1. На графике изображено изменение спроса на развлекательные вращающиеся игрушки — спиннеры. Линия спроса D переместилась в положение D1. (На графике P — цена товара, Q — количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?
рост числа производителей развлекательных игрушек-тренажеров спиннеров
введение нового налога на производителей спиннеров
воздействие моды, рекламы спиннеров в СМИ и в Интернете
распространение информации о пользе спиннера, обладающего антистрессовым действием, помогающим сосредоточиться и успокоиться
подорожание материалов, используемых в производстве спиннеров
2. Установите соответствие между факторами влияния (на спрос и предложение) и элементами рыночного механизма
ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ | ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА |
А) количество товаропроизводителей | 1) спрос |
Б) уровень технологии | 2) предложение |
В) сезон | |
Г) доходы потребителей | |
3. К переменным издержкам предприятия относится(-ятся)
расходы на рекламу продукции
коммунальные платежи на содержание офиса
расходы на перевозку и доставку готовой продукции в магазины
зарплата секретаря приёмной директора фирмы
арендная плата
4. Установите соответствие между видами источников финансирования и иллюстрирующими их примерами
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ |
A) чистая прибыль фирмы Б) получение кредитов B) государственные субсидии Г) амортизационные отчисления Д) выпуск и продажа ценных бумаг | 1) внешние 2) внутренние |
5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Совершенная конкуренция, совокупный спрос, рыночная экономика, равновесная цена, экономическая свобода.
6. В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок средств производства 2) чистая конкуренция
3) местный рынок 4) рыночный дефицит
5) монополия 6) рынок услуг
7. В городе П. осуществляют перевозки граждан три компании, владеющие парками маршрутных такси.Также есть граждане, занимающиеся частным извозом. Уровень тарифов на перевозки единый у всех трех компаний. Выберите в приведенном ниже списке признаки рынка, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок услуг 2) местный рынок
3) монополия 4) олигополия
5) свободная конкуренция
8. Установите соответствие между понятиями и соответствующими им характеристиками
ХАРАКТЕРИСТИКА | ПОНЯТИЕ |
А) отсутствует власть производителя над рынком Б) провоцируется дефицит производимого товара В) имеется большое число покупателей и продавцов Г) присутствует один поставщик данного вида товаров и услуг Д) цена устанавливается через функцию спроса и предложения | 1) конкуренция 2) монополия |
ПОНЯТИЕ: 1) конкуренция 2) монополия
9. Установите соответствие между характеристиками конкурентных рынков и их видами
ХАРАКТЕРИСТИКА | | ВИД КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА |
А) Продавцы не могут осуществлять контроль над ценами. Б) Основная часть рынка контролируется несколькими крупными продавцами. В) Множество мелких фирм предлагает на рынке однородную продукцию. Г) Вхождение новых продавцов на рынок затруднено. Д) На рынке преобладают неценовые методы конкуренции. | | 1) чистая конкуренция 2) монополистическая конкуренция 3) олигополия |
Часть С. Конкуренция ведёт к постоянному росту эффективности производства. Она заставляет производителей избегать потерь и сокращать издержки, чтобы продавать товары по более низким, чем у других, ценам. Она вытесняет с рынка тех, чьи издержки являются высокими, оставляя на нём только производителей с низкими издержками.
Конкуренция действует тогда, когда есть возможность выбирать среди продавцов и когда есть свобода появления новых продавцов на рынке. Конкуренция так же важна для рыночной экономики, как кровь для человеческого организма.
Конкуренция оказывает давление на производителей, побуждая тех эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Она устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы, не способные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Удачливым конкурентам приходится вести дела лучше, чем это делают фирмы-соперники. Добиваться этого можно различными способами:
высоким качеством выпускаемой продукции, привлекательностью её внешнего вида, отличным сервисом, удобством расположения офиса, рекламой и ценами, но при этом необходимо предлагать потребителям услуги, по ценности уж никак не меньшие, чем у ваших конкурентов.
Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешёвые способы производства. Никто точно не знает, какой именно продукт потребители захотят иметь в недалёком будущем или какая технология поможет свести к минимуму удельные издержки на единицу продукции. Конкуренция помогает найти ответ на этот вопрос. Потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса.
Производители, которые хотят выжить в конкурентной среде, не могут позволить себе благодушия. Продукт, обеспечивающий успех сегодня, может не выдержать испытания конкуренцией завтра. Чтобы преуспевать на конкурентном рынке, фирмы должны уметь предвидеть, распознавать и быстро внедрять плодотворные идеи.
То же самое относится и к размеру фирмы. Благодаря рыночной конкуренции издержки и потребительский спрос определят оптимальные тип и размер фирмы на каждом отдельном рынке.
Чтобы крупные компании могли добиться низких издержек, очень важно, чтобы власти не ограничивали конкуренцию со стороны иностранных производителей и не препятствовали своим фирмам продавать товары за границу.
В конкурентной среде даже самые алчные в своём стремлении к получению прибыли вынуждаются служить интересам других и предоставлять потребителям блага, по крайней мере равноценные тем, какие может предоставить им кто-либо ещё. Каким бы парадоксальным это ни казалось, своекорыстие является мощнейшим источником экономического прогресса, если только оно направляется конкуренцией.(по Р. Строуп, Дж. Гвартни)
Как в тексте раскрыты условия действия конкуренции? Укажите три положительных последствия конкуренции, названные в тексте. Как автор определяет связь между конкуренцией и ростом эффективности производства?
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «издержки». Какие средства успешного ведения бизнеса в условиях конкуренции названы в тексте? (Назовите любые три средства.)
Какие два условия снижения издержек для крупных компаний названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждое из этих условий.
Автор пишет, что своекорыстие является мощнейшим источником экономического прогресса. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите три аргумента в подтверждение высказанного автором суждения.