Контрольный срез по теме «Бессоюзные сложные предложения»
вариант 1
Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены), определите структуру предложений и заполните таблицу
Догорал апрельский светлый вечер по лугам холодный сумрак лёг.
Вдруг мне показалось как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна.
Темнело и сбоку несло резким холодом.
Пеликан поднявшись на двухкилометровую высоту может подолгу парить в воздухе.
Дорога стала веселей весна поёт из всех оврагов.
Хаджи Мурат вспомнил сына таким каким видел в последний раз.
2. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения с заданными отношениями между частями.
1) Дети громко кричали ... …………..(противопоставление)
2) Наступит весна ... …………………….(временные отношения)
3) Здесь нельзя находиться... ……………..(причина)
3. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
1) Если тронешь красоту небрежной рукой, она исчезнет навеки.
2) Источник утоляет жажду, а доброе слово оживляет сердце.
3) Река вышла из берегов, так что сообщение с городом прервалось.
4. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении
Школа была рядом с домом – можно было без пальто бегать на уроки.
1) Содержание одного предложения противопоставлено содержанию
другого.
2) Предложения рисуют быструю смену событий.
3) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о
чем говорится в первом предложении.
4) Первое предложение указывает на время или условие того, о чём
говорится во втором предложении.
Контрольный срез по теме «Бессоюзные сложные предложения»
вариант 2
Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены), определите структуру предложений и заполните таблицу :
Чудес хоть я живу давно не видел я покуда.
У него выступил пот на лбу и глаза странно расширились.
Скрипела телега надсадно мычала корова шумели ручьи.
Одна бы няня знать могла да недогадлива была.
Как дерево роняет тихо листья так я роняю грустные слова.
В мире нет ничего приятнее дружбы без неё мир словно лишился бы солнца.
2. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения с заданными отношениями между частями.
1) Станция метро рядом с домом ... …………..(следствие)
2) Девушка оглянулась ... …………………….(неожиданный результат)
3) Я встал очень рано... ……………..(причина)
3. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
1) Когда будете в Ярославле, обязательно навестите меня.
2) Я повторил приглашение, но Семён ничего не ответил.
3) Полёты отменили, потому что погода резко ухудшилась.
4. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении
Кругом ярко светит солнце – поохотиться ещё можно.
1) Предложения рисуют быструю смену событий.
2) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о
чем говорится в первом предложении.
3) Первая часть сложного предложения содержит условие того, о чём
говорится во второй.
4) Второе предложение заключает в себе сравнение с тем, о
чем говорится в первом предложении
5. Установите соответствие между предложениями и возможным объяснением постановки двоеточия в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения | Теоретическое обоснование знака препинания |
1) Настя во время рассказа вспомнила: у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки. 2) М.В. Ломоносова называют первым русским академиком: он проявил особую широту интересов в занятиях физикой, химией, геологией, историей России и поэзией. 3) Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников. 4) Даша вдруг обрадовалась: Крым ей представился синими шумящими волнами, чудесным простором. 5) Хочу вот что знать: кто рассказал Анне о моей беде? 6) Ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом | А. Простое предложение, обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов. Б. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. В. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Г. Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет содержание первой части. Д. Вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой прямой вопрос . Е. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. |
Ответ оформите в виде таблицы:
Составитель: Агеева М.В.,
Уваровский кадетский корпус им. Св. Георгия Победоносца, 2017.
5. Установите соответствие между предложениями и возможным объяснением постановки двоеточия в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения | Теоретическое обоснование знака препинания |
1) Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? 2) Я прислушался: откуда-то доносились прекрасные и печальные звуки музыки. 3) И вот душа опять воспрянула: со мной моя звезда. 4) Между Обломовым и Ольгой установились тайные, невидимые для других отношения: всякий взгляд, каждое незначительное слово, сказанное при других, имели для них свой смысл. 5) Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов. 6) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. | А. Простое предложение, обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов. Б. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. В. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Г. Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет содержание первой части. Д. Вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой прямой вопрос . Е. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. |
Ответ оформите в виде таблицы:
Составитель: Агеева М.В.,
Уваровский кадетский корпус им. Св. Георгия Победоносца, 2017.
Контрольный срез по теме «Бессоюзные сложные предложения»
вариант 3
Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены), определите структуру предложений и заполните таблицу
Мартовские ночи длинные можно успеть отдохнуть и наговориться.
Она не то испугалась не то удивилась и глядела на него большими глазами.
Скоро все угомонились притихли птицы застыл воздух потух костёр.
Если она что-то требовала это считалось законом.
Пел старый сверчок и под полом ворошились мыши.
Слышно было как над полем пел жаворонок как вдали куковала кукушка.
2. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения с заданными отношениями между частями.
1) Было уже светло ... …………..(следствие)
2) Закат уже начинал темнеть ... …………………….(перечисление)
3) В зрительном зале стало тихо... ……………..(причина)
3. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
1) Было хорошо видно, как по реке плыли льдины.
2) Решено было отправиться пораньше, и мы стали чуть свет.
3) Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.
4. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении
Служить бы рад – прислуживаться тошно.
1) Содержание одного предложения противопоставлено содержанию
другого.
2) Предложения рисуют быструю смену событий.
3) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о
чем говорится в первом предложении.
4) Первое предложение указывает на время или условие того, о чём
говорится во втором предложении.
Контрольный срез по теме «Бессоюзные сложные предложения»
вариант 4
Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены), определите структуру предложений и заполните таблицу :
Я отвечал что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты.
Ехал сюда рожь начинала желтеть.
За дверью что вела в дом слышен негромкий плач.
Туман казался неподвижным и сонным трава и кусты стали мокрые.
Возле сколоченной из досок будки сидел одноглазый пес (3) окривевший по милости петуха.
Месяц светил в окно и луч его играл по земляному полу хаты.
2. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения с заданными отношениями между частями.
1) Лето припасает ... …………..(противопоставление)
2) Дунул ветер... …………………….(неожиданный результат)
3) Вглядываюсь в даль... ……………..(пояснение)
3. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
1) Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил, что все они стоят на реке.
2) Когда настанет утро, двинемся в путь.
3) Павел чувствует, как чьи-то пальцы касаются его плеча.
4. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении
Не хочешь ехать - оставайся.
1) Предложения рисуют быструю смену событий.
2) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о
чем говорится в первом предложении.
3) Первая часть сложного предложения содержит условие того, о чём
говорится во второй.
4) Содержание одного предложения противопоставлено содержанию
другого.
5. Установите соответствие между предложениями и возможным объяснением постановки двоеточия в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения | Теоретическое обоснование знака препинания |
1) Я пишу, и меня беспокоит весьма странное обстоятельство: я забываю некоторые буквы и припомнить их мне стоит большого труда. 2) И взрослые, и школьники любят читать книги, смотреть кинофильмы о знаменитых людях: известных спортсменах, замечательных рабочих, героях-космонавтах, великих ученых, прославленных полководцах. 3) Психологи утверждают: наркомания в подростковом возрасте начинается не с первого укола, а с желания испытать наркотическое удовольствие. 4) Валяться было не время: начиналась весенняя суета перед севом. 5) Погода была ужасная: ветер выл, снег падал хлопьями. 6) Остановились ляхи над пропастью, дивясь неслыханному казацкому делу и думая: прыгать им или нет? | А. Простое предложение, обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов. Б. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. В. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Г. Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет содержание первой части. Д. Вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой прямой вопрос . Е. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. |
Ответ оформите в виде таблицы:
Составитель: Агеева М.В.,
Уваровский кадетский корпус им. Св. Георгия Победоносца, 2017.
5. Установите соответствие между предложениями и возможным объяснением постановки двоеточия в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения | Теоретическое обоснование знака препинания |
1) После долгих споров было принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле. 2) Вдруг слышу: кто-то зовёт меня по имени, тихонько так, почти шёпотом. 3) Я выхожу из болота на жнивье и чувствую страшную боль в ноге: жнивье впилось в мои раны. 4) Всё кругом выглядело несказанно радостным и привлекательным: зелёная трава на улице, шумящая листва на деревьях, солнце над головой. 5) Я выглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды. 6) Невольно мелькнула в голове мысль: точно ли это старуха? | А. Простое предложение, обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов. Б. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. В. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Г. Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет содержание первой части. Д. Вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой прямой вопрос Е. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. |
Ответ оформите в виде таблицы:
Составитель: Агеева М.В.,
Уваровский кадетский корпус им. Св. Георгия Победоносца, 2017.