В кругу семьи
Цель: - сформировать у учащихся положительное отношение к семье как к одной из важнейших жизненных ценностей.
Задачи: - поиск нравственных ориентиров;
- развитие чувства ответственности за благополучие семьи;
- развитие коммуникативных навыков детей, умение работать в микрогруппе.
Оборудование: мультимедийный проектор; процессор; экран; мультимедийная презентация; передвижной мобильный класс; чистые листы бумаги, карандаши; народные костюмы.
Подготовка к клубному часу: развитие практических навыков работы на ПК; разучивание песни «Моя семья»
Ход клубного часа:
Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня на занятии у нас присутствуют гости, давайте их поприветствуем!
Просмотр презентации. Идет картинный ряд счастливой семейной жизни обучающихся класса, в конце которого высвечиваются афоризмы:
Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости...
Нет места милее родного дома.
Семья — один из шедевров природы.
Моя семья – моя крепость.
3. Введение в тему занятия.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на классном часе? Ответы детей – О семье.
Учитель: Дети, а что для вас значит семья?
Ответы детей.
Учитель: А за что вы любите свою семью? Какие высокие человеческие чувства должны царить в семье? На чем держится семья?
Ответы детей: Любовь, верность, забота, помощь, поддержка, равноправие, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших…
Инсценировка стихотворения «Как появилось слово СЕМЬЯ».
Открывается дверь, в класс входят Адам и Ева. Они читают стихотворение.
Как появилось слово семья?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
- Я.
Кто платье сошьет, постирает бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я, я, я.
Ева молвила:
- Я.
Сказала она знаменитых семь «я».
И так на земле появилась семья.
Адам: Дети очень похожи на цветы… Им обязательно нужно быть «чьими-то»: папиными, мамиными, дедушкиными, бабушкиными…
Ева: Среди сидящих здесь ребят нет «ничейных». Рядом с каждым детским сердечком бьются чьи-то взрослые родные сердца, сердца членов вашей семьи…
Адам: Издревле говорилось о том, что человек в своей жизни должен выстроить дом, вырастить сына и посадить дерево. Последнее задание вам уже по силам.
Ева: Мы с Адамом оставляем вам символ семьи. Вот это дерево. Ваша задача будет – познать, какая часть дерева, что символизирует. И что надо сделать, чтобы дерево зазеленело.
Вместе: Удачи вам, ребята!
Адам и Ева уходят.
Основная часть.
Учитель: Начинаем растить наше дерево! Ребята, без чего не сможет существовать наше деревце?
Ответы детей. – Без корней.
Учитель: Кто в семье символизирует корни? Ответы детей.
Учитель: Корни – это наши бабушки и дедушки – наши прародители, предки. Без них не было бы наших семей. Сегодня к нам в гости пришли наши дорогие бабушки. Встречайте их. (Звучит песня «Бабушка и дедушка».)
В класс заходят бабушки учеников, они берут лейки и начинают поливать дерево, приговаривая:
Бабушки: Расти крепким! Расти сильным! Расти здоровым! Расти красивым!
Учитель: Дорогие бабушки, вы самые старшие хранительницы семейных ценностей. На вашей любви, заботе, ласке строятся в семье теплые отношения. Ребята, а как умеют любить наши бабушки?
Ответы детей:
- они поют нам колыбельные;
-они рассказывают нам сказки;
- они играют с нами;
Учитель: Вот мы и предлагаем нашим бабушкам продемонстрировать свои способности здесь вместе со своими внуками. Итак «Бабушкины секреты воспитания».
А) «секреты бабушкиного воспитания»
1. Бабушка со своей группой ребят проводит игру «Бояре, а вы к нам пришли..»
2. Бабушка со своей группой ребят поет колыбельную.
3. Бабушка со своей группой ребят инсценирует сказку.
(Бабушки присаживаются в группы к ребятам.)
Учитель: Бабушки наши такие затейницы! Они приготовили для вас вопросы и хотят узнать – все ли вы знаете о своих родителях?
(На экране презентация с фотографиями родителей обучающихся).
Бабушки: Какого цвета глаза у мамы? Какого цвета волосы у папы?
Какая у мамы любимая передача? Какой у папы любимый спорта?
Какой у мамы любимый праздник? Что пьет по утрам папа: чай или кофе?
Ответы детей.
Б) Ассоциативный ряд.
Учитель: Дети, если корни – это дедушки и бабушки, то ствол – это…..(наши родители).
Ответы детей.- Родители – мама и папа.
Учитель: Ребята, закройте, пожалуйста, глаза, что вы представляете или вспоминаете, когда слышите слово «мама»?
Ответы детей.- Запах теплого молока, блинов…
Учитель: А теперь закройте, пожалуйста, глаза, и скажите, что вы представляете или вспоминаете, когда слышите слово «папа»?
Ответы детей.- Звук молотка, пилы,
Учитель: Ребята, а почему мамы и папы нет сегодня на нашем классном часе?
Ответы детей. Они на работе.
Учитель: А хотели бы вы услышать сейчас их голос? Итак, в режиме «онлайн» мы сейчас увидим и услышим наших родителей.
В) Видео- пожелания родителей своим детям.
Учитель: Какое ветвистое наше дерево! А ветви символизируют кого?
Ответы детей.- Это мы. Дети.
Учитель: Да, вы, вы - продолжатели рода, вы - гордость и честь своих родителей. Сейчас я предлагаю прослушать один рассказ-притчу Валентины Осеевой «Сыновья».
Г) Прослушивание рассказа В. Осеевой.
Учитель: Ребята, почему старик увидел только одного сына? Какими душевными качествам должны обладать настоящие сын, дочь?
Ответы детей. - Быть честным, готовым прийти на помощь…
Д) Работа в парах с ноутбуками.
Учитель: Перед вами ноутбуки, на экранах которых есть слова, прочитайте их. Какое отношение они имеют к теме классного часа?
Ответы детей.- Здесь названы положительные и отрицательные качества человека.
Учитель: Вам необходимо распределить эти качества в две группы. В положительные выберите те качества, которые могут быть только у настоящего сына или дочери.
(Дети работают в парах).
Подведение итога работы на общем экране.
Учитель: А сейчас попрошу вас из общего списка положительных и отрицательных качеств выписать на листочки те качества, которые присущи только вам как сыну или дочери. (Дети работают индивидуально, выписывают на разных листочках свои положительные и отрицательные качества).
Подведение итога работы.
Учитель: Ребята, а теперь возьмите лист с отрицательными качествами. Закройте глаза. Какие чувства у вас вызывают эти качества?
Ответы детей.- Они нам неприятны!
Учитель: Сомните лист, сильнее! А теперь выбросьте его в мусорную корзину.
Теперь возьмите лист с положительными качествами. Закройте глаза. Представьте, какими достойными потомками своего рода можно стать, если вы станете в себе развивать все эти замечательные качества.
Учитель: Ребята, чего не хватает на нашем дереве?
Ответы детей.- Листьев.
Учитель: Листья – это символ благополучия семьи. Что необходимо делать, чтобы листики были здоровыми, яркими? О дереве надо заботиться, поливать его, ухаживать за ним, удобрять почву… А как же в семье? Как быть?
Ответы детей. О семье надо тоже заботиться…надо любить, помогать, уважать, понимать друг друга.
Учитель: Ребята, пусть на нашем деревце зазеленеет здоровая, молодая листва. (Дети прикрепляют к дереву листочки). И теперь это дерево станет частью нашего мира, частью лесного массива под названием СЕМЬЯ.
6. Итог занятия. Рефлексия.
Учитель: Сравните, с каким настроением вы пришли на занятие, а с каким уходите? Чтобы вам хотелось сейчас сделать?
Ответы детей.- Обнять свою маму, бабушку, поиграть с сестренкой, помочь дедушке, бабушке и т. д.
Учитель: Здоровая семья тогда, когда в ней царят любовь, дружба, согласие, доверие, понимание, счастье! Вы будущее семьи, теперь от вас зависит, какие листики будут на вашем родословном дереве, какой климат будет в вашей семье. Берегите семью, берегите своих близких!
Учитель: Как вы думаете, почему я назвала наш классный час не «Семья», а «В кругу семьи»?
Ответы детей. Да, потому что, когда семья большая, крепкая и дружная, то все её члены могут образовать круг и защитить в нём вас от всех бед и несчастий, помочь и поддержать в трудную минуту, подать руку помощи.
Я предлагаю вам встать в круг и показать, какие мы дружные.
Звучит песня «Моя семья». Дети становятся в хоровод, берутся за руки и все поют.