Урок русского языка. 7 класс.
Тема: Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Бессоюзные сложные предложения».
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы на конец третьей четверти по теме «Сложные
бессоюзные предложения».
Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня разви-тия умений, выбора условий для написания:
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
-непроверяемые безударные гласные;
-правописание окончаний существительных;
-написание о- после шипящих и ц;
- н-нн в прилагательных;
-написание производных предлогов
Постановка знаков препинания:
- запятая в ССП;
-запятая в СПП;
-запятая при однородных членах предложения;
-Запятая при причастном и деепричастном оборотах.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
- умение озаглавливать текст;
- определять смысловые отношения между частями в БСП;
- делать синтаксический разбор словосочетаний;
- синтаксического разбора предложения
Тип урока: урок контроля знаний.
Ход урока.
I. Подготовительный этап.
1. Психологическая подготовка.
2. Оргмомент.
II. Основной этап.
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Короткий инструктаж.
3. Подача содержания.
Диктант.
Деревня была где-то за лесом. Если идти в неё по большой дороге, нужно отмахать не
один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь
урежется вдвое. Толстые корни обхватили извилистую тропу. Лес шумит, успокаивает. В стылом воздухе кружатся жухлые листья. Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки,
забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником
поляны, и кажется, что она так и не выведет тебя никуда.
Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы.
Осенний день как свеча: тлеет–тлеет тусклым огнём и угаснет. На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не
видно; не знаешь, куда идти.
Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. Марина забирается на дерево и решает переждать длинную ночь в лесу.
Мокрый снег напоил влагой пальто. Холодно, и ноют обмороженные ноги. Наконец в промозглом рассвете неожиданно закричали петухи. Деревня, оказывается, была совсем рядом.
(168 слов) (По Л. Фролову)
Грамматическое задание.
1. Озаглавить текст диктанта.
2. Найти в тексте БСП и определить смысловые отношения между частями БСП.
3. Выписать по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их:
в 1, 2 абзацах - 1-й вариант в остальном тексте - 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения:
Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. 1- вариант
Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. - 2- вариант
4. Осознание содержания учащимися.
5. Проверка осознания.
6. Самостоятельная работа учащихся.
III. Заключительный этап.
1. Организация эмоциональной и качественной рефлексии.