6 класс
Контрольная работа по теме: «Лексика».
Вариант № 1
Задание 1: – Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике.
ОЧИ ГОВОРИТ
ЧЕЛО ЖИВОТ
ЛАНИТЫ ПАРИКМАХЕР
УСТА БИТВА
ПЕРСТ ПАРУС
БАТАЛИЯ ГЛАЗА
ГЛАГОЛЕТ ЩЁКИ
БРАДОБРЕЙ ЛОБ
ВЕТРИЛО ГУБЫ
ЧРЕВО ПАЛЕЦ
Задание 2: - Найдите устаревшие слова.
ОБУВЬ: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
ОДЕЖДА: пальто, плащ, шуба, кафтан.
ИГРЫ: шашки, бирюльки, шахматы, лото.
Задание 3: - Определите слово по его лексическому значению.
Цвет фиалки и сирени - ?
Заранее намеченный путь следования - ?
Мысленно представить себе что-то - ?
Жёлтый с красноватым оттенком - ?
Знаки для обозначения звуков - ?
Ударный музыкальный инструмент в виде цилиндра - ?
Группа вьючных животных - ?
Мебель для сна - ?
Особый нагрудный знак отличия - ?
Летательный аппарат с реактивным двигателем - ?
Задание 4: - Замените фразеологизмы синонимами. С одним из них придумайте и запишите предложение.
ЗАДРАТЬ НОС
СПУСТЯ РУКАВА
КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ
Задание 5: - Выпишите слова, употреблённые в переносном значении. Объясните их лексическое значение.
Сады, убранные сухим золотом,
почти не роняли его на дорожки
и горели во всей своей красоте.
(К. Паустовский)
Задание 6: - Выпишете синонимы из предложения.
Кругом, покорив всё своей темнотой, наполнив покоем и тишиной, царила ночь.
Задание 7: - Составьте два предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.
ОСТРЫЙ
Задание 8: - Определите, к какой группе слов раздела «Лексика» относятся слова стихотворения.
Осень листья сжигает на жёлтом огне.
Ветер рвёт их и мечет, расстилает холсты.
На кустах, будто свечи, щеглы и клесты…
6 класс
Контрольная работа по теме: «Лексика».
Вариант № 2
Задание 1: – Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике.
ДЛАНЬ ГОВОРИТ
ЧЕЛО ЗАРЯ
РАМЕНА ПАРИКМАХЕР
УСТА БИТВА
ПЕРСТ ВЕКИ
БАТАЛИЯ ЛАДОНЬ
ГЛАГОЛЕТ ПЛЕЧИ
БРАДОБРЕЙ ЛОБ
ВЕЖДЫ ГУБЫ
ДЕННИЦА ПАЛЕЦ
Задание 2: - Найдите устаревшие слова.
ОБУВЬ: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
ОДЕЖДА: пальто, плащ, шуба, кафтан.
ИГРЫ: шашки, бирюльки, шахматы, лото.
Задание 3: - Определите слово по его лексическому значению.
Цвет фиалки и сирени - ?
Заранее намеченный путь следования - ?
Мысленно представить себе что-то - ?
Жёлтый с красноватым оттенком - ?
Знаки для обозначения звуков - ?
Ударный музыкальный инструмент в виде цилиндра - ?
Группа вьючных животных - ?
Мебель для сна - ?
Особый нагрудный знак отличия - ?
Летательный аппарат с реактивным двигателем - ?
Задание 4: - Замените фразеологизмы синонимами. С одним из них придумайте и запишите предложение.
ЯБЛОКУ НЕГДЕ УПАСТЬ
ВОДИТЬ ЗА НОС
СИДЕТЬ СЛОЖА РУКИ
Задание 5: - Выпишите слова, употреблённые в переносном значении. Объясните их лексическое значение.
В саду горит костёр рябины красной…
(С. Есенин)
Ходят волны по реке, жёлтые, свинцовые…
(Неизвестный автор)
Задание 6: - Выпишете синонимы из предложения.
Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.
Задание 7: - Составьте два предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.
ХРУСТАЛЬНЫЙ
Задание 8: - Определите, к какой группе слов раздела «Лексика» относятся слова стихотворения.
Рыба омуты ищет, берлогу – медведь.
Даже мышки-полёвки гнёздышки вьют,
Все боятся зимовки, всем дорог уют…