III. Работа по теме урока (25 мин.) | 1. Личность императора Александра I В ходе рассказа учителя ,учащиеся составьте психологический портрет Александра, отметьте сильные и слабые стороны. Результаты оформите в виде таблицы. На момент вступления на престол Александру было 24 года. Император получил прекрасное образование. Его воспитателем был швейцарец Лагарп, который разделял умеренные республиканские взгляды. Поклонник идей Просвещения, Александр отрицательно относился к крепостному праву. Став императором, он избегал поспешных, непонятных обществу действий. Смерть отца Павла 1 сильно повлияла на сына. События 11 марта 1891 года показали, как шатко его положение, как он зависим от ближайшего окружения. Поэтому характер монарха сильно изменился. И до этого современники говорили о лицемерии, неискренности царя. Но вряд ли эти черты были врожденными. Скорее всего их сформировала ситуация, в которой наследник престола находился с детства. Ведь большую часть времени Александр, отнятый у родителей знаменитой бабкой, Екатериной Великой, проводил в Зимнем дворце. Здесь, в екатерининском окружении, он слышал насмешки над своим отцом. Бывая в Гатчине. В доме родителей, несчастный ребенок слышал, как ругали его бабку, мечтали о воцарении Павла Петровича. Александр был любимцем Екатерины. Юный наследник получил европейское образование, от отца переняллюбовь к военному делу, но сам не обладал талантами полководца. По мнению известного историка В.О. Ключевского, будущего императора «учили, как чувствовать и держать себя, но не учили думать и действовать». Двойственность, подозрительность и непостоянство в мыслях и поступках стали чертами характера наследника и проявились впоследствии в его политических действиях. Александр 1 был красив, умен, молод, легко очаровывал людей. В то же время он отличался подозрительностью, приверженностью к самовластию. К судьбам даже близких ему людей монарх был равнодушен. Проверка выполнения задания Александр 1 говорил, что всем, что у него есть хорошего, он обязан Лагарпу. Итак, воспитатель Александра Лагарп дал наследнику европейское образование и прививал ему либеральные идеи. Но что же такое либерализм – течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства. (запись в тетрадях). Идеи либерализма были таковы: 1. Отрицательное отношение к крепостничеству. 2. Введение конституции. 3. Управление на основе законов. 4. Участие выборных учреждений в принятии законов. 5. Предоставление гражданских свобод. Александр I вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой. Как вы это понимаете, и что под этими словами подразумевал молодой император? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать? Задание: сформулируйте важнейшие проблемы России в виде кластера, анализируя документ на с. 9 и доп. Литературу. Проверка выполнения задания. - Исходя из проблем России, с какими целями вступил Александр I на престол? Цели царствования Александра: - отмена крепостного права; - введение конституции; - ликвидация последствий правления Павла I; - развитие образования в стране А.С. Пушкин об этом времени говорил так: “Дней Александровых прекрасное начало”. Проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин дает такую характеристику началу правления нового императора: «Дней Александровых прекрасное начало»? Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировав попытки царя провести преобразования в России. 2.Негласный комитет В первые годы своего правления император опирается на круг друзей и единомышленников, разделявших его либеральные настроения. Задание: прочитать текст учебника на с.7; ответить на вопросы: 1.Как назывался кружок близких друзей Александра I? 2. Кто входил в его состав? 3.Что объединяет названных членов Негласного комитета? 4. С какой целью был учреждён «Негласный комитет»?
3.Первые преобразования
Задание: Какие преобразования были осуществлены в первые годы правления Александра I? Работая в группах с материалами учебника и документами заполните таблицу «Преобразования Александра 1 в 1801-1806 гг» Задание: Сравните планы Александра I по преобразованию России в начале царствования и итоги внутриполитической деятельности в 1801-1806 гг.
- Давайте вернемся к проблемному вопросу нашего урока. Как Вы считаете, прав был Александр Сергеевич Пушкин, когда назвал начало правления Александра I прекрасными днями? Почему он так считал? Пушкин, несомненно, положительно относился к идеям либерализации общества, так же, как и весь русский народ возлагал на императора большие надежды, что и позволило ему дать такую лестную характеристику начала правления Александра I. | Слушают рассказ учителя. В ходе рассказа оформляют таблицу и ее заполняют Записывают в тетрадь определение либерализм Изучают документ, формулируют важные проблемы России. Примерный ответ: - растущая отсталость России, - натуральное хозяйство, - крепостное право, слишком похожее на рабство, - полное бесправие населения страны. Формулируют цели правления Александра I Читают текст учебника, отвечают на вопросы. Примерные ответы учащихся: 1) Негласный комитет 2) В кружок вошли: А.А.Чарторыйский – блестяще образованный польский магнат, прекрасный знаток политики и политических наук; П.А. Строганов – в молодости участвовал в событиях Французской революции, горячий сторонник конституционной формы правления и отмены крепостного права; Н.Н.Новосильцев способный чиновник. Уверенно ориентирующийся в придворных интригах; В.П. Кочубей – способный чиновник, человек передовых взглядов. 3) Они все друзья, прирожденные политики, 4) Негласный комитет был создан с целью обсуждения преобразований и дальнейшего развития страны Работа в группах, заполнение таблицы
Примерные ответы учащихся: 1. После воцарения Александр I провел целую серию реформ, способствующих либерализации общества - реформа высших органов власти - появление так называемого "Негласного комитета", реформа Сената, учреждение министерств (упраздненных его отцов - Павлом I), реформы в области образования и попытки решения крестьянского вопроса (закон 1803 года "о вольных хлебопашцах"). 2.Союзником императора был Негласный комитет. 3.Наиболее яркие и либеральные реформы были проведены именно в первые годы правления Александра I. |