СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для учителей на тему "Зеркальное письмо букв"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткая консультация учителей о способе выявления предупреждения и исправления оптической дисграфии. Пишите комментарии-дополнение, делитесь опытом.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для учителей на тему "Зеркальное письмо букв"»

Т ема: «Зеркальное» письмо букв. Выявление, предупреждение, исправление».

«Зеркальное» письмо букв – это один из видов нарушений письма, когда ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, «не видит» разницы в начертании оптически сходных букв, что приводит к их заменам на письме или неправильному написанию.

В основе такого нарушения как «зеркальное письмо» лежит недостаточная сформированность: зрительно-пространственного восприятия и представлений; зрительного анализа и синтеза; оптико-пространственного анализа; моторных координаций; неточность представлений о форме и цвете, величине предмета. знаний о буквах (оптического образа буквы).

Если ребенок дошкольного возраста до начала обучения грамоте не научился сравнивать предметы по величине и форме, плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (выше-ниже, слева-справа, дальше-ближе и т. п.), то ему сложно будет усвоить и дифференцировать различия оптически сходных букв.

В русском языке 33 буквы, 23 из них вызывают затруднения из-за свойств зеркальности, а именно:

Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ъ, Ь - элементы прописываются справа; З, Л, У, Ч, Э, Я - элементы прописываются слева.

«Зеркальное письмо букв встречается у детей 6-7 лет и тех учащихся начальной школы, которые проходят обучение письму.

Выявление «зеркальности» зрительного восприятия

Ребенку предлагается таблица, на которой изображены правильно и зеркально написанные буквы.

Необходимо найти в каждой паре букв правильно написанную букву.

Затем предлагают ребенку придумать и рассказать, как можно переделать неправильную (зеркальную) букву в правильную.

С началом школьного обучения, дети с нарушением зрительного восприятия точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей и об общей несформированности пространственных представлений. Поэтому нужно думать только о правильном написании отдельных букв, но и необходимости решения проблемы в целом.

Как бороться с «зеркальным» написанием букв

Развитие у ребенка умения ориентироваться на собственном теле 1. Воспитание четкой дифференциации (различения) правой и левой руки. (Например: «Какая рука у тебя правая? А какая левая? В какой руке ты держишь карандаш, ложку?»)

Упражнение о безошибочном нахождении правой ноги, правого глаза, левого уха, левой щеки и т. д. (Например: «Попрыгай на левой ноге. Положи левую руку на правую щеку».)

Обучение ориентировки в пространстве с точки зрения учета правой и левой стороны. Ребенку необходимо объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Например: «Шкаф слева или справа от тебя? Твой друг Миша сидит слева или справа от тебя? Почему ты так думаешь?»)

Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу. (Например: «Положи тетрадь слева от книги. Сядь справа от Димы».

Знакомство с буквой

Старший дошкольный возраст связан с подготовкой к обучению письму. Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте это печатные буквы.

Анализ включает в себя умение ребенка определять, сколько элементов в букве и какие они. Например, в печатной букве А три элемента: палочки – две длинные и одна короткая. С помощью синтеза ребенок собирает целостный образ буквы из необходимых элементов.

Вначале детям нужно рассмотреть букву, постараться увидеть контурное очертание буквы в окружающих предметах (определить на что похожа буква). Ребенок определяет элементы в букве, определяет их количество, расположение. Затем можно попробовать показать букву на себе крупными движениями рук, ног, тела. Букву можно сконструировать из пальцев рук.

Буква лучше запомнится, если организовать разнообразную работу с ней.

Найти букву среди других в кассе букв.

Выложить букву из имеющихся элементов.

Вырезать букву. Выложить букву из мозаики, из палочек (если это возможно).

Показать букву из ниточек (веревочек, шнурков), сделать из проволоки.

Нарисовать букву в воздухе.

Стереть букву, написанную мелом, мокрым пальчиком.

Написать букву на песке, слепить букву из пластилина.

Обвести контур буквы.

Найти букву в печатных текстах.

Дописать недостающие элементы букв.

Вырезать букву и наклеить ее в тетрадь.

Игры и упражнения, направленные на предупреждение и исправление «зеркального письма».

1. Игра «Зайчик-путешественник»

П оложите перед ребенком лист с квадратной сеткой. В центре сетки находится «зайчик» - фишка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах поля. Начало отсчета – середина (центр) поля. Дается сигнал: вверх-влево-вниз. Ребенок передвигает свою фишку по листу бумаги, отмечая где, где остановился «зайчик».

Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений от 2-3 до 8-10. На последнем этапе ребенок определяет положение «зайчика» с закрытыми глазами и называет его место. В результате этой игры четко и прочно усваиваются понятия верх-низ, вправо-влево, а также дети запоминают названия квадратов.


– центральный квадрат

– правый центральный квадрат

– левый центральный квадрат

– верхний центральный квадрат

нижний центральный квадрат

– правый верхний квадрат

– правый нижний квадрат

– левый верхний квадрат

– левый нижний квадрат

2. Графические диктанты для рисования орнаментов, фигур и букв.

Например, поставить точку на листе бумаги в клетку и от нее вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:

8 клеток вверх, 6 клеток вправо, 8 клеток вниз, 2 клетки влево, 6 клеток вверх, 2 клетки влево, 6 клеток вниз, 2 клетки влево.

Если нет ошибок, то получится буква «П», которую ребенок штрихует. Таким образом можно нарисовать любую букву.

Данное задание очень полезно для детей, так как оно требует концентрации внимания, четкости выполнения инструкции, сформированного зрительно-пространственного восприятия.

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены элементы и в каком количестве.

Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

Ощупывание объемных букв с закрытыми глазами (игра «Чудесный мешочек»).

Объемные буквы (пластмассовая азбука) складываются в красивый мешочек. Ребенку нужно с закрытыми глазами достать букву из мешочка, определить на ощупь какая это буква, назвать ее, придумать слово и положить на стол так, чтобы она отражала верное написание.

Определение букв, написанных на спине, руке, ладони, в воздухе.

Пальцем медленно проводить контур буквы на спине руке, ладони.

В воздухе выводить контур буквы с открытыми и с закрытыми глазами. Для более младших детей можно использовать это упражнение рисуя вместо букв знакомые им геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Нахождение недостающих элементов букв.

Игра «Проказница-резинка». Проказница-резинка стерла часть букв, необходимо их дописать.

Обведение буквы по трафарету, шаблону, выкладывание контура букв нитками, палочками, бусинками, пуговицами и т. д. 9. Демонстрация букв в разном положении Найти правильно написанную букву.

Буква М Буква Я

Предъявление букв разного шрифта: печатные, прописные, строчные, стилизованные.

Поиск букв, написанных на фоне другой, или «зашумленных» букв.

Реконструирование букв.

Например из буквы Р можно сделать букву В, дорисовав один элемент, а из буквы Н получится буква П, если передвинуть всего одну палочку.

Определение букв, которые можно выложить из трех, четырех или из двух палочек.

Из трех палочек – Н, П, И, А, С, К, Ж.

Из двух палочек – Т, Л, Х, Г.

Из четырех – Ш, М.

Письмо смешиваемых под диктовку букв.

Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: б, с, б, в, в, д, т, д…



Успехов вам!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!