Контрольная работа по теме:
« Работа. Мощность. Простые механизмы» 7 класс.
Пояснительная записка
Контрольная работа по теме: «Работа. Мощность. Простые механизмы.»
составлена на основе:
заданий КИМ ГИА 2012 - 2015 года;
Ковалёва, Г.С. Физика. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций [Текст]/ Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2014-160 с. – (Работаем по новым стандартам).
Цель контроля: выявить уровень образовательных результатов учащихся:
предметные
- условия равновесия рычага, «Золотого правила механики» ;
- физических понятий: плечо силы, коэффициент полезного действия, рычаг, подвижный и неподвижный блоки;
- физических величин, характеризующих:
масса тела, плотность вещества, сила тяжести, сила тяги, вес тела, механическая работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергии.
- определять из графического рисунка, входящие в него элементы;
- определять: массу тела, силу тяжести, мощность и механическую работу, КПД, плечо силы, вес тела;
- применять на практике: условия равновесия рычага, ситуации с комбинированными блоками.
метапредметные
- анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических законов или закономерностей и применять имеющие знания для их объяснения;
- распознавать в ситуациях практико-ориентированного характера проявление изученных понятий и закономерностей;
- применять имеющие знания для объяснения физических законов и закономерностей в ситуациях практико-ориентированного характера;
- использовать при выполнении учебных задач справочные материалы о физических величинах;
- объяснять с опорой на рисунки условия равновесия рычага и системы блоков;
- распознавать и описывать изученные явления, используя физические величины, различая физический смысл используемой величины, её обозначения и единицы измерения;
- различать словесную формулировку и математическое выражение закона;
- применять закон для анализов процессов и явлений;
- осознано читать и понимать текст заданий;
- составлять краткую запись условия задачи, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения величины.
- составлять план решения задачи и последовательность действий.
Характеристика контрольной работы
Вариантов – 4
Количество заданий - 8
Распределение заданий по уровню сложности
Распределение заданий по уровню сложности | Задания | Количество заданий | % соотношение к общему кол-ву |
Репродуктивный уровень | №№1 - 3 | 3 | 37,5% |
Конструктивный уровень | №№ 4 - 7 | 4 | 50 % |
Творческий уровень | № 8 | 1 | 12,5 % |
Характеристика заданий с позиции выявляемых образовательных результатов
предметные результаты:
- анализировать условия задачи и ответить на вопрос, в каком случае совершается механическая работа (№ 1);
- уметь определять мощность и механическую работу, высоту (№ 2);
- анализ рисунка (система блоков), установление закономерности выигрыша в силе при данных условиях задачи (№ 3);
- уметь применять условие равновесия рычага (№ 4);
- уметь определять работу, массу тела, мощность, скорость (№ 5,7);
- уметь установите соответствие между физическими величинами (вопросами) и их возможными изменениями (варианты ответов) при применении закона сохранения механической энергии и видов механической энергии (№6);
-
- решать комбинированные задачи (№ 7-8);
- уметь определять КПД простых механизмов (№ 8).
метапредметные результаты
- уметь исследовать закономерности физических величин (№№ 1, 2, 3, 4, 6);
- уметь пользовать табличными величинами (№ 7, 8);
- отвечать на поставленный вопрос (№ 1, 6);
- переводить информацию из рисунков (№ 3, 4);
- объяснять с опорой на рисунки условия равновесия рычага и системы блоков (№ 3,4);
- распознавать и описывать изученные явления, используя физические величины, различая физический смысл используемой величины, её обозначения и единицы измерения (№4, 5, 7, 8).
- составлять план решения комбинированных задач и последовательность действий (№ 7 - 8);
- следовать при выполнении задач определённым алгоритмам (№ 3 - 4)
Содержание контрольной работы
ИНСТРУКЦИЯ
Работа содержит 8 заданий:
1- 5 задания – тест с выбором ответов;
6 задание – установление соответствие между физическими величинами (вопросами) и их возможными изменениями (вариантами ответов);
7 задание – решение задачи с кратким ответом (дополнительное пояснение);
8 задание - решение задачи с развернутым ответом.
На выполнение отводится 45 минут.
Задания рекомендуется выполнять по порядку.
Если задание не удалось выполнить сразу, перейдите к следующему.
Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Бланк оформления контрольной работы
Вариант №
№ задания | Код ответа | Формулы, пояснение решения задания |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
Задание 7.
Задание 8.
Вариант 1
Часть 1
1. В каком случае совершается работа? Ответ________ поясните его (1 балл) | 1) Шарик катится по гладкому горизонтальному столу. 2) Кирпич лежит на земле. 3) Автопогрузчик поднимает груз. 4) На пружине весит груз. |
2. Велосипедист за 10 с совершает работу 800 Дж. Чему равна мощность велосипедиста? Ответ________ поясните его | 1) 80 Вт 2) 40 Вт 3) 8 кВт 4) 400 Вт (1 балл) |
3. Во сколько раз можно выиграть в силе, пользуясь блоком, установленным так, как изображено на рисунке? 1) Выигрыша в силе не будет 2) В 2 раза 3) В 3 раза 4) В 4 раза Ответ________ поясните его (1 балл) | |
4. Рычаг находится в равновесии. Какова длина рычага, если длина меньшего плеча 40 см? 1) 1,4 м 2) 60 см 3) 2 м 4) 1 м Ответ________ поясните его (2 балла) | |
5. Лошадь равномерно везет телегу со скоростью 1 м/с, прилагая усилие 400 Н. Какая работа совершается при этом за 10 минут? (2 балла) | 1) 240 кДж 2) 24 кДж 3) 2,4 кДж 4) 4 кДж Ответ________ поясните его |
6. Капля дождя падает вниз. Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями при этом. Занесите результат в таблицу. В ответе цифры могут повторяться.
| Физическая величина | Характер изменения |
| А) потенциальная энергия Б) полная механическая энергия В) кинетическая энергия | 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется (2 балла) |
| | | |
| | |
Ответ
7. Какой массы груз может поднять на высоту 30 м за 4 минуты подъемная машина, если мощность её двигателя 5 кВт?
(2 балла)
Часть 2
8. С помощью подвижного блока, имеющего КПД 50%, груз массой 40 кг был поднят на высоту 8 м. Определите силу, приложенную при этом к концу троса.
( 3 балла)
Вариант 2
Часть 1
1. В каком из перечисленных случаев совершается работа? Ответ________ поясните его (1 балл) | 1) На столе стоит гиря. 2) Трактор тянет прицеп. 3) По гладкой поверхности стекла катится шарик. 4) Шарик подвешен на нити. |
2. На какую высоту поднять гирю весом 100 Н, чтобы совершить работу 0,2 кДж? Ответ________ поясните его | 1) 1м 2) 1,5 м 3) 2 м 4) 20 см (1 балл) |
3. С какой силой надо тянуть за свешивающийся конец веревки, чтобы поднять груз 1200 Н при помощи комбинации блоков, изображенной на рисунке? 1) 300 Н 2) 600 Н 3) 1.2 кН 4) 2,4 кН Ответ________ поясните его (1 балл) | |
4.Рычаг длиной 90 см находится в равновесии. Какая сила приложена в точке В? 1) 5 Н 2) 0, 5 Н 3) 50 Н 4) 100 Н Ответ________ поясните его ( 2 балла) | |
5. Определите мощность, развиваемую двигателем трактора, который при скорости 18 км/ч преодолевает силу сопротивления 60 кН. Ответ________ поясните его | 1) 30 кВт 2) 300 кВт 3) 1080 кВт 4) 108 Вт (2 балла) |
6. Тело бросают вертикально вверх со скоростью 5 м/с. Сопротивления воздуха нет. Сопоставьте вопросы с вариантами ответов. Занесите результат в таблицу. В ответе цифры могут повторяться.
| Вопросы | Варианты ответа |
| А) скорость тела в процессе движения вверх Б) потенциальная энергия тела в процессе движения вверх В) механическая энергия в процессе движения вверх | 1) увеличивается 2) уменьшается 3) остается постоянной (2 балла) |
| | | |
| | |
Ответ
7. Какую работу совершает насос за один час, если он каждую минуту выбрасывает 1200 л воды на высоту 24 м?
(2 балла)
Часть 2
8. Водяной насос подает 300 л воды в минуту на высоту 20 м. Определите мощность двигателя насоса, если его КПД равен 80%.
(3 балла)
Вариант 3
Часть 1
1. В каком случае совершается работа? Ответ________ поясните его (1 балл) | 1) Человек, стоя на месте, держит на плечах груз. 2) Человек поднимается вверх по лестнице. 3) Спортсмен с трамплина прыгнул в воду. 4) Вода давит на стенки сосуда. |
2. Определить работу, совершаемую двигателем мощностью 400 Вт за 30 с. Ответ________ поясните его (1 балл) | 1) 1,2кДж 2) 15 кДж 3) 12 кДж 4) 1,5 кДж |
3. Какого веса груз можно поднять с помощи блоков, изображенных на рисунке, прилагая к свободному концу веревки силу 75 Н? 1) 30 Н 2) 300 Н 3) 450 Н 4) 150 Н Ответ________ поясните его (1 балл) | |
4. Рычаг длиной 1м находится в равновесии. Определите, какую силу необходимо приложить к большему плечу рычага длиной 80 см? 1) 10 Н 2) 100 Н 3) 1 Н 4) 0,1 Н Ответ________ поясните его (2 балла) | |
5. Экскаватор поднял грунт объемом 0,5 м3 и плотностью 1500 кг/м3 на высоту 4 м. Вычислите работу, совершенную экскаватором. Ответ________ поясните его (2 балла) | 1) 3 кДж 2) 7,5кДж 3) 30 кДж 4) 6 кДж |
6. Тело совершает свободное падение. Как при этом меняется кинетическая, потенциальная и полная механическая энергия тела? Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями при этом. Занесите результат в таблицу. В ответе цифры могут повторяться.
| Физическая величина | Характер изменения |
| А) кинетическая энергия Б) потенциальная энергия В) полная механическая энергия | 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась (2 балла) |
| | | |
| | |
Ответ
7. Лошадь тянет телегу, прилагая усилие 350 Н, и совершает за 1 минуту работу в 42 кДж. С какой скоростью движется лошадь?
(2 балла)
Часть 2
8. Какая сила потребуется для равномерного подъема груза массой 200 кг пол наклонной плоскости, имеющей КПД, равный 60%? Высота наклонной плоскости равна 1,5,а длина 10 м.
( 3 балла)
Вариант 4
Часть 1
1. В каком из перечисленных случаев совершается работа? Ответ________ поясните его (1 балл) | 1) На нитке подвешен груз. 2) Льдинка движется по гладкой горизонтальной поверхности льда. 3) Тело, выпущено из рук, падает на землю. 4) На столе стоит гиря. |
2. Определите работу, совершаемую при поднятии груза весом 4 Н на высоту 4 м. Ответ________ поясните его | 1) 16 Дж 2) 1 Дж 3) 8 Дж 4) 10 Дж (1 балл) |
3. Какую силу необходимо приложить, чтобы при помощи комбинации блоков поднять груз весом 250 Н? 1) 125 Н 2) 500 Н 3) 1, 25 кН 4) 5 кН Ответ________ поясните его ( 1 балл) | |
4. Рычаг АВ длиной 70 см находится в равновесии. Определить вес груза? 1) 2 Н 2) 20 Н 3) 0,2 Н 4) 100 Н Ответ________ поясните его ( 2 балла) | |
5. Трактор при пахоте за 1минуту прошел путь 90 м, имея силу тяги 5 кН. Вычислите мощность трактора на крюке. Ответ________ поясните его (2 балла) | 1) 7,5 кВт. 2) 300 кВт. 3) 150 кВт. 4) 3 МВт. |
6. Автомобиль разгоняется на прямолинейном участке шоссе. Что при этом происходит с потенциальной, кинетической и полной механической энергией автомобиля? Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями при этом. Занесите результат в таблицу. В ответе цифры могут повторяться.
| Физическая величина | Характер изменения |
| А) потенциальная энергия Б) кинетическая энергия В) полная механическая энергия | 1) не изменилась 2) уменьшилась 3) увеличилась (2 балла) |
| | | |
| | |
Ответ
7. Какой массы груз может поднять на высоту 30 м за 4 минуты подъемная машина, если мощность её двигателя 5 КВт? (2 балла)
Часть 2
8. С помощью рычага груз массой 100 кг поднят равномерно на высоту 80 см. При этом длинное плечо рычага, к которому была приложена сила 600 Н, опустилась на 2 м. Определите КПД.
( 3 балла).
Инструментарий оценки образовательных достижений учащихся
(схема поэлементного анализа выполнения контрольной работы)
№ задания | Какие элементы знаний, умений выполняются | Стоимость каждого элемента (баллы) | Общая стоимость заданий ( баллы) |
1 | Ответить на вопрос и сделать пояснения, в каком случае совершается механическая работа | | 1 |
1.1 | Ответ на вопрос | 0,5 | |
1.2 | Сделать пояснение, в каком случае совершается механическая работа | 0,5 | |
2 | Определить мощность или механическую работу, высоту | | 1 |
2.1 | Записать формулы мощность или механическую работу, высоту | 0,5 | |
2.2 | Сделать вычисления мощность или механическую работу, высоту | 0,5 | |
3 | Определить выигрыш в силе, используя систему блоков | | 1 |
3.1 | Записать условия подвижного блока | 0,25 | |
3.2 | Определить сколько в системе подвижных блоков, сделать преобразование формулы | 0,5 | |
3.4 | Сделать вычисления выигрыша в силе, используя систему блоков | 0,25 | |
4 | Определить длину рычага или силу или вес груза | | 2 |
4.1 | Записать условия задачи из рисунка | 0,25 | |
4.2 | Записать условия равновесия рычага | 0,5 | |
4.3 | Сделать преобразование формулы | 0,75 | |
4.4 | Сделать вычисления длины рычага или силы или веса груза | 0,5 | |
5 | Определить работу или силу или мощность | | 2 |
5.1 | Сделать перевод в СИ | 0,25 | |
5.2 | Записать формулы работу или мощность, силы, массы, сделать преобразование формул | 1,5 | |
5.3 | Сделать вычисления работы или силы или мощности | 0,25 | |
6 | Установить соответствие между физическими величинами (вопросами) и их возможными изменениями (вариантами ответов); | | 2 |
6.1 | Если правильно определен один пункт | 0 | |
6.2 | Если правильно определены два пункта | 1 | |
6.3 | Если правильно определены три пункта | 1 | |
7 | Решить комбинируемую задачу на определение массы груза или работы или скорости | | 2 |
7.1 | Сделать перевод в СИ | 0,25 | |
7.2 | Записать формулы мощности, работы, массы | 0,75 | |
7.3 | Сделать преобразование формул с учетом условий задачи | 0,5 | |
7.4 | Сделать вычисления массы груза или работы или скорости. Сделать вывод единиц. Граф | 0,5 | |
8 | Решить комбинируемую задачу на определение силы или мощности или КПД | | 3 |
8.1 | Сделать перевод в СИ | 0,25 | |
8.2 | Записать формулы КПД, работы, мощности, массы, силы | 0,75 | |
8.3 | Сделать преобразование формул | 1,25 | |
8.3 | Сделать вычисления силы или мощности или КПД. Сделать вывод единиц. Граф | 0,75 | |
Критерии оценивания результатов:
6 – 8 баллов - отметка «3»
9 - 12 баллов – отметка «4»
13 – 14 баллов – отметка «5»
5 баллов и ниже – отметка «2»