СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация: «структура и типы педагогического общения»

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная консультация раскрывает суть педагогического общения, его  определенную структуру, специфику и технологию реализации.

Просмотр содержимого документа
«Консультация: «структура и типы педагогического общения»»


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ









РАЙОННЫЙ МАСТЕР-КЛАСС

СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ



КОНСУЛЬТАЦИЯ: «СТРУКТУРА И ТИПЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»















Подготовила:

Старовойтова И.В.,

методист МК






Донецк - 2021

Педагогическое общение имеет определенную структуру, специфику и технологию реализации, которой педагоги овладевают порой стихийно.

Структура педагогического общения соответствует общей логике педагогического процесса и имеет следующие стадии:


СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

  1. Моделирование предстоящего общения - прогностический этап (цели общения и пути её достижения).

Состоит в предварительном моделировании педагогом предстоящего общения с обучающимися в процессе подготовки к осуществлению педагогической деятельности.

  1. Организация непосредственного общения (начальный период общения).

Состоит в знакомстве с аудиторией, группой и в организации непосредственного общения с ней.

  1. Управление общением (контроль протекания собственного коммуникативного поведения, его коррекция; контроль коммуникативных поступков других).

Имеет место уже непосредственно в ходе развивающегося педагогического процесса и состоит в реализации предварительно выбранной и смоделированной технологии общения.

  1. Анализ осуществленной системы общения и моделирования новой системы общения на предстоящую деятельность.

Состоит в анализе результатов осуществления выбранной технологии общения и в моделировании новых технологий для решения последующих педагогических задач.


Рассмотрим подробнее содержание каждого из этих этапов.

Первый этап:

На этом этапе педагогического общения осуществляется своеобразное планирование коммуникативной структуры взаимодействия, процесса и содержания общения, исходя из целей и задач занятия, сложившейся ситуации, индивидуальности преподавателя и особенностей обучаемых. При этом заранее выбирается эмоциональный настрой на будущее занятие, исходя из состава и численности группы, сложившегося опыта общения. Продумываются “лирические отступления” как возможное заполнение пауз, способы реагирования на ожидаемое поведение студентов и др. При такой подготовке следует избегать повторов (то, что было удачным на одном потоке, совсем не обязательно будет удачным еще раз). Шаблонность в групповом общении сильно снижает авторитет преподавателя у студентов.

Предварительное моделирование помогает педагогу представить вероятностную схему взаимодействия, заранее предвидеть возможную атмосферу занятия, ощутить возможный уровень взаимоотношений в ходе предстоящего общения и на этой основе точнее построить как содержательную, так и методическую структуру будущего занятия.

Таким образом, на этом этапе ярко выступают как элементы нравственно-психологические, так и собственно коммуникативно-технологические, происходит перевод педагогических задач в сферу задач коммуникативных, достигается их соответствие, обеспечивающее продуктивную реализацию целей педагогического взаимодействия.

Второй этап педагогического общения представляет собой организацию непосредственного взаимодействия преподавателя с аудиторией в начальный период контакта с ней. Этот этап во многом определяет успешность дальнейшего развития как содержательно-дидактической системы деятельности, так и ее социально-психологической основы. Важными его элементами для педагога являются: а) конкретизация спланированной ранее модели общения; б) уточнение условий и структуры предстоящего общения; в) осуществление изначальной стадии непосредственного общения.

При установлении контакта в общении важную роль играет не шаблонность, оригинальность поведения педагога. Входя в аудиторию, можно заметить что-то необычное: ее наполненность, размещение обучаемых, готовность средств обучения, санитарное состояние помещения и т.д. Реакция на это необычное “здесь и сейчас” всегда воспринимается аудиторией положительно при условии, если она доброжелательная, непосредственная и нестандартная.

Впервые же мгновения общения педагог должен уточнить возможности работы с помощью избранных методов обучения, увидеть общее настроение аудитории и т.д.

Чрезвычайно важна сама позиция педагога как инициатора общения на переходной стадии от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного взаимодействия. Инициативность преподавателя в общении выступает здесь как способ управления общением и всей учебно-воспитательной деятельностью, совместной творческой работой преподавателя и коллектива, т.е. управление познавательным поиском на лекции, семинаре и т.п. осуществляется через правильно организованную систему общения.

Третий этап педагогического общения заключается в управлении общением в ходе развивающегося педагогического процесса и в управлении самим этим процессом, в организации обучения в ходе проведения занятия. На этом этапе преподаватель осуществляет задуманную систему коммуникации, оказывает речевое воздействие на студентов, подбирает и реализует различные средства общения и передачи информации, поддерживает контакт с аудиторией.

На третьем этапе реализуется комплекс коммуникативного взаимодействия субъектов педагогического процесса на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и социально-психологическом.

Эмоциональный, или поверхностный уровень общения определяет комфортность ситуации педагогического общения, однако не характеризует содержательных его сторон.

Когнитивный уровень связан с предметной стороной общения. Именно на этом уровне развертывается объяснительный процесс как стержневой элемент личностно-группового педагогического общения и обеспечения желаемой эффективности учебно-познавательной деятельности студентов.

Общение на социально-психологическом уровне определяет межличностные и групповые отношения педагога с обучающимися и обучающихся между собой. Здесь искусство общения тесно переплетается с технологией обучения, с организацией работы обучающихся.

Таким образом, методически целесообразно организованное педагогическое общение выполняет не только присущие ему функции обеспечения устойчивой коммуникации, но и выводит педагога на возможность решения более сложных задачах, способствующих формированию у обучающихся значимых для них смысловых образований – профессиональной направленности, мировоззренческих позиций, нравственно-этических принципов и убеждений и др.

На заключительном, четвертом этапе педагогического общения педагог в случае необходимости анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, соотносит все это с содержательными аспектами осуществленной деятельности, тем самым прогнозирует предстоящее учебное общение с этой аудиторией. Этот этап представляет собой своеобразную обратную связь в общей структуре общения, без которой рефлексивный момент не только ухудшается, но и может стать вообще неадекватным ситуации. Фактически здесь циклически осуществляется переход к первому этапу педагогического общения. Этот этап включает в себя как уточняющие аспекты, так и частично прогностические, причем, он оказывает серьезное влияние не только на собственно коммуникативные стороны обучения, но и на весь предстоящий учебный процесс.

Представленные этапы раскрывают наиболее типичные ситуации, складывающиеся в процессе педагогического общения. Хотя в реальной педагогической деятельности они могут быть иными. Некоторые этапы, например, могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными, а иногда, наоборот, чрезмерно растянутыми. Все зависит от ситуации, в которой происходит педагогическое общение, от самого преподавателя, а также обучающихся, уровня их общей культуры, мотивации и других факторов.


В классификации общения по видам вычленяются прежде всего внешнее и внутреннее. Различают виды общения в зависимости от:

- способов и средств общения — непосредственное (лицом к лицу) и опосредованное (через третье лицо, механизмы, вещи);

- времени общения - кратковременное и длительное;

- результата (исчерпанности) общения — законченное и прерванное;

- контингента общения — межличностное, личностно-групповое, меж групповое,

В зависимости от каналов, по которым осуществляется обмен информацией, различают общение вербальное (речевое) и невербальное, (с помощью мимики, жестов, движений).

Внутреннее общение представляет собой взаимодействие человека с самим собой, внутренний диалог со вторым «Я», а также с воображаемыми образами других людей. Содержанием внутреннего диалога может быть общение с воображаемыми другими людьми, героями произведений искусства, с друзьями, любимыми существами или вратами, общение с Богом. Внутренний монолог и диалог являются формой осуществления нравственной борьбы мотивов и выбора поведения. Внешнее поведение, перенесенное во внутренний мир, становится более глубоким и осмысленным.

И еще один вид человеческого общения — духовное взаимодействие людей с живой и неживой природой, животными, предметами, вещами. Оно осуществляется на потребностно - практической и духовно-эстетической основе и делает человека нравственнее, гуманнее.

Основу педагогической деятельности составляет межличностное общение. Оно бывает деловым и личным, официальным и неофициальным. Важнейшая черта межличностных отношений — их эмоциональная основа, т. е. они возникают и складываются на основе определенных чувств, которые могут быть объединяющими и разъединяющими людей.


Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются:

1) идентификация — буквально — отождествление, уподобление себя другому. Выражает тот простой факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему;

2) эмпатия — восприятие и понимание человека, способность к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, готовность оказать им посильную помощь, стремление откликнуться на проблемы другого человека;

3) рефлексия — восприятие и понимание другого человека путем размышления за него, осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению.


Характер общения определяется его содержанием. Содержанием общения может быть: 1) передача знаний, умений, навыков, опыта; 2) решение групповых задач, организация деятельности, совместные переживания; 3) восприятие человека человеком.

Содержательная сторона общения реализуется через способы и средства общения. С помощью слов осуществляется вербальное общение. Невербальное общение осуществляется с помощью оптико-кинетической системы знаков (жесты, мимика, пантомимика), пара- и экстралингвистической системы (интонации, паузы, высота, тон, длительность, сила звука), системы организации пространства и времени коммуникации, системы «контакта глазами». Невербальное общение — это внешняя форма существования и проявления внутреннего психического мира личности, один из способов диагностики и уровня развития как субъекта общения, и социокультурного окружения.

Невербальное общение — мощный передатчик информации.

Л. Мейерабиан установил, что человек получает информацию за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых — на 38% н за счет невербальных — на 55%. Леонардо да Винчи заметил, что брови по-разному изгибаются при разных причинах плача. Улыбка и глаза тоже имеют своеобразие. Лев Толстой описал 85 оттенков выражения глаз и 97 — выражения улыбки.

ТИПЫ ОБЩЕНИЯ

А.Б. Добрович выделяет семь уровней общения: примитивный, манипуляторный, стандартизированный, конвенциональный, игровой, деловой и духовный.

Э. Берн характеризует шесть типов общения, подчёркивая, что они могут быть и самостоятельными, и составлять часть целого:

«отсутствие» — человек физически присутствует, но психологически отсутствует;

«ритуалы» — привычные, повторяющиеся, не несущие почти никакой смысловой нагрузки и, в основном, не имеющие никаких целей способы взаимодействия;

«развлечения» — полуритуальное общение обо всех известных общественных проблемах и событиях;

«совместная активность» — целенаправленное взаимодействие в процессе деятельности;

«игры» — наиболее сложный тип общения, т. к. в играх каждая сторона неосознанно пытается достичь превосходства над другой;

«интимность» — свободное от игр общение с осознанно хорошим отношением к партнеру, которое исключает наличие скрытых мотивов манипулирования партнером.

Существуют и другие классификации типов взаимодействия, например, кооперация и конкуренция. Однако характеристика этих типов как простого «согласия» или «конфликта» явно недостаточна и требует содержательного анализа.

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и обучающимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности

В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам  и способам умственной деятельности,  формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности обучающихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных  взаимоотношений  с коллективом и с учителем,  снятие эмоциональной напряженности.


Выводы:

Педагогическое общение представляет собой особый вид делового межличностного общения, который имеет свои отличительные особенности, но в то же время схож с бытовым общением. Оно включает коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

 Эффективность педагогического общения в большей степени определяется личностными качествами педагога.

Для успешной деятельности педагог должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в коммуникативный контакт.



Список используемой литературы:

1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю.. Педагогический словарь. Москва. 2003.С. 94.

2.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучение. Москва. 1990. С.124

3.Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения Москва : Академия, 2002, С. 93

4.Немов Р.С. Общая психология. Санкт-Петербугр, 2008. С. 44-45




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!