Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №9 города Димитровграда Ульяновской области»
учитель начальных классов
Бочкарева Ирина Валентиновна
Консультация для педагогов «Основные методы и приемы здоровьесберегающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями»
Охрана и укрепление здоровья детей — одна из важнейших задач специального (коррекционного) образования.
Работа по разделу «Здоровье» включает два основных направления:
- формирование у школьников представлений о значении здоровья в жизни человека, создание условий для охраны, укрепления и совершенствования их здоровья: соблюдение всех режимных процессов, выполнение закаливающих процедур, поддержание активного двигательного статуса детей, правильного звукового, голосового и дыхательного режимов, совершенствование предметно-развивающей и экологической сред, в том числе и выполнение санитарно-гигиенических норм;
- формирование у школьников потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни и владеть некоторыми средствами и приемами сохранения и укрепления своего здоровья.
Первое направление работы касается всего периода пребывания ребенка в образовательном учреждении, второе — особенно значимо для первого года обучения ребенка в школе, поскольку именно на протяжении первого года в программе выделяются специальные задачи для проведения с детьми «занятий здоровья».
В процессе выполнения режимных моментов необходимо проводить работу по укреплению детского организма через воспитание навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выработку укрепляющих здоровье потребностей и расширение возможностей их практической реализации.
Специализированные занятия проводятся с детьми школе , соответствии с расписанием занятий по основным направлениям работы (один раз в неделю). Во время этих занятий важно сформировать у детей представления о физических потребностях своего организма за счет воспитания все тех же навыков самообслуживания. Однако при проведении данных занятий и при организации жизни детей важно соблюдать педагогический режим, адекватный индивидуальным психосоматическим особенностям здоровья ребенка и его эмоциональному самочувствию.
На начальных этапах воспитательной работы, важно всесторонне изучить физическое и психическое состояние каждого ребенка. Учитель должен знать, какие заболевания перенес ребенок в раннем возрасте, какие медицинские противопоказания и ограничения у него имеются, какие текущие медицинские назначения у него есть. У родителей необходимо выяснить, какие особенности питания и сна имеются у ребенка, какие из двигательных нагрузок для ребенка доступны и достаточны.
Одним из новых и эффективных для проведения «занятий здоровья» приемов является ознакомление ребенка с собственным телом и его возможностями в соответствии с направлениями, указанными в программе. Взрослый помогает ребенку зафиксировать собственные ощущения, сконцентрироваться на них, опираясь на свои органы чувств, для того чтобы сформировать у него правильное отношение к значимости функционирующих анализаторов. Только доверяя своим ощущениям, ребенок начинает пользоваться и адекватно реагировать на ту информацию, которую он получает из внешнего мира посредством этих анализаторов. На основе накопленного чувственного опыта у ребенка формируется осознанное отношение к тем видам деятельности, которые осуществляются как на занятиях, так и в повседневной жизни.
При планировании коррекционно-воспитательного воздействия необходимо ориентироваться на следующие тематические блоки, которые представляют собой целостные направления работы, реализуемые как на специализированных занятиях, так и в процессе организации детской жизнедеятельности.
1. «Путь к себе».
2. «Мир моих чувств и ощущений».
3. «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья».
4. «Движение — основа жизни».
5. «Человек есть то, что он ест».
6. «Советы доктора Айболита».
7. «Здоровье — всему голова».
При работе с родителями также необходимо акцентировать их внимание на выполнении режима дня в соответствии с распорядком дня учреждения, соблюдении охранительного режима, рекомендованного педагогами.