СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа "Речевые нормы". Демоверсия.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа "Речевые нормы". Демоверсия.»

Контрольная работа по теме «Речевые нормы». Демоверсия.

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

А. навЕрх

бАловать

придАное

начАв

углубИть

Б. зАгодя

щАвель

влилАсь

намЕрение

навЕрх

В. рвалА

начАтый

бАнты

донЕльзя

звонИт

Г. перезвонИт

красИвее

отклЮченный

аэропОрты

закУпорит

Д. дОсуха

мозАичный

приручЁнный

бралА

исчЕрпать

2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

А. Удобного случая для преподнесения этого необычного подарка пришлось ОЖИДАТЬ несколько месяцев.

В театре состоялся БЛАГОТВОРНЫЙ концерт, в котором приняли участие известные актёры.

Не желая показаться НЕВЕЖЕЙ, Сергей поспешно встал и первым протянул вошедшим гостям руку для крепкого рукопожатия.

Несмотря на то что рядом были опытные товарищи, побывавшие во многих боях, молодой солдат испытал какой-то ЖИВОТНЫЙ страх, когда увидел орудия, направленные прямо на их окоп.

Не каждый ДРАМАТИЧЕСКИЙ актёр сможет сыграть комедийную роль.

Б. Экскурсия по Кругобайкальской железной дороге проводится на КОМФОРТАБЕЛЬНОМ поезде.

Олимпийская золотая медаль – это, пожалуй, самый ЖЕЛАННЫЙ спортивный приз.

ЛИЧНОСТНЫЙ рост – это максимальное развитие способностей, талантов человека, реализация потенциала, заложенного с момента появления на свет.

Для работы лазерных принтеров необходим специальный КРАШЕНЫЙ порошок.

ДЕЛЯЧЕСКИЙ подход к обязанностям не приносит общественно значимой пользы и заслуживает осуждения.

В. От запаха горячего мясного пирога во мне проснулся ЗВЕРСКИЙ аппетит.

По итогам юниорского первенства страны и пятого этапа Кубка России ПРЕТЕРПЕЛ изменения рейтинг биатлонистов.

СКРЫТЫЙ человек избегает откровенности, малообщителен, другим ничего не рассказывает о себе, о своих чувствах, помыслах.

По оценкам современных психологов, СЛОВАРНЫЙ запас учащихся средней школы составляет около 5000 слов.

Я потянул удочку из воды, но рыба сорвалась – на ветру затрепетал лишь ОБРЫВОК лески.

3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

А. Путь писателя к признанию и любви читающей публики зачастую усеян колючими терниями и полон соблазнов.

Б. Посещение первой премьеры спектакля по пьесе современного французского драматурга доставило нам большое удовольствие.

В. Длительное время находившаяся у власти в Великобритании королевская династия рода Стюартов завершила своё существование в 1714 году.

4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

А. Многолетней верной службой Бахтеев хотел загладить свою ответственность за опрометчивый поступок, совершённый в юности.

Б. Творчеству А.П. Чехова посвящена серия лекций, на которых были прочитаны отрывки из его творчества.

В. После двухмесячного посещения дома Туркиных и трепетных ухаживаний за Катенькой Старцев предоставил ей руку и сердце.

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

А. до ВОСЬМИСОТ страниц

ПРОПОЛОЩИ бельё

справились УСПЕШНЕЕ

ДИРЕКТОРА гимназий

по ОБОИМ сторонам

Б. полки для КУХОНЬ

КРАСИВЕЕ дочери

опытные ИНЖЕНЕРА

в ТЫСЯЧА ДЕВЯТИСОТОМ году

ИХ часы

В. старые КОНЮХИ

ВЫЙДИ на дорогу

нет ЯСЕЛЬ рядом

около ДВУХСОТ автомобилей

воздержаться от КОММЕНТАРИЕВ

6. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью


1) Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.

2) В картине Остроухова «Золотой осени» многоцветие осени словно яркий весёлый ковёр с нарядным орнаментом.

3) Кто бы ни изучал биографию Пушкина, подчёркивал, то что его поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору.

4) Незабудку любят в Англии , где с ней связано популярное праздненство, известное под названием «Майская королева».

5) Я едва удержался от того, чтобы не крикнуть, но сильно побледнел.

6) В одном из старинных домов, сохранившийся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники.

7) Пользуясь советами специалистов, у меня возникло собственное решение проблемы.

8) Мы прислушивались к странному гулу, доносившемуся со стороны реки.

9) Егор лежал на спине и, заложив руки под голову, глядел вверх.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Дышавший полдень зноем сменился вечерней прохладой.

2) Преследуя зверя, охотники вышли к реке.

3) В Большом театре мы слушали оперу П.И. Чайковского «Пиковую даму».

4) По прилёту пассажира в аэропорт работники пограничного контроля ставят в паспорт штамп о пересечении границы.

5) Город Сочи стали столицей проведения XXII Олимпийских игр.

6) Согласно уговору спустя некоторое время мы встретились в библиотеке.

7) Сооружённые на Москве-реке мосты были плавучими.

8) Заметив признаки надвигающейся бури, паруса корабля были убраны.

9) Созданием «Цеха поэтов» в 1911 году заявило о себе литературное течение – акмеизм.

8. Найдите в тексте три речевые и грамматические ошибки. Выпишите предложения, исправив допущенные автором ошибки.

(1)Проблему взросления ребенка затрагивали многие авторы. (2)В повести Л.Н. Толстого «Детство» из знаменательной трилогии главный герой, Николенька Иртеньев, также переживает взросление. (3)Мы видим его внутренние переживания, сомнения. (4)Но если Л.Н. Толстой, в свойственной ему манере, «растянул» процесс взросления своего героя на три повести, то В.П. Аксенов «уплотняет» время благодаря использования временных «перескоков». (5)Если Толстой дает подробное изображение всех душевных движений своего героя, то Аксенов о многом умалчивает, ставя читателя перед необходимостью домысливать самому. (6)Он прекрасно передает внутреннюю борьбу в душе ребенка с помощью приема монтажа («Чем питаются грачи?...Им хорошо…Низко над городом шли пикировщики. Что будет со мной?»).

(7)Стремление чистого душой ребенка бороться со злым и жестоким окружающим миром мы видим и на примере маленького Родиона Раскольникова в эпизоде первого сна героя романа Достоевского «Преступление и наказание». (8)Наблюдая, что как мужики загоняют лошаденку, ребенок всеми силами порывается спасти ее, плачет, видя, как страдает невинное существо. (9)Пусть маленький герой и был остановлен отцом, этот жизненный урок, безусловно, повлиял на дальнейшую его судьбу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!