СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная "Пробы Штанге, Генчи", "Лестничная"проба

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценка уровня функционального состояния организма и степени его приспособленности к физическим нагрузкам

Просмотр содержимого документа
«Контрольная "Пробы Штанге, Генчи", "Лестничная"проба»






























СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ПРОБА ГЕНЧИ……………………………………………………………4

2. «ЛЕСТНИЧНАЯ» ПРОБА (проба с одышкой)…………………………7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..9
























ВВЕДЕНИЕ


Основной целью подготовки спортсмена является увеличение работоспособности сердца и кровообращения. Самым уязвимым звеном в тренирующем организме является сердце, то и наблюдение за его состоянием наиболее важно, так как необходимо знать резервные возможности своего сердца, надо знать, как влияют те или иные нагрузки на сердце, чтоб сделать безопасными и эффективными используемые нагрузки.

Перед началом систематических занятий необходимо проверить исходный уровень тренированности занимающихся. Уровень подготовленности организма определяется работоспособностью сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Для их оценки существует достаточно много точных методов и функциональных проб.

















1. ПРОБА ГЕНЧИ


Дыхание — это физиологический процесс, обеспечивающий нормальное течение метаболизма (обмена веществ и энергии) живых организмов и способствующий поддержанию гомеостаза (постоянства внутренней среды), получая из окружающей среды кислород (О2) и отводя в окружающую среду в газообразном состоянии некоторую часть продуктов метаболизма организма (СО2, H2O и другие).

Взрослый человек, находясь в состоянии покоя, совершает в среднем 14 дыхательных движений в минуту. В течение одного вдоха (в спокойном состоянии) в лёгкие поступает 400—500 мл воздуха. Этот объём воздуха называется дыхательным объёмом (ДО). Такое же количество воздуха поступает из лёгких в атмосферу в течение спокойного выдоха. Максимально глубокий вдох составляет около 2000 мл воздуха. Максимальный выдох также составляет около 2000 мл.

После максимального выдоха в лёгких остаётся воздух в количестве около 1500 мл, называемый остаточным объёмом лёгких. После спокойного выдоха в лёгких остаётся примерно 3000 мл. Этот объём воздуха называется функциональной остаточной ёмкостью (ФОЁ) лёгких. Благодаря ФОЁ в альвеолярном воздухе поддерживается относительно постоянное соотношение содержания кислорода и углекислого газа, так как ФОЁ в несколько раз больше ДО. Только 2/3 ДО достигает альвеол, который называется объёмом альвеолярной вентиляции.

Таким образом, взрослый человек (при дыхательном объёме 0,5 литра и частоте 14 дыхательных движений в минуту) пропускает через лёгкие ~7 литров воздуха в минуту. В состоянии физической нагрузки минутный объём дыхания может достигать 120 литров в минуту. При спокойном дыхании соотношение вдоха и выдоха по времени составляет 1:1,3.

Процесс дыхания состоит из трёх неразрывных звеньев:

  • внешнего дыхания или газообмена между внешней средой и кровью лёгочных капилляров, происходящего в лёгких;

  • переноса газов, осуществляемого системами кровообращения и крови (этот пункт тоже относят к внешнему дыханию);

  • внутреннего (тканевого) дыхания, т. е. газообмена между кровью и клеткой, в процессе которого клетки потребляют кислород и выделяют углекислоту. Этот процесс ещё называют клеточным дыханием.

Работоспособность человека определяется в основном тем, какое количество кислорода поступило из наружного воздуха в кровь лёгочных капилляров и доставлено в ткани и клетки организма. Эти процессы осуществляются сердечно-сосудистой системой и системой органов дыхания.

Например, при сердечной недостаточности наступает одышка, при недостаточности кислорода в атмосферном воздухе (например, на высотах) увеличивается количество эритроцитов — переносчиков кислорода, при заболеваниях лёгких наступает тахикардия.

При исследовании дыхательной системы пользуются различными инструментальными методами, в том числе определением дыхательных объёмов — частоты, глубины ритма дыхания, жизненной ёмкости лёгких, выносливости дыхательных мышц и др.

Некоторые изменения функции внешнего дыхания, механизмы адаптации к воздействию каких-либо факторов могут выявляться лишь при использовании специальных проб или нагрузок, которые получили название «функциональные лёгочные пробы». С их помощью можно выявить скрытые формы сердечно-лёгочной недостаточности, не выявляемые при обычных исследованиях.

Пробы Штанге, Генчи (задержки дыхания на вдохе и выдохе, соответственно) характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода. Чем продолжительнее время задержки дыхания, тем выше способность сердечно-сосудистой и дыхательных систем обеспечивать удаление из организма образующийся углекислый газ, выше их функциональные возможности. При заболеваниях органов кровообращения и дыхания, анемиях продолжительность задержки дыхания уменьшается.

Показатели, полученные этими методами, говорят о кислородном обеспечении организма и общем уровне тренированности человека.

ВЫВОД:

Выполняя тестирование, я получил следующие результаты:

Оценка

На вдохе (проба Штанге) в секунда

На выдохе (проба Генчи) в секундах

Хорошо

50,92

40,96


Исходя из этого, можно сказать, что у меня, как у нетренированного человека проба с задержкой дыхания позволила судить о хорошем кислородном обеспечении организма, и она необходима не только при ведении самоконтроля за дыхательной системой, но и сердечно - сосудистой.















2. «ЛЕСТНИЧНАЯ» ПРОБА (проба с одышкой).


Оценить уровень функционального состояния организма и степень его приспособляемости, а также выявить возможные отклонения – можно с помощью специально подобранных функциональных проб и тестов с дозированной физической нагрузкой.

«Лестничная» проба один из этих тестов, с помощью него оцениваются восстановительные процессы после дозированной мышечной работы. Физическая нагрузка задается в виде восхождений на ступеньку.

1-ая ступень: поднимаясь в среднем темпе на 4-й этаж и сразу подсчитав пульс, он был равен 117 уд/мин, одышки при этом не было. Это означает, что у меня хорошая работоспособность.

2-ая ступень. Поднимаясь за 2 мин на 6-й этаж, величина пульса была 119 уд/мин, это говорит о хорошей работоспособности.

ВЫВОД:

С помощью этого теста, я смог оценить общую физическую работоспособность и выносливость у себя, она оказалась хорошей.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Здоровье - бесценное достояние  не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Самоконтроль – это достаточно регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья, необходимое для оптимизации физических и прочих нагрузок во время планового тренировочного процесса.
















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1. Буйкова О. М. К70 Функциональные пробы в лечебной и массовой физической культуре : учебное пособие / О. М. Буйкова, Г. И. Булнаева ; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Курс лечебной физкультуры и спортивной медицины, Кафедра физического воспитания – Иркутск : ИГМУ, 2017. – 24 с.

2. Селиверстова В.В, Мельников Д.С., Диагностика функционального состояния, учебно - методическое пособие, 2017

3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. // Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский цент «Академия», 2015. - 486 с.

10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!