Входной контроль.
Вариант 1.
В каком году был образован СССР?
1) 1917 г. 2) 1919 г. 3) 1922 г. 4) 1925 г.
В каком году в СССР началась сплошная коллективизация сельского хозяйства?
1) 1918 г. 2) 1921 г. 3) 1926 г. 4) 1929 г.
В каком году был подписан советско-германский Договор о ненападении?
1) 1922 г. 2) 1933 г. 3) 1938 г. 4) 1939 г.
В Декрете о земле говорилось о (об):
Передачи земли крестьянам за выкуп.
Создание фермерских хозяйств.
Отмене выкупных платежей.
Ликвидации частной собственности на землю.
Как называется передача государственной собственности в частную?
Денационализация 3) Демилитаризация
Демократизация 4) Декларация.
Как назывался гитлеровский план нападения на СССР?
«ОСТ» , 2) «Вест», 3) «Тайфун», 4) «Барбаросса».
Что было осуществлено во время блокады Ленинграда в годы ВОВ?
Заключение Антикоминтерновского пакта.
Создание «Дороги жизни».
Вхождение в СССР Латвии, Литвы и Эстонии.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в ответ.
1) разгром антипартийной группы Маленкова — Молотова — Кагановича
2) принятие партийной резолюции «О единстве партии»
3) доклад Н. С. Хрущёва на XX съезде КПСС
4) отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС
5) разгром троцкистско-зиновьевского блока
9. Какие три из перечисленных явлений относятся к «военному коммунизму»? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) аренда мелких и средних предприятий
2) продразвёрстка
3) всеобщая трудовая повинность
4) концессии иностранным предпринимателям
5) бесплатные коммунальные услуги
6) широкое кооперативное движение
10. Установите соответствие между международными кризисами, участниками которых выступал СССР, и их датами.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРИЗИСЫ | ДАТЫ |
A) Венгерский кризис Б) Чехословацкий кризис B) Карибский кризис Г) Корейская война | 1) 1950—1953 гг. 2) 1956 г. 3) 1962 г. 4) 1968 г. 5) 1979 г. |
11. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям, происходившим в СССР в 1930-е гг.
1) индустриализация; 2) Конституция СССР; 3) культ личности; 4) приватизация
5) репрессии; 6) паспортная система
12. Напишите пропущенное понятие (термин).
Социально-экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны называлась ________________ .
13. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие | Дата | Участник(-и) |
Наступательная операция «Багратион» | _________ (А) | И. Х. Баграмян, И. Д. Черняховский |
Сталинградская битва | _________ (Б) | ___________ (В) |
______________ (Г) | Август–декабрь 1943 г. | Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев |
Битва за Москву | __________ (Д) | ____________ (Е) |
Пропущенные элементы:
1) М. А. Егоров, М. В. Кантария 2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г. 3) Я. Ф. Павлов 4) битва на Курской дуге | 5) битва за Днепр 6) июнь–август 1944 г. 7) июль 1942 г. – февраль 1943 г. 8) И. В. Панфилов 9) май 1942 г. |
14. Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и периодами их пребывания у власти.
РУКОВОДИТЕЛИ | ПЕРИОДЫ |
A) Ю. В. Андропов Б) Н. С. Хрущёв B) М. С. Горбачёв Г) К. У. Черненко | 1) 1953—1964 гг. 2) 1964—1982 гг. 3) 1982—1984 гг. 4) 1984—1985 гг. 5) 1985—1991 гг |
15. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) На схеме обозначены боевые действия до конца 1943 г.
2) События, обозначенные на схеме, явились первым наступлением Красной армии в ходе Великой Отечественной войны.
3) На схеме обозначены боевые действия Красной армии в ходе операции «Уран».
4) Участником событий, обозначенных на схеме, являлся К. К. Рокоссовский.
5) В кольце окружения, обозначенном на схеме, оказалось более 2 млн немецких солдат.
6) События, обозначенные на схеме стрелками, начались в ноябре 1942 г.
Входной контроль.
Вариант 2.
В каком году была провозглашена новая экономическая политика (нэп)?
1) 1918 г. 2) 1921 г. 3) 1929 г. 4) 1939 г.
В каком году Россия была провозглашена республикой?
1) 1907 г. 2) 1914 г. 3) 1917 г. 4) 1924 г.
Сепаратный договор между Советской Россией и Центральными державами был подписан в
1) 1914 г. 2) 1917 г. 3) 1918 г. 4) 1922 г.
В Декрете о земле говорилось о (об):
1) Разрешении частной собственности на землю.
2) Возвращении крестьянам отрезки
3) Конфискации помещичьих земель.
4) Отмене выкупных платежей.
Как называется наем за плату на определенный срок земли, предприятий, помещений, для самостоятельного использования?
Аренда 3) Монополия.
Концессия 4) Национализация
Какое событие произошло в ходе Курской битвы?
Тегеранская конференция
Крупнейшее танковое сражение.
Сдача в плен армии фельдмаршала Паулюса.
О проведении чего говорится в отрывке из документа?
«В суровых условиях с 22 января по 15 апреля 1942 года из Ленинграда по льду Ладожского озера было вывезено более полумиллиона человек и огромное количество промышленного оборудования и исторических ценностей»
Оккупиции 3) Денонсации
Эвакуации 4) Милитаризации
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в ответ.
1) антибольшевистский Кронштадтский мятеж
2) расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске
3) Февральская революция
4) выступление ГКЧП
5) мятеж Чехословацкого корпуса
Какие три из перечисленных положений относятся к новой экономической политике (1921–1929 гг.)? Запишите в ответ соответствующие цифры.
1) утверждение частной собственности на землю
2) введение хозрасчета на государственных предприятиях
3) денационализация тяжёлой промышленности
4) появление кредитно-банковской системы и бирж
5) отмена государственной монополии внешней торговли
6) введение концессий
10. Установите соответствие между международными событиями и их датами.
СОБЫТИЯ | ДАТЫ |
A) создание НАТО Б) Венгерский кризис B) возведение Берлинской стены Г) «Пражская весна» | 1) 1945 г. 2) 1949 г. 3) 1956 г. 4) 1961 г. 5) 1968 г. |
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к советской политической системе 1930-х гг. или характеризуют её.
1) СНК, 2) ГУЛАГ, 3) репрессии, 4) Верховный Совет, 5) гласность, 6) культ личности
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.
Напишите пропущенное слово.
Вооруженная борьба между социальными группами, характеризуемая такими понятиями как «красный террор», «белый террор» называется ______________________ войной.
заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие | Дата | Участник(-и) |
Сталинградская битва | __________(А) | В. И. Чуйков |
Тегеранская конференция | __________(Б) | __________(В) |
__________(Г) | январь—февраль 1945 г. | Г. К. Жуков |
штурм Берлина | __________(Д) | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) ноябрь—декабрь 1943 г. 2) Висло-Одерская операция 3) июль 1942 г.—2 февраля 1943 г. 4) апрель;—май 1945 г. 5) И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль | 6) июнь—август 1944 г. 7) 9 августа—2 сентября 1945 г. 8) И. С. Конев 9) Ясско-Кишинёвская операция |
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Принятие первой Конституции СССР.
2) Первая Чеченская война.
3) Полет Ю.А. Гагарина в космос.
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) В начале Великой Отечественной войны для мобилизации тыла и управления страной в военное время был образован ______________________________________.
Б) В 1943 г. в районе станции _______________________ произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны.
В) В ______________ г. был издан Приказ № 227 «Ни шагу назад!»
Пропущенные элементы:
1) 1941
2) Прохоровка
3) Государственный комитет обороны
4) 1942
5) Дубосеково
Ответы:
№ | В 1 | В 2 | Баллы. |
1 | 3 | | |
2 | 4 | | |
3 | 4 | | |
4 | 4 | | |
5 | 1 | | |
6 | 4 | | |
7 | 2 | | |
8 | 25314 | | |
9 | 235 | | |
10 | 2431 | | |
11 | | | |
12 | | | |
13 | | | |
14 | | | |
15 | | | |
Контрольная работа № 1.
1 вариант.
1. Установите хронологическую последовательность правления князей:
1. Мстислав Великий 2 Ярослав Мудрый . 3. Владимир Красное Солнышко 4. Игорь
Ответ: 2314
2.Установите соответствие между терминами и их определениями.
ТЕРМИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А) барщина 1) народное сказание о подвигах героев
Б) посад 2) совет знати в Великом княжестве Литовском
В) рада 3) труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца
Г) былина 4) община у восточных славян
5) торгово-ремесленная часть города
Ответ: 3521
3.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, являются названиями восточнославянских племен.
1) Поляне, 2) древляне, 3) дреговичи, 4) радимичи, 5) вятичи, б) хазары, 7) кривичи.
Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.
Ответ: хазары
4. Запишите пропущенный термин, о котором идёт речь.
- временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха. Ответ: регенство
5. Прочтите фрагмент «Повести временных лет» и установите историческую личность
«... Набрав с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерю, кривичей, и пришел к Смоленску с
кривичами, и взял город, и посадил в нем мужа своего. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал... что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади себя, асам подошел к горам, неся малолетнего Игоря...»
Ответ: Олег
6. Какие три категории соответствуют зависимому населению Древней Руси из перечисленных ниже
1. Смерды
2. дружинник
3. холопы
4. закупы
5. бояре
6. рядовичи
Ответ: 346
7. О чем идет речь?
«... И когда стало смеркаться, приказала ... своим воинам пустить голубей и воробьев.. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда... И так загорелись где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не горело. И побежали люди из города, и приказала ... воинам своим хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских же старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань».
Ответ: Месть Ольги
8. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Древнерусский князь | Даты | События |
(А) | 882 с | (Б) |
(В) | 862 с | (Г) |
Игорь | (Д) | Поход киевского князя на Константинополь |
(Е) | 967-971 гг. | Война с Византией |
Пропущенные элементы:
1) Рюрик 2) Олег 3) Святослав 4) Ольга 5)911г 6)введение уставов, уроков и погостов 7)941 г 8) объединение Новгорода и Киева 9) призвание варягов в Новгород
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: 281963
9. Какие три понятия из перечисленных ниже характеризуют правление князя Олега?
1) Неудачный поход в Византию 2) Подписание выгодного для Руси договор
3) Убийство Аскольда и Дира 4) Гибель во время полюдья
5) Объединение Новгорода и Киева 6) Сохранение единства Руси.
Ответ: 235
10.Установите соответствие между событиями и датами:
1) правление князя Владимира Мономаха в Киеве | А) 1113, 1068 гг |
2) первое упоминание о Москве | Б) 1113 – 1125 г |
3) правление Юрия Долгорукого в Суздале | В) 1019 – 1054 г |
4) народные восстания в Киеве | Г) 1147 г |
вгда | Д) 1125 – 1157 г |
11. Ближайшим помощником царя в опричнине был:
а) князь Владимир Старицкий б) Андрей Курбский
в) Малюта Скуратов г) князь Михаил Воротынский
12. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с процессом закрепощения крестьян.
1) Юрьев день
2) урочные лета
3) пожилое
4) заповедные лета
5) уставная грамота
6) мировой посредник
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
13. Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее двух положений. Кто был первым представителем этой династии?
«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои населения и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору... но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казненные и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё буду шее при Романовых».
Ответ: Может быть указано, что началу династии Романовых предшествовали:
— Смута
— борьба за власть
— хозяйственное разорение страны
— социальные конфликты
— иностранная интервенция
Первым представителем династии Романовых был Михаил Фёдорович
14. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.
ИМЕНА | ПРОЗВАНИЯ |
A) Владимир Мономах Б) Владимир Святославич B) Олег Вещий Г) Игорь Старый | 1) разгром половцев 2) объединение Киева и Новгорода 3) восстание древлян 4) крещение Руси 5) разгром печенегов |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ: 1423.
15. Какие три события из перечисленных ниже связаны с царствованием Ивана Грозного? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) «Стояние на реке Угре»
2) деятельность Избранной рады
3) присоединение Тверского княжества к Москве
4) созыв церковного собора (Стоглав)
5) присоединение Астраханского ханства
6) Соловецкое восстание
Ответ: 245.
Контрольная работа № 1.
2 вариант.
1. Расположите в хронологической последовательности события:
1) поход Святослава на Балканы 2) поход Аскольда и Дира на Константинополь
3) поход князя Игоря на Константинополь 4) первая княжеская усобица
Ответ: 2134
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к периоду Древнерусского государства. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.
Смерд, помещик, рядович, тиун, боярин, закуп.
Ответ: помещик
3. Запишите пропущенный термин, о котором идёт речь.
Часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники, называлась
Ответ: Посад
4. Установите соответствие между терминами и их определениями.
ТЕРМИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А) барщина 1) народное сказание о подвигах героев
Б) посад 2) совет знати в Великом княжестве Литовском
В) рада 3) труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца
Г) былина 4) община у восточных славян
5) торгово-ремесленная часть города
Ответ: 3521
5. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком князе идет речь:
Узнав о набеге печенегов, он спешил из Новгорода в южную Россию и сразился с варварами под стенами Киева…Князь одержал победу…в память сего знаменитого торжества Великий князь заложил на месте сражения великолепную церковь, и, распространив Киев, обвел его каменными стенами;…он назвал их главные врата Златыми, а новую церковь Святою Софиею».
Ответ: Ярослав
6. Какие из перечисленных ниже событий относятся к истории Руси Удельной?
Невская битва
битва на реке Калке
«стояние» на реке Угре
крещение Руси
восстание древлян
Ледовое побоище
Ответ: 136
7. Прочтите фрагмент из летописи и укажите, событие, о котором идет речь и его дату:
«…зачем губили русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей…»
Ответ: Любечский съезд
8. Установите соответствие между определением и термином. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца.
А) жертвоприношения языческим богам
Б) крестьянин, работавший по договору
В) языческие жрецы
1. рядович
2. боярин
3. требы
4. волхвы
423
9. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как назывались в древней Руси сборы, о которых идет речь
«Большую часть зимы князья и дружина ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города…»
Ответ: Полюдье
10. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Исторические личности | Представители культуры | Достижения культуры |
Князь Ярослав Мудрый | __________(А) | «Слово о Законе и Благодати» |
__________(Б) | Аристотель Фиораванти | __________(В) |
Императрица Елизавета Петровна | __________(Г) | __________(Д) |
__________(Е) | В. Баженов | дом Пашкова в Москве |
Пропущенные элементы:
1) Зимний дворец
2) Иларион
3) Успенский собор
4) М. Казаков
5) В. Растрелли
6) Иван III
7) императрица Екатерина II
8) император Александр I
9) храм Христа Спасителя
Ответ: 263517
11. К каким последствиям привело крещение Руси?
А) к попыткам византийского императора силой подчинить себе Русь
Б) к усилению соперничества русских князей за право назначать митрополита
В) к развитию культуры, образования
Г) к установлению власти норманнской династии Рюриковичей
Д) к укреплению международного положения Руси
Е) к укреплению власти древнерусских князей
Ответ: вде
12. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду Смутного времени.
1) Самозванец
2) старообрядец
3) семибоярщина
4) тушинский вор
5) коллегии
6) ополчение
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
13. Как автор относится к правлению Бориса Годунова? Привлекая знания по истории, приведите два объяснения такого отношения.
«В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов… Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых
боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому… он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.
Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил ее во мнении Европы, то не он ли ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного – предал в добычу ляхам и бродягам, назвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли наконец, более содействовал уничтожению престола, воссев на нем святоубийцею?»
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) автор дает противоречивую оценку деятельности Бориса Годунова;
2) объяснения, например:
— его правление стало одной из причин Смуты, в ходе которой Россия могла потерять свою независимость;
— его считали виновным в гибели малолетнего царя Дмитрия;
— народ считал его ненастоящим царем, потому что он был избран на Земском соборе;
— уделял большое внимание развитию образования (стремился завести школы, университеты);
— стремился проводить реформы.
14. Установите соответствие между названиями произведений культуры и именами их создателей.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ | | СОЗДАТЕЛИ |
A) «Хождение за три моря» Б) икона «Святая Троица» B) «Повесть временных лет» Г) «Поучение детям» | | 1) Афанасий Никитин 2) Нестор 3) Андрей Рублёв 4) Владимир Мономах 5) Максим Грек |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ: 1324.
15. Какие три из перечисленных черт характеризовали зависимость русских земель от Орды? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) перепись населения
2) создание Земских соборов
3) система баскачества
4) система местничества
5) получение ярлыка на великое княжение
6) отмена кормлений
Ответ: 135.
Контрольная работа по истории России 10 класс.
Итоговый контроль.
Вариант № 1
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Церковная реформа Никона
2) Введение патриаршества на Руси
3) Принятие Соборного Уложения
4) созыв Уложенной комиссии
5) битва под Полтавой
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | | ГОДЫ |
А) крещение Руси Б) созыв Земского Собора В) Отечественная война Г) начало книгопечатания | | 1) 1549 г. 2) 1564 г. 3) 1648 г. 4) 988 г. 5) 1812 г. |
3. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | | ГОДЫ |
А) Столбовский мир Б) Парижский мир В) Ништадский мир Г) Стояние на Угре | | 1) 1380 г. 2) 1480 г. 3) 1617 г. 4) 1721 г. 5) 1856 г. |
4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду Смутного времени.
1) Самозванец, 2) старообрядец, 3) семибоярщина, 4) тушинский вор, 5) коллегии, 6) ополчение.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с процессом закрепощения крестьян.
1) Юрьев день
2) урочные лета
3) пожилое
4)вольные хлебопашцы
5) уставная грамота
6) Соборное уложение
Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.
6. Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями.
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ | | ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
A) ассамблея Б) Сенат B) Кунсткамера Г) Синод | | 1) высший орган по делам законодательства и управления при императоре 2) коллегия, ведавшая церковным управлением 3) первый музей в России 4) общественное собрание для отдыха, развлечений |
Запишите в ответ в виде последовательности цифр
7. Установите соответствие между определениями и понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | | ПОНЯТИЕ |
А) высший совещательный орган при царе (великом князе) Б) придворный боярин великого князя В) правитель дел несовершеннолетнего государя Г) чиновник центральных органов управления в XV–XVII вв. | | 1) регент 2) Боярская дума 3) Избранная рада 4) постельничий 5) подьячий |
Запишите в ответ в виде последовательности цифр
8. Какие три события из перечисленных ниже связаны с царствованием Екатерины II? Соответствующие цифры и запишите их в ответ.
1) Манифест о вольности дворянской
2) участие России в Семилетней войне
3) присоединение Крыма к России
4) Созыв Уложенной комиссии
5) Итальянский поход Суворова
6) основание Черноморского флота
9. Какие три из перечисленных событий относятся к царствованию Александра I? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) подготовка М. М. Сперанским «Введения к уложению государственных законов»
2) создание Негласного комитета
3) введение суда присяжных заседателей
4) Крымская война
5) учреждение Государственной думы
6) участие России в Континентальной блокаде
10.. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Отец правителя | Правитель | Сын правителя |
Александр Невский | Даниил Александрович | __________(А) |
Иван III | __________(Б) | Иван IV Грозный |
Михаил Романов | __________(В) | __________(Г) |
__________(Д) | Павел I | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) Василий III 2) Александр II 3) Пётр III 4) Алексей Михайлович 5) Александр I
6) Иван III 7) Иван Калита 8) Пётр I 9) Дмитрий Донской
Запишите в ответ в виде последовательности цифр
11. Прочтите отрывок из исторического источника.
«В конце июля открылась первая сессия Комиссии о сочинении нового Уложения — свода законов. Подобные комиссии существовали и при Петре Великом, и позднее, но работа ни одной из них не сопровождалась таким громким пропагандистским шумом. Старые комиссии тихо собирались, вызывали для совещаний представителей с мест, переписывали, дополняли старые законы, обсуждали новые. Теперь всё было по-другому. Свыше 570 нарядно — подчас весьма экзотично — одетых людей, приехавших со всех необъятных концов страны, представляли собой яркое зрелище: ведь со времён Земских соборов XVII века не собиралась вся "Земля", Россия. Великолепна была и сама красочная процедура открытия заседаний комиссии в освящённой традицией Грановитой палате, и многословный "Наказ" императрицы депутатам, где часто встречались гордые, высокие и даже крамольные по тем временам политические понятия: "равенство всех граждан", "вольность", "под защитой законов", "права" и т.д. Наконец, работа Комиссии шла в обстановке солидности и серьёзности, говоривших о намерении власти и депутатов преобразовать страну.
И хотя сам "Наказ" был довольно посредственной компиляцией (преимущественно — из "Духа законов" Монтескьё) о принципах желательного устройства государства, хотя пылкие речи депутатов создавали лишь иллюзию парламентской свободы, а итоги их многомесячной работы были ничтожны, тем не менее о Комиссии и её инициаторе заговорила вся страна, а потом и мир».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) В состав комиссии входили представители государственных крестьян.
2) Созыв упоминаемой в отрывке комиссии показывал готовность власти к преобразованиям.
3) Заседания комиссии проходили в Санкт-Петербурге.
4) Автором упоминаемого в тексте «Наказа» была императрица Елизавета Петровна.
5) Заседания комиссии были прерваны в связи с началом русско-турецкой войны.
6) Результатом работы комиссии стало принятие нового свода законов.
12. Рассмотрите схему и выполните задания
Определите по карте изображённое событие, время его осуществления и имя полководца, осуществившего поход
13. Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее двух положений. Кто был первым представителем этой династии?
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из исторического очерка:
«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои населения и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору... но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казненные и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё буду шее при Романовых».
Контрольная работа по истории России 10 класс.
Итоговый контроль.
Вариант № 2
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Избрание Михаила Романова царем
2) Куликовская битва
3) принятие христианства
4) восстание в Твери против ордынцев
5) Крымская война
2. Установите соответствие между определениями и понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ | | ПОНЯТИЯ |
А) плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного владельца к другому Б) земли, даваемые Иваном Грозным в личное пользование служилым людям на условиях службы государю В) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день Г) часть земли, выделенная Иваном Грозным в управление боярам | | 1) заповедные лета 2) земщина 3) опричнина 4) пожилое 5) поместье |
Запишите в ответ в виде последовательности цифр
3. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | | ГОДЫ |
А) Куликовская битва Б) Гангутское сражение В) «битва народов» Г) битва на Калке | | 1) 1223 г. 2) 1240 г. 3) 1813 г. 4) 1714 г. 5) 1380 г. |
4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Отец правителя | Правитель | Сын правителя |
_________(А) | Игорь | ________(Б) |
_________(В) | Василий III | ________(Г) |
Михаил Романов | Алексей Михайлович | _________(Д) |
Петр III | ________(Е) | Николай I |
Пропущенные элементы:
1) Владимир Мономах 2) Иван III Великий 3) Петр I 4) Александр I 5) Святослав
6) Борис Годунов 7) Павел I 8) Рюрик 9) Иван IV Грозный
Запишите в ответ в виде последовательности цифр
5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к эпохе правления Ивана IV.
1) Cтрельцы 2) опричники 3) полки «нового строя» 4) Избранная рада 5) Табель о рангах
6) Уложение о службе
Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.
6. Какие три события из перечисленных ниже относятся к Отечественной войне 1812 г.? Соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) штурм Измаила
2) бои за Малоярославец
3) Тильзитский мир
4) пожар Москвы
5) сражение под Аустерлицем
6) совет в Филях
7. Какие три из перечисленных понятий, терминов связаны с преобразовательной деятельностью Петра I? Запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.
1) «Табель о рангах»
2) Соборное уложение
3) рекрутчина
4) губернии
5) бироновщина
6) земщина
8. Установите соответствие между сражениями и войнами: к каждой позиции первого столбца
подберите соответствующую позицию второго столбца.
СРАЖЕНИЯ | | ВОЙНЫ |
А) Синопское сражение Б) сражение при Кагуле В) сражение у острова Гренгам Г) сражение при Рымнике ; | | 1) русско-турецкая война 1768–1774 гг. 2) русско-турецкая война 1787–1791 гг. 3) Крымская война 4) Семилетняя война 5) Северная война |
Запишите в ответ в виде последовательности цифр
9. Прочтите отрывок из документа.
«Император сознавал, что ему невозможно высказывать свои чувства откровенно и проявлять их перед обществом, столь мало подготовленным к восприятию этих идей, которое встретило бы их с недоумением и даже с некоторым страхом. Вот почему правительственная машина продолжала функционировать на прежних основаниях и император волей-неволей был принуждён считаться с прежними течениями. Чтобы смягчить это печальное противоречие с самим собою, он образовал род тайного совета, составленного из лиц, которых он считал своими личными друзьями, разделявшими его взгляды и убеждения. Каждый нёс туда свои мысли, свои работы, свои сообщения о текущем ходе правительственных дел и о замеченных злоупотреблениях власти. Император вполне откровенно раскрывал перед нами свои мысли и свои истинные чувства. Не было ни одного внутреннего улучшения, ни одной полезной реформы, которые не зародились на этих именно тайных совещаниях».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Упоминаемый в отрывке император — Александр I.
2) Все участники совета, упоминаемого в отрывке, происходили из знатных боярских фамилий.
3) Совет, о котором говорится в отрывке, — Негласный комитет.
4) Упоминаемый в отрывке Совет обладал законодательными функциями.
5) Упоминаемый в отрывке Совет заменил Сенат.
6) Этот период А. С. Пушкин назвал «дней Александровых прекрасное начало».
10. Установите соответствие между событиями и их датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
СОБЫТИЯ | | ДАТЫ |
A) первый раздел Польши Б) Парижский мир B) Бородинское сражение Г) Синопское сражение | | 1) 1772 г. 2) 1801 г. 3) 1812 г. 4) 1856 г. 5) 1853 г. 6) 1907 г. |
11. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с процессом закрепощения крестьян.
1) Юрьев день, 2) урочные лета, 3) пожилое, 4) заповедные лета, 5) уставная грамота, 6) мировой посредник.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
12. Рассмотрите схему и выполните задания.
Напишите название периода русской истории, события которого изображены на схеме.
Определите название войны, события которой изображены на схеме. Напишите названия населённых пунктов,обозначенных на карте цифрами 1 и 2.Когда произошло событие,обозначенное на карте цифрой 2? Запишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.
13. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из книги А. А. Зимина и А. Л. Хорошкевича «Россия времени Ивана Грозного»
«Присоединение Сибири.
К концу Ливонской войны хозяйственная разруха резко усилилась. В некоторых районах Новгородской земли запустело 80-90% сёл и деревень. Тяготы возросших поборов, мор и голод приводили к вымиранию населения и к бегству крестьян на восточные и южные окраины. Правительство Грозного пыталось заботиться, прежде всего, о благополучии «воинского чина», т. е. военно-служилого люда. С 1581 г. начинается перепись населения с целью навести порядок в обложении его государственными податями. В районах, где проводилась перепись, крестьянам временно, в течение «заповедных лет», запрещалось уходить от господ. Так подготавливалась отмена крестьянского выхода и окончательное утверждение крепостного права. Бегство крестьян и холопов продолжалось. На южных рубежах страны скапливался тот горючий элемент, который в начале XVII в. приведёт к грандиозному пожару крестьянской войны.
Введение «заповедных лет», этих предвестников окончательного торжества крепостничества, совпало с присоединением Сибири. Её огромные необжитые или слабо освоенные просторы манили беженцев из крепостнического центра России. Отлив населения снимал остроту классовых противоречий в центре, но создавал их очаги на окраинах»
На основе текста и знаний по истории назовите не менее двух причин усиления клас-совых противоречий в данный период времени. Какой фактор в конце XVI в. временно снимал остроту классовых противоречий?