Административная контрольная работа по русскому языку за 1 полугодие.
8 класс. Вариант 1.
Определите тип связи слов в словосочетаниях.
обсуждать с другом | а. согласование |
на лесной полянке | б. управление |
говорить быстро | в. примыкание |
Выпишите грамматическую основу, укажите вид сказуемого.
а) Завтра мы будем писать контрольную работу.
б) В комнате темно.
в) Я начал собирать модель планера.
г) В лесу родилась елочка.
д) Я был рад встрече.
3. Выпишите дополнение, укажите его вид.
а) Он любил море в любую погоду.
б) Науки юношей питают.
в) Я сегодня поймал было рыбку.
г) Лес печальнее и однообразнее моря, особенно сосновый лес, постоянно одинаковый и почти бесшумный.
д) Ночью я вышел на улицу, и меня поразило еще невиданное зрелище.
4. Выпишите определение, укажите его вид.
а) Блузка в горошек была ей к лицу.
б) Девушка с голубыми глазами привлекла мое внимание.
в) Легкий порыв ветра разбудил меня.
г) О створку окна трётся шерстисто-серое небо.
д) От ветхого барака в темноту леса нырнули конь и всадник.
5. Выпишите определение, укажите его вид.
а) Он стриг волосы под гребенку.
б) Вчера шел дождь.
в) В тропиках влажный жаркий климат.
г) Из-за спешки он не купил книгу.
д) Он купил слишком дорогую книгу.
Прочитайте текст и выполните задания 6 - 11.
(1) Человек, не любящий книгу, несчастен, но не всегда догадывается об этом. (2) Может быть, жизнь его наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного события – сопереживания и осмысления прочитанного. (3) Некоторые люди, говоря о любви к чтению, добавляют, что им нравится читать, но... только не стихи. (4) В этих словах кроется неправда, потому что человек, не испытывающий любви к поэзии, не может по-настоящему любить прозу.
(5) Разумеется, читателю прозы необходимо обладать артистизмом восприятия. (6) Но обаяние именно поэзии гораздо больше, чем прозы, скрывается не только в мысли, в построении сюжета, но и в самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. (7) Именно поэтому воспитание поэзией – это воспитание вкуса к литературе.
(8) Подлинное прочтение художественного слова подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей. (9) Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух. (10) Но в том, что такой слух можно воспитать, я убеждён.
(11) И я хотел бы выразить мою запоздалую, но глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. (12) Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца моих дней я оставался бы преданным читателем поэзии.
(По Е. Евтушенко)
6. Определите и запишите основную мысль текста.
7. Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.
8.Определите, каким средством языковой выразительности является выражение музыка слова (музыке слова) из предложения 6. Запишите ответ.
9. В предложениях 5-7 найдите слово с лексическим значением «очарование, притягательная сила». Выпишите это слово.
10. Из предложения 6 выпишите грамматическую основу.
11. Определите тип односоставного предложения 5. Запишите ответ.
Административная контрольная работа по русскому языку за 1 полугодие.
8 класс. Вариант 2.
Определите тип связи слов в словосочетаниях.
по страницам книг | а. согласование |
очень весело | б. управление |
со вчерашнего дня | в. примыкание |
Выпишите грамматическую основу, укажите вид сказуемого.
а) Мы ждали вас на протяжение часа.
б) Приходите к нам в гости.
в) На празднике было очень весело.
г) Ребята продолжили выполнять задание.
д) Мы готовы к экзаменам .
3. Выпишите дополнение, укажите его вид.
а) Горные хребты пересекали приморскую страну.
б) Так вот и устроился у меня жить ёжик.
в) Художник думал о картине, которая стояла неоконченная.
г) В передней (кого?) никого не было.
д) Гость вежливо поздоровался (с кем?) с Виктором.
4. Выпишите определение, укажите его вид.
а) Между окнами стоял гусар с румяным лицом и глазами навыкате.
б) На столе лежали папки из блестящего картона.
в) Вместе с чаем подали нам котлеты, яйца всмятку, масло, мёд.
г) На нём была пёстрая ситцевая рубашка.
д) Дело о наследстве задерживает меня в городе ещё надолго.
5. Выпишите определение, укажите его вид.
а) Плюшкин что-то пробормотал сквозь губы.
б) Он купил книгу в магазине.
в) При желании они могли посмотреть этот фильм.
г) Он-то сослепу не разглядел, что у нас погоны под башлыками, и за петлюровцев нас принял.
д) С детства нас приучали кланяться старшим при встречах.
Прочитайте текст и выполните задания 6 - 11.
(1) Если человек своим поведением грубо нарушает общественный порядок, проявляет явное неуважение к отдельным лицам или обществу в целом, уголовное право квалифицирует его как хулигана.
(2) Чтобы проследить историю возникновения этого слова, совершим экскурс в предместье Лондона конца XVIII века. (3) Жил там некто Хулигэн, содержатель постоялого двора, который с другими членами своего отнюдь не святого семейства наводил ужас на всю округу, замеревшую в страхе. (4) Необузданный буян и драчун настолько прославился нарушениями закона, что имя его пополнило разряд нарицательных негативного свойства.
(5) В XIX веке хулиганами стали именовать дерзких уличных озорников Лондона, а затем и грабителей, преступающих закон и нападающих на прохожих на неосвещённых улицах. (6) Кроме того, распространению этого слова в немалой степени способствовала популярная комическая песенка, исполнявшаяся в Англии в 1880–1890-х годах, героем которой был знакомый нам Хулигэн. (7) Затем невольную рекламу создала одна из газет, сделав его персонажем множества пародий и шуток.
(8) О хулиганах заговорили уже не только на Британских островах, но и во всей Европе, а затем в Америке. (9) В начале XX века слово «хулиган» прочно утвердилось в русском языке и стало частью современного литературного языка.
(По Э.А. Вартаньяну)
6. Определите и запишите основную мысль текста.
7. Определите и запишите микротему 1-го абзаца текста.
8. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение дерзкие озорники (дерзких уличных озорников) из предложения 5. Запишите ответ.
9. В предложениях 1-3 найдите слово с лексическим значением «оценить (-ивать), определить (-лять) каким-нибудь». Выпишите это слово.
10. Из предложения 8 выпишите грамматическую основу.
11. Определите тип односоставного предложения 5. Запишите ответ.
Критерии оценивания
За каждый правильный ответ заданий 1 – 5 выставляется 1 балл.
Задание 1 – 3 балла.
Задание 2 – 5 – 5 баллов.
Задание 6 |
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении | 2 |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено один-два речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт | 1 |
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущено два и более речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Задание 7 |
Микротема определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении | 2 |
Микротема абзаца определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Микротема абзаца определена верно, полно; в предложении допущено один-два речевых недочёта. ИЛИ Микротема абзаца определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт | 1 |
Микротема абзаца определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Микротема абзаца определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущено два и более речевых недочёта. ИЛИ Микротема абзаца не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Задание 8 |
Дан правильный ответ | 1 |
Дан неправильный ответ. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Задание 9 |
Верно выписано слово | 1 |
Неверно выписано слово. ИЛИ Слово не выписано | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Задание 10 |
Верно выписана грамматическая основа | 1 |
Неверно выписана грамматическая основа. ИЛИ Грамматическая основа не выписана | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Задание 11 |
Верно определён тип односоставного предложения | 1 |
Неверно определён тип односоставного предложения. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Правильно выполненная работа оценивается 51 баллами.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–15 | 16–19 | 20–26 | 27–31 |
Ответы
| Вариант 1 | | Вариант 2 |
1 | 1Б, 2А, 3 В | 1 | 1Б, 2В, 3А |
2 | а – ПГ б – СИС в – СГС г – ПГ д - СИС | 2 | а – ПГ б – ПГ в – СИС г – СГС д - СИС |
3 | а – прямое б – косвенное в – прямое г – косвенное д - прямое | 3 | а – прямое б – косвенное в – косвенное г – прямое д - прямое |
4 | а – несогласованное б – несогласованное в – согласованное г – согласованное д - согласованное | 4 | а – несогласованное б – согласованное в – несогласованное г – согласованное д - несогласованное |
5 | а – образа действия б – время в – место г – причина д – меры и степени | 5 | а – образа действия б – место в – условия г – причина д – время |
6 | Любовь к чтению подразумевает в первую очередь любовь к поэзии, которую можно воспитать, анализируя средства выразительности, наслаждаясь каждым словом, чувствуя слова. | 6 | Этимология слова хулиган связана с именем жителя предместья Лондона, который наводил ужас на всю округу. Со временем имя стало нарицательным и распространилось по миру, а в начале XX века прочно утвердилось и в русском языке. |
7 | Воспитание поэзией – это воспитание вкуса к литературе. | 7 | Хулиган – человек, нарушающий общественный порядок. |
8 | метафора | 8 | эпитет |
9 | обаяние | 9 | квалифицировать |
10 | обаяние скрывается | 10 | заговорили |
11 | безличное | 11 | неопределенно-личное предложение |