СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа "Россия в первой половине XIX века"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа в формате и объёме ОГЭ составлена на основе заданий портала "Решу ОГЭ" и открытого банка заданий ФИПИ. Файл содержит правильные ответы и пояснения.Может быть использована в процессе подготовки к экзамену, а также на уроках обощения и  повторения в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа "Россия в первой половине XIX века"»

9-КР Первая половина 19 века

1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А)  Тильзитский мир

Б)  крещение Руси

В)  разорение Москвы Тохтамышем

ГОДЫ

1)  962 г.

2)  988 г.

3)  1382 г.

4)  1480 г.

5)  1807 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

А

Б

В

Пояснение. А)  Тильзитский мир  — 1807 г.

Б)  крещение Руси  — 988 г.

В)  разорение Москвы Тохтамышем  — 1382 г.

 

Ответ: 523.

2. Расположите в хронологическом порядке следующие события XIX в. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

 

1)  учреждение министерств

2)  реформа государственной деревни П. Д. Киселёва

3)  создание Государственного совета

4)  начало царствования Александра I

Пояснение. 1)  учреждение министерств  — 1802 г.

2)  реформа государственной деревни П. Д. Киселёва  — 1837−1841 гг.

3)  создание Государственного совета  — 1810 г.

4)  начало царствования Александра I  — 1801 г.

 

Ответ: 4132.

3. Запишите термин, о котором идёт речь.

 

«Созданные в начале XIX в. органы центрального управления, имевшие единоличных руководителей, подчинявшихся непосредственно императору».

Пояснение. «Созданные в начале XIX в. органы центрального управления, имевшие единоличных руководителей, подчинявшихся непосредственно императору назывались министерствами».

 

Ответ: министерства.

4. Какие территории вошли в состав России в первой половине XIX в.? Найдите в приведённом ниже списке две территории и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  Западная Сибирь

2)  Прибалтика

3)  герцогство Варшавское

4)  Финляндия

5)  Крым

Пояснение. Следующие территории вошли в состав России в первой половине XIX в.: герцогство Варшавское (1815 г.), Финляндия (1809 г.). Остальные территории вошли ранее в состав России: Западная Сибирь (XVI в.), Прибалтика (XVII в.), Крым (1783 г.).

 

Ответ: 34.

5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают представителей общественных движений.

 

1)  народники

2)  отходники

3)  западники

4)  славянофилы

5)  декабристы

 

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

Пояснение. Отходники  — сезонные работники (преимущественно крестьяне), приходившие на заработки в города или на промыслы.

 

Правильный ответ указан под номером 2.

6. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

 

1)  При Николае I происходит ужесточение режима в государстве.

2)  В России учреждается Третье отделение Собственной Е. И. В. Канцелярии, принимается «чугунный» цензурный устав.

3)  Русская армия подавила Венгерскую революцию.

4)  к середине XIX века Россию за реакционную внешнюю политику стали называть за рубежом «Жандарм Европы».

 

Ответ:

Номер предложения, содержащего

тезис 1

факт 1

тезис 2

факт 2

Пояснение. Тезис должен содержать оценку, а факт доказательство, которое подтверждает эту оценку.

 

Тезис 1: При Николае I происходит ужесточение режима в государстве. Факт 1: В России учреждается Третье отделение Собственной Е. И. В. Канцелярии, принимается «чугунный» цензурный устав.

Тезис 2: к середине XIX века Россию за реакционную внешнюю политику стали называть за рубежом «Жандарм Европы».

Факт 2: Русская армия подавила Венгерскую революцию.

 

Ответ: 1243.

7. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

 

Население некоторых российских городов до начала «Великих реформ»

(тыс. человек)

 

Год

Санкт-Петербург

Одесса

Москва

1811

336

58

270

1860

ок. 500

119

352

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

A)  В первой половине XIX в. наибольшим по численности из городов, представленных в таблице, было население

Б)  За годы, представленные в таблице, удвоилось население

В)  Население Москвы почти в 3 раза превышало население Одессы в

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

1)  Москвы

2)  в 1811 г.

3)  Одессы

4)  в 1860 г.

5)  Санкт-Петербурга

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Пояснение. A)  В первой половине XIX в. наибольшим по численности из городов, представленных в таблице, было население Санкт-Петербурга.

Б)  За годы, представленные в таблице, удвоилось население Одессы.

В)  Население Москвы почти в 3 раза превышало население Одессы в 1860 г.

 

Ответ: 534.

8. Укажите век, когда произошли события, изображенные на схеме. Ответ запишите словом.


Рассмотрите схему и выполните задания 8-10

Пояснение. На карте изображены события девятнадцатого века (включение в состав России герцогства Варшавского, Бессарабии, Восточной Армении, Финляндии).

 

Ответ: девятнадцатый.

9. Укажите название территории, обозначенной на карте цифрой «I».


Пояснение. Под цифрой I находится Финляндия.

 

Ответ: Финляндия.

10. Прочитайте отрывок из работы историка и укажите цифру, которой на схеме обозначена территория, чье название пропущено в данном отрывке. Ответ запишите арабской цифрой (например, 1,2,3 и т. д.)

 

«Все решения Венского Конгресса были собраны в Заключительном акте Венского Конгресса. Конгресс санкционировал включение в состав нового королевства Нидерландов территории Австрийских Нидерландов (современная Бельгия), однако все остальные владения Австрии вернулись под контроль Габсбургов, в том числе Ломбардия, Венецианская область, Тоскана, Парма и Тироль... Часть созданного Наполеоном _______________ вошла в состав Российской империи под названием [...], а российский император Александр I становился и [...] царём.»


Пояснение. В тексте пропущено название герцогства Варшавское, которое на схеме обозначено цифрой «II» (ответ пишем арабской цифрой «2»).

 

Ответ: 2.

11. Рассмотрите изображение.

События, связанные с появлением этой медали, произошли в годы правления

 

1)  Екатерины II

2)  Павла I

3)  Александра I

4)  Николая I

Пояснение. В 1849 г. Николай I отправил русскую армию на подавление революции в Венгрии.

 

Правильный ответ указан под номером 4.

12. Запишите слово, пропущенное в схеме. В ответ запишите только название населенного пункта.

Пояснение. 26 августа было Бородинское сражение.

 

Ответ: Бородино.

13. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XIX в.? Укажите номера, которыми они обозначены.


Ознакомьтесь с перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 13 и 14.

1)  балет «Лебединое озеро»

2)  комедия «Бригадир»

3)  повесть «О Ерше Ершовиче»

Пояснение. 1)  балет «Лебединое озеро»  — XIX век

2)  комедия «Бригадир»  — iXVIII век

3)  повесть «О Ерше Ершовиче»  — XVII век

4)  картина «Последний день Помпеи»  — XIX век

5)  Церковь Покрова в Филях  — XVII век

 

Ответ: 14.

14. Создателем какого из приведённых памятников культуры был П. И. Чайковский? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.


Пояснение. П. И. Чайковский был автором балета «Лебединое озеро».

Ответ: 1.

15. Участником какого из перечисленных событий, процессов был Ф. Энгельс? Укажите порядковый номер этого события или процесса.


Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.

 

1)  Возникновение древнейших цивилизаций Востока

2)  Образование государств во Франции, Германии, Италии.

3)  Возникновение марксизма

4)  Объединение германских государств, провозглашение Германской империи

Пояснение. Ф. Энгельс был ближайшим соратником К. Маркса и стоял у истоков марксизма.

 

Ответ: 3.

16. В ходе какого из перечисленных событий, процессов происходила битва при Ватерлоо? Укажите порядковый номер этого события или процесса.


Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.

 

1)  Возникновение и распространение ислама.

2)  Экспансия турок-османов и падение Византии

3)  Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI – начале XVII в.

4)  Наполеоновские войны

Пояснение. Битва при Ватерлоо  — последнее крупное сражение французского императора Наполеона I.

 

Ответ: 4.

17. К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого события, процесса.

«Призрак бродит по Европе  — призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские...

Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»


Пояснение. Приведен фрагмент Манифеста коммунистической партии, ключевого марксистского документа.

 

Ответ: 3.

18. Назовите императора, которому принадлежит эта речь. Назовите упоминаемого в тексте предыдущего императора.


Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Прочтите отрывок из речи российского императора.

«Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь, было бы делом ещё более губительным. Покойный император , в начале своего царствования, имел намерение дать крепостным людям свободу, но потом сам отклонился от своей мысли, как совершенно ещё преждевременной и невозможной в исполнении…

Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бывали прежде, и всякому благоразумному наблюдателю ясно, что нынешнее положение не может продолжиться навсегда. Причины этой перемены мыслей и чаще повторяющихся в последнее время беспокойств я не могу не отнести больше всего… к собственной неосторожности помещиков, которые дают своим крепостным несвойственное состоянию последних высшее воспитание, а через то, развивая в них новый круг понятий, делают их положение ещё более тягостным; к тому, что некоторые помещики – хотя благодаря Богу самое меньшее их число, – забывая благородный труд, употребляют свою власть во зло, а дворянские предводители, как многие из них сами мне отзывались, к пресечению таких злоупотреблений не находят средств в законе, ничем почти не ограничивающем помещичьей власти. Но если нынешнее положение таково, что оно не может продолжиться, и если вместе с тем и решительные к прекращению его способы также невозможны без общего потрясения, то необходимо, по крайней мере, приготовить пути для постепенного перехода к другому порядку вещей и, не устрашаясь перед всякою переменою, хладнокровно обсудить её пользу и последствия. Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному состоянию, а с ним связать ненарушимое охранение вотчинной собственности на землю. Я считаю это священною моею обязанностью и обязанностью тех, кто будет после меня, а средства, по моему мнению, вполне представляются в предложенном теперь Совету проекте указа. Он не есть закон новый, а только последствие и, так сказать, развитие существующего сорок лет закона о свободных хлебопашцах».

Пояснение. В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1)  император  — Николай I;

2)  предыдущий император  — Александр I

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно указаны два элемента

2

Правильно указан один элемент

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

19. Какие причины «перемены мыслей» и «беспокойств» называет император в своей речи? Укажите две причины. Какие цели намечены императором в данном отрывке? Укажите одну любую цель.


Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  причины: · «несвойственное» крепостным крестьянам высшее воспитание, которое дают им помещики; · злоупотребление помещиков своей властью; · отсутствие законов, ограничивающих произвол помещиков;

2)  цели: · подготовка пути для постепенного изменения положения крестьян; · обсуждение последствий изменения состояния крестьян

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно даны ответы на два вопроса

2

Правильно дан ответ на один вопрос

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

20. Как назывались временные высшие совещательные органы для подготовки мероприятий по решению крестьянского вопроса, создаваемые в период царствования императора, которому принадлежит данная речь? Укажите любые два мероприятия, подготовленные этими органами.


Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  временные высшие совещательные органы – Секретные комитеты по крестьянскому вопросу;

2)  мероприятия, например: · реформа государственной деревни; · инвентарная реформа в Литве, Белоруссии и Правобережной Украине; · издание закона об обязанных крестьянах; · разрешение крестьянам с согласия помещиков приобретать недвижимость в собственность.

Могут быть указаны другие мероприятия

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно указаны два элемента

2

Правильно указан один элемент

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

21. Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) начала Отечественной войны 1812 г.?

— участие России в разделах Речи Посполитой;

— образование Наполеоном Бонапартом герцогства Варшавского;

— решение турецким султаном вопроса о контроле над церковью Рождества Христова в Вифлееме в пользу католической церкви;

— создание Священного союза.

 

Объясните, как выбранное Вами положение связано с началом Отечественной войны 1812 г.

Пояснение. 1.  Образование Наполеоном Бонапартом герцогства Варшавского.

2.  Образованное им герцогство Варшавское Наполеон использовал как плацдарм для подготовки к походу на восток, что ещё больше обострило отношения между Францией и Россией.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Даны правильный ответ и верное объяснение

2

Дан правильный ответ, объяснение не дано.

ИЛИ Дан правильный ответ, объяснение неверно

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

22. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

 

В период правления Александра Первого предпринимаются шаги по решению крестьянского вопроса. В 1803 году принимается указ «Об обязанных крестьянах», который дает возможность помещикам освобождать крепостным крестьян за выкуп. При Александре I происходит отмена крепостного права в Прибалтике. Еще одной интересной реформой данного периода правления является учреждение военных поселений. Этим вопросом по поручению Александра I занимался М. М. Сперанский. В результате бюджет страны за несколько лет сэкономил крупную сумму денег, однако сама реформа вызвала неприятие у военных поселян, которые неоднократно бунтовали.

 

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

 

Положение текста, в котором

допущена ошибка

Исправленное положение текста

1)


2)


Пояснение.

Положение текста, в котором

допущена ошибка

Исправленное положение текста

1) В 1803 году принимается указ «Об обязанных крестьянах».

В 1803 году принимается указ «О вольных хлебопашцах».

2) Этим вопросом по поручению Александра I занимался М. М. Сперанский.

Этим вопросом по поручению Александра I занимался А. А. Аракчеев.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно указаны два ошибочных положения, правильно сделаны два исправления

3

Правильно указаны одно-два ошибочных положения, правильно

сделано одно исправление

2

Правильно указаны только два ошибочных положения, исправления сделаны неправильно.

ИЛИ Правильно указаны только два ошибочных положения, исправления не сделаны

1

Правильно указано только одно ошибочное положение, исправление сделано неправильно.

ИЛИ Правильно указано только одно ошибочное положение, исправление не сделано.

ИЛИ Ошибочные положения не указаны, но приведены исправления (любое количество).

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

23. Существует точка зрения, что, несмотря на значительные различия во взглядах руководителей Северного и Южного обществ декабристов, их программные документы содержали много общего. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эту общность.

Пояснение. Могут быть приведены положения:

1)  отмена крепостного права;

2)  создание представительного органа власти;

3)  ликвидация сословного неравенства;

4)  сохранение частной собственности;

5)  ликвидация самодержавия;

6)  ликвидация военных поселений.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно приведены два положения

2

Правильно приведено одно положение

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

24. Министр государственных имуществ П. Д. Киселёв провёл реформу, которую считают одним из немногих удавшихся мероприятий правительства той эпохи. Он считал, что опыт этой реформы станет основой для шага, которого ждали от правительства либерально настроенные деятели. Но император, показав однажды Киселёву множество папок с документами по данному вопросу, сказал: «Три раза начинал я это дело и три раза не мог продолжать его; видно, это перст Божий».

 

1)  Назовите императора, о котором идёт речь.

2)  Укажите вопрос, решения которого ждала прогрессивно настроенная общественность.

3)  Почему император был нерешителен в данном вопросе?

Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  Николай I;

2)  отмена крепостного права;

3)  боялся реакции дворянства (может быть названа другая причина).

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно указаны название войны, фамилия и причина

3

Правильно указаны два любые элемента ответа

2

Правильно указан один любой элемент ответа

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!