СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Внутренняя политика Александра I"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 8 класса по Истории России на тему "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг."

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Внутренняя политика Александра I"»

План-конспект урока по истории в 8 классе

на тему «Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.»


Тема урока: «Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.»

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: охарактеризовать внутреннюю политику России в первые годы правления Александра I.

Задачи:

Образовательные:

- Выяснить причины дворцового переворота 11.03.1801г. Постараться найти ответ на вопрос: « Можно ли оправдать участие Александра I в убийстве своего отца?»;

- Познакомить учащихся с детством и воспитанием царя;

- Создать условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I;

- Обратить внимание на сподвижников императора, которые помогали ему в осуществлении всех начинаний.

Развивающие:

- Развивать универсальные учебные действия: овладение умениями получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, умение работать с источниками; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, проводить сравнение, делать выводы.

Воспитательные:

- Создать условия для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны.

- Способствовать формированию активной жизненной позиции;

- Развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.

Планируемые образовательные результаты.

Основные термины, понятия:

ЛИБЕРАЛИЗМ - идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в 17-18 вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод.

САМОДЕРЖАВНАЯ ВЛАСТЬ – неограниченная власть царя.

МАНИФЕСТ- торжественное письменное обращение верховной власти к народу.

РЕФОРМА - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.-; амнистия; министерство.

НЕГЛА́СНЫЙ КОМИТЕ́Т - неофициальный орган при императоре Александре I из его сподвижников (П. А. Строганов. А. А. Чарторыйский , В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцев), вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований.

МИНИСТЕРСТВА – ( от латинского ministro – служу, управляю) – форма организации высших органов государственного управления, основанная на принципе единоначалия

ВОЛЬНЫЕ ХЛЕБОПАШЦЫ - бывшие помещичьи крестьяне, освобожденные от крепостной зависимости на основании указа императора Александра I от 20 февраля 1803.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран. Портреты Екатерины II, Павла I, Александра I.

План урока:

I. Организационный момент;

II. Мотивационно-целевой этап;

III. Работа по теме урока:

1. Личность императора Александра I.

2. «Не­гласный комитет».

3. Первые преобразования.

IV. Рефлексия

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

(1 мин.)

Приветствие учащихся

Приветствие учителя, подготовка к началу урока

II. Мотивационно-целевой этап (10 мин.)

Для того, чтобы преступить к изучению нового материала следует воспроизвести знания, полученные в ходе прошлого урока.

Ученикам раздаются карточки с заданием на актуализацию знаний

В первый год 19 века на российский престол вступил новый император Александр1. Русский народ возлагал на царя огромные надежды.

На сегодняшнем уроке мы попробуем выяснить, удалось ли молодому императору оправдать надежды народа и воплотить в жизнь свои начинания.

Тема нашего урока: «Внутренняя политика Александра 1 в 1801-1806гг». (запись в тетрадях)

(запись в тетрадях)

1777-1825-годы жизни Александра I;

1801—1825 гг. — правление Александра I

Новый император вступил на престол в результате дворцового переворота с 11 на 12 марта 1801 года, итогом которого было убийство заговорщиками-дворянами его отца, императора Павла 1. Каким был новый правитель?






Выполняют задание






Записывают в тетрадь тему урока


Записывают в тетрадь основные даты

III. Работа по теме урока (25 мин.)

1. Личность императора Александра I

В ходе рассказа учителя ,учащиеся составьте психологический портрет Александра, отметьте сильные и слабые стороны. Результаты оформите в виде таблицы.

На момент вступления на престол Александру было 24 года. Император получил прекрасное образование. Его воспитателем был швейцарец Лагарп, который разделял умеренные республиканские взгляды. Поклонник идей Просвещения, Александр отрицательно относился к крепостному праву. Став императором, он избегал поспешных, непонятных обществу действий. Смерть отца Павла 1 сильно повлияла на сына. События 11 марта 1891 года показали, как шатко его положение, как он зависим от ближайшего окружения. Поэтому характер монарха сильно изменился. И до этого современники говорили о лицемерии, неискренности царя. Но вряд ли эти черты были врожденными. Скорее всего их сформировала ситуация, в которой наследник престола находился с детства. Ведь большую часть времени Александр, отнятый у родителей знаменитой бабкой, Екатериной Великой, проводил в Зимнем дворце. Здесь, в екатерининском окружении, он слышал насмешки над своим отцом. Бывая в Гатчине. В доме родителей, несчастный ребенок слышал, как ругали его бабку, мечтали о воцарении Павла Петровича.

Александр был любимцем Екатерины. Юный наследник получил европейское образование, от отца переняллюбовь к военному делу, но сам не обладал талантами полководца. По мнению известного историка В.О. Ключевского, будущего императора «учили, как чувствовать и держать себя, но не учили думать и действовать». Двойственность, подозрительность и непостоянство в мыслях и поступках стали чертами характера наследника и проявились впоследствии в его политических действиях. Александр 1 был красив, умен, молод, легко очаровывал людей. В то же время он отличался подозрительностью, приверженностью к самовластию. К судьбам даже  близких  ему людей монарх был равнодушен.

Проверка выполнения задания

Александр 1 говорил, что всем, что у него есть хорошего, он обязан Лагарпу.
Итак, воспитатель Александра Лагарп дал наследнику европейское образование и прививал ему либеральные идеи. Но что же такое либерализм – течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства. (запись в тетрадях).
Идеи либерализма были таковы:
1. Отрицательное отношение к крепостничеству.
2. Введение конституции.
3. Управление на основе законов.
4. Участие выборных учреждений в принятии законов.
5. Предоставление гражданских свобод.
Александр I вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой. Как вы это понимаете, и что под этими словами подразумевал молодой император? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать?

Задание: сформулируйте важнейшие проблемы России в виде кластера, анализируя документ на с. 9 и доп. Литературу.
Проверка выполнения задания.

- Исходя из проблем России, с какими целями вступил Александр I на престол?
Цели царствования Александра: - отмена крепостного права; - введение конституции; - ликвидация последствий правления Павла I; - развитие образования в стране
А.С. Пушкин об этом времени говорил так: “Дней Александровых прекрасное начало”.

Проблемный  вопрос: почему А.С.Пушкин дает такую характеристику  началу правления нового императора: «Дней Александровых прекрасное начало»?

Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировав попытки царя провести преобразования  в России.

2.Негласный комитет

В первые годы своего правления император опирается на круг друзей и единомышленников, разделявших его либеральные настроения.

Задание: прочитать текст учебника на с.7; ответить на вопросы:

1.Как назывался кружок близких друзей Александра I?

2. Кто входил в его состав?

3.Что объединяет названных членов Негласного комитета?

4. С какой целью был учреждён «Негласный комитет»?









































































3.Первые преобразования



Задание:

 Какие преобразования были осуществлены в первые годы правления Александра I?

 Работая в группах с материалами учебника и документами заполните таблицу «Преобразования Александра 1 в 1801-1806 гг»

Задание: Сравните планы Александра I по преобразованию России в начале царствования и итоги   внутриполитической деятельности в 1801-1806 гг.



































- Давайте вернемся к проблемному вопросу нашего урока. Как Вы считаете, прав был Александр Сергеевич Пушкин, когда назвал начало правления Александра I прекрасными днями? Почему он так считал?

Пушкин, несомненно, положительно относился к идеям либерализации общества, так же, как и весь русский народ возлагал на императора большие надежды, что и позволило ему дать такую лестную характеристику начала правления Александра I.


Слушают рассказ учителя. В ходе рассказа оформляют таблицу и ее заполняют
















































Записывают в тетрадь определение либерализм











Изучают документ, формулируют важные проблемы России.

Примерный ответ:

- растущая отсталость России,

- натуральное хозяйство,

- крепостное право, слишком похожее на рабство,

- полное бесправие населения страны.

Формулируют цели правления Александра I






















Читают текст учебника, отвечают на вопросы.

Примерные ответы учащихся:

1) Негласный комитет

2) В кружок вошли:

А.А.Чарторыйский – блестяще образованный польский магнат, прекрасный знаток политики и политических наук;

П.А. Строганов – в молодости участвовал в событиях Французской революции, горячий сторонник конституционной формы правления и отмены крепостного права;

Н.Н.Новосильцев способный чиновник. Уверенно ориентирующийся в придворных интригах;

В.П. Кочубей – способный чиновник, человек передовых взглядов.

3) Они все друзья, прирожденные политики,

4) Негласный комитет был создан с целью обсуждения преобразований и дальнейшего развития страны

Работа в группах, заполнение таблицы













Примерные ответы учащихся:

1. После воцарения Александр I провел целую серию реформ, способствующих либерализации общества - реформа высших органов власти - появление так называемого "Негласного комитета", реформа Сената, учреждение министерств (упраздненных его отцов - Павлом I), реформы в области образования и попытки решения крестьянского вопроса (закон 1803 года "о вольных хлебопашцах").

2.Союзником императора был Негласный комитет.

3.Наиболее яркие и либеральные реформы были проведены именно в первые годы правления Александра I.


Физкультминутка ( 1 мин.)

IV. Рефлексия(5 мин.)

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня
Пример: шевелить мозгами, хлопать ушами и т.д

Характеризуют свою работу с помощью фразеологизмов

V. Подведение итогов урока (1 мин.)

Выставление и комментирование оценок.


VI. Домашнее задание (2 мин.)

параграф №1, в. 1-3 с.9

Задание на выбор:

- просмотр фильма «Император Александр I» или «Русские цари – Александр I»;

- подготовить сообщение или презентацию о Кутузове М.И

Записывают домашнее задание

Список использованной литературы:

Платонов С.Ф. Учебник русской истории, М.,1994.

Пресняков А. Е. Российские самодержцы, М., « Книга», 1990.

Пятецкий Л.М. История РоссииXIX века для абитуриентов и старшеклассников, «Московский лицей», 1995.

You Tube ,фильмы: 1. Император Александр I. 2. Российская империя. Серия 7.Александр I , часть 1.

http://www.ote4estvo.ru/sobytiya-xviii-xix/1354-vnutrennyaya-politika-aleksandra-i.html

http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=119

https://studopedia.ru/4_167897_vnutrennyaya-politika-aleksandra-I.html









Приложение 1


Задание «Закончи предложение»

  1. В начале 19 века государство, в котором мы живем, называлось …(Российская империя)

  2. Население России исповедовало различные религии, поэтому Россия являлась государством …….. (многонациональным)

  3. Все население России делилось на группы, которые назывались ……(неподатные, податные)

  4. Площадь территории в начале 19 века составляла……….млн.кв.км, это больше или меньше нынешней площади нашей страны? (18 млн. кв. км)

  5. К привилегированным относились следующие сословия…….., к непривилегированным - ……….( дворянство, духовенство, купечество .... крестьяне,мещанство)

  6. Россия была многонациональным государством, но основу населения составляли ……….. (русские)

  7. Основная масса населения в России жила в …….. (деревнях)

  8. Основу экономики составляло ………. (с.х)

  9. По форме правления Россия была………(монархией)

  10. Промышленные предприятии России того периода назывались…….(мануфакиурами)

  11. Численность Российской империи в начале 19 века составляла…….., это больше или меньше нынешней численности населения Российской Федерации? (44 млн.чел)

  12. Самым бесправным сословием были….., т.к. в Российской империи существовало ……. (крепостные)

Приложение 2



Сильные стороны

Слабые стороны

Прекрасное образование

Лицемерие, неискренность

Отрицательно относился к крепостному праву

Двойственность, подозрительность, непостоянство

Избегал поспешных, непонятных обществу действий

Отличался подозрительностью

Европейское образование

Приверженность к самовластию

Любовь к военному делу


Красив, молод, умен



















1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Ликвидация последствий правления Павла I

Выполнено:

Вернул казаков, отправленных завоёвывать Индию.

В своём манифесте Александр I обещал управлять народом « по законам и по сердцу Екатерины Великой».

Вернул репрессированных Павлом I – проведена амнистия 12 тыс. чел.

Открыл границы и типографии

Разрешил ввозить товары и книги из Западной Европы.

Восстановил действие Жалованных грамот дворянству и городам.

Избавил солдат от ненавистных буклей

Запретил печатать объявления о продаже крестьян без земли

Усовершенствование государственного строя России

Выполнено:

1802 г. – Сенат - высший судебный орган.

Проведена реформа государственной власти:

1802-1811 гг. – созданы министерства, заменявшие коллегии. Установлено единоначалие.

Решение «крестьянского вопроса»

Выполнено:

1801 г – а) право недворян покупать землю, б) объявил о прекращении пожалования казённых крестьян в частные руки, в) запретил печатать объявления о продаже крестьян без земли

  1. 1803 г. – Указ о вольных хлебопашцах

1808, 1809 гг. Указы, ограничивающие произвол помещиков: запрет продавать крестьян на ярмарках, ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки и др.


Просвещение



Выполнено:



1802г-Учреждение Министерства народного образования.

Образование на территории России шести учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений: приходские и уездные училища, гимназии и университеты.

Создание привилегированных лицеев Демидовского в Ярославле(1805) и Царскосельского (1811)

Открытие университетов в Дерпте (1802), Вильно(1803), Казани и Харькове (1804), Главного педагогического института в Петербурге (1804), преобразованного в 1819г. в университет.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!