Способы оказания внимания детям
Невербальные знаки внимания
Тактильный контакт.
Под этим подразумеваются разные действия, соответствующие разным возрастам. Для младенца важно быть у мамы на руках (или у взрослого, который ее замещает). Младшего школьника тоже можно брать на колени, обнимать, гладить. Исследователи утверждают, что любому человеку (в том числе и самим родителям) необходимы 8 объятий в день. Только для нормального самочувствия!
Контакт глаз. При разговоре с ребенком, или просто так, смотрите ему прямо в глаза.
«Пристальное внимание». Когда вы полностью заняты ребенком: не смотрите телевизор, и играете с ребенком, не выглядываете изредка из-за монитора компьютера или раскрытой книги, а целиком и полностью посвящены ребенку. Неважно, чем вы занимаетесь вместе - играете, разговариваете, главное - вы целиком заняты только ребенком.
Совместная деятельность. Не только ребенка с вами (т.е., его участие в хозяйственных делах), но и ваша с ребенком (т.е. ваше участие в деятельности по его инициативе – в игре, и т.п.). И чаще улыбайтесь ребенку! Просто так!
Вербальные знаки внимания
Здесь нужно заметить, что это не просто разговор, вербальные знаки внимания бывают разные.
Ваш разговор с ребенком (плюс контакт глаз и ваше эмоциональное сопереживание). Старайтесь разговаривать с ребенком не «сверху вниз», а «на одном уровне» – опуститесь на корточки, возьмите его руки в свои, загляните в глаза, улыбнитесь.
Ваш положительный отзыв о ребенке (о его присутствии, о его деятельности, и т.п.). Вместо «вечно ты тут мешаешься!» – «Как я рада, что ты пришел мне помочь!».
Ваше положительное мнение о его образе (внешности, и т.п.), иначе у него складывается впечатление, что «его не замечают».
Ваш косвенный положительный отзыв о ребенке. Лучшая похвала именно косвенная (вы рассказываете кому-то по телефону о своем ребенке, «уверенные», что ребенок вас не слышит). И то, что ребенок «случайно» услышит, повлияет на него гораздо сильнее.
Ваши рассказы о вашей «взрослой» жизни: где вы работаете, как зовут ближайших сотрудников, чем они вам приятны и интересны, что едите на обед, как сегодня собака дорогу перебежала перед машиной, и т.п. Может показаться на первый взгляд, что все это – ненужные мелочи, но не стоит умалять значение этих деталей! Из этих маленьких кирпичиков строится фундамент доверия к вам. Ведь если вы рассказываете о своей жизни то, что ребенку может быть интересно (ему и правда страшно любопытно!), то и он вам будет рассказывать о своих впечатлениях. Если вы не проводите изо дня в день эту кропотливую работу, тогда не стоит удивляться, что ребенок не рассказывает о своих сокровенных переживаниях. Невозможно о секретном рассказывать ни с того, ни с сего, быстренько, в качестве отчета о прошедшем дне. К разговору "по душам" нужна подготовка, и опыт рассказывания любых мелочей – и положительных, и отрицательных (при вашей правильной реакции, разумеется).
И, главное: хотя бы раз в день говорите ребенку, что он любим вами!
Разумеется, дети жаждут внимания постоянно, а не в специально отведенное время. И они хотят располагаться на верху вашей шкалы приоритетов.
Если вы пришли, даже очень усталые, стоит хотя бы несколько минут посвятить только детям – дать им выговориться, обеспечить невербальные контакты, а уже потом перейти к домашним хлопотам (конечно же, вместе с детьми!). Ни в коем случае не наоборот – вот сейчас, я доделаю этот последний десяток дел, и уж потом почитаю-поиграю-поговорю, вот еще домою, дочитаю газетку, просмотрю пару сайтов, после фильма...
Этот день никогда не повторится в жизни ребенка. И только от вас зависит – останется ли он в памяти, как день, проведенный вместе с вами, или только рядом с вами.
Фразы, которые нужно использовать в общении с ребенком
Молодец!
Замечательно!
Умник! Умница!
Ты меня удивил(а)!
Красивое оформление работы!
Восхитительно!
Прекрасно!
Здорово!
Я горжусь тобой!
Ты меня порадовал(а)!
Мне нравится, как ты работаешь!
Это действительно прогресс!
Спасибо!
Всё идёт прекрасно!
Хорошо, благодарю тебя!
Я рада, что пробовал(а) это сделать, хотя всё получилось не так, как ты ожидал(а).
Наконец у тебя всё получилось! Я очень рада за тебя!
Я сегодня самая счастливая учительница! Спасибо за … аккуратность, прилежание, красивую запись, точность выполнения заданий.
Я признательна тебе за…
Я благодарна тебе за…
У тебя всё получится.
Я верю в твой успех.
Твоё отношение к домашним задания изменилось. Ты - молодец!
Я уважаю в тебе настойчивость в достижении хорошего результата.
Фразы, которые нужно запретить себе произносить:
я тысячу раз говорил тебе, что...
сколько раз надо повторять...
о чем ты только думаешь...
неужели тебе трудно запомнить, что...
ты становишься...
ты такой же, как...
отстань, некогда мне...
почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты — нет...