Консультация для родителей:
«Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования»
Подготовила: Васильева Светлана Владимировна
«Рука – это инструмент всех инструментов»
Аристотель
«…он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте
ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он
учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость,
тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах
окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то,
что видит с ощущениями, которые получает от своих
рук…»
Жан- Жак Руссо
В период дошкольного детства и в семье, и в детском саду важно подготовить руку к письму, а не научить ребёнка писать.
Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью.
Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:
-развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация)
- развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,
-развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
- развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке)
Что же может помочь подготовить руку ребенка к письму и одновременно решить вопросы эстетического, нравственного воспитания, развития мыслительной деятельности ребенка?
Наиболее эффективно это делает декоративное рисование . Технические приемы рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки – ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует
и развитию чувства ритма у ребенка. Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.
1.Рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок представляет
собой тот же рассказ, но не только словами. А изобразительными средствами.
2.Возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет детям большою радость
очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и
находить им применение.
3. Детский рисунок также может послужить психологическим тестом, который отражает многие
черты характера ребенка.
4. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается
разнообразие и богатство культуры народа, усваивается многогранность традиций и обычаев,
передаваемых от поколения к поколению.
5. Во время ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас детей.
Дети называют предметы (чашка, ладья, матрешка, дымковская игрушка и т.д.); материал, из
которого они изготовлены, и элементы росписи (розаны, бутон, завитки, кудрины, гирлянды).
6. При рассмотрении узора хорошо проходит обучение по образному сравнению: на хохломских
чашках травка огнем горит, узор гжели похож на мрамор, дымковская игрушка – на сказку.
Описывая изделия мастеров, дети рассказывают о цвете, назначении, форме, истории
создания, что способствует развитию грамотной связной речи.
7. Еще одно преимущество декоративного рисования заключается в том, что многие его
элементы рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения.
В результате упражнений в рисовании узоров движения руки детей становятся более уверенными, плавными, целенаправленными.
Воспитателю необходимо научить ребенка не напрягать руку и пальцы при рисовании, дифференцировать силу нажима в работе с карандашами, красками, фломастерами, четко передавать конфигурацию элементов узора, отображать ритм, симметрию расположения украшения, аккуратно и тщательно использовать изобразительный материал.
В орнаментальной деятельности дети практически познают приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т. д.), учатся
правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно, посередине), знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота), овладевают умением
измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина и др.).
Поэтому, в процессе узорной деятельности происходит интенсивное развитие движений
руки ребенка, кисти, пальцев, глазомера, дети усваивают порядок начертания элементов,
фигур равномерными движениями.