1. Мотивирование к учебной деятельности Актуализируются требования к учащемуся со стороны учебной деятельности (“надо”) Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”) Устанавливаются тематические рамки (“могу”) | Недавно мне встретилась такая информации, которая заставила меня ужаснуться. «Согласно статистическим данным на 1 июня 2012 года из 7 млрд. человек, живущих на Земле примерно 33 млн. заражены ВИЧ. В России, по данным Роспотребнадзора, на 18.05.12. количество ВИЧ инфицированных 664976, в том числе 5935 детей. Из них уже умерли около 85307 чел. Больных СПИДом – 17333 (337 детей). Биологический объект, который вызывает это заболевание, изображен на рисунке № 1. У вас на столах лежит А вот так выглядит объект, который вызывает заболевание, сопутствующее СПИДу – гепатит С. На ваших столах Как вы думаете, как называются эти биологические объекты? (Учащиеся называют варианты) Рисунок 1 рисунок 2 Верно, это вирусы. И именно они – вирусы – будут темой нашего сегодняшнего урока.
Как вы считаете, эта тема актуальна? Имеет ли она отношение к каждому из вас? Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово “вирус”? (Ответы учащихся) Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа? Что надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке? (Ответы учащихся) Учитель: Сегодня нам предстоит познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности вирусов. В мире существует огромное разнообразие форм жизни, одной из которых являются вирусы. Что вы знаете о вирусах? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам выполнить задание на карточках. Задание. Оцените достоверность утверждений. Поставьте в предложенную вам таблицу знак «+», если считаете, что утверждение верно, знак «-», если неверно. Верные и неверные утверждения | До изучения материала (предположения) | После изучения материала (ответы) | Вирусы – это мельчайшие живые организмы. | | | Вирусы представляют собой наследственный материал в защитной белковой оболочке. | | | Наследственный материал вирусов всегда представлен ДНК. | | | Вирусы – это неклеточные формы жизни. | | | Заражая клетку, вирусы всегда ее убивают. | | | Роль вирусов в жизни живых организмов всегда отрицательна. | | | Вне клетки-хозяина вирус существует в форме вириона. | | | Бактериофаг – это название бактерии | | | Вирус СПИДа, попав в организм, постепенно убивает все его клетки. | | | Давайте обсудим результаты вашей работы, выясним, кто согласен с утверждением и почему, кто – нет и почему. У обучающихся возникают вопросы: а как на самом деле? На предыдущих уроках мы с вами познакомились с общими признаками живых организмов, со строением клеток растений, животных, бактерий, выявили черты их сходства и различия. Поэтому, думаю, на сегодняшнем уроке для вас не составит труда изучить строение вирусных частиц. | «яркое пятно» Демонстрация объектов на слайдах Прием «ассоциации» «Верные и неверные утверждения» ТРКМ |