Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения контрольной работы по теме «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»
в 8 классе
Предмет: «физика»8 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.В. Пёрышкина
Вид контроля: текущий (тематический)
Тема: «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»
1. Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной
работе
Код | Номер задания | Описание элементов предметного содержания |
1.2.5 | А1 | Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение |
1.2.6 | А2, С8, С9 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость |
1.2.8 | А3, С9 | Испарение и конденсация. Кипение жидкости |
1.2.9 | А5 | Влажность воздуха |
1.2.10 | А4, С8 | Плавление и кристаллизация |
1.2.11 | А6 | Преобразование энергии в тепловых машинах |
1.5.4 | А4 | Графическое описание физических явлений |
1.5.3 | В7 | Физические величины. Определение физических величин. |
2. Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код | Номер задания | Описание элементов метапредметного содержания |
2.2.1 | А1 | Умение определять понятия (познавательное УУД) |
2.2.2 | А1, В7 | Умение классифицировать (познавательное УУД) |
2.2.3 | А2, А3, А4, А5, С8, С9 | Умение устанавливать причинно-следственные связи (познавательное УУД) |
2.2.4 | А4, А5, А6, С8, С9 | Умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы |
2.2.6 | Работа | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (регулятивное УУД) |
3. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся освоивших тему
«Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»
Код | Номер задания | Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
3.1.2 | А2, А3, А5, С8, С9, В7 | Знание и понимание смысла физических величин: коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания топлива, влажность воздуха |
3.1.3 | С8, С9 | Знание и понимание смысла закона сохранения энергии в тепловых процессах |
3.1.4 | А1, А3, А4, А5, С8, С9 | Умение описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекция, излучение, испарение, конденсация, кипение, плавление, кристаллизация |
3.2.6 | А3, С8, С9 | Умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы |
3.3 | А2, А2, А6, С8, С9 | Решение физических задач |
3.4.1 | А1, А3, А4, А5, С8, С9 | Понимание смысла использованных в заданиях физических терминов |
3.5.1 | А5, А6, С8, С9 | Умение приводить (распознавать) примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях |
Спецификация КИМ
для проведения для проведения контрольной работы по теме
Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения учащимися 8 класса содержания темы «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по теме «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества» учебного предмета «физика», а также содержанием темы «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества» учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией А.В. Пёрышкина.
Контрольная работа состоит из 9 заданий: 7- задания базового уровня, 2 - повышенного.
Распределение заданий по уровням сложности,
проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания,
уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения
№ задания | уровень | Что проверяется | Тип задания | Примерное время выполнения задания |
А1 | Базовый | 1.2.5, 2.2.1, 2.2.2 | Тест с выбором ответа | 2 мин |
А2 | Базовый | 1.2.6, 2.2.3 | Тест с выбором ответа | 3 мин |
А3 | Базовый | 1.2.8, 2.2.3 | Тест с выбором ответа | 3 мин |
А4 | Базовый | 1.2.10, 2.2.3, 2.2.4 | Тест с выбором ответа | 3 мин |
А5 | Базовый | 1.2.9, 2.2.3, 2.2.4 | Тест с выбором ответа | 3 мин |
А6 | Базовый | 1.2.11 | Тест с выбором ответа | 3 мин |
В7 | Базовый | 1.5.3, 2.2.2 | Задание на соответствие, множественный выбор | 3 мин |
С8 | Повышенный | 1.2.6, 1.2.10, 2.2.3, 2.2.4 | Расчётная задача с развёрнутым решением | 10 мин |
С9 | Повышенный | 1.2.6, 1.2.8, 2.2.3, 2.2.4 | Расчётная задача с развёрнутым решением | 10 мин |
Оценка правильности выполнения задания | Базовый | Выполнение теста на знание информации и применения репродуктивных способов деятельности | Сверка с эталоном | Выполняется на следующем уроке, после проверки работы учителе |
Повышенный | 2.2.6 | Сверка с выполненной учебной задачей по критериям |
На выполнение 9 заданий отводится 40 минут. Контрольная работа составлена в 2-х вариантах. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий.
Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице.
№ задания | Количество баллов |
1 - 6 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
7 | Максимальное количество баллов -2 Правильно распределено 3 понятия - 2 балла Правильно распределено 2 понятия - 1 балл Правильно распределено 1понятие - 0 баллов |
8, 9 | Максимальное количество баллов за каждое задание – 3 Если: - полностью записано условие, - содержатся пояснения решения, - записаны формулы, - записан перевод единиц измерения в СИ, - вычисления выполнены верно, - записан подробный ответ – 3 балла Если: - записано условие, - отсутствуют пояснения решения, - записаны формулы, - не записан перевод единиц измерения в СИ, - вычисления выполнены верно, - записан ответ – 2 балла Если: - записано условие, - отсутствуют пояснения решения, - записаны формулы, - не записан перевод единиц измерения в СИ, - содержится вычислительная ошибка, не искажающая грубо результат, - записан ответ – 1 балл Если ход решения не верный, но присутствует правильный ответ – 0 баллов |
Оценка правильности выполнения задания | Оценка правильности выполнения задания (регулятивное УУД): после проверки работы учителем попросить проверить - учащихся свои работы, сверяя их с эталоном ответов (умение оценивать правильность выполнения учебной задачи). Соотнести с отметкой учителя, прокомментировать результат выполнения задания. Данное задание оценивается, но в баллы и отметку не переводится. |
Итого | 14 баллов |
Перевод баллов к 5-балльной отметке
Баллы | Отметка |
14-12 | 5 |
11 - 9 | 4 |
8 - 6 | 3 |
меньше 6 | 2 |
Показатели уровня освоения каждым обучающимся содержания темы
«Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»
8 класса
Код требования к уровню подготовки | № задания контрольной работы | Предметный результат не сформирован | Предметный результат сформирован на базовом уровне | Предметный результат сформирован на повышенном уровне |
3.1.2 | А2, А3, А5, С8, С9, В7 | Выполнено два задания части А | Выполнено больше двух заданий части А и часть В | Выполнено пять заданий |
3.1.3 | С8, С9 | Задания не выполнены | Выполнены задания частично | Выполнено одно задание |
3.1.4 | А1, А3, А4, А5, С8, С9 | Выполнено два задания части А | Выполнено больше двух заданий части А | Выполнено одно задание части С или оба частично |
3.2.6 | А3, С8, С9 | Задания не выполнены | Выполнено задание части А | Выполнено одно задание части С или оба частично |
3.3 | А2, А2, А6, С8, С9 | Выполнено два задания части А | Выполнено задание части А | Выполнено задание части А и одно части С |
3.4.1 | А1, А3, А4, А5, С8, С9 | Выполнено два задания части А | Выполнено задание части А | Выполнено задание части А и одно части С |
3.5.1 | А5, А6, С8, С9 | Выполнено одно задание части А | Выполнено задание части А | Выполнено задание части А и одно части С |
Показатели сформированности у обучающихся метапредметных умений
Код метапредметного результата | № задания контрольной работы | Продемонстрировал сформированность | Не продемонстрировал сформированность |
2.2.1 | А1 | Выполнено одно задание | Не выполнено задание |
2.2.2 | А1, В7 | Выполнено одно задание | Не выполнено задание |
2.2.3 | А2, А3, А4, А5, С8, С9 | Выполнены 4 задания | Выполнено меньше 4 заданий части А |
2.2.4 | А4, А5, А6, С8, С9 | Выполнены 3 заданий | Выполнено меньше 3 заданий части А |
2.2.6 | Оценка правильности выполнения задания | Результаты обучения учащимися комментируются и аргументируются | Результаты в большинстве случаев учащимися не комментируются |
Контрольная работа
Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества
ВАРИАНТ № 1
Уровень А
1. Теплообмен путем конвекции может осуществляться
1) в газах, жидкостях и твердых телах;
2) в газах и жидкостях;
3) только в газах;
4) только в жидкостях.
2. Перед горячей штамповкой латунную болванку массой 3 кг нагрели от 15 до 75 °С. Какое количество теплоты получила болванка? Удельная теплоемкость латуни 380 Дж/кг.0С.
1) 47 кДж;
2) 68,4 кДж;
3) 760 кДж;
4) 5700 кДж.
3. Если при атмосферном давлении 100 кПа конденсируется 200 г паров некоторого вещества при 100°С, то в окружающую среду передается количество теплоты, равное 460 кДж.
Удельная теплота парообразования этого вещества приблизительно равна
1) 2,1∙108 Дж/кг;
2) 2,1∙107 Дж/кг;
3) 2,3∙106 Дж/кг;
4) 2,3∙104 Дж/кг.
4. На рисунке представлен график зависимости температуры нафталина от времени при нагревании и охлаждении. В начальный момент нафталин находился в твердом состоянии. Какой участок графика соответствует процессу отвердевания нафталина?
1) 2-3; 2) 3-4; 3) 4-5; 4) 5-6. | |
5. С помощью психрометрической таблицы определите разницу в показаниях сухого и влажного термометра, если температура в помещении 20°С, а относительная влажность воздуха 44%. 1) 7°С; 2) 20°С; 3) 27°С; 4) 13°С. | |
6. Тепловая машина за цикл получает от нагревателя 50 Дж и совершает полезную работу, равную 100 Дж. Чему равен КПД тепловой машины?
1) 200%;
2) 67%;
3) 50%;
4) Такая машина невозможна.
Уровень В
7. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА | ФОРМУЛА |
А) Количество теплоты, необходимое для кипения жидкости; Б) Удельная теплота сгорания топлива; В) Количество теплоты, выделяемое при охлаждении вещества. | 1) 𝐿∙𝑚; 2) 𝑞∙Δ𝑡; 3) 𝑄/𝑚∙Δ𝑡; 4) 𝑐∙𝑚∙Δ𝑡; 5) 𝑄/𝑚. |
Уровень C
8. Какое количество теплоты необходимо для плавления 3 кг льда, имеющего начальную температуру -20 °С, и нагрева образовавшейся воды до температуры кипения? Удельная теплоёмкость воды равна 4200 Дж/(кг °С), удельная теплота плавления льда 330 кДж/кг.
9. В сосуд с водой, имеющей температуру 0 °С, впустили 1 кг стоградусного водяного пара. Через некоторое время в сосуде установилась температура 20 °С. Определите массу воды, первоначально находящейся в сосуде.
Контрольная работа Тепловые явления.
Изменение агрегатных состояний вещества
ВАРИАНТ № 2
Уровень А
1. Благодаря какому виду теплопередачи (преимущественно) в летний день нагревается вода в водоемах?
1) Конвекция;
2) Теплопроводность;
3) Излучение;
4) Конвекция и излучение.
2. Металлический брусок массой 400 г нагревают от 20°С до 25 °С. Определите удельную теплоемкость металла, если на нагревание затратили 760 Дж теплоты.
1) 0,38 Дж/(кг °С);
2) 760 Дж/(кг °С);
3) 380 Дж/(кг °С);
4) 2000 Дж/(кг °С).
3. Какое количество теплоты потребуется для плавления 40 г белого чугуна, нагретого до температуры плавления? Удельная теплота плавления белого чугуна 14·104 Дж/кг
1) 3,5 кДж;
2) 5,6 КДж;
3) 10 кДж;
4) 18 кДж.
4. На рисунке изображен график зависимости температуры нафталина от времени при нагревании и охлаждении. В начальный момент времени нафталин находился в твердом состоянии. Какая из точек графика соответствует началу отвердевания нафталина?
1) 2; 2) 4; 3) 5; 4) 6. | |
5. Относительная влажность воздуха в помещении равна 60%. Разность в показаниях сухого и влажного термометра 4°С. Пользуясь психрометрической таблицей, определите показания сухого термометра. 1) 18°С; 2) 14°С; 3) 10°С; 4) 6°С. | |
6. Чему равен коэффициент полезного действия паровой турбины, если полученное ею количество теплоты равно 1000 МДж, а полезная работа составляет 400 МДж?
1) 4%;
2) 25%;
3) 40%;
4) 60%.
Уровень В
7. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА | ФОРМУЛА |
А) Количество теплоты, необходимое для кипения жидкости; Б) Удельная теплота сгорания топлива; В) Количество теплоты, выделяемое при охлаждении вещества. | 1) 𝑄/𝑚; 2) 𝑞∙Δ𝑡; 3) 𝑐∙𝑚∙Δ𝑡; 4) 𝑄/𝑚∙Δ𝑡; 5) 𝐿∙𝑚. |
Уровень C
8. В стакан калориметра, содержащий 177 г воды, опустили кусок льда, имеющий температуру 0оС. Начальная температура калориметра с водой равна 45°С. После того, как лёд растаял, температура воды и калориметра стала равна 5°С. Определите массу льда. Теплоёмкостью калориметра пренебречь. Удельная теплоёмкость воды равна 4200 Дж/(кг °С), удельная теплота плавления льда 330 кДж/кг.
9. На газовой плите испаряют воду массой 3 кг, имеющую температуру 25°С. Газ какой массы нужно для этого сжечь? Потери энергии не учитывать. Удельная теплота сгорания газа 44 МДж/кг, удельная теплоёмкость воды равна 4200 Дж/(кг °С), удельная теплота парообразования воды 2,3 МДж/кг.