СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме "Лексика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Лексика"»

ВАРИАНТ 1

ЗАДАНИЕ 1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

  1. Жители посёлка были убеждены в том, что в их глухое захолустье не поедут работать выпускники вузов, и поэтому приезд молодого агронома стал для всех неожиданностью. 

 

  1. Н.М. Карамзин выступал с новой инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности К.М. Сухорукову (Минину) и князю Д.М. Пожарскому на Красной площади. 

 

  1. Жизнеописание Жанны д'Арк имеет одну специфическую особенность, отличающую ее от всех других биографий: это единственная история человеческой жизни, дошедшая до нас в свидетельских показаниях, данных под присягой. 

 

ЗАДАНИЕ 2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

  1. Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.

  2. В 1609 г. был заключен договор со Швецией, по которому шведы готовы были дать поддержку России в обмен на ее отказ от претензий на побережье Балтики.

  3. Чтобы стать чемпионом, надо было одержать первенство с определенным, причем крупным счетом.

ЗАДАНИЕ 3. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

Наверное, очень многие хотят иметь собаку. могут далеко не все. И не только потому, что иногда не позволяют условия. Собака — это не только радость, но и забота, обязанность, необходимость чем-то поступиться. Ее надо выводить гулять. Значит, нужно вставать на час раньше, чтобы выйти с ней до школы. Надо вывести и днем — ведь она живое существо. А если в это время захочется пойти в кино, на стадион? Собаку надо обучать… И не день, и не два — годы. Многие не выдерживают… Отдают, продают, выбрасывают. На дождь, на мороз. Тощие, злые, с потухшими глазами бродят собаки по дворам, по пустырям. Кто-то обрек их на это, у кого-то не дрогнула рука, не дрогнуло сердце

1) СУЩЕСТВО. Сущность, внутреннее содержание чего-н., суть. Существо дела.

2) ПОТУХШИЙ. Утративший блеск, живость, жизнерадостность. Потухший взгляд.

3) УСЛОВИЕ. Обстановка, в к-рой происходит, осуществляется что-н. Жилищные условия.

4) ДРОГНУТЬ. Не выдержав натиска, начать отступать. Вражеская цепь дрогнула.

5) СЕРДЦЕ. Важнейшее место чего-н., средоточие. Сердце нашей Родины.



ЗАДАНИЕ 4.

1. Из предложений 44-47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.



2. Из предложения 30 выпишите фразеологизм.

(30)Бывшая работница нашей редакции время от времени по телефону докладывает мне о жизни ворон во дворе, о том, что они любят есть, как безошибочно узнают её в массе людей.
3. Из предложений 29-32 выпишите фразеологизм.

(29)Сын стоял среди хаты угрюмый и невозмутимый, казалось, ему всё равно, что говорит мать. (ЗО)Люди затаили дыхание, ожидали: может быть, скажет он хоть слово, попросит у матери прощения. (31)Но сын молчал. (32)И тогда дед Юхим сказал за всех: «Будет так, как ты просишь, Ярино.

4. Подберите один синоним к слову врасплох (предложение 4). Запишите этот синоним.

(4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.

5. Из предложений 41 – 44 выпишите слово разговорного стиля.

(41)Сазонка отступил на шаг назад и громко сказал:

(42)– Прощевай, Семен Ерофеич.

(43)Затем опустился на колени, коснулся лбом сырого пола и поднялся.

(44)– Прости меня, Семен Ерофеич, – так же раздельно и громко выговорил он, и снова упал на колени, и долго прижимался лбом, пока не стала затекать голова.

6. Из предложений 1–3 выпишите контекстные синонимы.

(1)Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься через спутанные лесные заросли,

заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в отгороженном от

остального земного пространства мире. (2)У черёмух выросли до своей величины будущие ягоды. (3)Теперь они

гладкие, жёсткие, всё равно как вырезаны из зелёной кости и отполированы.

ЗАДАНИЕ 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1. Ф.И. Шаляпин был необыкновенно АРТИСТИЧНЫМ как на сцене, так и в жизни.
Один из этапов развития ГУМАНИЗМА связан с эпохой Возрождения.
Суд постановил ВЫПЛАТИТЬ пострадавшим компенсацию в размере трёх месячных окладов.
Он постоянно нарушал ДИПЛОМАТИЧНЫЙ этикет, разговаривая с послами.
Учитель попросил ребят ДОПОЛНИТЬ ответ их одноклассника.

2. В прошлом году ДИПЛОМАНТОМ конкурса стал Сергей Иванов.
КОРЕННЫЕ жители села издавна ловили рыбу на этой реке.
Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой ПОЧТЕННОЙ дамы, и что же?
Она приехала, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему ЕДИНСТВЕННОМУ сыну.
Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.


ЗАДАНИЕ 6. Образуйте сложные прилагательные от данных словосочетаний и слов. Объясните их правописание.



Русский и французский словарь, социальные и бытовые условия, спрягаемый по-разному, научное и производственное объединение, изложенный ниже, подобный обезьяне, общее образование, общественный и исторический, нуждающийся остро, палевый и дымчатый, переднее нёбо, защитить поле, любить мир, почтовый и телеграфный, Северная Пальмира, юго-восток, профессора и преподаватели, цветущий рано, пустой и порожний, пять рублей, сорок вёдер, девяносто лет, сто лет, тонно-километр, Тянь-Шань, угро-финн, сойти с ума, лишить ума, хлопок-сырец, полутьма, четвертьфинал, шлакобетон, полусон, унтер-офицер.



























































ВАРИАНТ 2

ЗАДАНИЕ 1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. Уже в двухлетнем возрасте дети способны понять, кто в компании ведущий лидер, а кто подчиненный, они очень удивляются, если лидер не получает того, что ему положено.

2. Убедившись, что не можем более питаться орехами, причинявшими нам нестерпимые страдания, мы решились во что бы то ни стало спуститься вниз с южного склона.

3. Величественно и великолепно небо начала сентября месяца с еще ясным, чистым небом, на котором можно увидеть столько звезд.

ЗАДАНИЕ 2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

  1. Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у читателей дали И.А. Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей. 

  2. П. М. Третьяков всю жизнь увлекался собиранием картин и к тридцати пяти годам был уже известным всей России селекционером, к которому с уважением относились не только искусствоведы, но и художники. 

  3. Врут все, но это не имеет роли, потому что никто не слушает.  



ЗАДАНИЕ 3. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

В соответствии со ст. 125 Трудового кодекса РФ отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. При отзыве из отпуска должен быть произведён перерасчёт заработной платы. За те дни, которые сотрудник отработал вместо отпуска, ему начисляется заработная плата. Отпускные за неиспользованные дни отпуска по договорённости с работодателем вносятся работником в кассу или оформляются как аванс под будущую зарплату.

1) КОДЕКС. Совокупность правил, убеждений (книжн.). Кодекс чести.

2) ГОД. Промежуток времени, в который завершается цикл каких-н. работ, занятий. Учебный год.

3) ПЛАТА. Награда или кара, воздаяние. Плата за предательство.

4) ДОЛЖЕН. Взял взаймы, обязан вернуть долг. Должен мне сто рублей.

5) ВНОСИТЬ. Платить, делать денежный взнос. Вносить плату.


ЗАДАНИЕ 4.


1. Из предложений 11 – 14 выпишите антонимы (антонимическую пару).


(11)Умей предупреждать случайные обстоятельства быстротой. (12)Различай предметы истинные, сомнительные и ложные. (13)Остерегайся безвременной запальчивости. (14)Храни в памяти имена великих мужей и подражай им с благоразумием в своих военных действиях.


2. Из предложения 27 – 28 выпишите фразеологизм.

(27)Грибоедов точно подметил ахиллесову пяту всякого большого ума: необходимость отклика, а в особенности потребность в любви. (28)Не даётся ум холодным и самодостаточным существам.

3. Из предложений 12-16 выпишите фразеологизм.

(12)Когда я встречаюсь в жизни с настоящею ненавистью ко мне, то во мне просыпается чувство большого несчастья, потом огорчение и ощущение своего бессилия.

(13)Вслед за тем я испытываю настойчивое желание во что бы то ни стало уйти от своего ненавистника, исчезнуть с его глаз, никогда больше с ним не встречаться и ничего о нём не знать. (14)Если это удаётся, то я быстро успокаиваюсь, но потом скоро замечаю, что в душе осталась какая-то удручённость и тяжесть, ибо чёрные лучи его ненависти всё-таки настигают меня, проникая ко мне через общее эфирное пространство. (15)Тогда я начинаю невольно вчувствоваться в его ненавидящую душу и вижу себя в её черных лучах их объектом и жертвою. (16)В духовном эфире мира образовалась рана; надо исцелить и зарастить её.

4. Из предложений 31-33 выпишите синоним к слову «смелый, отважный».

(31) — О, моя дорогая, моя маленькая, мужественная девочка! — прошептала Мелани, сжимая ее руку. (32) Глаза ее сияли гордостью и любовью. (33) — Пожалуйста, обождите, лейтенант Пикар! (34) У меня тоже найдется кое-что для вас!

5. Из предложений 18-22 выпишите слово разговорного стиля.

(18)Тысячи людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?





6. Из предложения 23 выпишите контекстные антонимы.

(23)Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.



ЗАДАНИЕ 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  1. Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.

Нас поселили в доме для КОМАНДИРОВАННЫХ.

Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ мастерство актёра достойно восхищения.

Иней ОДЕЛ все деревья в серебристые наряды, и всё вокруг заискрилось и заиграло на зимнем солнце, создавая ощущение праздника.



  1. ЖИЛАЯ площадь помещения составляла около сорока квадратных метров.

Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.

В высоких БОЛОТНЫХ сапогах, с ружьём за спиной бродит Сева по болотам целыми днями в поисках дичи.

В российском прокате с большим успехом прошла картина культового режиссёра итальянского кино, которую он назвал АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ.

Инициативная группа собрала ПОДПИСИ граждан под обращением в защиту природы.

ЗАДАНИЕ 6. Образуйте сложные прилагательные от данных словосочетаний и слов. Объясните их правописание.



Русский и французский словарь, социальные и бытовые условия, спрягаемый по-разному, научное и производственное объединение, изложенный ниже, подобный обезьяне, общее образование, общественный и исторический, нуждающийся остро, палевый и дымчатый, переднее нёбо, защитить поле, любить мир, почтовый и телеграфный, Северная Пальмира, юго-восток, профессора и преподаватели, цветущий рано, пустой и порожний, пять рублей, сорок вёдер, девяносто лет, сто лет, тонно-километр, Тянь-Шань, угро-финн, сойти с ума, лишить ума, хлопок-сырец, полутьма, четвертьфинал, шлакобетон, полусон, унтер-офицер.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!