МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОЩИНСКАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Открытый урок по русскому языку
в 4- А классе
на тему:
«Дательный и творительный падежи.
Морфологический разбор имен прилагательных.»
Подготовила и провела
учитель начальных классов:
Шевчук О.В.
с. Рощино, 2023 г.
Название предмета: русский язык
Класс:4-А
Дата: 16.02.2023
Урок №67
Тема. Дательный и творительный падежи. Морфологический разбор имен прилагательных.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена прилагательные множественного числа в дательном и творительном падежах, правильно писать окончания имен прилагательных; называть грамматические признаки имён прилагательных (производить морфологический разбор); п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: карточки для работы
Ход урока
1) Организационный момент
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы? Тогда за работу!
Удачи желаю всем вам!
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся .
Коллективная проверка упр. 92 стр. 43.
Шестнадцатое февраля.
Классная работа.
Работа над ошибками.
Посмотрите, что случилось, —
Так рассыпались слова,
Что узнать теперь их сложно —
Что и кто? Откуда? Ах!
Может быть, удастся снова
Вам вернуть слова назад?
НО ДО ЧКА ПЕ БЕ ЛО ЛЕН ТО МО ЧКО
— Какие слова вы составили? (Дочка, белочка, молочко, пеночка, ленточка.)
— Что общего в этих словах? (Буквосочетание чк, которое пишется без мягкого знака.)
— Какие ещё буквосочетания пишутся без мягкого знака?
— Запишите слова под диктовку, подчеркните буквосочетания. (Один ученик работает на откидной доске.)
Мощные, точность, конечно, помощник, обманщик, банщик, болельщик, кончик
Какое слово лишнее? Почему? (Болельщик — пишется с мягким знаком.)
3) Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников .
1.Загадка.
- Отгадайте, пожалуйста, о какой части речи говорится?
С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
- А что вы знаете об имени прилагательном? (Отвечает на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?; изменяется по числам, родам, падежам; во множественном числе род не имеет)
- Мы продолжаем наше путешествие по стране имени прилагательного.
-Давайте сейчас проверим ваши знания об этой части речи .
Тест
1. Выбери правильный ответ:
Имя прилагательное – часть речи, которая:
а) обозначает предмет;
б) обозначает признак предмета;
в) обозначает действие или состояние предмета.
2. Указать имена прилагательные:
а) зимовать б) зимний в) зимовка
3. У прилагательного нет следующего признака:
а) времени;б) числа;в) рода.
4. Указать имена прилагательные с окончанием -ая:
а) син..__ (лента);
б) осенн__ (грязь);
в) лёгк..__ (задача).
5. Имена прилагательные во множественном числе не изменяются по:
а) падежам; б) родам;
Ответы теста
1.б) 2.б) 3.а) 4.в) 5.б)
Алгоритм определения падежа у имен прилагательных
1 шаг – найти существительное, которое согласуется с именем прилагательным;
2 шаг – определить падеж существительного;
3 шаг – по падежу имени существительного определить падеж прилагательного
По деревенским улицам (Д.п.),
с белыми облаками (Т.п.),
с блестящими глазами (Т.п.),
сочными яблоками (Т.п.),
по узким тропам (Д.п.),
к родным друзьям (Д.п.).
— Определите падеж у прилагательных.
— Назовите окончания имени прилагательного в этих падежах. Объясните свой выбор.
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться распознавать имена прилагательные множественного числа в дательном и творительном падежах, правильно писать окончания таких имён прилагательных.)
4) Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения .
Упр. 95 (с. 45).
(Устная работа по заданиям упражнения.)
Упр. 96 (с. 45).
— Прочитайте.
— Обсудите в парах, как можно озаглавить текст. («Ранняя весна», «Весенняя вода».)
— Назовите все орфограммы в словах, объясните их написание. (Запись текста под диктовку. Разбор предложения по членам.
Взаимопроверка, взаимооценка.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Прилательные в ед. числе-хлопают, во мн. числе –приседают.
5)Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.
Упр. 97 (с. 45).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу на доске.) по вариантам
Дифференцированная работа.
1 задание. Списать. Подчеркнуть прилагательные.
Наступила зима с трескучими морозами, с глубокими сугробами. Обрядила волшебница сосны и ели в тяжелые, снеговые шубы. До самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки.
2 задание. Дополни предложения подходящими по смыслу прилагательными.
Засыпаны снегом …. березки. Трещат от ... морозов … стволы. Их …. ветви похожи на …., …. кружева.
Слова для справок: сильных, гибкие, стройные, испуганных, тонкие, красивые, причудливые.
3 задание. Мини-сочинение на тему «Забота о птицах».
1 предложение – красногрудые снегири (И.п), снег (Т.п.)
2 предложение – деревья (П.п.)
3 предложение – зимний парк (П.п.), заботливые ребята (И.п.)
4 предложение – голодные птицы (Д.п.), корм (В.п.)
Морфологический разбор.
-Давайте вспомним алгоритм разбора имени прилагательного как части речи. Для этого мы разделимся на группы. И посмотрим, какая группа правильнее справится с этим заданием.
В зимнем лесу громко трещат сороки.(работа в группах, сравнение с эталоном)
- Какое прилагательное относится к существительному в лесу? (зимнем).
-Тогда какими будут ваши предположения о разборе имени прилагательного как части речи
1.Вопрос
2. нач.форма.
3. часть речи
4. род, число, падеж
5. Член предложения.
(обращается внимание уч-ся, что у прилагательного отсутствует одуш. или неодуш; склонение)
Разбор у доски прилагательного( в зимнем)(лесу)
Порядок разбора: В зимнем (лесу)- (в каком?), н.ф.- (какой?) зимний, прил; м.р;ед.ч; П.п; втор. член предложения
6) Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
— Оцените свою работу на уроке.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какие окончания имеют имена прилагательные множественного числа в дательном и творительном падежах?
Д/з 1 вариант – стр. 47 упр. 100; 2 в- стр. 46 упр. 98.