При выполнении заданий 1-8 выберите один правильный ответ. |
1. Наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства человека, – это: |
а. физиология | б. психология | в. гигиена | г. анатомия |
2. Какие методы не используются для изучения физиологии человека? |
а. эксперимент и самонаблюдение | в. вскрытие трупа, рентген и ультразвук |
б. функциональные пробы | г. наблюдение за здоровыми людьми |
3. Наличие каких признаков позволяет отнести человека к классу млекопитающих? |
а. диафрагма и 4-камерное сердце |
б. наличие 5-палой конечности |
в. хорды на ранних стадиях эмбрионального развития |
г. замкнутая кровеносная система, дифференциация НС |
4. О каком органоиде клетки идет речь: "Своеобразная транспортная система, по которой вещества перемещаются внутри клетки"? |
а. митохондрии | б. рибосомы | в. лизосомы | г. ЭПС |
5. Для эпителиальной ткани характерны: |
а. длинные клетки с большим числом ядер |
б. плотно прилегающие друг к другу клетки и малое количество межклеточного вещества |
в. рыхло расположенные клетки с большим количеством межклеточного вещества |
г. возбудимость и сократимость |
6. Широкое лицо, выступающие скулы, узкие глаза характерны для представителей расы: |
а. европеоидной | б. негроидной | в. австралоидной | г. монголоидной |
7. Какая система участвует в доставке питательных веществ и кислорода к органам и тканям? |
а. дыхательная | б. кровеносная | в. нервная | г. пищеварительная |
8. Железы внутренней секреции относят к системе органов: |
а. покровной | б. выделительной | в. эндокринной | г. пищеварительная |
При выполнении задания 9 выберите три верных ответа из шести. |
9. Какие методы относятся к методам гигиены человека? |
а. антропометрические | г. обследование объектов окружающей среды |
б. биохимические | д. УЗИ |
в. статистический | е. экспериментальные |
При выполнении задания 10 вставьте в текст пропущенные термины. |
10. Вставьте в текст «Систематическое положение человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения: |
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА У человека, как представителя подтипа ________ (А), формируется внутренний скелет. Так же как представитель данного подтипа человек имеет ________ (Б). Наличие грудобрюшной перегородки – диафрагмы относит человека к классу _______ (В). Как у всех ________ (Г), у человека есть пятипалая конечность, на пальцах плоские ногти, большой палец противопоставлен остальным. |
1) замкнутая кровеносная система, НС, дифференцированная на головной и спинной мозг (Б) | 5) прямохождение, возникновение изгибов позвоночника |
2) хордовые | 6) позвоночные (А) |
3) приматы (Г) | 7) млекопитающие (В) |
4) четырехкамерное сердце | 8) хорда, над которой формируется нервная трубка |
Прочитайте текст и выполните задание 11. |
МЫШЕЧНАЯ И НЕРВНАЯ ТКАНИ Организм большинства животных состоят из тканей – групп клеток и межклеточного вещества, сходного строения и выполняющихся одинаковые функции. Мышечные ткани бывают трех видов: поперечнополосатая, гладкая и сердечная. Поперечнополосатая скелетная и сердечная ткани состоят из вытянутых в длину многоядерных клеток – мышечных волокон с полосатой исчерченностью. Из скелетной мышечной ткани состоят скелетные мышцы, а из сердечной – стенки сердца. Волокна гладкой мышечной ткани одноядерные и имеют веретеновидную форму. Они входят в состав стенок полых внутренних органов, например, желудка, кишечника, мочевого пузыря. Мышечные ткани обладают сократимостью, которая обусловлена свойствами входящих в их состав белков. За счет этого мышечные волокна способны изменять свою форму, что обеспечивает выполнение мышечными органами двигательной функции. Нервная ткань состоит из нервных клеток (нейронов) и клеток нейроглии. Главные особенности нейронов – звездчатая форма и отходящие отростки – длинные и короткие. По отросткам нервные импульсы передаются к телу нейрона и от него. Клетки нейроглии имеют округлую форму, плотно окружают нейроны, обеспечивая им механическую поддержку и снабжение питательными веществами. Нервная ткань обладает возбудимостью и проводимостью, что лежит в основе выполнения регуляторных функций в организме. Она является основой головного и спинного мозга, нервов и нервных узлов. |
11. Прочитайте текст «Мышечная и нервная ткани». Заполните в таблице «Сравнительная характеристика тканей» графы, обозначенные цифрами 1,2,3. |
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНЕЙ |
Признаки для сравнения | Мышечные ткани | Нервная ткань |
Местоположение в организме человека | 1 (скелетные мышцы, стенки сердца и других полых внутренних органов) | Головной мозг, нервы и нервные узлы |
Каковы особенности строения ткани? | Вытянутые многоядерные или одноядерные клетки | 2 (звездчатые и округлые клетки) |
3 (свойство ткани) | Сократимость | Возбудимость и сократимость |
При выполнении задания 12 дайте полный развернутый ответ на вопрос. |
12. Что доказывает равноценность рас и принадлежность их к одному виду? |
При выполнении заданий 1-10 выберите один правильный ответ. |
1. Наука, изучающая функции человеческого организма и его органов, – это: |
а. психология | б. физиология | в. анатомия | г. гигиена |
2. Какими методами пользуются для изучения анатомии человека? |
а. рентген и ультразвук | в. наблюдение за больными людьми |
б. функциональные пробы | г. самонаблюдение и эксперимент |
3. Наличие каких признаков позволяет отнести человека к подтипу позвоночных? |
а. хорда на ранних этапах эмбрионального развития |
б. вскармливание детенышей после рождения молоком |
в. замкнутая кровеносная система, дифференциация НС |
г. развитие членораздельной речи |
4. О каком органоиде клетки идет речь: "Располагаются на мембранах ЭПС и вырабатывают белки, специфические для данной клетки"? |
а. митохондрии | б. лизосомы | в. ЭПС | г. рибосомы |
5. Хрящевая и костная ткань, кровь, жировая ткань относятся к ткани: |
а. соединительной | б. эпителиальной | в. нервной | г. мышечной |
6. Светлая или смуглая кожа, разный цвет глаз, русые волосы характерны для представителей расы: |
а. европеоидной | б. негроидной | в. австралоидной | г. монголоидной |
7. Какая система согласует работу всех органов? |
а. кровеносная | б. нервная | в. выделительная | г. ОДС |
8. Какая система органов позволяет человеку стоять, двигаться, выполнять сложную работу, защищает внутренние органы? |
а. опорно-двигательная | в. репродуктивная |
б. нервная | г. эндокринная |
При выполнении задания 9 выберите три верных ответа из шести. |
9. Что позволяют изучить методы физиологии человека? |
а. биотоки головного мозга | г. тонкую структуру органов и тканей |
б. биотоки сердца | д. патологические изменения в органах |
в. строение органов и тканей | е. механизмы процессов жизнедеятельности |
При выполнении задания 10 вставьте в текст пропущенные термины. |
10. Вставьте в текст «Систематическое положение человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения: |
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА У человека, как представителя подтипа ________ (А), формируется внутренний скелет. Так же как представитель данного подтипа человек имеет ________ (Б). Наличие грудобрюшной перегородки – диафрагмы относит человека к классу _______ (В). Как у всех ________ (Г), у человека есть пятипалая конечность, на пальцах плоские ногти, большой палец противопоставлен остальным. |
1) замкнутая кровеносная система, НС, дифференцированная на головной и спинной мозг (Б) | 5) прямохождение, возникновение изгибов позвоночника |
2) хордовые | 6) позвоночные (А) |
3) приматы (Г) | 7) млекопитающие (В) |
4) четырехкамерное сердце | 8) хорда, над которой формируется нервная трубка |
Прочитайте текст и выполните задание 11. |
МЫШЕЧНАЯ И НЕРВНАЯ ТКАНИ Организм большинства животных состоят из тканей – групп клеток и межклеточного вещества, сходного строения и выполняющихся одинаковые функции. Мышечные ткани бывают трех видов: поперечнополосатая, гладкая и сердечная. Поперечнополосатая скелетная и сердечная ткани состоят из вытянутых в длину многоядерных клеток – мышечных волокон с полосатой исчерченностью. Из скелетной мышечной ткани состоят скелетные мышцы, а из сердечной – стенки сердца. Волокна гладкой мышечной ткани одноядерные и имеют веретеновидную форму. Они входят в состав стенок полых внутренних органов, например, желудка, кишечника, мочевого пузыря. Мышечные ткани обладают сократимостью, которая обусловлена свойствами входящих в их состав белков. За счет этого мышечные волокна способны изменять свою форму, что обеспечивает выполнение мышечными органами двигательной функции. Нервная ткань состоит из нервных клеток (нейронов) и клеток нейроглии. Главные особенности нейронов – звездчатая форма и отходящие отростки – длинные и короткие. По отросткам нервные импульсы передаются к телу нейрона и от него. Клетки нейроглии имеют округлую форму, плотно окружают нейроны, обеспечивая им механическую поддержку и снабжение питательными веществами. Нервная ткань обладает возбудимостью и проводимостью, что лежит в основе выполнения регуляторных функций в организме. Она является основой головного и спинного мозга, нервов и нервных узлов. |
11. Прочитайте текст «Мышечная и нервная ткани». Заполните в таблице «Сравнительная характеристика тканей» графы, обозначенные цифрами 1,2,3. |
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНЕЙ |
Признаки для сравнения | Мышечные ткани | Нервная ткань |
Местоположение в организме человека | 1 (скелетные мышцы, стенки сердца и других полых внутренних органов) | Головной мозг, нервы и нервные узлы |
Каковы особенности строения ткани? | Вытянутые многоядерные или одноядерные клетки | 2 (звездчатые и округлые клетки) |
3 (свойство ткани) | Сократимость | Возбудимость и сократимость |
При выполнении задания 12 дайте полный развернутый ответ на вопрос. |
12. Что доказывает равноценность рас и принадлежность их к одному виду? |
При выполнении заданий 1-10 выберите один правильный ответ из четырех. |
1. Какая система органов образована железами внутренней секреции? |
а. эндокринная | б. выделительная | в. пищеварительная | г. половая |
2. Какая система участвует в доставке питательных веществ и кислорода к органам и тканям? |
а. дыхательная | б. нервная | в. кровеносная | г. пищеварительная |
3. Для эпителиальной ткани характерны: |
а. длинные клетки с большим числом ядер |
б. плотно прилегающие друг к другу клетки и малое количество межклеточного вещества |
в. рыхло расположенные клетки с большим количеством межклеточного вещества |
г. возбудимость и сократимость |
4. Рассмотрите схему рефлекторной дуги. Под каким номером на ней изображен рецептор? | |
а. 1 | в. 3 |
б. 2 | г. 4 |
5. О каком органоиде клетки идет речь: "Своеобразная транспортная система, по которой вещества перемещаются внутри клетки"? |
а. митохондрии | б. ЭПС | в. рибосомы | г. лизосомы |
6. Выделение слюны на вид и запах лимона – пример рефлекса: |
а. врожденного | в. безусловного |
б. передающегося по наследству | г. условного |
7. Диафрагма в теле человека – это: |
а. мышца, обеспечивающая движение в плечевом суставе |
б. пространство между плевральными листами |
в. мышца, разделяющая грудную и брюшную полости |
г. гладкая мышца, изменяющая кривизну хрусталика |
8. В брюшной полости тела располагаются: |
а. почки и кишечник | в. легкие и пищевод |
б. сердце и легкие | г. почки и сердце |
9. На рисунке изображена система органов: | |
а. мышечная |
б. дыхательная |
в. нервная |
г. пищеварительная |
10. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь: |
ОБЪЕКТ | ПРОЦЕСС |
рецептор | … |
чувствительный нейрон | проведение нервного импульса в ЦНС |
На место пропуска в этой таблице следует вписать: |
а. преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс |
б. обработка поступающей информации |
в. проведение нервного импульса от ЦНС |
г. непосредственное выполнение команды |
При выполнении заданий 11-12 выберите три верных ответа из шести. |
11. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой, |
а. состоит из многоядерных волокон |
б. состоит из вытянутых клеток с овальным ядром |
в. обладает большей скоростью и энергией сокращения |
г. составляет основу скелетной мускулатуры |
д. располагается в стенках внутренних органов |
е. сокращается медленно, ритмично, непроизвольно |
12. Свойствами возбудимости и сократимости обладают ткани: |
а. сердечная мышечная | г. нервная |
б. железистая эпителиальная | д. рыхлая соединительная |
в. гладкая мышечная | е. поперечнополосатая мышечная |
При выполнении задания 13 установите правильную последовательность. |
13. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека: |
а. двигательный нейрон (4) | г. спинной мозг (3) |
б. рецепторы сухожилия (1) | д. чувствительный нейрон (2) |
в. четырехглавая мышца бедра (5) | |
При выполнении задания 14 заполните пропуски в тексте. |
14. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. |
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ Орган – это ___ (А), имеющая определённую форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и ___ (Б). Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют системы органов. В организме человека имеется выделительная система, главным органом которой являются ___ (В). Через выделительную систему во внешнюю среду удаляются вредные ___ (Г). |
1) ткань | 4) кишечник | 6) почки (В) |
2) часть тела (А) | 5) желудок | 7) продукт обмена (Г) |
3) нервы (Б) | | 8) непереваренную пищу |
Рассмотрите рисунок и выполните задание 15. |
15. Рассмотрите рисунок, изображающий строение животной клетки. Подпишите названия органоидов, обозначенные цифрами 1-9. Какие функции выполняют органоиды 1-5? | |
При выполнении заданий 1-10 выберите один правильный ответ из четырех. |
1. Какая система органов образована почками, мочеточниками и мочевым пузырем? |
а. эндокринная | б. выделительная | в. пищеварительная | г. половая |
2. Какая система согласует работу вех органов? |
а. дыхательная | б. нервная | в. кровеносная | г. пищеварительная |
3. Для соединительной ткани характерны: |
а. длинные клетки с большим числом ядер |
б. плотно прилегающие друг к другу клетки и малое количество межклеточного вещества |
в. рыхло расположенные клетки с большим количеством межклеточного вещества |
г. возбудимость и сократимость |
4. Рассмотрите схему рефлекторной дуги. Под каким номером на ней изображен чувствительный нейрон? | |
а. 1 | в. 3 |
б. 2 | г. 4 |
5. О каком органоиде клетки идет речь: "Являются энергетическими станциями клетки"? |
а. митохондрии | б. ЭПС | в. рибосомы | г. лизосомы |
6. Реакция 6-месячнного ребенка на бутылочку с молоком – пример рефлекса: |
а. врожденного | в. безусловного |
б. передающегося по наследству | г. условного |
7. Способность клетки отвечать на раздражение специфической реакцией называют: |
а. возбуждением | в. рефлексом |
б. возбудимостью | г. раздражением |
8. В грудной полости тела располагаются: |
а. почки и кишечник | в. легкие и кишечник |
б. сердце и легкие | г. почки и сердце |
9. На рисунке изображена система органов: | |
а. мышечная |
б. дыхательная |
в. нервная |
г. пищеварительная |
10. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь: |
ОБЪЕКТ | ПРОЦЕСС |
… | преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс |
рабочий орган | непосредственное выполнение команды |
На место пропуска в этой таблице следует вписать: |
а. рецептор | в. двигательный нейрон |
б. чувствительный нейрон | г. нервный центр |
При выполнении заданий 11-12 выберите три верных ответа из шести. |
11. К свойствам нервной ткани относятся: |
а. клетки способны к сокращению |
б. бывает гладкой и поперечнополосатой |
в. в клетках может быть несколько ядер |
г. проводит электрический импульс |
д. в клетках строго одно ядро |
е. большинство клеток имеет множество отростков |
12. Скелетная мышца в отличие от сердечной: |
а. состоит из особых мышечных клеток – миоцитов |
б. состоит из длинных волокон, не соединяющихся друг с другом |
в. состоит из клеток, соединяющихся друг с другом в определенных местах |
г. сокращается автономно |
д. сокращается произвольно |
е. имеет миофибриллы, состоящие из чередующихся белковых пластинок (актина и миозина) |
При выполнении задания 13 установите правильную последовательность. |
13. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса чихания у человека: |
а. двигательный нейрон (4) | г. рецепторы носовой полости (1) |
б. центр продолговатого мозга (3) | д. дыхательные мышцы (5) |
в. чувствительный нейрон (2) | |
При выполнении задания 14 заполните пропуски в тексте. |
14. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. |
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ Орган – это ___ (А), имеющая определённую форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и ___ (Б). Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют системы органов. В организме человека имеется выделительная система, главным органом которой являются ___ (В). Через выделительную систему во внешнюю среду удаляются вредные ___ (Г). |
1) ткань | 4) кишечник | 6) почки (В) |
2) часть тела (А) | 5) желудок | 7) продукт обмена (Г) |
3) нервы (Б) | | 8) непереваренную пищу |
Рассмотрите рисунок и выполните задание 15. |
15. Рассмотрите рисунок, изображающий строение животной клетки. Подпишите названия органоидов, обозначенные цифрами 1-9. Какие функции выполняют органоиды 5-9? | |
1. Установите соответствие между костями и отделами скелета человека. |
1) грудные позвонки 2) бедренная кость 3) височные, теменная и затылочные кости 4) локтевая и лучевая кости 5) малоберцовая и большеберцовая кости | 6) тазовые кости 7) кости запястья, пястья и фаланги пальцев 8) скуловые, носовая, лобная, верхне- и нижнечелюстная кости 9) кости плюсны, предплюсны и фаланги пальцев | 10) позвонки 11) грудина 12) лопатки 13) ребра 14) крестец 15) плечевая кость 16) ключица 17) копчик |
ОТДЕЛЫ СКЕЛЕТА | КОСТИ |
Мозговой отдел черепа | |
Позвоночник | |
Пояс верхних конечностей | |
Пояс нижних конечностей | |
Тазовые кости | |
Кости голени | |
Кости кисти | |
2. Подпишите кости, обозначенные на рисунке цифрами 1-6 (рис. 1). |
1) | 2) | 3) | 4) | 5) | 6) |
| |
рис. 1 | рис. 2 |
3. Подпишите название костей нижней конечности (рис. 2). |
1) | 3) | 5) | 7) |
2) | 4) | 6) | 8) |
4. Заполните таблицу, впишите названия парных и непарных костей лицевого отдела черепа, а также цифры, которыми эти кости обозначены на рисунке. |
| Кости лицевого отдела | № на рисунке | |
парные | ________________________ ________________________ ________________________ | ____________ ____________ ____________ |
непарные | ________________________ ________________________ ________________________ | ____________ ____________ ____________ |
1. Установите соответствие между костями и отделами скелета человека. |
1) грудные позвонки 2) бедренная кость 3) височные, теменная и затылочные кости 4) локтевая и лучевая кости 5) малоберцовая и большеберцовая кости | 6) тазовые кости 7) кости запястья, пястья и фаланги пальцев 8) скуловые, носовая, лобная, верхне- и нижнечелюстная кости 9) кости плюсны, предплюсны и фаланги пальцев | 10) позвонки 11) грудина 12) лопатки 13) ребра 14) крестец 15) плечевая кость 16) ключица 17) копчик |
ОТДЕЛЫ СКЕЛЕТА | КОСТИ |
Лицевой отдел черепа | |
Грудная клетка | |
Свободная верхняя конечность | |
Свободная нижняя конечность | |
Кости предплечья | |
Позвоночник | |
Кости стопы | |
2. Подпишите кости, обозначенные на рисунке цифрами 7-12 (рис. 1). |
7) | 8) | 9) | 10) | 11) | 12) |
| |
рис. 1 | рис. 2 |
3. Подпишите название костей верхней конечности (рис. 2). |
1) | 3) | 5) | 7) |
2) | 4) | 6) | 8) |
4. Заполните таблицу, впишите названия парных и непарных костей мозгового отдела черепа, а также цифры, которыми эти кости обозначены на рисунке. |
| Кости мозгового отдела | № на рисунке | |
парные | ________________________ ________________________ ________________________ | ____________ ____________ ____________ |
непарные | ________________________ ________________________ ________________________ | ____________ ____________ ____________ |
1. Установите соответствие между костями и отделами скелета человека. |
ОТДЕЛЫ СКЕЛЕТА |
Лицевой отдел черепа | Грудная клетка | Свободная верхняя конечность | Свободная нижняя конечность | Кости предплечья | Позвоночник | Кости стопы |
| | | | | | |
2. Подпишите кости, обозначенные на рисунке цифрами 7-12 (рис. 1). |
7) | 8) | 9) | 10) | 11) | 12) |
3. Подпишите название костей верхней конечности (рис. 2). |
1) | 3) | 5) | 7) |
2) | 4) | 6) | 8) |
4. Заполните таблицу, впишите названия парных и непарных костей мозгового отдела черепа, а также цифры, которыми эти кости обозначены на рисунке. |
парные | Кости мозгового отдела | № на рисунке | непарные | Кости мозгового отдела | № на рисунке |
________________________ ________________________ ________________________ | ____________ ____________ ____________ | ________________________ ________________________ ________________________ | ____________ ____________ ____________ |
5. Рассмотрите рисунок, на котором показаны осевой скелет и таз шимпанзе и человека. Ответьте на следующие вопросы. |
1) Чем объяснить то, что разница в массе шейных и поясничных позвонков у человека больше, чем у шимпанзе? |
2) Почему таз у человека имеет форму чаши, а у шимпанзе – нет? |
При выполнении заданий 1-11 выберите один правильный ответ из четырех. |
1. Опорно-двигательный аппарат человека образован: |
а. только скелетом | в. скелетом и скелетными мышцами |
б. только скелетными мышцами | г. скелетом и мышцами сердца и желудка |
2. Гибкость костей обеспечивается за счет: |
а. органических веществ | в. губчатого строения |
б. неорганических веществ | г. трубчатого строения |
3. К осевому скелету относятся: |
а. кости поясов конечностей и скелет свободных конечностей |
б. череп и скелет свободных конечностей |
в. скелет туловища, кости поясов конечностей и скелет свободных конечностей |
г. череп и скелет туловища |
4. Шейный отдел позвоночника состоит из: |
а. 12 позвонков | б. 5 позвонков | в. 7 позвонков | г. 24 позвонков |
5. Скелет свободной верхней конечности образуют: |
а. локтевая и лучевая кости, кости кисти |
б. плечевая кость, кости предплечья и кости кисти |
в. лопатка и две ключицы |
г. лопатка, ключица, плечевая кость, кости предплечья и кости кисти |
6. Пояс нижних конечностей образуют: |
а. крестец | в. бедренная кость и крестец |
б. бедренная и берцовая кости | г. тазовые кости |
7. Цифрой 2 на рисунке обозначена кость: | |
а. бедренная |
б. большая берцовая |
в. малая берцовая |
г. тазовая |
|
8. Ребра с грудиной соединены: |
а. посредством хряща | в. неподвижно, образуя шов |
б. посредством сустава | г. связками |
9. Какая мышца опускает плечо вниз и отводит руки за спину? |
а. трехглавая плеча | б. двуглавая плеча | в. дельтовидная | г. широчайшая спины |
10. Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует: |
а. согреть поврежденный сустав |
б. самостоятельно вправить вывих |
в. приложить лед к поврежденному суставу |
г. превозмогая боль разработать поврежденный сустав |
11. Пример динамической работы – это: |
а. удержание поднятой штанги | в. чтение книги за письменным столом |
б. ожидание автобуса на остановке | г. бег на длинную дистанцию |
При выполнении заданий 12-14 выберите три верных ответа из шести. |
12. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет: |
а. прямой позвоночник без изгибов | г. позвоночник S-образной формы |
б. грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении | д. сводчатую стопу |
в. грудную клетку, сжатую с боков | е. массивный лицевой отдел черепа |
13. Неправильная осанка может привести к: |
а. смещению и сдавливанию внутренних органов |
б. нарушению кровоснабжения внутренних органов |
в. растяжению связок в тазобедренном суставе |
г. нарушению мышечного и связочного аппарата стопы |
д. деформации грудной клетки |
е. увеличению количества минеральных веществ в костях |
14. При динамической работе мышц человека, в отличие от статической, |
а. быстрее наступает утомление | г. работоспособность более продолжительна |
б. движения в суставах не происходит | д. уменьшается частота сердечных сокращений |
в. утомление наступает медленно | е. сокращение мышц чередуется с расслаблением |
При выполнении заданий 15-16 установите соответствие. |
15. Установите соответствие между костью черепа человека и отделом черепа. |
КОСТИ ЧЕРЕПА | ОТДЕЛ ЧЕРЕПА |
а. лобная (2) | 1. лицевой |
б. височная (2) | 2. мозговой |
в. скуловая (1) | |
г. носовая (1) |
д. нижнечелюстная (1) |
16. Установите соответствие между примером соединения костей и типом, к которому оно относится. |
ПРИМЕР | ТИПЫ СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ |
а. бедренная и большая берцовая кости (2) | 1. неподвижное |
б. лобная и теменная кости (1) | 2. подвижное |
в. затылочная и височная кости (1) | |
г. нижняя челюсть и височная кость (2) |
д. позвонки крестцового отдела (1) |
При выполнении заданий 17-18 установите правильную последовательность. |
17. Установите последовательность расположения отделов позвоночника человека (сверху вниз): |
а. поясничный (3) | в. грудной (2) | г. крестцовый (4) |
б. шейный (1) | | д. копчиковый (5) |
18. Расположите в правильном порядке кости верхней конечности, начиная от плечевого пояса: |
а. кости пясти (4) | в. плечевая кость (1) | г. кости запястья (3) |
б. лучевая кость (2) | | д. фаланги пальцев (5) |
При выполнении задания 19 вставьте в текст пропущенные термины. |
19. Вставьте в текст «Строение кости» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. |
СТРОЕНИЕ КОСТИ Кость покрыта соединительнотканной оболочкой – _____ (А). За счет деления ее клеток кость растет в _____ (Б), таким образом обеспечивается _____ (В) функция. Кроме этой функции, она выполняет еще _____ (Г) и трофическую, т.к. в ней много кровеносных и лимфатических сосудов, нервных волокон. |
1. толщина (Б) | 4. опорная | 6. костеобразующая (В) |
2. фасция | 5. надкостница (А) | 7. длина |
3. защитная (Г) | | 8. образовательная |
При выполнении задания 20 прочитайте текст и найдите в нем биологические ошибки. |
20. Внимательно прочитайте текст «Скелет головы» и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно. |
1. Скелет головы – череп – состоит из мозгового и лицевого отделов. 2. Лицевой (мозговой) отдел черепа человека преобладает над мозговым (лицевым). 3. Кости черепа человека соединены неподвижно путем сращения (швов). 4. Височные, теменные и затылочная кости относятся к мозговому отделу, а скуловые и челюстные – к лицевому. 5. Верхнечелюстная кость подвижная (неподвижная), а нижнечелюстная – неподвижная (подвижная). 6. На этих костях находятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках. |
При выполнении заданий 1-11 выберите один правильный ответ из четырех. |
1. Какую функцию выполняет красный костный мозг? |
а. опорную | б. кроветворную | в. защитную | г. двигательную |
2. Какие из перечисленных костей относятся к трубчатым? |
а. кости свода черепа | в. кости бедра и голени |
б. кости тел позвонков | г. мелкие кости кисти и стопы |
3. Твердость кости зависит от: |
а. трубчатого строения | в. наличия неорганических веществ |
б. губчатого строения | г. наличия органических веществ |
4. К добавочному скелету относятся: |
а. череп и скелет туловища |
б. кости поясов конечностей и скелет свободных конечностей |
в. скелет туловища, поясов конечностей и скелет свободных конечностей |
г. скелет свободных конечностей |
5. Грудной отдел позвоночника состоит из: |
а. 12 позвонков | б. 5 позвонков | в. 7 позвонков | г. 24 позвонков |
6. Какие кости образуют плечевой сустав? |
а. плечевая кость и грудина | в. плечевая кость и кости предплечья |
б. лопатка и ключица | г. лопатка, ключица и плечевая кость |
7. Цифрой 1 на рисунке обозначена кость: | |
а. ключица |
б. плечевая |
в. локтевая |
г. лучевая |
|
8. Какие кости в скелете человека соединены между собой неподвижно? |
а. плечевая и локтевая | в. кости мозгового отдела черепа |
б. ребра и грудина | г. кости грудного отдела позвоночника |
9. Какая из перечисленных мышц участвует в повороте головы влево и вправо? |
а. трапециевидная | в. затылочная |
б. двуглавая плеча | г. грудино-ключично-сосцевидная |
10. Наложение шины на сломанную конечность: |
а. уменьшает ее отек | в. предупреждает смещение сломанных костей |
б. замедляет кровотечение | г. препятствует проникновению микробов |
11. Пример статической работы – это: |
а. подтягивание на турникете | в. поднимание и опускание штанги |
б. утренняя пробежка | г. разгадывание кроссворда сидя за столом |
При выполнении заданий 12-14 выберите три верных ответа из шести. |
12. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных? |
а. позвоночник имеет пять отделов | г. мозговой отдел черепа больше лицевого |
б. стопа имеет свод | д. имеются парные суставные конечности |
в. в шейном отделе семь позвонков | е. форма позвоночника S–образная |
13. К искривлению позвоночника или развитию плоскостопия может привести |
а. активный образ жизни | г. постоянное ношение тяжестей в одной руке |
б. слабое развитие мышц | д. ношение обуви без каблука в детстве |
в. стрессовая ситуация | е. нарушение режима питания |
14. Цель доврачебной помощи при травме: |
а. обеспечить щадящую транспортировку больного в травмпункт |
б. расспросить больного о полученной травме |
в. осмотреть больного |
г. уменьшить кровотечение |
д. уменьшить боль |
е. исключить инфекцию |
При выполнении заданий 15-16 установите соответствие. |
15. Установите соответствие между костью черепа человека и отделом черепа. |
КОСТИ ЧЕРЕПА | ОТДЕЛ ЧЕРЕПА |
а. теменная (2) | 1. лицевой |
б. затылочная (2) | 2. мозговой |
в. верхнечелюстная (1) | |
г. клиновидная (2) |
д. решетчатая (1) |
16. Установите соответствие между типом соединения костей и местом в скелете человека, где такое соединение существует. |
МЕСТО СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ | ТИП СОЕДИНЕНИЯ |
а. крестцовые позвонки (1) | 1. неподвижное |
б. плечо и предплечье (3) | 2. полуподвижное |
в. грудные позвонки (2) | 3. подвижное |
г. кости мозговой части черепа (1) | |
д. голень и стопа (3) |
е. копчик (1) |
При выполнении заданий 17-18 установите правильную последовательность. |
17. Установите последовательность расположения отделов позвоночника человека (снизу вверх): |
а. поясничный (3) | в. крестцовый (2) | г. грудной (4) |
б. копчиковый (1) | | д. шейный (5) |
18. Расположите в правильном порядке кости нижней конечности, начиная от тазового пояса: |
а. плюсна (4) | в. бедренная кость (1) | г. фаланги пальцев (5) |
б. малоберцовая кость (2) | | д. предплюсна (3) |
При выполнении задания 19 вставьте в текст пропущенные термины. |
19. Вставьте в текст «Строение кости» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. |
СТРОЕНИЕ КОСТИ Кость покрыта соединительнотканной оболочкой – _____ (А). За счет деления ее клеток кость растет в _____ (Б), таким образом обеспечивается _____ (В) функция. Кроме этой функции, она выполняет еще _____ (Г) и трофическую, т.к. в ней много кровеносных и лимфатических сосудов, нервных волокон. |
1. толщина (Б) | 4. опорная | 6. костеобразующая (В) |
2. фасция | 5. надкостница (А) | 7. длина |
3. защитная (Г) | | 8. образовательная |
При выполнении задания 20 прочитайте текст и найдите в нем биологические ошибки. |
20. Внимательно прочитайте текст «Скелет туловища» и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно. |
1. Основу скелета туловища составляет позвоночник. 2. Он образован отдельными позвонками. 3. Позвонки расположены один под другим так, что их кольца образуют позвоночный канал, в котором находится головной (спинной) мозг. 4. Позвоночник человека имеет 5 (4) изгибов: шейный, грудной, поясничный и крестцовый. 5. Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры. 6. В позвоночнике различают отделы: шейный (7 позвонков), грудной (24 (12) позвонка), поясничный (5 позвонков), крестцовый (5 позвонков), копчиковый (4-5 позвонков). |
При выполнении заданий 1-7 выберите один правильный ответ из четырех. |
1. Сыворотка в своем составе содержит: |
а. Т и В лимфоциты | в. готовые антитела |
б. форменные элементы крови | г. ослабленные возбудители болезни |
2. В организме человека превращение артериальной крови в венозную происходит в: |
а. камерах сердца | в. артериях большого круга кровообращения |
б. венах малого круга кровообращения | г. капиллярах большого круга кровообращения |
3. Между левым желудочком и аортой: |
а. расположен полулунный клапан | в. расположена продольная перегородка |
б. расположен створчатый клапан | г. расположено отверстие легочной артерии |
4. От сердца к органам кровь несут: |
а. кровеносные капилляры | в. вены |
б. артерии | г. лимфатические капилляры |
5. Подавляющее большинство людей в детстве болеют ветрянкой (ветряной оспой). Какой иммунитет возникает после перенесения человеком этого инфекционного заболевания? |
а. искусственный активный | в. естественный приобретенный пассивный |
б. искусственный пассивный | г. естественный приобретенный активный |
6. Универсальными донорами являются люди с: |
а. I группой крови, Rh - | в. IV группой крови, Rh - |
б. I группой крови, Rh + | г. IV группой крови, Rh + |
7. Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь. |
СЛОЙ СЕРДЦА | ТКАНЬ |
миокард | … |
эпикард | соединительная ткань |
Какое словосочетание или предложение следует вписать на место пропуска? |
а. эпителиальная ткань | в. мышечная ткань |
б. жировая ткань | г. нервная ткань |
При выполнении задания 8 установите соответствие. |
8. Установите соответствие между форменным элементом крови и его строением. |
СТРОЕНИЕ ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ | ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ |
1. белые кровяные амебообразные клетки (а) | а. лейкоциты |
2. имеют ядро (а) | б. эритроциты |
3. кровяные безъядерные пластинки (в) | в. тромбоциты |
4. красные безъядерные двояковогнутые клетки (б) | |
5. содержат гемоглобин (б) |
При выполнении задания 9 установите правильную последовательность. |
9. Укажите правильную последовательность движения крови по большому кругу кровообращения: |
а. артерии органов (3) | в. правое предсердие (5) | г. левый желудочек (1) |
б. аорта (2) | | д. полые вены (4) |
При выполнении задания 10 вставьте в текст пропущенные термины. |
10. Вставьте в текст «Лимфатическая система» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения: |
ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Лимфатическая система представлена лимфатическими капиллярами, сосудами и узлами. Лимфатические ________ (А) – слепые мешочки, состоящие из одного слоя эпителиальной ткани. Лимфатические _________ (Б) – бобовидные образования, функционирующие как биологические фильтры. Они входят в иммунную систему, потому что в них формируются _______ (В) и вырабатываются ______ (Г). |
1. лимфоциты (В) | 3. антитела (Г) | 5. капилляры (А) | 7. вены |
2. тромбоциты | 4. эритроциты | 6. узлы (Б) | 8. антигены |
При выполнении задания 11 выберите два верных ответа из пяти. |
11. Пользуясь таблицей «Наследование группы крови ребёнком», найдите верные утверждения. |
|
а. если у отца и матери III группа, то у ребенка либо III группа, либо I |
б. если у ребёнка IV группа крови, то у родителей может быть только IV группа крови |
в. если у отца и матери I группа, то у ребенка только I группа |
г. группа крови ребенка не зависит от группы крови родителей |
д. человеку с I группой крови можно переливать кровь любой группы |
При выполнении заданий 12-13 дайте развернутый ответ на вопрос. |
12. Какое значение имеет кровь в жизнедеятельности организма человека? Охарактеризуйте не менее 3-х функций. |
13. Какие изменения происходят в составе крови в капиллярах большого круга кровообращения у человека? Какая кровь при этом образуется? Какому процессу способствует медленный ток крови в капиллярах? |
При выполнении заданий 1-7 выберите один правильный ответ из четырех. |
1. Вакцина в своем составе содержит: |
а. Т и В лимфоциты | в. готовые антитела |
б. форменные элементы крови | г. ослабленные возбудители болезни |
2. Кровь в организме человека превращается из венозной в артериальную после выхода из: |
а. капилляров легких | в. капилляров печени |
б. левого предсердия | г. правого желудочка |
3. На границе левого предсердия и левого желудочка: |
а. расположен полулунный клапан | в. расположена продольная перегородка |
б. расположен створчатый клапан | г. расположено отверстие легочной артерии |
4. Сосуды, по которым кровь течет к сердцу, – это: |
а. артерии | в. кровеносные капилляры |
б. лимфатические капилляры | г. вены |
5. Какой вид иммунитета вырабатывается при введении лечебной сыворотки? |
а. естественный приобретенный | в. естественный видовой |
б. искусственный пассивный | г. искусственный активный |
6. Универсальными реципиентами являются люди с: |
а. I группой крови, Rh - | в. IV группой крови, Rh - |
б. I группой крови, Rh + | г. IV группой крови, Rh + |
7. Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь. |
СЛОИ СЕРДЦА | ТКАНЬ |
эндокард | … |
эпикард | соединительная ткань |
Какое словосочетание или предложение следует вписать на место пропуска? |
а. эпителиальная ткань | в. мышечная ткань |
б. жировая ткань | г. нервная ткань |
При выполнении задания 8 установите соответствие. |
8. Установите соответствие между форменным элементом крови и его строением. |
ФУНКЦИИ ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ | ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ |
1. перенос кислорода к клеткам тела (б) | а. лейкоциты |
2. захват и переваривание микроорганизмов (а) | б. эритроциты |
3. удаление углекислого газа (б) | в. тромбоциты |
4. выработка антител (а) | |
5. участие в свертывании крови (в) |
При выполнении задания 9 установите правильную последовательность. |
9. Укажите правильную последовательность движения крови по малому кругу кровообращения: |
а. легкие (3) | в. легочные артерии (2) | г. легочные вены (4) |
б. правый желудочек (1) | | д. левое предсердие (5) |
При выполнении задания 10 вставьте в текст пропущенные термины. |
10. Вставьте в текст «Лимфатическая система» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения: |
ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Лимфатическая система представлена лимфатическими капиллярами, сосудами и узлами. Лимфатические ________ (А) – слепые мешочки, состоящие из одного слоя эпителиальной ткани. Лимфатические _________ (Б) – бобовидные образования, функционирующие как биологические фильтры. Они входят в иммунную систему, потому что в них формируются _______ (В) и вырабатываются ______ (Г). |
1. лимфоциты (В) | 3. антитела (Г) | 5. капилляры (А) | 7. вены |
2. тромбоциты | 4. эритроциты | 6. узлы (Б) | 8. антигены |
При выполнении заданий 1-8 выберите один правильный ответ из четырех. |
1. Вдыхаемый воздух в полости носа благодаря мерцательному эпителию: |
а. увлажняется | б. согревается | в. очищается | г. насыщается СО2 |
2. Гортань образована: |
а. хрящами | в. гладкими мышцами |
б. костными пластинками | г. поперечнополосатыми мышцами |
3. Что является важным показателем дыхания? |
а. интенсивность дыхания | в. жизненная емкость легких |
б. усиление работы сердца | г. учащенное сердцебиение |
4. Что является возбудителем туберкулеза? |
а. дизентерийная амеба | в. палочка Коха |
б. ВИЧ | г. холерный вибрион |
5. В нервной регуляции дыхания принимает участие: |
а. кислород | в. углекислый газ |
б. дыхательный центр | г. адреналин |
6. Биологическая роль дыхания в организме человека заключается в: |
а. диффузии кислорода из капилляров в тканевую жидкость и углекислого газа в капилляры |
б. осуществлении вдоха и выдоха |
в. выделении энергии при окислении органических веществ в клетках |
г. присоединении кислорода к молекулам гемоглобина |
7. Чихание возникает при раздражении рецепторов: |
а. ротовой полости | б. носовой полости | в. гортани | г. трахеи |
8. Что происходит в организме человека, если в воздухе повысилась концентрация углекислого газа? |
а. угнетение дыхательного центра | в. возбуждение дыхательного центра |
б. раздражение дыхательных путей | г. сужение капилляров лёгочных пузырьков |
При выполнении задания 9 выберите три верных ответа из шести. |
9. Выдох заключается в том, что: |
а. диафрагма поднимается вверх | г. диафрагма опускается вниз |
б. грудная клетка поднимается | д. грудная клетка опускается |
в. объем легких уменьшается | е. объем легких увеличивается |
При выполнении задания 10 установите правильную последовательность. |
10. Укажите правильную последовательность этапов процесса дыхания человека: |
а. транспортировка газов кровью (3) |
б. газообмен в тканях (4) |
в. обмен газов между легкими и кровью (2) |
г. обмен газов между воздушной средой и легкими (1) |
При выполнении задания 11 установите соответствие. |
11. Установите соответствие между видом дыхательных путей и органами, из которых состоит. |
ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ | ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ |
1. носовая полость (а) | а. верхние |
2. трахея (б) | б. нижние |
3. бронхи (б) | |
4. носоглотка (а) |
5. гортань (б) |
6. глотка (а) |
При выполнении заданий 1-8 выберите один правильный ответ из четырех. |
1. Дыхательный центр находится в: |
а. продолговатом мозге | в. среднем мозге |
б. мозжечке | г. промежуточном мозге |
2. Голосовые связки у человека расположены в: |
а. трахее | б. носоглотке | в. гортани | г. глотке |
3. Трахея образована: |
а. хрящевыми кольцами | в. костными пластинками |
б. хрящевыми полукольцами | г. костными полукольцами |
4. Из гортани воздух попадает в: |
а. бронхи | б. кровь | в. легкие | г. трахею |
5. В гуморальной регуляции дыхания принимает участие: |
а. кислород | в. продолговатый мозг |
б. дыхательный центр | г. углекислый газ |
6. Сущность дыхания заключается в: |
а. окислении органических веществ с выделением энергии |
б. поступлении кислорода в лёгкие и удалении углекислого газа |
в. создании органических соединений |
г. образовании кислорода в клетках |
7. Кашель возникает при раздражении рецепторов: |
а. гортани | б. ротовой полости | в. носоглотки | г. носовой полости |
8. Что происходит в организме человека, если в воздухе повысилась концентрация углекислого газа? |
а. учащение дыхательных движений | в. урежение дыхательных движений |
б. раздражение дыхательных путей | г. сужение капилляров лёгочных пузырьков |
При выполнении задания 9 выберите три верных ответа из шести. |
9. Вдох заключается в том, что: |
а. диафрагма поднимается вверх | г. диафрагма опускается вниз |
б. грудная клетка поднимается | д. грудная клетка опускается |
в. объем легких уменьшается | е. объем легких увеличивается |
При выполнении задания 10 установите правильную последовательность. |
10. Укажите правильную последовательность этапов процесса дыхания человека: |
а. транспортировка газов кровью (3) |
б. газообмен в тканях (4) |
в. обмен газов между легкими и кровью (2) |
г. обмен газов между воздушной средой и легкими (1) |
При выполнении задания 11 установите соответствие. |
11. Установите соответствие между видом дыхательных путей и органами, из которых состоит. |
ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ | ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ |
1. носовая полость (а) | а. верхние |
2. трахея (б) | б. нижние |
3. бронхи (б) | |
4. носоглотка (а) |
5. гортань (б) |
6. глотка (а) |
При выполнении заданий 1-13 выберите один правильный ответ из четырех. |
1. Пищевые белки в пищеварительном канале распадаются до: |
а. глюкозы | в. аминокислот |
б. глицерина | г. жирных кислот |
2. Какой вид имеет зубная формула 2-годовалого ребенка? |
а. 8:4:8:12 | б. 4:8:8 | в. 8:8:4 | г. 8:4:8 |
3. Полезные для человека микроорганизмы находятся в: |
а. желудке | в. тонком и толстом кишечнике |
б. печени | г. 12-перстной кишке |
4. Самая широкая часть пищеварительного канала – это: |
а. 12-перстная кишка | в. толстый кишечник |
б. желудок | г. пищевод |
5. Какую железу пищеварительной системы называют "центральной химической лабораторией организма"? |
а. печень | в. желчный пузырь |
б. поджелудочную железу | г. слюнные железы |
6. Какой буквой обозначена самая твердая часть зуба? |
а. А | б. Б | в. В | г. Г | |
|
7. Какую роль играют витамины в организме человека? |
а. являются источником энергии | в. выполняют пластическую функцию |
б. служат компонентами ферментов | г. влияют на скорость движения крови |
8. Средний слой желудка образован: |
а. гладкими мышцами | в. железами |
б. микроворсинками | г. поперечнополосатыми мышцами |
9. Источником заражения ботулизмом чаще всего бывает: |
а. не кипяченая вода | в. не мытые овощи |
б. зараженная рыба | г. зараженные молочные продукты |
10. Авитаминоз, вызываемый недостатком витамина А, называется: |
а. цинга | в. рахит |
б. куриная слепота | г. бери-бери |
11. Обмен веществ и превращение энергии представляет собой единство: |
а. процессов синтеза и распада веществ | в. процессов роста и развития |
б. процессов возбуждения и торможения | г. свойств наследственности и изменчивости |
12. Витамины – это органические вещества, которые: |
а. уравновешивают процессы образования и отдачи тепла |
б. являются источником энергии |
в. влияют на превращение глюкозы в гликоген |
г. необходимы организму в малых количествах |
13. Протоки печени открываются в полость: |
а. слепой кишки | в. прямой кишки |
б. желудка | г. 12-перстной кишки |
При выполнении задания 14 установите правильную последовательность. |
14. Расположите в правильном порядке (по ходу движения пищи) органы пищеварения: |
а. толстая кишка (7) | д. 12-перстная кишка (5) |
б. тонкая кишка (6) | е. ротовая полость (1) |
в. глотка (2) | ж. пищевод (3) |
г. желудок (4) | з. прямая кишка (8) |
При выполнении задания 15 вставьте в текст пропущенные термины. |
15. Вставьте в текст «12-перстная кишка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения: |
12-ПЕРСТНАЯ КИШКА 12-перстная кишка является начальным отделом ______ (А) кишечника. Имеет форму ______ (Б) и длину до 30 см. В 12-перстную кишку поступают ______ (В) и желчь. В этом отделе пищеварительной системы происходит переваривание всех групп пищевых веществ. Реакция среды _______ (Г). |
1. панкреатический сок (В) | 3. щелочная (Г) | 5. тонкий (А) | 7. слабощелочная |
2. толстый | 4. воронка | 6. подкова (Б) | 8. желудочный сок |
При выполнении задания 16 выберите три верных ответа из шести. |
16. Назовите железы участвующие в процессе пищеварения: |
а. надпочечники | г. слюнные железы |
б. печень | д. щитовидная железа |
в. кишечные железы | е. вилочковая железа |
При выполнении задания 17 установите соответствие. |
17. Установите соответствие между отделом пищеварительной системы и выполняемыми этим отделом функциями: |
ФУНКЦИИ | ОТДЕЛ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ |
1. здесь происходит всасывание воды (б) | а. тонкий кишечник |
2. начинается формирование каловых масс (б) | б. толстый кишечник |
3. ферменты кишечного сока завершают процесс распада питательных веществ (а) | |
4. характерно всасывание глюкозы (а) |
5. железы образуют кишечный сок с большим количеством ферментов (а) |
6. расщепление жиров, белков и углеводов (а) |
При выполнении заданий 18-19 дайте полный развернутый ответ на вопросы. |
18. Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее трех функций. |
1) секрет слюнных желез смачивает и обеззараживает пищу; 2) слюна участвует в формировании пищевого комка; 3) ферменты слюны способствуют расщеплению крахмала. |
19. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать, чтобы избежать пищевых отравлений? Укажите четыре меры. |
1) употреблять только доброкачественную пищу. 2) обращать внимание на срок годности продуктов. 3) не употреблять консервы со вздувшимися крышками. 4) тщательно мыть руки перед едой. |
При выполнении заданий 1-13 выберите один правильный ответ из четырех. |
1. В пищеварительном канале сложные пищевые углеводы распадаются до: |
а. глюкозы | в. аминокислот |
б. глицерина | г. жирных кислот |
2. Какой вид имеет зубная формула взрослого человека? |
а. 8:4:8:12 | б. 4:8:8 | в. 8:8:4 | г. 8:4:8 |
3. Каким веществом покрыта коронка зуба? |
а. пульпой | в. эмалью |
б. дентином | г. цементом |
4. В ротовой полости начинается пищеварение: |
а. только жиров | в. только углеводов |
б. только белков | г. жиров, белков, углеводов |
5. Длина тонкой кишки человека составляет: |
а. 5-6 м | б. 10-15 м | в. 27-30 см | г. 3-4 м |
6. Какой орган пищеварительной системы на рисунке обозначен буквой А? |
а. пищевод | в. тонкая кишка | |
б. печень | г. желудок |
|
7. Для выработки условного рефлекса у собаки необходимо: |
а. давать пищу, после чего – команду |
б. давать команду и подкреплять ее выполнение пищей |
в. многократно давать команду, ничем ее не подкрепляя |
г. давать пищу и наблюдать за выделением слюны |
8. Сок поджелудочной железы и желчь печени поступают в: |
а. 12-перстную кишку | в. аппендикс |
б. желудок | г. прямую кишку |
9. Источником заражения сальмонеллезом чаще всего бывает: |
а. не кипяченая вода | в. не мытые овощи |
б. зараженная рыба | г. зараженные молочные продукты |
10. Авитаминоз, вызываемый недостатком витамина D, называется: |
а. цинга | в. рахит |
б. куриная слепота | г. бери-бери |
11. Необходимый для жизнедеятельности строительный материал человек получает в процессе: |
а. пластического обмена | в. развития |
б. роста | г. передачи нервного импульса |
12. В чем заключается биологическая роль витаминов? |
а. поступают в организм с пищей |
б. входят в состав ферментов |
в. являются конечными продуктами обмена веществ |
г. необходимы организму в малых дозах |
13. Больше всего энергии выделяется при расщеплении одного грамма: |
а. жиров | в. белков |
б. углеводов | г. нуклеиновых кислот |
При выполнении задания 14 установите правильную последовательность. |
14. Расположите в правильном порядке (по ходу движения пищи) органы пищеварения: |
а. толстая кишка (7) | д. 12-перстная кишка (5) |
б. тонкая кишка (6) | е. ротовая полость (1) |
в. глотка (2) | ж. пищевод (3) |
г. желудок (4) | з. прямая кишка (8) |
При выполнении задания 15 вставьте в текст пропущенные термины. |
15. Вставьте в текст «Желудок» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения: |
ЖЕЛУДОК Желудок – расширенная часть пищеварительной трубки, имеющая ___ (А) форму и объем до 3-х литров. В слизистой оболочке находятся железы, вырабатывающие в сутки около 2,5 литров ___ (Б), который имеет ____ (В) реакцию, т.к. содержит ___ (Г). Кроме этого, в его состав входят ферменты – пепсин, лактаза и т.д. |
1. кислая (В) | 3. соляная кислота (Г) | 5. грушевидная (А) | 7. щелочная |
2. азотная кислота | 4. воронковидная | 6. желудочный сок (Б) | 8. инсулин |
При выполнении задания 16 выберите три верных ответа из шести. |
16. К функциям пищеварительной системы относятся: |
а. движение частей тела | г. всасывание переработанных веществ |
б. механическая обработка веществ | д. химическая обработка веществ |
в. защита внутренних органов | е. кроветворение |
При выполнении задания 17 установите соответствие. |
17. Установите соответствие между железой пищеварительной системы и выполняемыми этой железой функциями: |
ФУНКЦИИ | ЖЕЛЕЗА ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ |
1. вырабатывает желчь (а) | а. печень |
2. вырабатывает инсулин (б) | б. поджелудочная железа |
3. вырабатывает ферменты расщепляющие жиры, белки и углеводы (б) | |
4. обезвреживает вредные вещества (а) |
5. разрушает эритроциты (а) |
При выполнении заданий 18-19 дайте полный развернутый ответ на вопросы. |
18. Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее трех функций. |
1) секрет слюнных желез смачивает и обеззараживает пищу; 2) слюна участвует в формировании пищевого комка; 3) ферменты слюны способствуют расщеплению крахмала. |
19. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать, чтобы избежать пищевых отравлений? Укажите четыре меры. |
1) употреблять только доброкачественную пищу. 2) обращать внимание на срок годности продуктов. 3) не употреблять консервы со вздувшимися крышками. 4) тщательно мыть руки перед едой. |
При выполнении заданий 1-6 выберите один правильный ответ из четырех. |
1. Строение организма здорового человека, его органов изучает наука: |
а. психология | в. анатомия |
б. гигиена | г. физиология |
2. Какой процесс обеспечил социальную эволюцию внутри рода человек? |
а. увеличение объема головного мозга | в. появление заботы о потомстве |
б. изменение форм конечностей | г. развитие искусства и науки |
3. Как и у всех позвоночных у человека формируется (-ют): |
а. грудно-брюшная перегородка – диафрагма | в. плоские ногти на пальцах |
б. внутренний скелет | г. альвеолярные легкие |
4. Атавизмами у человека являются: |
а. ушные мышцы и аппендикс | в. третье веко и дарвиновский бугорок |
б. наружный хвост и клыки | г. шерстяной покров и многососковость |
5. Жили в суровых условиях ледникового периода, что вызвало необходимость пользоваться одеждой. Умело использовали огонь: |
а. питекантропы | в. неандертальцы |
б. синантропы | г. кроманьонцы |
6. Широкое лицо, выступающие скулы, узкие глаза характерны для представителей: |
а. негроидной | в. монголоидной |
б. европеоидной | г. австралоидной |
При выполнении задания 7 установите соответствие. |
7. Установите соответствие между учеными и их вкладом в развитие биологии как науки. |
УЧЕНЫЙ | ВКЛАД В РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ |
1. И.М. Сеченов (в) | а. основоположник иммунологии и микробиологии |
2. Р. Санти (г) | б. основоположник военно-полевой хирургии |
3. Н.И. Пирогов (б) | в. развитие учения о рефлексе |
4. Л. Пастер (а) | г. считал, чтобы правильно изображать человека, надо знать расположение костей его скелета |
При выполнении задания 8 решите кроссворд. |
| |
При выполнении заданий 1-6 выберите один правильный ответ из четырех. |
1. Процессы жизнедеятельности клеток, тканей, органов и систем органов человека изучает наука: |
а. психология | в. анатомия |
б. гигиена | г. физиология |
2. Какая из перечисленных ниже особенностей человека характеризует его как социальное существо? |
а. снабжение клеток тела человека кровью, богатой кислородом |
б. общение друг с другом с помощью членораздельной речи |
в. развитие мускулатуры нижних конечностей |
г. питание новорожденных молоком матери |
3. Как и у всех приматов у человека формируется (-ют): |
а. грудно-брюшная перегородка – диафрагма | в. плоские ногти на пальцах |
б. внутренний скелет | г. альвеолярные легкие |
4. Рудиментарным органами у человека являются: |
а. ушные мышцы и аппендикс | в. третье веко и многососковость |
б. наружный хвост и клыки | г. шерстяной покров и зубы мудрости |
5. Рослые люди с высоким лбом, отсутствием надбровных валиков и хорошо развитым подбородочным выступом, свидетельствующим о развитии речи: |
а. питекантропы | в. неандертальцы |
б. синантропы | г. кроманьонцы |
6. Светлая или смуглая кожа, разный цвет глаз, русые волосы характерны для представителей расы: |
а. негроидной | в. монголоидной |
б. европеоидной | г. австралоидной |
При выполнении задания 7 установите соответствие. |
7. Установите соответствие между учеными и их вкладом в развитие биологии как науки. |
УЧЕНЫЙ | ВКЛАД В РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ |
1. Рене Декарт (б) | а. точное описание и изображение внутренних органов и скелета человека |
2. Уильям Гарвей (г) | б. открытие рефлекса |
3. И.И. Мечников (в) | в. развитие науки об иммунитете |
4. Андреас Везалий (а) | г. открытие кругов кровообращения |
При выполнении задания 8 решите кроссворд. |
| |
При выполнении заданий 1-7 выберите один правильный ответ из четырех. |
1. Под какой цифрой на рисунке обозначен проводниковый отдел зрительного анализатора? | |
а. 1 | в. 3 |
б. 2 | г. 4 |
2. Какую функцию выполняет зрачок глаза? |
а. фокусирует изображение на сетчатке | в. регулирует световой поток |
б. обеспечивает передачу нервных импульсов | г. преобразует энергию света в нервный импульс |
3. На рисунке изображена схема строения органов слуха и равновесия. Какой цифрой обозначено среднее ухо? | |
а. 1 | в. 3 |
б. 2 | г. 4 |
4. В слуховой коре головного мозга человека происходит: |
а. превращение звуковых колебаний в нервные импульсы |
б. передача нервных импульсов от рецепторов на чувствительные нервы |
в. восприятие колебаний воздуха |
г. различение звуков по силе, высоте, тембру, окраске звука |
5. При созерцании полотен художников лучи, отраженные от картин, вызывают возбуждение в фоторецепторах, расположенных в области: |
а. хрусталика | б. радужки | в. слепого пятна | г. желтого пятна |
6. При близорукости лучи света фокусируются: |
а. перед сетчаткой | в. за сетчаткой |
б. перед хрусталиком | г. на поверхности сетчатки |
7. Как называется заболевание органа зрения, при котором происходит помутнение роговицы? |
а. бельмо | б. катаракта | в. дальтонизм | г. дальнозоркость |
При выполнении задания 8 установите правильную последовательность. |
8. Установите последовательность прохождения звукового сигнала по слуховому анализатору: |
а. слуховой нерв (5) | г. рецепторные клетки (4) |
б. слуховые косточки (3) | д. наружный слуховой проход (1) |
в. барабанная перепонка (2) | е. слуховая зона коры (6) |
При выполнении заданий 9-10 установите соответствие. |
9. Установите соответствие между особенностью строения глаза человека и оболочкой, к которой она относится: |
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ГЛАЗА | ОБОЛОЧКИ |
1. содержит зрительные рецепторы (в) | а. белочная |
2. имеет отверстие – зрачок (б) | б. сосудистая |
3. образует поверхность глазного яблока (а) | в. сетчатка |
4. имеет желтое пятно – скопление колбочек (в) | |
5. включает радужку (б) |
6. наружная часть оболочки образована роговицей (а) |
10. Установите соответствие между отделами анализатора и их структурами: |
ОТДЕЛЫ АНАЛИЗАТОРА | СТРУКТУРЫ |
1. зрительная зона коры больших полушарий головного мозга (в) | а. проводниковый |
2. фоторецепторы (б) | б. периферический |
3. обонятельный нерв (а) | в. центральный |
4. слуховая зона коры больших полушарий головного мозга (в) | |
5. лицевой нерв (а) |
6. обонятельные рецепторы (б) |
При выполнении заданий 1-7 выберите один правильный ответ из четырех. |
1. Под какой цифрой на рисунке обозначен центральный отдел слухового анализатора? | |
а. 1 | в. 3 |
б. 2 | г. 4 |
2. Какой структурой глаза образована радужка? |
а. сетчаткой | в. белочной оболочкой |
б. роговицей | г. сосудистой оболочкой |
3. На рисунке изображена схема строения органов слуха и равновесия. Какой цифрой обозначены слуховые косточки? | |
а. 1 | в. 3 |
б. 2 | г. 4 |
4. В случае громкого звука уравновешивание давления на барабанную перепонку со стороны полости среднего уха обеспечивается носоглоткой и: |
а. слуховой трубой | в. вестибулярным аппаратом |
б. системой слуховых косточек | г. улиткой |
5. За счет каких структур глаза человек видит в сумеречное время суток? |
а. палочек | б. колбочек | | г. радужки |
6. При дальнозоркости лучи света фокусируются: |
а. перед сетчаткой | в. за сетчаткой |
б. перед хрусталиком | г. на поверхности сетчатки |
7. Как называется заболевание органа зрения, при котором нарушается прозрачность хрусталика? |
а. бельмо | б. катаракта | в. дальтонизм | г. близорукость |
При выполнении задания 8 установите правильную последовательность. |
8. Установите последовательность прохождения лучей света в глазном яблоке, начиная с роговицы: |
а. стекловидное тело (5) | г. хрусталик (4) |
б. зрачок (3) | д. роговица (1) |
в. передняя камера (2) | е. сетчатка (6) |
При выполнении заданий 9-10 установите соответствие. |
9. Установите соответствие между особенностью строения органа слуха и его отделом у человека |
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ОРГАНА СЛУХА | ОТДЕЛ |
1. заканчивается барабанной перепонкой (а) | а. наружное ухо |
2. включает спирально закрученный канал – улитку (в) | б. среднее ухо |
3. имеет железы, вырабатывающие ушную серу (а) | в. внутренне ухо |
4. расположен орган равновесия (в) | |
5. имеет слуховые косточки (б) |
6. соединяется отверстием с носоглоткой (б) |
10. Установите соответствие между отделами анализатора и их структурами: |
ОТДЕЛЫ АНАЛИЗАТОРА | СТРУКТУРЫ |
1. двигательная зона коры больших полушарий головного мозга (в) | а. проводниковый |
2. чувствительные нервы скелетно-мышечного аппарата (а) | б. периферический |
3. вестибулярный нерв (а) | в. центральный |
4. вестибулярная зона височных долей большого мозга (в) | |
5. осязательные кожные рецепторы (б) |
6. рецепторы слизистой оболочки языка (б) |
При выполнении задания 1 установите соответствие. |
1. Установите соответствие между отделом сердца и видом крови, которая наполняет этот отдел у человека: |
ОТДЕЛЫ СЕРДЦА | ВИД КРОВИ |
1. левый желудочек (а) | а. артериальная |
2. правый желудочек (б) | б. венозная |
3. правое предсердие (б) | |
4. левое предсердие (а) |
При выполнении задания 2 установите правильную последовательность. |
2. Установите правильную последовательность прохождения меченого радиоактивного вещества по кругам кровообращения, начиная с правого желудочка: |
а. правое предсердие (6) | г. левое предсердие (3) |
б. правый желудочек (1) | д. аорта (4) |
в. нижняя (верхняя) полая вена (5) | е. лёгочная вена (2) |
При выполнении заданий 3-5 выберите три верных ответа из шести. |
3. У человека кровь из левого желудочка сердца: |
а. при его сокращении попадает в аорту |
б. при его сокращении попадает в левое предсердие |
в. снабжает клетки тела кислородом |
г. попадает в легочную артерию |
д. под большим давлением поступает в большой крут кровообращения |
е. под небольшим давлением поступает в малый круг кровообращения |
4. Выберите участки кровеносной системы человека, входящие в малый круг кровообращения: |
а. левое предсердие | г. лёгочная артерия |
б. верхняя полая вена | д. сонная артерия |
в. правый желудочек | е. аорта |
5. У млекопитающих в правое предсердие поступает кровь: |
а. из лёгочной артерии | г. по большому кругу кровообращения |
б. насыщенная кислородом | д. венозная |
в. из правого желудочка | е. по венам |
При выполнении задания 1 установите соответствие. |
1. Установите соответствие между типом кровеносных сосудов человека и видом содержащейся в них крови. |
ТИП КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ | ВИД КРОВИ |
1. лёгочные артерии (б) | а. артериальная |
2. вены малого круга кровообращения (а) | б. венозная |
3. аорта и артерии большого круга кровообращения (а) | |
4. верхняя и нижняя полые вены (б) |
При выполнении задания 2 установите правильную последовательность. |
2. Установите правильную последовательность прохождения меченого радиоактивного вещества по кругам кровообращения, начиная с правого желудочка: |
а. правое предсердие (6) | г. левое предсердие (3) |
б. правый желудочек (1) | д. аорта (4) |
в. нижняя (верхняя) полая вена (5) | е. лёгочная вена (2) |
При выполнении заданий 3-5 выберите три верных ответа из шести. |
3. По артериям большого круга кровообращения у человека кровь течет: |
а. от сердца |
б. к сердцу |
в. насыщенная углекислым газом |
г. насыщенная кислородом |
д. быстрее, чем в других кровеносных сосудах |
е. медленнее, чем в других кровеносных сосудах |
4. Выберите участки кровеносной системы, относящиеся к большому кругу кровообращения: |
а. правый желудочек | г. сонная артерия |
б. лёгочная артерия | д. верхняя полая вена |
в. левое предсердие | е. левый желудочек |
5. У млекопитающих животных и человека венозная кровь, в отличие от артериальной: |
а. бедна кислородом | г. течёт в малом круге по венам |
б. наполняет правую половину сердца | д. насыщена углекислым газом |
в. поступает в левое предсердие | е. обеспечивает клетки тела питательными веществами |
При выполнении заданий 1-6 выберите один правильный ответ из четырех. |
1. К выделительной системе не относятся (-ится): |
а. почки | б. печень | в. кожа | г. легкие |
2. Первичная моча образуется в: |
а. капсуле нефрона | в. собирательных трубочках |
б. почечной лоханке | г. мочевом пузыре |
3. Кожа выполняет выделительную функцию с помощью: |
а. сальных желез | в. капилляров |
б. волос | г. потовых желез |
4. Закаливание – это: |
а. приспособление организма к холоду |
б. постепенное приспособление организма к неблагоприятным факторам окружающей среды |
в. укрепление иммунной системы |
г. воздействие на организм низкими температурами воды и воздуха |
5. Испарение пота и расширение кровеносных сосудов, располагающихся близко к поверхности кожи: |
а. защищает организм от перегревания | в. повышает артериальное давление |
б. вызывает тепловой удар | г. защищает организм от переохлаждения |
6. Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь. |
ЦЕЛОЕ | ЧАСТЬ |
почка | … |
мозговое вещество почки | почечные пирамиды |
Какое словосочетание или предложение следует вписать на место пропуска? |
а. нейрон | б. нефрон | в. мочеточник | г. капсула |
При выполнении задания 7 установите соответствие. |
7. Установите соответствие между слоем кожи и его строением и функциями. |
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ | СЛОИ КОЖИ |
1. выполняет функцию изолирующего слоя (в) | а. эпидермис |
2. служит опорой для волос и ногтей (б) | б. дерма |
3. содержит рецепторы, сальные и потовые железы (б) | в. гиподерма |
4. клетки содержат пигмент, от которого зависит цвет кожи (а) | |
5. состоит из многослойного эпителия (а) | |
При выполнении задания 8 выберите три верных ответа из шести. |
8. Какие особенности организма играют важную роль в сохранении постоянной температуры тела? |
а. наличие потовых желез | г. снабжение клеток тела артериальной кровью |
б. развитие коры головного мозга | д. усложнение строения органов чувств |
в. интенсивный обмен веществ | е. усложнение строения органов пищеварения |
Задание 9 выполняется на основе приведенного ниже текста |
9. Внимательно прочитайте текст «Закаливание» и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно. |
ЗАКАЛИВАНИЕ 1. Постепенное приспособление организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, в первую очередь к теплу (холоду), называется закаливанием. 2. При этом совершенствуются способы терморегуляции и укрепляется иммунная система. 3. В целях закаливания организм постепенно подвергается действию высоких (низких) температур воды и воздуха. 4. Закаливание поддерживается регулярными закаливающими процедурами. 5. После какого-либо заболевания интенсивность и продолжительность закаливающих воздействий следует немедленно (постепенно) возобновить. |
Задание 10 выполняется на основе рисунка. |
10. Назовите слои кожи человека, обозначенные на рисунке буквами А и В. Укажите функции, которые они выполняют. | |
1) А — эпидермис; В — подкожная жировая клетчатка; 2) эпидермис выполняет защитную функцию, обеспечивает образование пигмента; 3) подкожная жировая клетчатка препятствует охлаждению тела, является энергетическим резервом, играет роль амортизатора при ушибах |
При выполнении заданий 1-10 выберите один правильный ответ. |
1. Какая практическая наука разрабатывает методы сохранения и улучшения здоровья человека? |
а. анатомия | в. физиология |
б. антропология | г. гигиена |
2. Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельностью, проявляются в строении: |
а. S-образного позвоночника | в. гортани |
б. сводчатой стопы | г. кисти |
3. Какой признак отличает представителей негроидной расы человека от всех остальных? |
а. узкий выступающий нос | в. чёрные курчавые волосы |
б. округлое лицо | г. желтовато-смуглый цвет кожи |
4. Какая система органов предохраняет организм от внешних воздействий? |
а. выделительная | в. покровная |
б. эндокринная | г. опорно-двигательная |
5. Кровь в организме человека превращается из венозной в артериальную после выхода из: |
а. капилляров легких | в. правого желудочка |
б. капилляров печени | г. левого предсердия |
6. На рисунке изображен череп человека. Какой буквой на нем обозначена кость, защищающая слуховую зону коры головного мозга? |
а. А | |
б. Б |
в. В |
г. Г |
|
7. Вакцина в своем составе содержит: |
а. ослабленных возбудителей болезни | в. Т- и В-лимфоциты |
б. готовые антитела | г. форменные элементы крови |
8. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале? |
а. участвуют в образовании витаминов |
б. повышают скорость продвижения пищи во время переваривания |
в. увеличивают поверхность соприкосновения кишечника с пищей |
г. нейтрализуют поступающие с пищей вредные вещества |
9. Какую функцию выполняет зрачок глаза? |
а. преобразует энергию света в нервный импульс | в. обеспечивает передачу нервных импульсов |
б. фокусирует изображение на сетчатке | г. регулирует световой поток |
10. Какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в коже человека? |
а. способствует сохранению тепла организмом |
в. укрепляет клетки кожи |
б. служит резервным питательным веществом для клеток кожи |
г. защищает организм от ультрафиолетового излучения |
При выполнении заданий 11-12 установите соответствие. |
11. Установите соответствие между костью нижних конечностей и отделом, к которому она относится: |
КОСТЬ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ | ОТДЕЛ |
1. малая берцовая кость (б) | а. пояс нижних конечностей |
2. бедренная кость (б) | б. свободная нижняя конечность |
3. кости стопы (б) | |
4. тазовые кости (а) |
5. большая берцовая кость (б) |
При выполнении заданий 1-10 выберите один правильный ответ. |
1. Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека? |
а. анатомия | в. физиология |
б. медицина | г. гигиена |
2. Какое изменение в строении стопы появилось у человека в связи с прямохождением? |
а. срослись кости предплюсны | в. в большом пальце появились две фаланги |
б. сформировались своды | г. большой палец приобрёл подвижность |
3. Какой признак рас является отличительным? |
а. общественный образ жизни | в. масса головного мозга |
б. особенности внешнего строения | г. объём головного мозга |
4. Какая система органов осуществляет постоянный приток кислорода и необходимых питательных веществ к клеткам и тканям организма? |
а. кровеносная | в. дыхательная |
б. выделительная | г. покровная |
5. В организме человека превращение артериальной крови в венозную происходит в: |
а. капиллярах большого круга кровообращения | в. венах малого круга кровообращения |
б. камерах сердца | г. артериях большого круга кровообращения |
6. На рисунке изображен череп человека. Какой буквой на нем обозначена кость, защищающая зрительную зону коры головного мозга? |
а. А | |
б. Б |
в. В |
г. Г |
|
7. Лечебная сыворотка в своем составе содержит: |
а. ослабленных возбудителей болезни | в. Т- и В-лимфоциты |
б. готовые антитела | г. форменные элементы крови |
8. Какую функцию в процессе пищеварения выполняют ферменты слюны? |
а. согласуют деятельность органов пищеварения |
б. расщепляют жиры до глицерина и жирных кислот |
в. превращают крахмал в глюкозу |
г. определяют съедобность пищи |
9. Какой структурой глаза образована радужка? |
а. сетчаткой | в. белочной оболочкой |
б. роговицей | г. сосудистой оболочкой |
10. Под влиянием солнечного света в коже человека синтезируется: |
а. инсулин | в. витамин А |
б. адреналин | г. витамин D |
При выполнении заданий 11-12 установите соответствие. |
11. Установите соответствие между костью верхних конечностей и отделом, к которому она относится: |
КОСТЬ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ | ОТДЕЛ |
1. ключица (а) | а. пояс верхних конечностей |
2. лучевая кость (б) | б. свободная верхняя конечность |
3. кость запястья (б) | |
4. лопатка (а) |
5. плечевая кость (б) |
6. локтевая кость (б) |