СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Творческое становление личности педагога посредством активных форм обучения»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов «Творческое становление личности педагога посредством активных форм обучения»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Творческое становление личности педагога посредством активных форм обучения»»

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» в городе Димитровграде


АЛЕКСЕЕВА ОКСАНА РОМАНОВНА

воспитатель


Консультация для педагогов «Творческое становление личности педагога посредством активных форм обучения»



Описание работы:  Реализация новых идей образования потребовала не только разработки  новых программ, а также частичной переработки старых, но и, прежде всего, изменения самой формы образовательного процесса педагогов дошкольного учреждения. Появление за короткое время множества вариантов педагогических и образовательных технологий - прямое доказательство перспективности и важности работы по этому направлению.

Современная дидактика предъявляет к формам обучения педагогического коллектива, следующие требования:

- результативность (предоставление возможности каждому педагогу ставить и достигать собственные учебные цели);

- высокий уровень познавательной активности педагогов детского сада (стимулирование стремления педагога разобраться в сущности изучаемого материала, активно искать пути решения практических и познавательных задач);

- высокий организационно-методический уровень (комплексное и рациональное применение старшим воспитателем различных форм, методов и средств обучения с учетом их дидактических функций и возможностей);

- развитие познавательных способностей и творческих сил педагогов (овладение  рациональными способами мышления, а также приемами  творческой деятельности);

- развитие культуры педагогического  труда (обучение педагогического коллектива  рациональному планированию и организации собственной учебной деятельности, самоконтролю, отдельным педагогическим навыкам  и исследовательской деятельности);

- индивидуализация организации воспитательно-образовательного  (создание условий для соответствия требований к деятельности каждого учащегося его силам и возможностям).

Реальным и наиболее оптимальным, на наш  взгляд, путем реализации всей совокупности данных требований в методической работе является введение так называемых активных форм обучения педагогического коллектива (АФО). Именно активные формы обучения в том или ином своем сочетании и составляют, по сути дела, ядро практически всех стремительно развивающихся сегодня педагогических технологий и лишь они способствуют развитию творческой личности педагога.

В МДОУ «Детский сад №52 «Росинка» используются следующие базовые элементы активного обучения, способствующие развитию творчества педагога:

1)    решение проблемных задач:

a.     трансформация условий задачи.

b.     выявление внутреннего противоречия,

c.      субъективное погружение в переживание сути данного противоречия;

2)    дискуссия:

a.     выявление точек зрения по обсуждаемому вопросу,

b.     организация их понимания,

c.      разработка системы аргументации,

d.     культурная критика;

3)    исследование:

a.     постановка проблемы,

b.     выдвижение гипотезы (или гипотез),

c.      проведение эксперимента;

4)    моделирование:

a.     выделение существенного в объекте,      

b.     изготовление копии объекта с опущением вторичных свойств,

c.      получение знания на модели,                        

d.     перенос нового знания на объект;

5)    игра:

a.     внесение элементов соревновательности,

b.     задание правил и позиций,

c.      сюжетность и сюжетная линия,

d.     имитирующее поведение,

e.      ролевое взаимодействие;

6)    групповое сотрудничество:

a.     общее задание,

b.     коллективнораспределенная деятельность,

c.      обучение культуре коммуникации,

d.     строительство межличностных отношений;

7)    проектирование:

a.     целеобразование,

b.     целеполагание,

c.      целереализация;

8)    организация рефлексии:

a.     фиксация ощущений,

b.     анализ собственных действий,

c.      планирование и проектирование.

 Естественно, что все перечисленные здесь элементы активного обучения в чистом виде встречаются в методической работе  достаточно редко. И современный семинар, педсовет, чаще всего  в дошкольном учреждении,  представляет собой ту или иную комбинацию данных элементов (проблемная дискуссия, групповое проектирование, игра-исследование, решение пробной задачи с элементами групповой работы и т.д.).

Введение в методическую работу  активных форм обучения связано, на  наш взгляд, с предоставлением возможности педагогу прожить в рамках организации воспитательно-образовательного процесса и времени иные, не исполнительские формы социальной активности, а творческие,  чем в свою очередь способствовать выполнению нового социального заказа на образование.

Анализ и проектирование методической работы, для решения задачи развития  творчества производится не только с позиции управленца, но и с позиции педагога детского сада. Старший воспитатель же в этой ситуации приобретает  способность, внешнего видения своих действий, анализа и прогнозирования того, какое влияние каждое из его действий может оказать на внутренние переживания педагога и его первичный социальный опыт. Выстроенный на основе такого «позиционного» проектирования семинар, превращается из обычного с использованием активных форм обучения в пространство социального моделирования и экспериментирования. Если же такое моделирование становится открытым и осуществляется совместно с педагогами, то такой семинар становится в целом обучающей игрой, школой творчества.

По нашему мнению, лишь активные формы обучения  формирует творца. Это качественно иная личность педагога. Склонность к определённому виду деятельности перерастает в ней в устойчивый интерес и  увлечённость делом, появляется желание применить собственный талант и умения в трудовой деятельности.

Такому педагогу  скучны жёсткие алгоритмы, оглядка на формальные нормы, ему интересна деятельность по собственной программе, решение нестандартных творческих задач, самостоятельность в рабочих ситуациях. И поэтому,  особое внимание мы  уделяем  формированию у педагогов  умения реализовывать  ситуации выбора, на воспитание у них заинтересованности в приобретении собственного опыта. Отношения в педагогическом  коллективе строятся на основе объединения по интересам с целью развития личностных качеств. Планирование методической работы  опирается на пожелания и предложения педагогов. Умение творчески подходить к делу развивается  через поручение педагогам  самостоятельной организации отдельных мероприятий, проходящих в детском саду (родительские собрания, консультации и др).

Реализация процесса развития творческой личности педагога  требует,  на наш взгляд от старшего воспитателя  более высокого уровня педагогического мастерства. Характерными чертами этого уровня профессионализма  являются: овладение активными (развивающими)   методами обучения  на семинарах, педсоветах; разнообразными формами проведения методических мероприятий; способностью  осуществлять проблемную интерпретацию материала; умение реализовывать творческую деятельность педагогов ДОУ.

Понимание важности и необходимости развития творческого мышления педагогов как ключевого элемента образовательного результата, мотивирует управленца  на поиск эффективных педагогических средств, обеспечивающих результат, на использование новых педагогических технологий, анализ и оценку собственного опыта, что в конечном итоге определяет суть методической работы продуктивного типа — создание пространства для творчества педагога.

Целью методической работы, направленной на развитие творческой личности является «выращивание» педагога, способного к реализации продуктивного типа  воспитательно-образовательного процесса, и поддержание уровня его профессионализма. Основное назначение методической службы непосредственно связано с созданием условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей и состоит в следующем:

- обеспечении реализации программы развития дошкольного учреждения;

- удовлетворении образовательных потребностей педагогических работников;

- выявлении, оформлении и методическом сопровождении педагогического опыта. (1. стр.162.)

Педагоги, которые достигают «творческого» уровня, не нуждаются в жёстких указаниях по поводу педагогической деятельности, в контроле процесса достижения определённых целей и задач со стороны организатора. Как правило, такие педагоги самостоятельно (в силу своих внутренних мотивов) определяют содержание индивидуальной методической работы, так как в ходе самоанализа выявляют собственные педагогические затруднения и планируют деятельность по их разрешению.

Такой характер методической работы возможен при достижении творческого уровня активности педагогов, высокой степени самоуправления и включенности в процесс научно-методической работы, высокого уровня профессионализма и большой теоретической подготовки педагогов.

Активность и самостоятельность педагогов не уменьшает значения методической службы. Творческих педагогов, осваивающих и реализующих продуктивный образовательный процесс, интересуют такие педагогические проблемы, которые требуют теоретического изучения, коллективного дискуссионного обсуждения, апробации педагогических средств, анализа результатов, обобщения передового опыта. И здесь особенно необходимы  и эффективны коллективные формы работы.

В МДОУ «Детский сад №52 «Росинка» во главу организации методической работы, направленной на развитие творчества педагога мы определяем диагностику педагогических затруднений и осуществление  планирования методической работы совместно с педагогами; так как  только тогда организатор может рассчитывать на высокий уровень активности и включённости педагогических работников в процесс методической работы.

Более того, педагоги самостоятельно или с подачи организатора объединяются во временные творческие группы для решения актуальных педагогических проблем, таким образом, образуя ещё одно звено в структуре методической службы (клуб по интересам).

Для освоения педагогического опыта, соответствующего творческому развитию, недостаточно простого посещения занятий педагогов — носителей опыта. Необходимо теоретическое изучение принципов обучения лежащих в основе педагогического опыта, посещение серии занятий  с последующим коллективным обсуждением и самоанализом. Недостаток педагогических знаний может быть восполнен на семинарах, «круглых столах», где приобретается опыт коллективной работы и взаимодействия педагогов.

Методическая работа, направленная на развитие творческой личности педагога  в МДОУ «Детский сад №52 «Росинка» организуется с учетом разнообразных форм взаимодействия педагогов по интересующим их педагогическим проблемам Процессы целеполагания и планирования, обязательные для методической работы, направленные на творчество, требуют коллективной работы руководителей и педагогов. «Каждый педагог, как участник педагогического ансамбля коллектива, должен уметь слышать своего партнера по сотворчеству. Только творчество единомышленников дает, при индивидуальности подходов, положительные результаты. Сотрудничество, диалог педагогов между собой выступают как непременное условие коллективного творчества». (2, стр.66.)

Организатору этого процесса важно найти «рычаги» стимулирования педагогов к творческой деятельности. Достижению этой цели способствует вовлечение педагогов в работу городских методических объединений; привлечение их в качестве экспертов при аттестации педагогических кадров; участие педагогов в подготовке городских семинаров, конференций; изучение и технологичное описание их педагогического опыта; аттестация  на первую, высшую квалификационную категории; привлечение педагогов  к процессу контроля результата педагогической деятельности (предупредительный контроль с привлечением узких специалистов, взаимопосещения).

Таким образом, осмысление профессионального эталона творческой личности каждым педагогом происходит через поиск своего пути в рамках организации методической работы  и осознание соответствия собственных возможностей предполагаемому уровню требований с последующей рефлексией и проектированием возможных вариантов достижения успешных результатов. Это ведёт к обязательной   индивидуализации профессионального эталона. Умение самоорганизоваться и способность к самостоятельному принятию решений перерастет в следующую фазу — появится собственный (авторский) почерк профессиональной деятельности. Такой педагог всегда имеет индивидуальный, неповторимый стиль, который зависит от его личностных качеств. И лишь творческий педагог, имеющий собственную оригинальную  педагогическую систему, обеспечит высокие образовательные результаты, сформирует и разовьет творческое мышление и индивидуальность воспитанников.

Литература:

1.     Долженко Ю.А.. Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования: Научно-методическое пособие для заместителей директоров школ.- Барнаул, 2003г.

2.     Канн-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. –М: Педагогика, 1990.

3.     Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М: Педагогика, 1987.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!