СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по чтению 3-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 класс.

Храбрый опёнок.

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы – один другого краше! Под тёмными ёлками деды боровики стоят. На них кафтаны белые надеты, на головах – шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху коричневого. Загляденье!

Под светлыми осинками отцы подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!

Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них жёлтые рубашки, на головах картузики клеёнчатые. Тоже хороши!

Под ольховыми кустиками сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!

И вдруг возле поваленной берёзы вырос ещё один гриб – Опёнок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта – белобрысые кудельки в колечки завиваются.

Увидали его другие грибы, и ну – смеяться:

           –  Глядите, неприбранный какой! Да куда ж ты на свет белый вылез? Тебя ни один грибник не возьмёт, никто тебе не поклонится!

Опёнок тряхнул кудрями и отвечает:

 – Не поклонится нынче, так я подожду. Авось когда-нибудь и пригожусь.

Но только нет – не замечают его грибники. Ходят меж тёмных ёлок, собирают дедов боровиков, кладут в кузовки. А в лесу холоднее становится. На берёзах листья пожелтели, на рябинах покраснели, на осинках пятнышками покрылись. Ночами студёная роса на мох ложится.

И от этой студёной росы сошли деды боровики. Ни одного не осталось, все пропали.

Опёнку тоже зябко в низине стоять. Но хоть ножка у него тонкая, да зато лёгкая – взял да и повыше перебрался, на берёзовые корни. И опять грибников ждёт.

А грибники ходят в перелесках, собирают отцов подосиновиков. На Опёнка по-прежнему не глядят.

Ещё холоднее стало в лесу. Засвистел ветер-сиверко, все листья с деревьев оборвал, голые сучки качаются. С утра и до вечера льют дожди, и укрыться от них некуда.

И от этих злых дождей сошли отцы подосиновики: все пропали, ни одного не осталось. Опёнка тоже дождём заливает, но он хоть и щупленький, а прыткий. Взял и вскочил на берёзовый пенёк. Тут его никакой ливень не затопит.

А грибники всё равно не замечают Опёнка. Ходят в голом лесу, собирают братцев маслят и сестриц сыроежек, в кузовки кладут. Неужели так и пропасть маслёнку ни за что ни про что? Совсем холодно стало в лесу. Мутные тучи надвинулись, потемнело кругом, с неба снежная крупа сыпаться начала. И от этой снежной крупы сошли братцы маслята и сестрицы сыроежки. Ни одного картузика не виднеется, ни один платочек не мелькнёт.

На непокрытую голову Опёнка крупа тоже сыплется, застревает в кудрях. Но хитрый Опёнок и тут не оплошал: взял да и прыгнул в берёзовое дупло. Сидит под надёжной крышей, потихоньку выглядывает: не идут ли грибники? А грибники тут как тут. Бредут по лесу с пустыми кузовками; ни одного грибка не могут найти.

Увидели Опёнка да так-то обрадовались.

 – Ах ты, милый! – говорят.  – Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дожидался. Спасибо, тебе, что в самое ненастное время помог!

И низко-низко поклонились Опёнку.

Э. Ю. Шим

 

 

Отметь ответы, выполни задания.

  1. О чём рассказывается в этом произведении?
  2. о жизни в лесу
  3. о том, где растут боровики
  4. о грибниках
  5. о храбрости и выносливости Опёнка
  6. Где происходила описанная история?
  7. на лугу
  8. в поле
  9. в лесу
  10. на реке
  11. Когда грибники встретили Опёнка?
  12. ранней осенью
  13. летом
  14. в ненастное время
  15. поздней осенью
  16. Где грибники искали грибы?
  17. на полянах
  18. в перелесках
  19. в чаще леса
  20. на опушке леса
  21. Во что собирали грибы грибники?
  22. в корзины
  23. в лукошки
  24. в кузовки
  25. в сумки
  26. О чём мечтал Опёнок?
  27. быть красивым
  28. быть нужным людям
  29. быть лучшим грибом
  30. быть вкусным грибом
  31. Какое предложение помогает понять главную мысль?
  32. Тебя ни один грибник не возьмёт, никто тебе не поклонится!
  33. А грибники всё равно не замечают Опёнка.
  34. Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог!
  35. Да такой невидный, такой неказистый!
  36.  Какие факты из жизни леса сообщил автор?
  37. В лесу растут грибы.
  38. Грибы бывают разные.
  39. Грибы собирают грибники.
  40. Опята не исчезают до прихода зимы.

Ответы

  1. О чём рассказывается в этом произведении?
  2. о жизни в лесу
  3. о том, где растут боровики
  4. о грибниках
  5. о храбрости и выносливости Опёнка
  6. Где происходила описанная история?
  7. на лугу
  8. в поле
  9. в лесу
  10. на реке
  11. Когда грибники встретили Опёнка?
  12. ранней осенью
  13. летом
  14. в ненастное время
  15. поздней осенью
  16. Где грибники искали грибы?
  17. на полянах
  18. в перелесках
  19. в чаще леса
  20. на опушке леса
  21. Во что собирали грибы грибники?
  22. в корзины
  23. в лукошки
  24. в кузовки
  25. в сумки
  26. О чём мечтал Опёнок?
  27. быть красивым
  28. быть нужным людям
  29. быть лучшим грибом
  30. быть вкусным грибом
  31. Какое предложение помогает понять главную мысль?
  32. Тебя ни один грибник не возьмёт, никто тебе не поклонится!
  33. А грибники всё равно не замечают Опёнка.
  34. Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог!
  35. Да такой невидный, такой неказистый!
  36.  Какие факты из жизни леса сообщил автор?
  37. В лесу растут грибы.
  38. Грибы бывают разные.
  39. Грибы собирают грибники.
  40. Опята не исчезают до прихода зимы.

3 класс

Укрывушки, хоронушки, показушки.

К вечеру вызвездило. Ночью морозцы хрустнули, а утром выпал на землю первый снег.

Лесные жители его по-разному встретили. Старые звери да птицы поёжились, прошлую студёную зиму вспомнили. А молодые – ужасно удивились, потому что никогда ещё не видели снега.

На берёзе молоденький тетерев сидел, на тонкой веточке покачивался. Видит – падают с неба мохнатые снежинки.

 – Что за че-чепуха?  – забормотал Тетерев.  – Бе-белые мухи летят, над землёй кружат, не гудят, не жужжат, не кусаются…

 – Нет, родимый, это не мухи!  – сказал старый Тетерев.

 – А кто же это?

 – Это наши укрывушки летят.

 – Какие такие укрывушки?

 – Они землю укроют,  – отвечает старый Тетерев,  – одеяльце тёпленькое получится. Мы ночью под это одеяльце нырнём, будет нам тепло и уютненько…

 – Ишь ты!  – обрадовался молодой Тетерев. Скорей бы попробовать, хорошо ли под укрывушками спится!

И стал ждать, когда на землю пуховое одеяло расстелется.

Под берёзами, в кустарничке, молоденький Зайчишко день коротал. Вполглаза подрёмывал, вполуха прислушивался. Вдруг замечает – спускаются с неба мохнатые снежинки.

 – Вот тебе на!  – удивился Зайчишко.  – Одуванчики давно отцвели, давно облетели-развеялись, а тут гляди-ка: целое облачко одуванчикового пуха летит!

 – Глупенький, разве это цветочный пух!  – сказала старая Зайчиха.

 – А чего же это такое?

 – Это наши хоронушки летят.

 – Что ещё за хоронушки?

 – Те самые, которые тебя от врагов схоронят, от злых глаз уберегут. У тебя шубка вылиняла, стала беленькая. На чёрной земле её сразу видать! А как лягут наземь хоронушки, станет кругом белым-бело, никто тебя и не увидит. Станешь гулять невидимочкой!

 – Уй, как интересно!  – закричал Зайчишко.  – Скорей бы попробовать, как хоронушки меня прячут!

В лесу по голому осинничку бежал молодой Волчонок. Бежал, по сторонам глазами зыркал, поживу себе искал. Вдруг смотрит, падают с неба лёгкие снежинки.

 – Ай, яй!  – сказал Волчонок.  – Никак гуси-лебеди в поднебесье летят, пух и пёрышки роняют?

 – Что ты, разве это пух да пёрышки?  – засмеялся старый Волк.

 – А что же это?

 – Это, внучек, наши показушки летят.

 – Не знаю я никаких показушек!

 – Скоро узнаешь. Лягут они ровным ровненько, всю землю укроют. И сразу показывать начнут, где какие птицы бродили, где какой зверь проскакал. Поглядим мы на показушки – и тотчас узнаем, в какую сторону за добычей бежать…

 – Ловко!  – обрадовался Волчонок.  – Хочу скорей поглядеть, куда моя добыча побежала!

Только разузнали молодые звери да птицы, что это с неба падает, только с первым снегом познакомились, как потянуло тёплым ветром. Тут укрывушки, хоронушки, показушки и растаяли.

 

 

Отметь ответы, выполни задания.

  1. О чём рассказывается в этом произведении?
  2. о снегопаде
  3. о животных
  4. о том, как старые животные учат молодых
  5. о зиме
  6. ? Где происходили описанные события?
  7. в роще
  8. на лугу
  9. в лесу
  10. на реке
  11. Когда произошёл разговор старых животных с молодыми?
  12. днём
  13. вечером
  14. утром
  15. ночью
  16. Почему молоденький Тетерев назвал снежинки белыми мухами?
  17. потому что снежинки летали
  18. потому что он ещё не видел снежинок
  19. потому что они были белыми
  20. потому что он был невнимательный
  21. Чему обрадовался молоденький Тетерев?
  22. тому, что вокруг было красиво
  23. тому, что стало холодно
  24. тому, что можно будет укрыться под мягким тёплым снежным одеялом
  25. тому, что с ним разговаривал старый Тетерев
  26. Чему удивился молоденький Зайчишко?
  27. тишине в лесу
  28. наступлению утра
  29. облачку одуванчикового пуха
  30. приходу зимы
  31. О чём знала старая Зайчиха?
  32. что летят снежинки, а не цветочный пух
  33. что это наступила зима
  34. что снежинки – хоронушки для зайцев
  35. что это очень красиво.
  36. Какими показаны старые животные?
  37. злыми и глупыми
  38. весёлыми и глупыми
  39. спокойными и умными
  40. добрыми и умными
  41. Если бы не было заголовка, какой бы подошёл к рассказу?
  42. Снегопад
  43. Мудрые советы
  44. Сказка леса
  45. Зима

 

 

Ответы.

Отметь ответы, выполни задания.

  1. О чём рассказывается в этом произведении?
  2. о снегопаде
  3. о животных
  4. о том, как старые животные учат молодых
  5. о зиме
  6. ? Где происходили описанные события?
  7. в роще
  8. на лугу
  9. в лесу
  10. на реке
  11. Когда произошёл разговор старых животных с молодыми?
  12. днём
  13. вечером
  14. утром
  15. ночью
  16. Почему молоденький Тетерев назвал снежинки белыми мухами?
  17. потому что снежинки летали
  18. потому что он ещё не видел снежинок
  19. потому что они были белыми
  20. потому что он был невнимательный
  21. Чему обрадовался молоденький Тетерев?
  22. тому, что вокруг было красиво
  23. тому, что стало холодно
  24. тому, что можно будет укрыться под мягким тёплым снежным одеялом
  25. тому, что с ним разговаривал старый Тетерев
  26. Чему удивился молоденький Зайчишко?
  27. тишине в лесу
  28. наступлению утра
  29. облачку одуванчикового пуха
  30. приходу зимы
  31. О чём знала старая Зайчиха?
  32. что летят снежинки, а не цветочный пух
  33. что это наступила зима
  34. что снежинки – хоронушки для зайцев
  35. что это очень красиво.
  36. Какими показаны старые животные?
  37. злыми и глупыми
  38. весёлыми и глупыми
  39. спокойными и умными
  40. добрыми и умными
  41. Если бы не было заголовка, какой бы подошёл к рассказу?
  42. Снегопад
  43. Мудрые советы
  44. Сказка леса
  45. Зима

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по чтению 3-4 класс»

4 класс.

Храбрый опёнок.

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы – один другого краше! Под тёмными ёлками деды боровики стоят. На них кафтаны белые надеты, на головах – шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху коричневого. Загляденье!

Под светлыми осинками отцы подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!

Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них жёлтые рубашки, на головах картузики клеёнчатые. Тоже хороши!

Под ольховыми кустиками сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!

И вдруг возле поваленной берёзы вырос ещё один гриб – Опёнок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта – белобрысые кудельки в колечки завиваются.

Увидали его другие грибы, и ну – смеяться:

– Глядите, неприбранный какой! Да куда ж ты на свет белый вылез? Тебя ни один грибник не возьмёт, никто тебе не поклонится!

Опёнок тряхнул кудрями и отвечает:

– Не поклонится нынче, так я подожду. Авось когда-нибудь и пригожусь.

Но только нет – не замечают его грибники. Ходят меж тёмных ёлок, собирают дедов боровиков, кладут в кузовки. А в лесу холоднее становится. На берёзах листья пожелтели, на рябинах покраснели, на осинках пятнышками покрылись. Ночами студёная роса на мох ложится.

И от этой студёной росы сошли деды боровики. Ни одного не осталось, все пропали.

Опёнку тоже зябко в низине стоять. Но хоть ножка у него тонкая, да зато лёгкая – взял да и повыше перебрался, на берёзовые корни. И опять грибников ждёт.

А грибники ходят в перелесках, собирают отцов подосиновиков. На Опёнка по-прежнему не глядят.

Ещё холоднее стало в лесу. Засвистел ветер-сиверко, все листья с деревьев оборвал, голые сучки качаются. С утра и до вечера льют дожди, и укрыться от них некуда.

И от этих злых дождей сошли отцы подосиновики: все пропали, ни одного не осталось. Опёнка тоже дождём заливает, но он хоть и щупленький, а прыткий. Взял и вскочил на берёзовый пенёк. Тут его никакой ливень не затопит.

А грибники всё равно не замечают Опёнка. Ходят в голом лесу, собирают братцев маслят и сестриц сыроежек, в кузовки кладут. Неужели так и пропасть маслёнку ни за что ни про что? Совсем холодно стало в лесу. Мутные тучи надвинулись, потемнело кругом, с неба снежная крупа сыпаться начала. И от этой снежной крупы сошли братцы маслята и сестрицы сыроежки. Ни одного картузика не виднеется, ни один платочек не мелькнёт.

На непокрытую голову Опёнка крупа тоже сыплется, застревает в кудрях. Но хитрый Опёнок и тут не оплошал: взял да и прыгнул в берёзовое дупло. Сидит под надёжной крышей, потихоньку выглядывает: не идут ли грибники? А грибники тут как тут. Бредут по лесу с пустыми кузовками; ни одного грибка не могут найти.

Увидели Опёнка да так-то обрадовались.

– Ах ты, милый! – говорят. – Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дожидался. Спасибо, тебе, что в самое ненастное время помог!

И низко-низко поклонились Опёнку.

Э. Ю. Шим




Отметь ответы, выполни задания.

  1. О чём рассказывается в этом произведении?

— о жизни в лесу

— о том, где растут боровики

— о грибниках

— о храбрости и выносливости Опёнка

  1. Где происходила описанная история?

— на лугу

— в поле

— в лесу

— на реке

  1. Когда грибники встретили Опёнка?

— ранней осенью

— летом

— в ненастное время

— поздней осенью

  1. Где грибники искали грибы?

— на полянах

— в перелесках

— в чаще леса

— на опушке леса

  1. Во что собирали грибы грибники?

— в корзины

— в лукошки

— в кузовки

— в сумки

  1. О чём мечтал Опёнок?

— быть красивым

— быть нужным людям

— быть лучшим грибом

— быть вкусным грибом

  1. Какое предложение помогает понять главную мысль?

— Тебя ни один грибник не возьмёт, никто тебе не поклонится!

— А грибники всё равно не замечают Опёнка.

— Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог!

— Да такой невидный, такой неказистый!

  1. Какие факты из жизни леса сообщил автор?

— В лесу растут грибы.

— Грибы бывают разные.

— Грибы собирают грибники.

— Опята не исчезают до прихода зимы.





Ответы

  1. О чём рассказывается в этом произведении?

— о жизни в лесу

— о том, где растут боровики

— о грибниках

— о храбрости и выносливости Опёнка

  1. Где происходила описанная история?

— на лугу

— в поле

— в лесу

— на реке

  1. Когда грибники встретили Опёнка?

— ранней осенью

— летом

— в ненастное время

— поздней осенью

  1. Где грибники искали грибы?

— на полянах

— в перелесках

— в чаще леса

— на опушке леса

  1. Во что собирали грибы грибники?

— в корзины

— в лукошки

— в кузовки

— в сумки

  1. О чём мечтал Опёнок?

— быть красивым

— быть нужным людям

— быть лучшим грибом

— быть вкусным грибом

  1. Какое предложение помогает понять главную мысль?

— Тебя ни один грибник не возьмёт, никто тебе не поклонится!

— А грибники всё равно не замечают Опёнка.

— Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог!

— Да такой невидный, такой неказистый!

  1. Какие факты из жизни леса сообщил автор?

— В лесу растут грибы.

— Грибы бывают разные.

— Грибы собирают грибники.

— Опята не исчезают до прихода зимы.





3 класс

Укрывушки, хоронушки, показушки.

К вечеру вызвездило. Ночью морозцы хрустнули, а утром выпал на землю первый снег.

Лесные жители его по-разному встретили. Старые звери да птицы поёжились, прошлую студёную зиму вспомнили. А молодые – ужасно удивились, потому что никогда ещё не видели снега.

На берёзе молоденький тетерев сидел, на тонкой веточке покачивался. Видит – падают с неба мохнатые снежинки.

– Что за че-чепуха? – забормотал Тетерев. – Бе-белые мухи летят, над землёй кружат, не гудят, не жужжат, не кусаются…

– Нет, родимый, это не мухи! – сказал старый Тетерев.

– А кто же это?

– Это наши укрывушки летят.

– Какие такие укрывушки?

– Они землю укроют, – отвечает старый Тетерев, – одеяльце тёпленькое получится. Мы ночью под это одеяльце нырнём, будет нам тепло и уютненько…

– Ишь ты! – обрадовался молодой Тетерев. Скорей бы попробовать, хорошо ли под укрывушками спится!

И стал ждать, когда на землю пуховое одеяло расстелется.

Под берёзами, в кустарничке, молоденький Зайчишко день коротал. Вполглаза подрёмывал, вполуха прислушивался. Вдруг замечает – спускаются с неба мохнатые снежинки.

– Вот тебе на! – удивился Зайчишко. – Одуванчики давно отцвели, давно облетели-развеялись, а тут гляди-ка: целое облачко одуванчикового пуха летит!

– Глупенький, разве это цветочный пух! – сказала старая Зайчиха.

– А чего же это такое?

– Это наши хоронушки летят.

– Что ещё за хоронушки?

– Те самые, которые тебя от врагов схоронят, от злых глаз уберегут. У тебя шубка вылиняла, стала беленькая. На чёрной земле её сразу видать! А как лягут наземь хоронушки, станет кругом белым-бело, никто тебя и не увидит. Станешь гулять невидимочкой!

– Уй, как интересно! – закричал Зайчишко. – Скорей бы попробовать, как хоронушки меня прячут!

В лесу по голому осинничку бежал молодой Волчонок. Бежал, по сторонам глазами зыркал, поживу себе искал. Вдруг смотрит, падают с неба лёгкие снежинки.

– Ай, яй! – сказал Волчонок. – Никак гуси-лебеди в поднебесье летят, пух и пёрышки роняют?

– Что ты, разве это пух да пёрышки? – засмеялся старый Волк.

– А что же это?

– Это, внучек, наши показушки летят.

– Не знаю я никаких показушек!

– Скоро узнаешь. Лягут они ровным ровненько, всю землю укроют. И сразу показывать начнут, где какие птицы бродили, где какой зверь проскакал. Поглядим мы на показушки – и тотчас узнаем, в какую сторону за добычей бежать…

– Ловко! – обрадовался Волчонок. – Хочу скорей поглядеть, куда моя добыча побежала!

Только разузнали молодые звери да птицы, что это с неба падает, только с первым снегом познакомились, как потянуло тёплым ветром. Тут укрывушки, хоронушки, показушки и растаяли.




Отметь ответы, выполни задания.

  1. О чём рассказывается в этом произведении?

— о снегопаде

— о животных

— о том, как старые животные учат молодых

— о зиме

  1. — Где происходили описанные события?

— в роще

— на лугу

— в лесу

— на реке

  1. Когда произошёл разговор старых животных с молодыми?

— днём

— вечером

— утром

— ночью

  1. Почему молоденький Тетерев назвал снежинки белыми мухами?

— потому что снежинки летали

— потому что он ещё не видел снежинок

— потому что они были белыми

— потому что он был невнимательный

  1. Чему обрадовался молоденький Тетерев?

— тому, что вокруг было красиво

— тому, что стало холодно

— тому, что можно будет укрыться под мягким тёплым снежным одеялом

— тому, что с ним разговаривал старый Тетерев

  1. Чему удивился молоденький Зайчишко?

— тишине в лесу

— наступлению утра

—облачку одуванчикового пуха

— приходу зимы

  1. О чём знала старая Зайчиха?

— что летят снежинки, а не цветочный пух

— что это наступила зима

— что снежинки – хоронушки для зайцев

— что это очень красиво.

  1. Какими показаны старые животные?

— злыми и глупыми

— весёлыми и глупыми

— спокойными и умными

— добрыми и умными

  1. Если бы не было заголовка, какой бы подошёл к рассказу?

— Снегопад

— Мудрые советы

— Сказка леса

— Зима





Ответы.

Отметь ответы, выполни задания.

  1. О чём рассказывается в этом произведении?

— о снегопаде

— о животных

— о том, как старые животные учат молодых

— о зиме

  1. — Где происходили описанные события?

— в роще

— на лугу

— в лесу

— на реке

  1. Когда произошёл разговор старых животных с молодыми?

— днём

— вечером

— утром

— ночью

  1. Почему молоденький Тетерев назвал снежинки белыми мухами?

— потому что снежинки летали

— потому что он ещё не видел снежинок

— потому что они были белыми

— потому что он был невнимательный

  1. Чему обрадовался молоденький Тетерев?

— тому, что вокруг было красиво

— тому, что стало холодно

— тому, что можно будет укрыться под мягким тёплым снежным одеялом

— тому, что с ним разговаривал старый Тетерев

  1. Чему удивился молоденький Зайчишко?

— тишине в лесу

— наступлению утра

—облачку одуванчикового пуха

— приходу зимы

  1. О чём знала старая Зайчиха?

— что летят снежинки, а не цветочный пух

— что это наступила зима

— что снежинки – хоронушки для зайцев

— что это очень красиво.

  1. Какими показаны старые животные?

— злыми и глупыми

— весёлыми и глупыми

— спокойными и умными

— добрыми и умными

  1. Если бы не было заголовка, какой бы подошёл к рассказу?

— Снегопад

— Мудрые советы

— Сказка леса

— Зима


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!