СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация. Роль художественной литературы в воспитании культуры общения дошкольников 6-7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация. Роль художественной литературы в воспитании культуры общения дошкольников 6-7 лет»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 62 «Березка» города Белово»









Роль художественной литературы в воспитании культуры общения дошкольников 6-7 лет




Подготовила воспитатель

высшей квалификационной

категории

Федулова

Алина Леонидовна














Беловский городской округ, 2020

Содержание



1 Введение 3


2 Сообщение «Роль художественной литературы

в воспитании культуры общения дошкольника» 5


3 Тематический план 14


4 Критерии оценок 23


5 Словарь терминов 24


6 Список литературы 25


7 Приложение


7.1. Памятка воспитателю «Пойми меня»


7.2. Основные методы и приемы


7.3. Общие правила нравственности


7.4. Консультации для воспитателей


7.5. Конспекты


7.6. Игры, направленные на сплочение детей















Введение

Роль художественной литературы в жизни человека огромна. Ознакомление с ней начинается с рождения. Можно ли развить интерес у ребенка к художественному слову? Что значит научить ребенка быть добрым к окружающему миру? Современный мир жесток. Жестокими стали и дети.

В каждой группе есть конфликтные ребята, капризные, драчливые. Встает вопрос как решать проблемы, связанные с этим обстоятельством. Как помочь избавиться от этих черт, не раня их? Ведь они не только мешают установлению благоприятного климата в группе, но и могут стать проблемой для самого ребенка.

Общение очень сложное явление. В дошкольном детстве формируются важные моральные качества, закладывается основа характера. В детском саду ребенку прививают навыки, которые связаны с выполнением режима. Он должен усвоить необходимый порядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации, иначе у него не выработается положительный стереотип поведения. По мере взросления ребенка расширяется, и круг правил, усваивая которые он конкретизирует свои знания. И учитывая огромнейшее влияние художественной литературы на чувства детей, на культуру общения ставится цель: воспитывать у детей гуманные чувства – чуткость, заботливость, сопереживание. Внимание друг к другу посредством художественного слова.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим;

  • развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников;

  • поддерживать постоянный глубокий интерес к художественному слову;

  • сравнивать свои поступки и поступки литературных героев.


Результатом моей работы должны стать: повышенный интерес детей к художественным произведениям, умение понять основную идею произведения. Определять свое отношение к персонажам и их поступкам, делать правильный выбор.

И чтобы этические представления детей, приобретенные под влиянием художественного слова. Нашли свое отображение в жизни; требования, предъявляемые взрослыми. Превратились в осознанные мотивы поведения.































«Если человека учат добру -

учат умело, умно, настойчиво,

требовательно, в результате

будет добро»

В. А. Сухомлинский

Современный мир жесток. Жестоки стали дети. Поменялись моральные ценности. Родители, делая карьеру, спешат, самоустраняются от проблем ребенка, от тесного общения с ним. Забрав ребенка из садика, родители предоставляют ему право на выбор: телевизор, компьютер, игры. Лишь бы дитя не мешало заниматься им своими делами. И ребенок выбирает, часами сидит перед экраном, следя за мельтешением теней (стрелялки, драки, ругань). Наше телевидение крайне мало выделяет времени на действительно качественные детские передачи, несущие нравственный посыл детям. И надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, опустошенность души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести мы уже достаточно настрадались.

Мне очень хочется, чтобы наши дети выросли нравственно здоровыми детьми. Но детям нужно и важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают.

И проработав в садике уже много лет, раз и навсегда для себя решила, что художественное слово помогает найти ответ на «самый большой секрет воспитания», служит верным помощником в общении с ребенком с самого его рождения.

Талантливое, художественное произведение дает бесценный материал для понимания неповторимого мира ребенка, его взаимодействия с миром взрослых и может стать источником неожиданных педагогических открытий.

Именно поэтому и писателям зачастую удается «перевести» педагогические проблемы на увлекательный добрый и даже веселый язык рассказов, сказок, стихов.

И я принимаю разумные и доброжелательные советы, «высказанные» в предлагаемых произведениях, и по достоинству оцениваю умение писателей и поэтов говорить о сложных вопросах без скучных нотаций и нудной назидательности. А для маленьких ребят эти сказки, рассказы, стихи, потешки будут еще одной встречей с художественным произведением, интересным и поучительным.

Известно, что от характера межличностных отношений детей зависит насколько комфортно чувствуют себя наши воспитанники. Обычно в каждой группе есть конфликтные, жадные, капризные, драчливые дети. У нас в младшей группе тоже такие дети были! Передо мной встали вопросы – как решать проблемы, связанные с этим обстоятельством? Как помочь детям избавиться от этих черт, не раня их? Ведь они не только мешают установлению благоприятного климата в группе, но и могут стать проблемой для самого ребенка.

И учитывая огромнейшее влияние художественной литературы на чувства детей, на культуру общения, поставила перед собой задачи: развивать у детей глубокий, постоянный интерес к художественному слову; воспитывать гуманные качества – заботливость, чуткость, внимание к людям, доброту и справедливость; достичь, чтобы этические представления детей, приобретенные под влиянием художественного слова, нашли свое отражение в жизни, в общении с людьми.

Добиться этого можно лишь при условии, что художественное слово в режиме дня будет звучать с утра до вечера.

Последние три года я заново перечитала много методической литературы, отслеживала новинки практического опыта мастеров педагогического воспитания, статьи из журналов «Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду», «Обруч». Пришлось буквально по крупицам собирать рекомендации, советы, предложения. На мой взгляд, вопросам воспитания культуры общения через художественные произведения в нашей методической литературе отводится довольно скромное место.

Работу по формированию культуры общения строили на диагностической основе. Определила критерии положительных и критерии отрицательных оценок, наблюдала за детьми, беседовала с ними, анализировала продукты детской деятельности. По разработанным критериям провела диагностику. Дети конфликтовали из-за игрушек, из-за места.

Для совершенствования культуры общения постаралась создать благоприятную речевую и предметно-развивающую среду.

В младшей группе большое внимание уделяла устному народному творчеству. Потешки, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки использовала не только в организованной образовательной деятельности. Но и в повседневной жизни; учила детей припевать, укачивая кукол, колыбельные песенки, к месту рассказывать потешки.

A что за прелесть русские народные сказки! Четкость образов, занимательность сюжетов, эмоциональность рассказа, точность и выразительность языка делало воздействие сказок сильным, но многое зависело от того, как я ее прочитаю, несколько мое проникновение в текст окажется глубоким, и я смогу правильно передать и моральную направленность, и остроту ситуаций, и образы персонажей, и свое отношение

к описываемым событиям. Дети чутко реагировали на интонации, мимику, жесты.

Больше всего мне удавалось взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая так, словно сама была участницей событий или наблюдала их. Дети слушали сказку, боясь пропустить хоть одно слово.

Рассказывала сказку неоднократно, постепенно привлекая к рассказыванию детей. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными, напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое опускают. Во время повторных прослушиваний первые впечатления углублялись, сила эмоциональных переживаний нарастала, так как дети все больше вникали в закономерность развития событий, яснее для них становились образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки.

Для того, чтобы дети внимательно слушали, я их подготавливала: заинтересовала видом игрушек, с которыми дальше покажу сказку, привлекала присказкой, которая настраивала детей на слушание сказки, на ее

неторопливое, ритмичное звучание.

A заканчивала сказку широко известными концовками или подходящими к содержанию пословицами: «Сам погибай, а товарища выручай». Концовка как бы завершила рассказ о необычайных событиях и закрепила впечатления. Чтобы дети лучше поняли образы героев сказок, задавала вопросы, например, подмечая человеческое «что делают в сказке так же, как люди, коза, семеро козлят? Как Маша, унося братца от Бабы Яги обращается с яблонькой, печкой и речкой? Почему она это делает?» Или «Вспомни, дерутся ли хорошие герои сказок? В каком случае это необходимо?»

Предлагала детям игры:

«Дополни название сказки»

«Угадай по отрывку сказку»

«Кто здесь был, что забыл»

Для развития мимики «Изобрази чувство» (обиды, гнева, испуга).

Имитации движение героев сказок: «У кого получится самый веселый заяц, самая хитренькая лиса, самый злой волк» и т.д.

Загадывала сказочные загадки: «Помогла нам яблонька, помогла нам печка, помогла хорошая голубая речка. Все нам помогали, все нас укрывали, к матушке и батюшке мы домой попали. Кто унес братишку? Назови книжку…».

Провела конкурсы: «Кто больше знает сказок», «Кто больше знает концовок», «Кто больше прочтет потешек» и т. д.

B младшей группе прививала детям навыки, которые связаны с выполнением режима дня, с самообслуживанием, гигиеническими требованиями. Маленькие дети не всегда были способны вникать в суть объяснений, а обычные требования иногда не доходили до них. В таких случаях я использовала знакомые потешки, меткие сравнения из любимых художественных произведений. Волшебное воздействие оказывали на детей юмористические стихи Ладонщикова из книги «Про знакомые дела». Кому хочется слышать намек на неопрятность, невежливость?

Я под краном руки мыла,

А лицо помыть забыла.

Увидал меня Трезор,

Зарычал «Какой позор!»

Обращалась к помощи таких произведений, как «Мойдодыр», «Федорино горе» К. И. Чуковского; «Девочка чумазая», «Девочка - ревушка» А. Барто; «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского.

Хорошо воздействовали на детей к месту сказанные шутки, прибаутки, загадки. Дети легко запоминали и часто сами употребляли пословицы «Поделитесь, да не подеритесь», «Делу время - потехе час». В книжном уголке помещала знакомые художественные произведения и каждый ребенок мог подойти, посмотреть полюбившуюся книгу, поговорить о ней со сверстником. Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек, кукольного театра разыгрывала сценки их художественных произведений.

А затем уже и дети с моей помощью показывали знакомые короткие сказки «Репка», «Теремок».

Вся эта работа обогатила личностный опыт детей, дала возможность познать и пережить более широкий спектр человеческих отношений, и стать чуть добрей к своим товарищам.

В средней группе очень действенным явилось преподнесение правил поведения персонажами кукольного театра. Такой прием формирует оценочные отношения детей не только к поступкам других, но и к своим собственным. Например, к детям обращается Петрушка: «Сейчас я расскажу, как поступают некоторые дети, а вы будете оценивать их действия: если понравится - хлопайте, если не понравится - сидите молча». Затем Петрушка выясняет, почему дети так реагировали, какими правилами они руководствовались. Чтобы достичь единства представлений о том, как надо себя вести, с конкретным поведением ребенка, использовала игры-инсценировки типа «Вини Пух пошел в гости к Кролику», «Мы в гостях у дяди Степы". Особое внимание в своей работе я уделяла тому, чтобы представления детей о нормах поведения становились осознанными. Важно ведь не только оценивать поведение с точки зрения нарушения того или иного правила, но и

обосновать оценку, разъяснять результаты поведения. Осознание морально- этических норм способствует решению детьми проблемных ситуаций, оканчивающихся вопросами: «Кто поступил правильно?», «Как поступил бы

ты?».

В конце учебного года в средней группе проведенная диагностика показала интерес к художественному слову повысился, дети иногда к месту сами стали применять стихи, пословицы, дразнилки, сравнения с героями, начали радоваться успеху товарищей, утешать огорченного, обиженного. У детей пополнился словарь речевого этикета.

В старшей группе продолжила начатую работу. Продиагностировав детей, написала тематический план, выделила для себя основные приемы и методы, используемые для ознакомления с художественной литературой, для

их закрепления. Приготовила памятку «Пойми меня», картотеку художественных произведений.

Обеспечивая психологический комфорт детям, создаю и эффективно использую предметно-развивающую и речевую среду: стену эмоций, панораму добрых дел, календарь наблюдения за птицами, оформила книжный уголок, пополнила театры - кукольный, конусный, на фланелеграфе. Подобрала игры, включающие знание художественных произведений и способствующие общению детей; разработала конспекты игр-занятий с использованием игровых и проблемных ситуаций, развлекательных игр- турниров типа «КВН», «Поле чудес» по интересующей меня теме. Сделала подборку стихов, загадок, пословиц, дразнилок, частушек для воспитания гуманных чувств, для осмеивания отрицательных поступков детей.

Провела анкетирование по данной теме среди родителей и детей. На вопросы искренне отвечали дети, а некоторые родители лукавили. Но я выяснила, что 20% родителей недостаточно уделяют внимания чтению ребенку и обсуждению прочитанного. В связи с этим выпустили вместе с детьми газеты «Росточек», «Подсолнушек» откуда родители узнали о значении художественного слова, о добрых поступках их детей. Провела тематическую выставку рисунков детей о добре и зле. В старшем дошкольном возрасте возникает необходимость систематизации тех представлений о нормах поведения, которыми ребенок уже овладел.

Чувствовать, сопереживать, общаться и любить - этому научиться очень сложно. Но я по мере моих сил и возможностей каждый день учу моих ребятишек этому, и сама учусь.

В нашей группе художественное слово продолжает звучать с утра до вечера, но теперь часто инициаторами чтения становятся дети.

Они или просят почитать заинтересовавшую их книгу, или сами читают (у нас 5 читающих детей); самостоятельно драматизируют сказки, играют в «Библиотеку», представляют себя в роли читающего перед детьми или куклами. Длительное чтение по 20 минут у нас дважды в день - утром и вечером, но в период между чтением больших произведений использую короткие сказки, стихи и т.д.

Весь педагогический процесс осуществляю на дифференцированном подходе; сотрудничая с детьми, стараюсь предоставлять им больше самостоятельности; права выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами. Рационально сочетаю разные виды деятельности (интеллектуальные, двигательные и эмоциональные нагрузки).

В утренние часы провожу с детьми дренажные этюды на развитие эмоций, воображения, чувств; дети упражняются в звукоподражании животным, птицам, играют в хороводные, дидактические игры, связанные с художественными произведениями, готовят простейшие декорации для показа кукольного театра (дымковские узоры, гжельская роспись, цветы, деревья), Предлагаю детям нарисовать любимую сказку, героя; составить рассказы "Мой сказочный герой", "Мой добрый друг", "На кого я хочу походить" и т. д.

После каждого прочтения книги - беседы, иногда игры-инсценировки, элементы сюжетно-ролевых игр, игры-путаницы, игры-драматизации, игры-воображения, игры-действия, составление и разгадывание кроссвордов, викторины.

Эффективным способом помочь ребенку расстаться с привычками, мешающими ему и другим детям, оказался юмор.

Часто использую юмористические стихи при возникновении конфликтных и проблемных ситуаций. Например, мальчики, не поделив игрушку, "выясняют" отношения. Я декламирую:

"Петушки распетушились

Но подраться не решились.

Если очень петушится

Можно перышек лишиться. "

(В. Берестов)

Для закрепления знаний о литературных персонажах использую наглядные приемы: перфокарты, фотографии, схемы, продукты детской деятельности, иллюстрации (какое настроение у Мойдодыра? Почему? и т.д.), карикатуры на «отрицательных» героев. Большую помощь в моей работе оказывает музыкальный руководитель - дети знают много песен о дружбе, вместе проводим праздники; показываем кукольные театры, музыкальные инсценировки.

У нас в группе есть ежедневная традиция - обсуждение прожитого дня. В конце дня проводится итог. Кто сегодня был самым вежливым, не обидел ли ты кого-нибудь? C кем было интересно? С поступками какого литературного героя можно сравнить. Почему? Достаем копилку комплиментов - зачитываем.

Во время таких бесед каждый ребенок узнает только хорошее о себе, а также о достоинствах других детей.

Конечно, воспитание культуры общения детей невозможно без привлечения родителей. В беседах с родителями выяснилось, что некоторые из них, определенным образом настраивают детей на те или иные способы взаимодействия и общения: - Дай сдачу! Обзови, скажи так же… Машинку никому не давай, а то сломают и т. д.

Передо мной встала сложная задача убедить родителей в необходимости изменить подходы к решению проблем общения детей.

Я проводила беседы, консультации, викторины, собрания, круглый стол, совместные праздники, дни открытых дверей, издала несколько газет по данной теме. Предложила родителям список художественной литературы для

домашнего чтения, вопросник, по которому они смогут побеседовать с детьми. И проблема стала решаться. Родители нашли время чтобы больше уделить внимания ребятам, чтение становилось вечерним ритуалом в кругу семьи.

Мамы оказали помощь - связали перчатки для театра живой руки, сшили косынки с лицами персонажей сказок, пополнили куклами кукольный театр. Вместе с мамами и бабушками провели "Вечер колыбельных песенок" c последующим совместным чаепитием, конкурсы "Мамина сказка", "У бабушки-загадушки", "Золотые руки - что это значит".

Подобранный мною материал и проводимая в системе работа дает положительные результаты.

Художественные произведения побуждают ребенка сравнивать свои поступки с поступками литературных персонажей, делать обобщения, выводы о последствиях поступков, выделять из жизненных ситуаций образцы поведения, обыгрывать их, следовать им. Результатом моей работы стала добрая атмосфера в группе, у детей повысился интерес к художественному слову, сформировалось желание быть похожими на положительных героев.

Ребятишки научились смеяться над тем, что действительно смешно, не

обижаться на юмористические стихи, дразнилки.

Они эмоциональны, здоровы, чувствуют себя в коллективе комфортно,

вечером при расставании немного грустят и обсуждают планы на завтра.

Тематический план по ознакомлению с художественными

произведениями

подготовительная группа


Месяц



Название темы

Форма организации

закрепления

произведения

Сентябрь

1

Носов "30 зерен" чтение

М. Волошин "Осень" заучивание

B. Даль "Старик-годовик" чтение

Р. н. с. "Заяц-хваста" рассказывание

Казакова "Кот Васька"

Беседа

Игра-действие

Вопросы

Игра-драматизация

Этюды


2

Алмазов "Горбушка" чтение

"Ласточка" заучивание

Фелизов "Хлебный голос" чтение

Р. н. с. "Крылатый, мохнатый, масляный"

Носов "Живая шляпа"

Иллюстр., вопросы

Иллюст., иг. действ.

Беседа

Инсценирование


Беседа


3

Новотворцева "Буква "ТЫ", чтение

Толстой "Осень" заучивание

Ушинский "Слепая лошадь", чтение

Р.н.с. "Царевна-лягушка"

Носов "Живая шляпа"

Вопросы

Игра-действие

Вопросы, беседа

Сюж. -рол. игра

Беседа


4

Чарушин "Медвежонок" чтение

Потешки "Ножки, ножки где вы были"

Толстой "Прожорливый башмак"

Р.н.с. "Крошечка-хаврошечка" чтение

Снегирев "Про пингвинов"

Иллюстр., вопросы

Рассказ ребенка из личного опыта

Беседа

Игра-драматизация

Иллюстр., вопросы


Месяц



Название темы

Форма организации

закрепления

произведения

Октябрь

1

"Случай с Евсейкой"


"Шли бараны по дороге" считалка

Заходер "Собачкины огорчения"

Ш. Перро "Мальчик-с-пальчик"

Житков "Белый домик"

Рассказ ребенка из личного опыта

Игра-действие

Игра-воображение

Инсценир. эпизодов

Беседа


2

Александрова "Кузька"

Некрасов "Перед дождем"

А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Ш. Перро "Кот в сапогах"

Житков "Как я ловил человечков"


Игра-путаница

Игра-воображение

Игра "Поле чудес"

Изготов. декораций

Беседа


3

Дмитриев "Малыш и Жучка"

Потешки "Дед хотел уху сварить"

Машковский "Обида"

А. П. Гайдар "Чук и Гек"

Толстой "Лев и собачка"

Вопросы

Взаимод. помочь

Взаимод. найти ошибки

Иллюстр., вопросы

Рассказ ребенка из личного опыта


4

Мамин-Сибиряк "Медведко"

И. Бунин "Первый снег"

Кушак "Олененок"

"Кукушка" ненецкая сказка

Толстой "Косточка"


Беседа

Игра-воображение

Иллюстр., вопросы

Инсценирование

Игра-драматизация





Месяц



Название темы

Форма организации

закрепления

произведения

Ноябрь

1

Драгунский "Друг детства"

Потешка "Как у бабушки козел"

A. С. Пушкин" У лукоморья дуб зеленый"

Р.н.с. «Сивка-бурка»

Толстой "Прыжок"

Рассказ ребенка из личного опыта

Игра-действие

Игра-воображение

Турнир находчивых

Беседа


2

Кружен "Братец Иванушка"

Городецкий "Первый снег"

Соколов-Микитов "Листопадничек"

"Финист - ясный сокол" р. н. с.

Маршак "Почта"

Иллюстр., вопросы

Игра-действие

Рассказ ребенка из личного опыта

Этюды

Сюж. -рол. игра



3

Пришвин "Курица на столбах"

Никитин "Встреча зимы"

Катаев "Цветик-семицветик"

Мамин-Сибиряк "Серая шейка"

Маршак "Пудель"

Беседа

Игра-воображение

Иллюстр., этюды

Беседа

Кроссв. о собаках


4

Зощенко "Великие путешественники"

Заходер "Серая звездочка"

"Айога" нанайская сказка

Бунин "Первый снег" заучивание

Воробьев "Обрывок провода"


Беседа

Иллюстр., вопросы

Инсценирование

Игра-действие

Беседа





Месяц



Название темы

Форма организации

закрепления

произведения

Декабрь

1

Драгунский "Вверх, вниз, наискосок"

"Тает месяц молодой" заучивание

Осеева "Почему"

Маршак "12 месяцев"

Ушинский "Ветер и солнце"


Беседа

Игра-воображение

Игра-путаница

Инсценирование

Игра-соревнование


2

Коваль "Сторожок"

Суриков "Зима" заучивание

Бианки "Сова"


Носов "Бобик в гостях у Барбоса"

Коваль "Выстрел"

Беседа

Иллюстр., вопросы

Рассказ воспитателя из личного опыта


Игра-драматизация

Беседа



3

М. Горький "Воробьишко"

Дрожжин "Улицей гуляет Дедушка Мороз", заучивание


Остер "Как лечить удава"

"Бабушка удава"

Остер "Великое закрытие"


Разбор проблемных ситуаций

Игра-воображение


Этюды

Игровые упр-ния

Этюды


4

Воронкова "Таня выбирает елку"

Чуковский "Елка" заучивание

A. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"

Р.н.с."Мороз, солнце, ветер" рассказ

Пермяк "Как Маша стала большой"


Беседа

Игра-воображение

Этюды

Перфокарты

Игра-драматизация




Месяц



Название темы

Форма организации

закрепления

произведения

Январь

1

Чтение рассказов Чарушина

С. Есенин "Пороша" заучивание

Носов "На горке"

Чтение небылиц.

Туркменская сказка "Голубая птица" рассказ

Турнир

Игра-воображение

Взаимодействие - найти ошибки

Игра-соревнование

Этюды



2

Барто "Верёвочка" чтение

Некрасов "Мороз - воевода"

Ушинский "Проказы старухи зимы"

Г. Х. Андерсен "Дюймовочка"

Б. Заходер "Все на свете друг другу нужны"


Игра-соревнование

Игра-действие

Беседа

Этюды

Беседа


3

Граубин "Как живет дерево зимой"

С. Есенин "Поет зима аукает"

А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Телешов "Крупеничка"

Маршак (по желанию)


Беседа

Игра-воображение

Путаница

Иллюстр., вопросы

Кроссворд


4

Толстой "Сказки"

Маршак "Январь"

Толстой "Сказки" чтение

Ушинский "Чужое яичко"

Прибаутки


Игра "Поле чудес"

Игра-воображение

Игра-драматизация

Беседа

Сценки





Месяц



Название темы

Форма организации

закрепления

произведения

Февраль

1

Алексеев "Первый ночной таран"

Заучивание пословиц о феврале

Носов (по желанию)

Бианки "Снегурушка-милушка"

С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое"

Беседа

Игра-соревнование

Турнир

Кроссворд

Беседа


2

Блайтон "Знаменитый утенок Тим"

"Праздничный день"

Александрова "Дозор"

Катаев "Цветик-семицветик"

Барто "На заставе"


Игра-драматизация

Игра-воображение

Беседа

Инсценирование

Перфокарты


3

Кассиль "Твои защитники"

Благинина "Шинель"

Митяев "Мешок овсянки"

Р.н.с."Мороз Иванович"

"Что могут солдаты", "Наша Родина"

Изготов. атрибутов

Беседа

Иллюстр., вопросы

Этюды

Беседа


4

Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник"

Поговорки, пословицы

"Сестрица Аленушка и братец Иванушка" сказка

Л. Толстой "Прыжок"

Р.н.с."Лиса и кувшин"


З. концовки

Турнир

Изготовление атрибутов

Разбор проблемных ситуаций

Игра-драматизация



Месяц



Название темы

Форма организации

закрепления

произведения

Март

1

Снегирев "Любопытный"

Благинина "Посидим в тишине"

Бианки "Синичкин календарь"

П. Бажов "Серебряное копытце"

Житков "На льдине"


Беседа

Игра-действие

Перфокарты

Этюды

Беседа


2

Маршак "Почта"


Благинина "Вот какая мама"


Маршак "Вот какой рассеяный"

Ш. Перо "Кот в сапогах"

"Синдбад - мореход"


Игровые упражнения

Рассказ из опыта ребенка


Игра-драматизация

Этюды

Разбор проблемных ситуаций


3

Горький "Воробьишко"

Алферова "Март"

Майков "Колыбельная"

Сказка "Аленький цветочек"

Чуковский "Тараканище"


Этюды

Игра-воображение

Игра-действие

Этюды

Игра-драматизация


4

Былина "Садко"

Тютчев "Весенние воды"

Андерсен "Гадкий утенок"

Д. Харрис "Братец Лис и братец Кролик"

"Ворон на дереве"

Беседа

Игра-воображение

Беседа

Этюды

Игра-действие




Месяц



Название темы

Форма организации

закрепления

произведения

Апрель

1

Брехт "Зимний разговор через форточку"

Киплинг "Откуда у кита такая глотка"

"Апрель", "Зима не даром злилась" заучивание

Некрасов "Дед Мазай и зайцы"

О. Пройслер "Маленькая Баба-Яга"


Игра-драматизация Иллюстр., вопросы


Игра-воображение

Рассказ воспитателя из личного опыта

Этюды


2

Водопьянов "Космонавт"

Д. Чиарди "О том, у кого три глаза"

Леонов "Шаги над планетой", "Наша Родина"

Дж. Родари "Сказка у которой три конца"

Бианки "Лесная газета"


Беседа

Игра-воображение

Иллюстр., вопросы

Этюды

Перфокарты


3

Соколов-Микитов "Лесные картинки"

Р.Сеф "Вранье"

Скребицкий "Весна"

А. Милн "Винни-Пух и все, все, все"

Сказка "Золушка"

Путаница

Этюды

Игра-воображение

Сюж. -рол. игра

Инсценирование


4

Одоевский "Городок в табакерке"

Пословицы, поговорки о весне

Киплинг "Рики-тики-тави"

Барто "Вовка - добрая душа"

Бианки "Лесная газета"


Беседа

Турнир

Иллюстр., вопросы

Этюды

Беседа




Месяц



Название темы

Форма организации

закрепления

произведения

Май

1

Маршак "Пожар"

Тютчев "Люблю грозу в начале мая"

Пословицы, приметы о весне.

Кэрол "Алиса в стране чудес"

Аким "Неумейка"

Сюж. -рол. игра

Игра-воображение

Игра-соревнование

Этюды

Игра-действие


2

Пришвин "Золотой луг"

Есенин "Черёмуха"

Носов "Незнайка на луне"

Харрис "Братец лис и братец кролик"

Беседа

Игра-воображение

Этюды

Беседа


3

Ушинский "Рассказы"

"Весна подарила"

Зальтен "Бемби"

Андерсен "Пять из одного стручка"

Чуковский "Доктор Айболит"

Иллюстр., вопросы

Игра-воображение

Этюды

Беседа

Инсценирование



4

Янковская "Давайте искать весну"

Некрасов "Как молоком облитые"

Муур Л. "Крошка енот и тот, кто сидит в пруду"

Рассказы Толстого

Рассказы Пришвина о природе


Игра-действие

Игра-воображение

Разбор проблемных ситуаций

Игра "Поле чудес"

Перфокарты




Критерии положительных оценок влияния

художественного слова на культуру общения

  • У ребенка развит интерес к художественному слову.

  • Принимает участие в коллективных разговорах.

  • Умеет слушать рассказы сверстников.

  • Имеет навыки общения.

  • Хорошо знает правила поведения.

  • Критически оценивает свои поступки и товарищей.

  • Может сравнивать поступки литературных персонажей со своими поступками, делать моральный выбор.

  • Проявляет инициативу, умеет договариваться.


Критерии отрицательных оценок

  • У ребенка отсутствует интерес к художественному слову.

  • Нет желания знать и выполнять правила поведения.

  • Безразлично относится к своим поступкам и поступкам товарищей.














Словарь терминов


Нравственные ценности - ориентиры в поведении социальных групп, позволяющих оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их

представления о добре и зле с моральной стороны.


Нравственность - действенное стремление добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми в обществе идеальными этическими понятиями.


Общение – вне ситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослыми в период от 6 до 7 лет, которая имеет целью познание социального, а не предметного мира, познание себя и взаимоотношений между людьми.


Нравственное воспитание - одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе; воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств.

Ритуал - совокупность действий, совершаемых небольшой группой людей для поддержания организационной культуры коллектива.










Список литературы


Бурс Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети [Текст] // Москва, Просвещение, 1985г.


Владимирская П. А. Секреты воспитания детей и родителей [Текст] // Ростов-на-Дону, Феникс, 2005г.


Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] // Москва, Просвещение, 1989г.


Кузнецова Л. В. Формирование нравственного здоровья дошкольников [Текст] // Москва, Творческий центр, 2003г.


Кабачек О. Л. Диалоги о культуре [Текст] // Москва, Мозаика-синтез, 2005г.


Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника [Текст] // Москва, Просвещение, 1987г.


Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - Москва, Линка-Пресс, 2007г.


Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в ДОУ [Текст] // Москва, Синтез, 2006г.


Шалаева Г. П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей [Текст] // Москва: Филол. о-во Слово, эксмо, 2006г.

















ПРИЛОЖЕНИЕ






























Пойми меня (памятка воспитателю)


Нет плохих детей, есть неучтённые закономерности


Поведенческие проявления


Психологические мотивы

Нарочитость непослушания

Я хочу быть в центре внимания


Эгоистические проявления


Всё на свете начинается с меня


Проказы


Я жажду эмоциональных впечатлений


Упрямство


Я требую независимости


Капризы



Я устал от избытка наказов, заказов и обязанностей


Замкнутость

Не влезайте в моё одиночество, не бросайте меня одного


Агрессия


Я ищу способ самозащиты

Пассивность


Я не уверен, что я хорош, что у меня

получится


Аморальное поведение


Я копирую взрослых, применяю жизнь на себя


Ёрничанье


Я хочу быть в центре внимания


Неусидчивость

В мире так много интересного


Обидчивость

Сигнал о нелюбви ко мне


Беспорядочность

Я хочу успеть все и тороплюсь жить

Жалобы

Я измеряю меру справедливости

Лень

Я скучаю от не интересности

Невнимательность


Я приветствую лишь значимое и близкое

Скука

Я ожидаю новых эмоций

Суета, беготня


Я даю выход энергии

Чрезмерная усидчивость


Я могу подолгу заниматься любимым делом


Неустойчивость моральных

норм

Я пробую отношения на вкус






































Основные методы и приёмы, используемые на занятиях по

ознакомлению с художественными произведениями


Младшая и средняя группы


Старшая и подготовительная к

школе группы



1. Словесные приёмы


  • Вопросы

  • Беседа

  • Рассказ взрослого из личного опыта



  • Вопросы

  • Беседа

  • Рассказ ребёнка из личного

опыта

  • Рассказ взрослого

2. Взаимодействие с литературным персонажем


  • Подсказать, как себя вести

  • Поиграть вместе с ним

  • Помочь ему

  • Подражать ему


  • Помочь ему справиться с трудной ситуацией

  • Найти ошибки в его поведении


3. Художественное слово (все группы) загадки, пословицы,

присказки, концовки


4. Использование музыкального репертуара (все группы)


5. Игровые приёмы


  • Занятие - игра

  • Игровые упражнения

  • Дидактические игры

  • Элементы сюжетно - ролевых

игр

  • Игры - путаницы

  • Игры - драматизации






  • Игровые упражнения

  • Игры с правилами

  • Игры – соревнования

  • Турниры

  • Развлекательные игры типа

«Поле чудес»

  • Дидактические игры

  • Игры - действия

  • Игры - воображения

  • Игры - путаницы

  • Кроссворды

  • Игры - драматизации

6. Наглядные приёмы


  • Иллюстрации

  • Видеоматериалы (диафильмы, мультфильмы, видеозаписи)

  • Фотографии


  • Иллюстрации

  • Схемы

  • Видеоматериалы

  • Продукты детской деятельности

  • Фотографии

  • Перфокарты


7. Использование театра


  • Спектакли (кукольный,

настольный, на фланелеграфе

и т. д.)

  • Инсценировки в исполнении

отдельных детей

  • Этюды


  • Этюды

  • Сценки

  • Спектакли (кукольный, настольный, на фланелеграфе и т. д.)

  • Инсценирование всей группой




8. Практические действия детей


  • Самостоятельные действия с

атрибутами инсценировок по

художественным произведениям (веер, зеркальце, ложка, волшебная

палочка)

  • Изготовление рисунков, аппликаций по художественным

произведениям


  • Разбор проблемных ситуаций

из жизни героев произведений

и детей группы



  • Изготовление украшений

  • Самостоятельные действия с

атрибутами спектаклей

  • Творческая деятельность детей

(украшение, приготовление

декораций)

  • Разбор проблемных ситуаций

из жизни группы



9. Наблюдения (все группы) за действиями ребёнка



Общие правила нравственности


  • Радуйся успеху товарища.

  • Будь правдивым, имей мужество сказать о своём проступке.

  • Не перекладывай вину на других.

  • Говори всегда только правду.

  • Дорожи всегда доверием взрослых и товарищей.

  • Не хвастайся даже самым красивым поступком - хорошее дело само за себя говорит.

  • Дал слово - держи его, дал обещание - выполни.

  • Настоящий друг познаётся не только в радости, но и в беде - он всегда

поможет, утешит, удержит от дурного поступка.

  • Никого не обижай - ни словом, ни поступком; заботься о младших, помогай им, защищай тех, кто слабее тебя.

  • Живи и поступай так, чтобы окружающим - взрослым и детям - было с тобой приятно и радостно.

  • Пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите войти», др.

  • Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.

  • Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.

  • На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания; не ешь во время просмотра спектаклей, кинофильмов.

  • Слушайте старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо

собеседнику.

  • Умей выслушать товарища, не перебивая.

  • С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.

  • Уступай в транспорте место взрослым и малышам.

  • Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.

  • Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет.

  • Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.

  • Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться. Повязать

шарф.

  • Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.

  • Умей признать, что был неправ.

  • Старайся уступить товарищу в споре, игре, помочь договориться с ним…








































КОНСУЛЬТАЦИИ
































Жизнь в детском саду отличается от жизни в семье, прежде всего тем, что она протекает в коллективе сверстников. Дома ребёнок является в некоторой степени центром внимания, а в детском саду отношение к нему такое же, как и к другим детям.

Не этим ли объясняется те отрицательные явления, которые мы нередко наблюдаем в поведении детей? Бывает, что дети ссорятся, не умеют согласовывать свои действия, не делятся игрушками. Некоторые дети стремятся обогнать других: скорее занять место у раковины в умывальной комнате, раньше остальных сесть за стол, получить игрушки. Есть дети, которые не замечают затруднений своего товарища, его огорчений. Например, толкнув кого-нибудь из детей, ребёнок, не смущаясь и не останавливаясь, бежит дальше. Если на пол падает чья - то игрушка, шапка, кисточка, де дети могут равнодушно пройти мимо, не обратив на это внимания. В ответ на предложение воспитателя поднять вещь можно услышать: «Ведь это не моё, это не я уронил». Совершив даже незначительный поступок, они редко сознаются в своей вине. Так, конечно, поступают не все дети. Но эти недостатки заставляют нас задуматься над тем, как помочь ребёнку войти в круг товарищей, как воспитатель у него чуткое отношение к товарищам. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу - сложный процесс. Мы в своей группе стараемся развивать у детей способность к сопереживанию и переживанию вообще. Мы одобряем все положительные поступки детей по отношению друг к другу, организовываем игровые ситуации, где дети находят правильное решение своим поступкам.

Много читаем художественную литературу на нравственную тему, беседуем по этим произведениям, во время общения детей друг с другом ненавязчиво подсказываем, как лучше разрешить тот или иной конфликт.

И вас уважаемые родители, хотим призвать к тому, чтобы вы старались вовремя замечать, лелеять и развивать в своих детях ростки лучших чувств. Любовь к детям должна сочетаться с разумной требовательностью, с твёрдой настойчивостью в проведении воспитательной работы.

Воспитывая у детей отзывчивость, готовность помощь товарищу, своим близким, поощряйте даже самые незначительные стремления к проявлению этих чувств. Поспешите выразить ребёнку одобрение, если вы видите, что он добродетельно относится к сверстнику, сочувствует в беде и старается выручить («Ты молодец сынок, что одолжил свои варежки Антону»). И Искренне разделите радость малыша, которому удалось то, что раньше не получалось («Ты сегодня здорово постарался, так ровно разрезал полоски»). Поощряйте старание ребёнка, выражайте уверенность в том, что он справится с поручением, которое ему дают («Ты прекрасно сумеешь полить цветы»).

Взрослый должен выразить чувство справедливого негодования, если ребёнок позволил себе грубость, если он не желает делиться игрушками, дружно играть и трудиться. Вот так с раннего возраста мы вместе с вами, уважаемые родители, должны воспитывать у детей стремление к добру, радости, сочувствию к другим людям.





















ИСКУССТВО ПОХВАЛЫ!

Психологи говорят: "Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте!" И это правильно. Ведь грамотная похвала - лучшее лекарство для души и для тела. Важно лишь научиться произносить слова одобрения в нужный момент.

Часто ли мы задумываемся над тем, что такое похвала?

К сожалению, не очень. И напрасно. Психологи считают, что признавать собственные достижения полезно для здоровья. Даже шутка есть такая: " Сам себя не похвалишь, считай, день прошел зря". Дети нуждаются в похвале не меньше, а то и больше взрослых. Но проблема в том, что далеко не каждый ребенок будет петь себе дифирамбы - он ждет этого от мамы с папой. Потому, если вы хотите, чтобы чадо выросло умным и сильным, здоровым и успешным, не забывайте его поощрять! Правда, делать это нужно грамотно, ведь похвала как лекарство.

ШЕСТЬ ЗАПОВЕДЕЙ! ХОРОШИХ МАМ И ПАП

1. Похвала должна звучать искренне.

2. Хвалите исключительно по делу.

3. Не прибегайте к похвале-сравнению – это опасная практика.

4. Не перехвалите!

5. Не дохваливать детей тоже опасно.

6. Думайте, как построить фразу.

А вообще, не забывайте, что есть универсальная фраза, которую понимают все от года до ста лет: «Я тобой горжусь!» И если внутри вас все протестует как против молодежного сленга, так и против сюсюканья, почаще произносите хотя бы ее. Результат не заставит себя долго ждать.























КОНСПЕКТЫ





























Этическая беседа в старшей группе

«Будь всегда примером всем»

Пр. сод: Обогащать нравственные чувства через художественную литературу. Закреплять умение детей связно и выразительно рассказывать небольшие рассказы. Учить отвечать полно и точно, выражая свои мысли, пользуясь разными типами предложений. Воспитывать у детей положительные нравственные качества.

Ход занятия (используется папка - раскладушка с символическими рисунками, названиями страниц).

1 стр. Вступительная беседа воспитателя о культуре поведения.

2 стр. «Общение и вежливость»

-Дети, какие вежливые слова вы знаете?

Игра «Вежливые слова».

- Кто назовёт вежливое слово, тот бросает в чудесную коробочку, фишку.

- Вот видите, сколько много вежливых слов вы знаете.

-А знаете, когда их надо употреблять?

Дети придумывают ситуации, драматизируют.

3 стр. Картинки: дети играют, трудятся.

-Что можно о них сказать? (трудолюбивые, дружные, заботливые).

Дети придумывают небольшие рассказы по этим картинкам.

4 стр.

Игра: «Мои друзья»

Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают о своих ребятах.

1. Посмотри на эти лица, с кем ты хочешь подружиться? Почему?

2. Кто, придя в наш д/сад всем помочь бывает рад?

3. А ты хочешь показать, кто не хочет помогать?

4. Кто из тех, что перед вами часто ссорится с друзьями?

5. А кто из тех, что перед вами редко ссорится с друзьями?

6. Если ты чего не сможешь, кто из них тебе поможет?

7. С кем охотнее играть? Дома ты о ком скучаешь? Значит он хороший товарищ?

- Настоящий товарищ, друг - это тот, с кем можно играть, трудиться. Он всегда, если надо поможет, научит всему хорошему, заступится. О настоящем друге есть много пословиц.

-Какие пословицы и поговорки вы знаете?

  • «Друг познаётся в беде»

  • «Новых друзей наживай, а старых не забывай»

  • «Старый друг - лучше новых двух».

- Есть ещё одна новая пословица: «Для друга семь вёрст не околица» - это значит, что для друга далёкое расстояние не страшно. Он всё равно придёт проведать, а если беда - выручит из беды. Вот сколько много пословиц и поговорок есть о дружбе.

5 стр. Чтение отрывка из произведения А. Барто «Вовка - добрая душа».

«Засмеявшись сразу обе Оленьки

И Андрей не хмурит лобик.

И смеётся голенький.

Вовка пляшет на дорожке --

Ладушки, ладушки.

Вот какой у нас помощник -

Радуются бабушки

Говорят ему «спасибо»

Так плясать мы не смогли бы…»

Вопросы:

1. Почему произведение называется «Вовка - добрая душа»

2. Что значит быть добрым? (помочь в беде, оказать помощь, развлечь интересными делами, если грустит, если больно утешить).

3. Кто у нас в группе «добрая душа?»



Игра: "Если бы я был волшебником, что бы я сделал доброго?»

-Наши добрые дела собираем в букет.

-Посмотрите какой большой красивый букет у нас получился, т.к

добрые дела всегда красят человека и делают всё красивым.







































Праздник «Книжкины именины»

Возраст детей: 6 лет

Цель: Способствовать поддержанию традиции семейного чтения. Показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей. Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

Материалы: жетоны, игрушки (герои сказок), аудиозаписи песен из мультфильмов.

Ход праздника:

Зал украшен детскими рисунками на тему «Герои сказок».

Звучит аудиозапись песен из мультфильмов. Выходят мальчик и девочка. Девочка: Именины, именины!

Мальчик: У Володи? Шуры? Нины?

У девчонок и мальчишек?

Девочка: Нет! У наших детских книжек. У стихов, рассказов, сказок и у толстых повестей. Посмотрите, сколько сразу собралось у нас гостей!

Ведущий: Мы уверены, что все наши гости любят читать. Сегодня мы проведём, конкурсы, игры, викторины и узнаем, кто всех больше прочитал сказок, рассказов, стихов. Сейчас все желающие могут попробовать свои силы

на «Поле чудес».

Игра «Поле чудес» (3 тура)

Тема «Братья наши меньшие»

Играют по две пары (в каждой - ребёнок и взрослый). Пред началом тура

игроки показывают домашнее задание (драматизация отрывка из сказки, изображение сказочного персонажа, инсценировка стихотворения).

Затем начинается игра: дети и родители отгадывают клички животных -

персонажей сказок. (Правильные ответы отмечаются жетонами).

Первый перерыв в игре - шуточная реклама - викторина (для зрителей). Кто из «героев сказок мог дать такое объявление?» (При ответах уточняется название и авторство сказки).

Викторина


1. «Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку». (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» A. С. Пушкин).

2. «Несу золотые яйца. Дорого». (Курочка Ряба из одноименной русской народной сказки).

3. Нашедшему ключ из драгоценного металла, гарантирую вознаграждение (Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино»).

4. «Отмою всё!» (Мойдодыр из одноимённой сказки К. Чуковского).

5. «Отнесу пирожок вашей бабушке». (Красная шапочка из сказки Ш. Перро).

6. «Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света». (Доктор Айболит

из сказки К. Чуковского).

7. «Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами». (Русская народная сказка «Гуси - лебеди»).


Второй перерыв.

Задание: по прочитанному отрывку узнать героя книги, найти его среди игрушек и назвать произведение.

В конце каждой игры подводятся итоги (по количеству набранных жетонов). Победители награждаются, остальные пары получают поощрительные призы.

Игра «О, счастливчик!»

(Играющей паре предлагаются вопросы и по три варианта ответов).

1. Как звали кота из сказок про дядю Фёдора из Простоквашино?

A) Мурзик Б) Полоскин В) Матроскин

2. Кто автор книг про дядю Фёдора?

A) Корней Чуковский Б) Сергей Михалков В) Эдуард Успенский


3. Какую книгу купил папа Карло Буратино?

A) Букварь Б) Сказки B) Азбуку

4. На кого упала луна в сказке К. Чуковского «Тараканище»?

A) На ежа Б) На слона B) На бегемота

5. Назовите имя коротышки из Цветочного города, который хвалится, что он всё знает и всё умеет?

A) Иванушка - дурачок Б) Буратино В) Незнайка

6. Кто произносит такие слова: «Свет мой, зеркальце скажи да всю правду

доложи: Я ль на свете всех милее всех румяней и белее?»

  1. Алёнушка Б) Царица В) Мальвина.

7. На чём любит играть крокодил Гена?

A) На гармошке Б) На трубе B) На дудочке.

8. Кто знал такие волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению».

A) Иван - царевич Б) Иванушка - дурачок В) Емеля.

8. Лучшего друга Вини - Пуха зовут:

A) Хрюша Б) Пятачок В) Полтинник.














Игры, направленные на сплочение детей


«Давайте познакомимся»

Дети встают в круг, по очереди передают какой - либо предмет стоящему справа соседу и громко произносит его имя.


«Здравствуй - прощай»

Предварительная работа: Разучить варианты приветствий и прощаний.

Варианты приветствий: здравствуй, привет, приветствую вас, рад тебя видеть,

добрый день, доброе утро, добрый вечер, и т. д.

Варианты ответов на приветствия: прекрасно, всё в порядке, хорошо, ничего,

нормально, как всегда, неважно, так себе.

Варианты прощаний: до свидания, прощай, всего доброго, всего хорошего, счастливо, пока, до встречи, в добрый час, счастливого пути.

Игроки становятся в круг, в центре которого - водящий. Он бросает кому – то из детей мяч и говорит слова приветствия или прощания. Ребёнок, возвращая мяч, произносит ответные слова фразы.

Варианты игры. Воспитатель одному из игроков, предлагает выбрать роль какого - либо сказочного персонажа. Остальные участники игры должны

приветствовать и прощаться с ним в зависимости от особенностей выбранной

роли (Айболит, Петрушка, Карлесон, Мальчик с пальчик, Баба Яга и т. д.) Вопросы для беседы после игры:

- Какие слова чаще говорят при встрече?

- Какие слова чаще говорят при прощании?

- Одинаково ли надо приветствовать Карабаса Барабаса и Буратино?


«Перевирание сказки»

Известные сказочные герои наделяются противоположными чертами характера.

Воспитатель говорит: «Злая волшебница заколдовала Золушку и её сестёр. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а её сёстры - трудолюбивые, добрые девочки» (выбираются Золушка и её сёстры). Воспитатель рекомендует детям

продумать новый сюжет, затем разыграть его.


«Игры смешинки»

Придумываются и частично разыгрываются смешные истории. Например, воспитатель говорит: «Дети, сегодня к вам пришёл вместо воспитателя медведь, слушайтесь его!». Ребёнку, исполняющему эту роль, дают указания: «Ты предлагаешь детям делать всё наоборот: есть мячи вместо каши, вместо шапки надевать сковороду.

Ты не знаешь, как Дошкольник предпочитает не представить, а увидеть смешное действие, поэтому следует поощрять детей к показу, как они «едят мяч, ходят на четвереньках и т. д. т. д.


«Салат из сказок»

Из нескольких сказок составляется новая. Например, Царевна - лягушка

повстречала Мальчика-с-пальчик и просит помочь ей: придумать заклинание, чтобы победить злого волшебника.

Другой вариант: злой волшебник требует от братьев, желающих спасти

царевну, исполнения своих желаний и т. д.

При создании «салата» из сказок размывается, нарушается сюжет, но характеристики героев остаются прежними. В сказку можно вводить волшебные предметы: ковёр - самолёт, сапоги - скороходы, шапку невидимку.


Фигуры

Дети распределяются на две команды. Одна команда демонстрирует характерные позы какого - либо сказочного персонажа, вторая угадывает кто перед ними. Затем команды меняются ролями. В игре сначала используются сказочные образы, например, Карабаса Барабаса, Золушки, Снежной Королевы и т. д. Затем задача усложняется: ведущий просит изобразить человека плачущего (просящего, грустного, веселого). Фигуры «выставляются» в музее, а «посетители» отгадывают, какая фигура что обозначает. Если ответ правильный, фигура оживает.


«Разговор без «Походка»

Правило игры: показать, как ходит названный им сказочный персонаж

(Буратино, Снежная Королева, Красная Шапочка, Кощей Бессмертный, Незнайка, лисичка, медведь, волк).


«Немое кино»

Дети становятся в круг. Воспитатель: «Сейчас я превращусь в телевизор, но, к сожалению, у него нет звука. Я вам буду что - то показывать жестами и мимикой, а вы догадайтесь и ответьте мне так же (приветствует, прощается, хвалит, ругает, сердится, боится, просит замолчать, передать какой – либо предмет другому). Затем роль ведущего по очереди выполняют дети.

Вариант 1. Ребёнок - водящий. Он придумывает себе роль (или роль предлагается ему взрослым) и показывает, например, как сердится (ругается, здоровается) Карабас Барабас и т. д.

Вариант 2. Покажите одним жестом, что вы благодарите (пугаетесь, предупреждаете и т. д.).

Вопросы для беседы после игры:

- Можно ли говорить без слов?

- Можно ли понять друг друга без слов?

- Одинаково ли прощаются (здороваются, благодарят, сердятся) злая и добрая

феи (Баба Яга, Золушка и т. д.).

«Свет мой, зеркальце, скажи»

Дети распределяются на пары и становятся друг против друга. Воспитатель произносит предложение, которое они должны сопровождать определённой мимикой. Таким образом, ребёнок сам с помощью мимики изображает эмоциональное состояние и видит то же состояние на лице партнёра.

Варианты игры.

Воспитатель. Игра называется «Разговор без слов». Говорить нельзя, свои чувства можно выражать только мимикой. Перед вами «зеркало» - лицо вашего друга. К вам пришёл Карлсон. Обрадуйтесь: «Какая приятная встреча!». Карлсон вынужден уйти. Огорчитесь: «Как плохо, что мы расстаёмся». Вы обидели Карлсона! Попросите у него прощения.

Ваш друг внезапно исчез! Удивитесь: «Не может быть!". Вдруг вы услышали резкий звук. Испугайтесь! Теперь успокойтесь: «Всё будет хорошо!». Затем предлагается: «А теперь покажите: «рот до ушей», «брови у переносицы», «губы трубочкой».

Вопросы для беседы после игры:

- Когда вы радуетесь? (огорчаетесь, удивляетесь, пугаетесь).

- Когда вы делаете «рот до ушей»?

- Когда сдвигаете «Брови у переносицы»?


«Детектив»

Дети располагаются по кругу; в центре находится водящий («детектив»).

Каждый из участников выбирает роль какого - либо сказочного персонажа, «детектив» пытается отгадать выбранную роль, задавая наводящие вопросы:

Что любит герой? Чего он боится? Как он одет? Какие случаи с ним происходили? и т. д.


«Игра с воображаемым предметом»

Дети встают в круг. Водящий по очереди вызывает каждого и предлагает

выполнить какие - либо действия с воображаемыми предметами. Например,

говорит: «Представь, что у тебя в руках горячий колобок, остуди его» (веер,

зеркальце, расчёска).

Усложнение игры.

Действие выполняет сказочный персонаж (кот Базилио, лиса Алиса, Баба Яга,

Царевна - Несмеяна). Например: «Представь, что ты принцесса Златовласка. Покажи, как ты расчёсываешь свои волосы? А ты Баба Яга…»


«Лунный камень»

Воспитатель. Вы будете рассказывать стихи, потешки. пословицы о дружбе.

Правило игры: говорит только тот, у кого в руках «Лунный камень» (показывает). Нужно произнести одно (2,3) слово стихотворения и передать камень соседу (он продолжает).


«Снежная королева» (6 лет)

Цель: помочь ребёнку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры: прошу вспомнить сказку Г.-X. Андерсена «Снежная королева». Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, всё доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!

Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Предлагаю «примерить эти очки», представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.

Воспитатель первой «надевает очки» и дает образец описания двух - трёх детей.

После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.

Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.


«Угадай, кто это»

Цель: учить мысленно воспроизводить образы героев художественных произведений и описать их индивидуальные особенности.

Ход игры: выбирается один ребёнок - рассказчик. Остальные дети сидят на стульях, образующих круг. Рассказчик описывает кого-либо из героев сказок Чуковского: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.д. Дети угадывают, о ком идёт речь. Тот, кто догадался первым, выходит в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:

Станьте дети, станьте в круг

Станьте в круг, станьте в круг.

Я твой друг и ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

Ля - ля - ля, ля - ля - ля!

На слова «ля - ля - ля» все хлопают в ладоши, а двое детей внутри круга

танцуют. Угадавший становится рассказчиком.


38



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!