СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Морфологический разбор имён прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Морфологический разбор имён прилагательных"»

Конспект урока по русскому языку.


Класс

4 «Б».

Название предмета

Русский язык

Тема урока

Морфологический разбор имени прилагательного.

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом.

Цель урока

Учить учащихся выполнять морфологический разбор имени прилагательного. Повторить признаки имени прилагательного.

Задачи

урока

Познавательные УУД

ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Коммуникативные УУД

слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

Регулятивные УУД

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Личностные УУД

способность к самооценке

Оборудование урока

Доска, компьютер, проектор, учебник по русскому языку.

Оформление доски

(эскиз отражает план размещения наглядных пособий, записей на доске)

Число и классная работа.

Ход урока

(этапы и виды деятельности учителя и учащихся, перечень заданий для учащихся, материалы по теме урока, рисунки, схемы, таблицы и др.)

I. Организационный момент

– Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II. Чистописание

– Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие. (Древний Китай)

– Кто из вас может объяснить смысл этой Древней Китайской мудрости? (Бессердечность – это жестокое (бездушное) отношение к кому-либо. Отсутствие любви к ближнему. Не проявляет сочувствия к окружающим – это и есть и преступление.)

– Приведите примеры из своего небольшого жизненного опыта и докажите, что вы не Бессердечны.

– Вспомните, какими грамматическими признаками обладает имя прилагательное? (Признаки имени прилагательного бывают: постоянные (качественное, относительное или притяжательное); непостоянные (род, число, падеж))

– Найдите в этом предложении имя прилагательное. (Тяжкое)

– Назовите это слово в начальной форме. (Тяжкий)

– Какие постоянные признаки есть у имён прилагательных? (Качественные, относительные и притяжательные прилагательные)

– Не постоянные признаки? (Род, число, падеж)

– Каким членом предложения является? (В предложении имя прилагательное может является определением или сказуемым. В кратких прилагательных, в отличие от полных, могут быть только сказуемыми.)

– Кто из вас догадался, какова будет тема нашего урока?

III. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня на уроке мы будем выполнять морфологический разбор имени прилагательного.

IV. Работа над новым материалом

– Работа по учебнику с. 44. Рассмотрите таблицу.

– Вспомните, чем похожи и чем различаются качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.

Сходство: качественные и относительные прилагательные отвечают на вопрос какой? какая?; качественные, относительные и притяжательные прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

Отличие: качественные прилагательные обозначают различные качества предмета, это может быть: величина, возраст, цвет, внешний вид и т.д., имеют полную и краткую форму, имеют степени сравнения; относительные прилагательные обозначают признаки, свойства, качества, которые выражают отношение к другому предмету; притяжательные прилагательные обозначают признаки предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному. Отвечают на вопросы чей? чья? чье? чьи?

– Приведите свои примеры каждой группы. (Качественные прилагательные: легкий, тяжелый, молодой, синий, большой, красивый, больше, умнее; относительные прилагательные: железный, бумажный, деревянный; притяжательные прилагательные: мамин, бабушкин, лисий, волчий)

– Выполним упражнение 1 на с. 44. Распределите сочетания слов на три группы: 1) с притяжательными прилагательными, 2) с качественными, 3) с относительными. (устно).

V. Физкультминутка

Ложка - это ложка, (Шагаем на месте.)

Ложкой суп едят. (Хлопаем в ладоши.)

Кошка - это кошка, (Шагаем на месте.)

У кошки семь котят. (Хлопаем в ладоши.)

Тряпка — это тряпка, (Шагаем на месте.)

Тряпкой вытру стол. (Прыжки на месте.)

Шапка — это шапка, (Шагаем на месте.)

Оделся и пошел. (Прыжки на месте.)

А я придумал слово, (Руки в стороны-на пояс.)

Смешное слово — плим.

(Присели.)

Я повторяю снова: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Плим, плим, плим!

(Присели.)

Вот прыгает и скачет (Прыжки на месте.)

Плим, плим, плим! (Шагаем на месте.)

И ничего не значит (Прыжки на месте.)

Плим, плим, плим! (Шагаем на месте.)

VI. Знакомство с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного

– Посмотрите на с.45 алгоритм разбора имени прилагательного.

  1. Назови часть речи.

  2. Запиши слово в начальной форме.

  3. Назови постоянный признак: качественное, относительное или притяжательное.

  4. Перечисли непостоянные признаки: число, род, падеж.

  5. Укажи, каким членом предложения является.

VII. Закрепление изученного

– Выполняем на с. 46 упр. 3. Прочитай текст. Найди и выпиши из текста слово, которому можно жать такую характеристику: имя прилаг., качественное, в полной форме, В. п., ед. ч., ж. р. найдите в тексте относительное прилагательное, сделай его морфологический разбор.

Качественное прилагательное: за дикую (землю).

Он завоевывает огромный край, крутые скалы, гранитные утёсы.

  1. Гранитные – имя прилагательное.

  2. Гранитный.

  3. Относительное.

  4. Мн. ч., м. р., В.п.

  5. В предложении является определением: утёсы (какие?) гранитные.

– Выполняем упр. 4 на с. 46. Выпиши из предложений имена прилагательные и выполни их морфологический разбор.

В лесу стоял осенний запах коры и сухих листьев.

  1. Осенний – имя прилагательное.

  2. Осенний.

  3. Относительное.

  4. Ед. ч., м. р., И. п.

  5. В предложении является определением: запах (какой?) осенний.

Весна, весна! Как воздух чист!

  1. Чист – имя прилагательное.

  2. Чистый.

  3. Качественное.

  4. Ед. ч., м. р.

  5. В предложении является сказуемым: воздух (каков?) чист.

Как ясен небосклон!

  1. Ясен – имя прилагательное.

  2. Ясный.

  3. Качественное.

  4. Ед. ч., м. р.

  5. В предложении является сказуемым: небосклон (каков?) ясен.

VIII. Итог урока

– Что мы сегодня изучали на уроке?

– Что нового сегодня узнали?

Задание на дом

Рабочая тетрадь: с. 13 упр. 4,5.

Литература, используемая при подготовке к уроку

Русскаий язык: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Ч. 1 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др. – М.: Вентана-Граф, 2014. 160 с.: ил. – (Начальная школа 21 века).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!