ства, хотя пыл­кие речи де­пу­та­тов со­зда­ва­ли лишь ил­лю­зию пар­ла­мент­ской сво­бо­ды, а итоги их мно­го­ме­сяч­ной ра­бо­ты были ни­чтож­ны, тем не менее о Ко­мис­сии и её ини­ци­а­то­ре за­го­во­ри­ла вся стра­на, а потом и мир».

Ис­поль­зуя от­ры­вок и зна­ния по ис­то­рии, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) В со­став ко­мис­сии вхо­ди­ли пред­ста­ви­те­ли го­су­дар­ствен­ных кре­стьян.

2) Созыв упо­ми­на­е­мой в от­рыв­ке ко­мис­сии по­ка­зы­вал го­тов­ность вла­сти к пре­об­ра­зо­ва­ни­ям.

3) За­се­да­ния ко­мис­сии про­хо­ди­ли в Санкт-Пе­тер­бур­ге.

4) Ав­то­ром упо­ми­на­е­мо­го в тек­сте «На­ка­за» была им­пе­ра­три­ца Ели­за­ве­та Пет­ров­на.

5) За­се­да­ния ко­мис­сии были пре­рва­ны в связи с на­ча­лом рус­ско-ту­рец­кой войны.

6) Ре­зуль­та­том ра­бо­ты ко­мис­сии стало при­ня­тие но­во­го свода за­ко­нов.

12. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния

Определите по карте изображённое событие, время его осуществления и имя полководца, осуществившего поход



13. Какие об­сто­я­тель­ства пред­ше­ство­ва­ли на­ча­лу прав­ле­ния ди­на­стии Ро­ма­но­вых на рус­ском пре­сто­ле? Ука­жи­те не менее двух по­ло­же­ний. Кто был пер­вым пред­ста­ви­те­лем этой ди­на­стии?


Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а так же при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

Из ис­то­ри­че­ско­го очер­ка:

 

«Кан­ди­да­ту­ра пред­ста­ви­те­ля семьи Ро­ма­но­вых устра­и­ва­ла раз­ные слои на­се­ле­ния и даже клас­сы об­ще­ства. Для бо­яр­ства Ро­ма­но­вы были свои — вы­ход­цы из од­но­го из самых знат­ных бо­яр­ских родов стра­ны. Их счи­та­ли сво­и­ми и те, кто был бли­зок к оприч­но­му двору... но и по­стра­дав­шие не чув­ство­ва­ли себя чуж­ды­ми этому се­мей­ству; среди его чле­нов встре­ча­лись каз­нен­ные и опаль­ные в годы оприч­ни­ны, сам Фи­ла­рет ока­зал­ся в сен­ни­ке при быв­шем оприч­ни­ке Бо­ри­се Го­ду­но­ве. На­ко­нец, Ро­ма­но­вы поль­зо­ва­лись боль­шой по­пу­ляр­но­стью среди ка­за­че­ства, с ним свя­зы­ва­лись мно­гие ил­лю­зии, и дли­тель­ное пре­бы­ва­ние Фи­ла­ре­та в Ту­ши­не... за­став­ля­ло и быв­ших ту­шин­цев не опа­сать­ся за свою судь­бу при новом пра­ви­тель­стве. По­сколь­ку Фи­ла­рет воз­гла­вил в своё время де­ле­га­цию, ко­то­рая при­гла­си­ла на рус­ский трон Вла­ди­сла­ва, то и сто­рон­ни­ки поль­ско­го ко­ро­ле­ви­ча не бес­по­ко­и­лись за своё буду шее при Ро­ма­но­вых».













Контрольная работа по истории России 10 класс.

Итоговый контроль.

Вариант № 2


1. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти.

1) Из­бра­ние Ми­ха­и­ла Ро­ма­но­ва царем

2) Ку­ли­ков­ская битва

3) принятие христианства

4) восстание в Твери против ордынцев

5) Крымская война

2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между опре­де­ле­ни­я­ми и по­ня­ти­я­ми.

 

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЯ

 

ПО­НЯ­ТИЯ

А) плата, взи­мав­ша­я­ся с кре­стья­ни­на при пе­ре­хо­де

от од­но­го вла­дель­ца к дру­го­му

Б) земли, да­ва­е­мые Ива­ном Гроз­ным в лич­ное

поль­зо­ва­ние слу­жи­лым людям на усло­ви­ях служ­бы го­су­да­рю

В) годы, в ко­то­рые за­пре­щал­ся пе­ре­ход кре­стьян

от од­но­го фе­о­да­ла к дру­го­му в Юрьев день

Г) часть земли, вы­де­лен­ная Ива­ном Гроз­ным в управ­ле­ние бо­ярам

 

1) за­по­вед­ные лета

2) зем­щи­на

3) оприч­ни­на

4) по­жи­лое

5) по­ме­стье

  За­пи­ши­те в ответ в виде последовательности цифр

3. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

СО­БЫ­ТИЯ

 

ГОДЫ

А) Ку­ли­ков­ская битва

Б) Гангутское сражение

В) «битва на­ро­дов»

Г) битва на Калке

 

1) 1223 г.

2) 1240 г.

3) 1813 г.

4) 1714 г.

5) 1380 г.


 



4. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя при­ве­ден­ный ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го про­пус­ка, обо­зна­чен­но­го бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

Отец пра­ви­те­ля

Пра­ви­тель

Сын пра­ви­те­ля

_________(А)

Игорь

________(Б)

_________(В)

Ва­си­лий III

________(Г)

Ми­ха­ил Ро­ма­нов

Алек­сей Ми­хай­ло­вич

_________(Д)

Петр III

________(Е)

Ни­ко­лай I

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) Вла­ди­мир Мо­но­мах 2) Иван III Ве­ли­кий 3) Петр I 4) Алек­сандр I 5) Свя­то­слав

6) Борис Го­ду­нов 7) Павел I 8) Рюрик 9) Иван IV Гроз­ный

  За­пи­ши­те в ответ в виде последовательности цифр

5. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к эпохе прав­ле­ния Ивана IV.

 

1) Cтрель­цы 2) оприч­ни­ки 3) полки «но­во­го строя» 4) Из­бран­ная рада 5) Та­бель о ран­гах

6) Уло­же­ние о служ­бе

 

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, по­яв­ле­ние ко­то­рых от­но­сит­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

6. Какие три со­бы­тия из пе­ре­чис­лен­ных ниже от­но­сят­ся к Оте­че­ствен­ной войне 1812 г.? Со­от­вет­ству­ю­щие цифры и за­пи­ши­те их в таб­ли­цу.

1) штурм Из­ма­и­ла

2) бои за Ма­ло­я­ро­сла­вец

3) Тиль­зит­ский мир

4) пожар Моск­вы

5) сра­же­ние под Аустер­ли­цем

6) совет в Филях

7. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных по­ня­тий, тер­ми­нов свя­за­ны с пре­об­ра­зо­ва­тель­ной де­я­тель­но­стью Петра I? За­пи­ши­те но­ме­ра, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны, в ответ.

1) «Та­бель о ран­гах»

2) Со­бор­ное уло­же­ние

3) ре­крут­чи­на

4) гу­бер­нии

5) би­ро­нов­щи­на

6) зем­щи­на

8. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между сра­же­ни­я­ми и вой­на­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца

под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию вто­ро­го столб­ца.

 

СРА­ЖЕ­НИЯ

 

ВОЙНЫ

А) Си­ноп­ское сра­же­ние

Б) сра­же­ние при Ка­гу­ле

В) сра­же­ние у ост­ро­ва Грен­гам

Г) сра­же­ние при Рым­ни­ке ;

 

1) рус­ско-ту­рец­кая война 1768–1774 гг.

2) рус­ско-ту­рец­кая война 1787–1791 гг.

3) Крым­ская война

4) Се­ми­лет­няя война

5) Се­вер­ная война


За­пи­ши­те в ответ в виде последовательности цифр


9. Про­чти­те от­ры­вок из до­ку­мен­та.

 

«Им­пе­ра­тор со­зна­вал, что ему не­воз­мож­но вы­ска­зы­вать свои чув­ства от­кро­вен­но и про­яв­лять их перед об­ще­ством, столь мало под­го­тов­лен­ным к вос­при­я­тию этих идей, ко­то­рое встре­ти­ло бы их с не­до­уме­ни­ем и даже с не­ко­то­рым стра­хом. Вот по­че­му пра­ви­тель­ствен­ная ма­ши­на про­дол­жа­ла функ­ци­о­ни­ро­вать на преж­них ос­но­ва­ни­ях и им­пе­ра­тор волей-не­во­лей был при­нуждён счи­тать­ся с преж­ни­ми те­че­ни­я­ми. Чтобы смяг­чить это пе­чаль­ное про­ти­во­ре­чие с самим собою, он об­ра­зо­вал род тай­но­го со­ве­та, со­став­лен­но­го из лиц, ко­то­рых он счи­тал сво­и­ми лич­ны­ми дру­зья­ми, раз­де­ляв­ши­ми его взгля­ды и убеж­де­ния. Каж­дый нёс туда свои мысли, свои ра­бо­ты, свои со­об­ще­ния о те­ку­щем ходе пра­ви­тель­ствен­ных дел и о за­ме­чен­ных зло­упо­треб­ле­ни­ях вла­сти. Им­пе­ра­тор впол­не от­кро­вен­но рас­кры­вал перед нами свои мысли и свои ис­тин­ные чув­ства. Не было ни од­но­го внут­рен­не­го улуч­ше­ния, ни одной по­лез­ной ре­фор­мы, ко­то­рые не за­ро­ди­лись на этих имен­но тай­ных со­ве­ща­ни­ях».

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Упо­ми­на­е­мый в от­рыв­ке им­пе­ра­тор — Алек­сандр I.

2) Все участ­ни­ки со­ве­та, упо­ми­на­е­мо­го в от­рыв­ке, про­ис­хо­ди­ли из знат­ных бо­яр­ских фа­ми­лий.

3) Совет, о ко­то­ром го­во­рит­ся в от­рыв­ке, — Не­глас­ный ко­ми­тет.

4) Упо­ми­на­е­мый в от­рыв­ке Совет об­ла­дал за­ко­но­да­тель­ны­ми функ­ци­я­ми.

5) Упо­ми­на­е­мый в от­рыв­ке Совет за­ме­нил Сенат.

6) Этот пе­ри­од А. С. Пуш­кин на­звал «дней Алек­сан­дро­вых пре­крас­ное на­ча­ло».

10. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и их да­та­ми. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию вто­ро­го и за­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

СО­БЫ­ТИЯ

 

ДАТЫ

A) пер­вый раз­дел Поль­ши

Б) Па­риж­ский мир

B) Бо­ро­дин­ское сра­же­ние

Г) Си­ноп­ское сра­же­ние

 

1) 1772 г.

2) 1801 г.

3) 1812 г.

4) 1856 г.

5) 1853 г.

6) 1907 г.

 

11. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с про­цес­сом за­кре­по­ще­ния кре­стьян.

 

1) Юрьев день, 2) уроч­ные лета, 3) по­жи­лое, 4) за­по­вед­ные лета, 5) устав­ная гра­мо­та, 6) ми­ро­вой по­сред­ник.

 

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.



12. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния.

На­пи­ши­те на­зва­ние пе­ри­о­да рус­ской ис­то­рии, со­бы­тия ко­то­ро­го изоб­ра­же­ны на схеме.

Определите на­зва­ние войны, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на схеме. Напишите названия населённых пунктов,обозначенных на карте цифрами 1 и 2.Когда произошло событие,обозначенное на карте цифрой 2? За­пи­ши­те имя пол­ко­вод­ца, осу­ще­ствив­ше­го поход, обо­зна­чен­ный на схеме стрел­ка­ми.

 

13. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1—СЗ. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 

Из книги А. А. Зи­ми­на и А. Л. Хо­рош­ке­ви­ча «Рос­сия вре­ме­ни Ивана Гроз­но­го»

«При­со­еди­не­ние Си­би­ри.

К концу Ли­вон­ской войны хо­зяй­ствен­ная раз­ру­ха резко уси­ли­лась. В не­ко­то­рых рай­о­нах Нов­го­род­ской земли за­пу­сте­ло 80-90% сёл и де­ре­вень. Тя­го­ты воз­рос­ших по­бо­ров, мор и голод при­во­ди­ли к вы­ми­ра­нию на­се­ле­ния и к бег­ству кре­стьян на во­сточ­ные и южные окра­и­ны. Пра­ви­тель­ство Гроз­но­го пы­та­лось за­бо­тить­ся, пре­жде всего, о бла­го­по­лу­чии «во­ин­ско­го чина», т. е. во­ен­но-слу­жи­ло­го люда. С 1581 г. на­чи­на­ет­ся пе­ре­пись на­се­ле­ния с целью на­ве­сти по­ря­док в об­ло­же­нии его го­су­дар­ствен­ны­ми по­да­тя­ми. В рай­о­нах, где про­во­ди­лась пе­ре­пись, кре­стья­нам вре­мен­но, в те­че­ние «за­по­вед­ных лет», за­пре­ща­лось ухо­дить от гос­под. Так под­го­тав­ли­ва­лась от­ме­на кре­стьян­ско­го вы­хо­да и окон­ча­тель­ное утвер­жде­ние кре­пост­но­го права. Бег­ство кре­стьян и хо­ло­пов про­дол­жа­лось. На южных ру­бе­жах стра­ны скап­ли­вал­ся тот го­рю­чий эле­мент, ко­то­рый в на­ча­ле XVII в. при­ведёт к гран­ди­оз­но­му по­жа­ру кре­стьян­ской войны.

Вве­де­ние «за­по­вед­ных лет», этих пред­вест­ни­ков окон­ча­тель­но­го тор­же­ства кре­пост­ни­че­ства, сов­па­ло с при­со­еди­не­ни­ем Си­би­ри. Её огром­ные не­об­жи­тые или слабо осво­ен­ные про­сто­ры ма­ни­ли бе­жен­цев из кре­пост­ни­че­ско­го цен­тра Рос­сии. Отлив на­се­ле­ния сни­мал остро­ту клас­со­вых про­ти­во­ре­чий в цен­тре, но со­зда­вал их очаги на окра­и­нах»

 

На ос­но­ве тек­ста и зна­ний по ис­то­рии на­зо­ви­те не менее двух при­чин уси­ле­ния клас-совых про­ти­во­ре­чий в дан­ный пе­ри­од вре­ме­ни. Какой фак­тор в конце XVI в. вре­мен­но сни­мал остро­ту клас­со­вых про­ти­во­ре­чий?


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!