I. Организационный момент – Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. II. Чистописание – Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие. (Древний Китай) – Кто из вас может объяснить смысл этой Древней Китайской мудрости? (Бессердечность – это жестокое (бездушное) отношение к кому-либо. Отсутствие любви к ближнему. Не проявляет сочувствия к окружающим – это и есть и преступление.) – Приведите примеры из своего небольшого жизненного опыта и докажите, что вы не Бессердечны. – Вспомните, какими грамматическими признаками обладает имя прилагательное? (Признаки имени прилагательного бывают: постоянные (качественное, относительное или притяжательное); непостоянные (род, число, падеж)) – Найдите в этом предложении имя прилагательное. (Тяжкое) – Назовите это слово в начальной форме. (Тяжкий) – Какие постоянные признаки есть у имён прилагательных? (Качественные, относительные и притяжательные прилагательные) – Не постоянные признаки? (Род, число, падеж) – Каким членом предложения является? (В предложении имя прилагательное может является определением или сказуемым. В кратких прилагательных, в отличие от полных, могут быть только сказуемыми.) – Кто из вас догадался, какова будет тема нашего урока? III. Сообщение темы и цели урока – Сегодня на уроке мы будем выполнять морфологический разбор имени прилагательного. IV. Работа над новым материалом – Работа по учебнику с. 44. Рассмотрите таблицу. – Вспомните, чем похожи и чем различаются качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. Сходство: качественные и относительные прилагательные отвечают на вопрос какой? какая?; качественные, относительные и притяжательные прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. Отличие: качественные прилагательные обозначают различные качества предмета, это может быть: величина, возраст, цвет, внешний вид и т.д., имеют полную и краткую форму, имеют степени сравнения; относительные прилагательные обозначают признаки, свойства, качества, которые выражают отношение к другому предмету; притяжательные прилагательные обозначают признаки предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному. Отвечают на вопросы чей? чья? чье? чьи? – Приведите свои примеры каждой группы. (Качественные прилагательные: легкий, тяжелый, молодой, синий, большой, красивый, больше, умнее; относительные прилагательные: железный, бумажный, деревянный; притяжательные прилагательные: мамин, бабушкин, лисий, волчий) – Выполним упражнение 1 на с. 44. Распределите сочетания слов на три группы: 1) с притяжательными прилагательными, 2) с качественными, 3) с относительными. (устно). V. Физкультминутка Ложка - это ложка, (Шагаем на месте.) Ложкой суп едят. (Хлопаем в ладоши.) Кошка - это кошка, (Шагаем на месте.) У кошки семь котят. (Хлопаем в ладоши.) Тряпка — это тряпка, (Шагаем на месте.) Тряпкой вытру стол. (Прыжки на месте.) Шапка — это шапка, (Шагаем на месте.) Оделся и пошел. (Прыжки на месте.) А я придумал слово, (Руки в стороны-на пояс.) Смешное слово — плим. (Присели.) Я повторяю снова: (Наклоны туловища влево-вправо.) Плим, плим, плим! (Присели.) Вот прыгает и скачет (Прыжки на месте.) Плим, плим, плим! (Шагаем на месте.) И ничего не значит (Прыжки на месте.) Плим, плим, плим! (Шагаем на месте.) VI. Знакомство с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного – Посмотрите на с.45 алгоритм разбора имени прилагательного. Назови часть речи. Запиши слово в начальной форме. Назови постоянный признак: качественное, относительное или притяжательное. Перечисли непостоянные признаки: число, род, падеж. Укажи, каким членом предложения является. VII. Закрепление изученного – Выполняем на с. 46 упр. 3. Прочитай текст. Найди и выпиши из текста слово, которому можно жать такую характеристику: имя прилаг., качественное, в полной форме, В. п., ед. ч., ж. р. найдите в тексте относительное прилагательное, сделай его морфологический разбор. Качественное прилагательное: за дикую (землю). Он завоевывает огромный край, крутые скалы, гранитные утёсы. Гранитные – имя прилагательное. Гранитный. Относительное. Мн. ч., м. р., В.п. В предложении является определением: утёсы (какие?) гранитные. – Выполняем упр. 4 на с. 46. Выпиши из предложений имена прилагательные и выполни их морфологический разбор. В лесу стоял осенний запах коры и сухих листьев. Осенний – имя прилагательное. Осенний. Относительное. Ед. ч., м. р., И. п. В предложении является определением: запах (какой?) осенний. Весна, весна! Как воздух чист! Чист – имя прилагательное. Чистый. Качественное. Ед. ч., м. р. В предложении является сказуемым: воздух (каков?) чист. Как ясен небосклон! Ясен – имя прилагательное. Ясный. Качественное. Ед. ч., м. р. В предложении является сказуемым: небосклон (каков?) ясен. VIII. Итог урока – Что мы сегодня изучали на уроке? – Что нового сегодня узнали? |