Концептуальные основы игровых технологий
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).
Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н. Леонтьев).
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Виды письменных работ и методика их проведения
Профессиональное образование является одним из определяющих факторов, влияющих на профессиональное становление человека. Поэтому от качества предлагаемого образования напрямую зависит успешность отдельного человека и в целом позитивное развитие всего общества. Одним из показателей успешности образования является самостоятельность учащихся, которая необходима для принятия учащимся самостоятельных суждений и действий в процессе преодоления учебных трудностей.
Oчень важно знать формы и виды самостоятельных работ, их место в процессе обучения. Но нельзя забывать, что на успехи ученика огромное влияние оказывает настрой самого учителя. Здесь очень важен известный психологам эффект Резенталя-Якобсона. Эти исследователи провели следующий эксперимент: они давали учителям заведомо неправильную информацию о показателях умственного развития детей. Выяснили: достижения учеников зависели от мнения учителя о возможностях ученика. Те ученики, которые воспринимались учителями как более одаренные (хотя таковыми и не являются), показали большие сдвиги в учебе по сравнению с детьми, которых учитель считал менее одаренным. Вот почему так важно умение учителя создать в классе доброжелательную атмосферу, особенно во время выполнения самостоятельных работ.
Виды самостоятельных работ в зависимости от целей
В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, они могут быть:
1. Обучающими.
2. Тренировочными.
3. Закрепляющими.
4. Повторительными.
5. Развивающими.
6. Творческими.
7. Контрольными.
1. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала.
Цель: развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого ученика к тому, что объясняет учитель. Здесь сразу выясняется непонятное, выявляются сложные моменты, дают себя знать проблемы в знаниях, которые мешают прочно усвоить изучаемый материал.
Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е.
сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще непрочны. Оценок плохих за них не ставить.
Т.к. обучающие самостоятельные работы проводятся во время объяснения нового материала или сразу после объяснения, то их немедленная проверка дает преподавателю четкую картину того, какова степень понимания учащимися нового материала на самом раннем этапе его изучения.
Цель – не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить много времени на паре.
Например, составление примеров на изучаемые правила, свойства; самостоятельное составление алгоритмов, решение задач по алгоритму.
2. К тренировочным относятся задания на распознавание различных объектов и их свойств.
Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и их свойства данного определения, правила. Конечно, эта работа мало способствует умственному развитию детей, но необходима для выработки основных умений и навыков и тем самым создать базу для дальнейшего изучения дисциплины.
При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся еще необходима помощь преподавателя. Можно разрешить пользоваться и учебником, и записями в тетрадях, таблицами и т.п. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся.
К таким работам можно отнести выполнение заданий по разноуровневым карточкам. Каждый комплект может состоять из 8-10 вариантов разного уровня.
3. К закрепляющим можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида учитель определяет, нужно ли еще заниматься данной темой.
4. Очень важны так называемые повторные работы. Перед изучением новой темы преподаватель должен знать, подготовлены ли учащиеся, есть ли у них необходимые знания, какие пробелы смогут затруднить изучение нового материала.
5. Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно-творческим конференциям, сочинение математических игр, спектаклей.
На занятиях – это самостоятельные работы, требующие умения решать исследовательские задачи.
6. Большой интерес у учащихся вызывают творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности.
7. Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения.
Концептуальные основы игровых технологий
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).
Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н. Леонтьев).
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Виды письменных работ и методика их проведения
Профессиональное образование является одним из определяющих факторов, влияющих на профессиональное становление человека. Поэтому от качества предлагаемого образования напрямую зависит успешность отдельного человека и в целом позитивное развитие всего общества. Одним из показателей успешности образования является самостоятельность учащихся, которая необходима для принятия учащимся самостоятельных суждений и действий в процессе преодоления учебных трудностей.
Oчень важно знать формы и виды самостоятельных работ, их место в процессе обучения. Но нельзя забывать, что на успехи ученика огромное влияние оказывает настрой самого учителя. Здесь очень важен известный психологам эффект Резенталя-Якобсона. Эти исследователи провели следующий эксперимент: они давали учителям заведомо неправильную информацию о показателях умственного развития детей. Выяснили: достижения учеников зависели от мнения учителя о возможностях ученика. Те ученики, которые воспринимались учителями как более одаренные (хотя таковыми и не являются), показали большие сдвиги в учебе по сравнению с детьми, которых учитель считал менее одаренным. Вот почему так важно умение учителя создать в классе доброжелательную атмосферу, особенно во время выполнения самостоятельных работ.
Виды самостоятельных работ в зависимости от целей
В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, они могут быть:
1. Обучающими.
2. Тренировочными.
3. Закрепляющими.
4. Повторительными.
5. Развивающими.
6. Творческими.
7. Контрольными.
1. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала.
Цель: развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого ученика к тому, что объясняет учитель. Здесь сразу выясняется непонятное, выявляются сложные моменты, дают себя знать проблемы в знаниях, которые мешают прочно усвоить изучаемый материал.
Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е.
сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще непрочны. Оценок плохих за них не ставить.
Т.к. обучающие самостоятельные работы проводятся во время объяснения нового материала или сразу после объяснения, то их немедленная проверка дает преподавателю четкую картину того, какова степень понимания учащимися нового материала на самом раннем этапе его изучения.
Цель – не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить много времени на паре.
Например, составление примеров на изучаемые правила, свойства; самостоятельное составление алгоритмов, решение задач по алгоритму.
2. К тренировочным относятся задания на распознавание различных объектов и их свойств.
Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и их свойства данного определения, правила. Конечно, эта работа мало способствует умственному развитию детей, но необходима для выработки основных умений и навыков и тем самым создать базу для дальнейшего изучения дисциплины.
При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся еще необходима помощь преподавателя. Можно разрешить пользоваться и учебником, и записями в тетрадях, таблицами и т.п. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся.
К таким работам можно отнести выполнение заданий по разноуровневым карточкам. Каждый комплект может состоять из 8-10 вариантов разного уровня.
3. К закрепляющим можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида учитель определяет, нужно ли еще заниматься данной темой.
4. Очень важны так называемые повторные работы. Перед изучением новой темы преподаватель должен знать, подготовлены ли учащиеся, есть ли у них необходимые знания, какие пробелы смогут затруднить изучение нового материала.
5. Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно-творческим конференциям, сочинение математических игр, спектаклей.
На занятиях – это самостоятельные работы, требующие умения решать исследовательские задачи.
6. Большой интерес у учащихся вызывают творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности.
7. Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения.
Контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; должны быть направлены на отработку основных навыков; обеспечивать достоверную проверку уровня обучения; они должны стимулировать учащихся; позволять им продемонстрировать прогресс в своей общей подготовке.
Организация контрольных работ
Контрольная работа может быть кратковременной и долговременной.
Перед проведением контрольной работы необходимо определить объект контроля, цель предстоящей работы и средства контроля.
Они должны быть сообщены учащимся. В зависимости от вида заданий нужно продумать, каким образом учащийся должен их оформить. Преподаватель должен продумать, что он отнесет к недочетам, а что к ошибкам. Из этого будет складываться оценка. Критерии оценки должны быть известны учащимся.
Контрольная работа должна быть разноуровневой (все уровни без исключения). Каждой контрольной работе должна предшествовать самостоятельная работа с аналогичными упражнениями.
Анализ контрольной работы необходимо проводить сразу. Желательно фрагменты решения разобрать сразу после написания работы, потому что на следующий день или позже учащиеся уже теряют интерес к содержанию работы и многие интересуются только оценкой.
Обязательно нужно проводить количественный и качественный анализ контрольной работы.
Виды самостоятельной работы в зависимости от места проведения:
· аудиторные;
· внеаудиторные.
Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует решению проблем учебного и профессионального уровней. Внеуадиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого ученика, а её объем определяется учебным планом.
· Подготовка сообщений.
· Подготовка рефератов.
· Подготовка докладов.
· Научно-исследовательские работы.
· Выписки из текста.
· Работа со словарями и справочниками.
· Составление библиографии.
· Составление кроссвордов.
· Выполнение чертежей, схем, расчетно-графических работ.
Таким образом, организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа для каждого преподавателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности, самостоятельная работа не самоцель, она является средством формирования у учащихся активности и самостоятельности как черт личности, развития их интеллектуальных и творческих способностей.