СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Вирусы - неклеточные формы жизни", 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок деятельностной направленности "открытие" нового знания. На разных этапах урока используются  элементы инновационных технологий: проблемного обучения,   технологии развития критического мышления.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Вирусы - неклеточные формы жизни", 10 класс»

Тема урока:

«Вирусы – неклеточные формы жизни»



Деятельностная цель:

формирование способности учащихся делать логические выводы об особенностях организации вирусов на основе имеющихся знаний о строении растительной, животной и бактериальной клетки.


Образовательная цель:

раскрыть сущность понятия «неклеточная форма жизни» путем выявления особенностей строения вирусов, их жизнедеятельности.


Задачи:

1.Дидактические: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами проблемного обучения, критического мышления.

2.Образовательные: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися строения вирусов, процессов жизнедеятельности и их значения.

3.Развивающие: продолжить формировать умение работать с информационным текстом; развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения; умения делать выводы, обобщать, строить схемы, модели, работать в команде, развивать навыки коммуникативного общения.

4.Воспитательные: создать условия для увлеченного учения; воспитывать чувство гордости за совместный результат своей деятельности.



Тип урока:

урок «открытия» нового знания.


Методы обучения:

проблемный, частично-поисковый.


Приемы деятельности учителя:


организация работы с рисунками, текстом, театрализация, прием «яркое пятно», эвристическая беседа, прием ТРКМ «верные и неверные утверждения», постановка проблемного вопроса, прием диалогического общения, моделирование, рефлексия «все в твоих руках».


Формы организации учебной деятельности:

групповая, индивидуальная, фронтальная.


Средства обучения:

учебник, информационный текст, тестовые задания, «Информационный лист» на каждого ученика, ватман - 2шт, маркеры, пластиковые шарики, кнопки, картон, пластилин, проволока, ножницы, цветная бумага, оргтехника (ПК, проектор, интерактивная доска).



Этапы урока

Ход урока

Приемы

1. Мотивирование к учебной деятельности














Актуализируются требования к учащемуся со стороны учебной деятельности (“надо”)








Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”)




















































Устанавливаются тематические рамки (“могу”)

Недавно мне встретилась такая информации, которая заставила меня ужаснуться. «Согласно статистическим данным на 1 июня 2012 года из 7 млрд. человек, живущих на Земле примерно 33 млн. заражены ВИЧ.

В России, по данным Роспотребнадзора, на 18.05.12. количество ВИЧ инфицированных 664976, в том числе 5935 детей. Из них уже умерли около 85307 чел. Больных СПИДом – 17333 (337 детей).

Биологический объект, который вызывает это заболевание, изображен на рисунке № 1. У вас на столах лежит А вот так выглядит объект, который вызывает заболевание, сопутствующее СПИДу – гепатит С. На ваших столах

Как вы думаете, как называются эти биологические объекты? (Учащиеся называют варианты)


Рисунок 1 рисунок 2



Верно, это вирусы. И именно они – вирусы – будут темой нашего сегодняшнего урока.



Как вы считаете, эта тема актуальна?

Имеет ли она отношение к каждому из вас?

Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово “вирус”? (Ответы учащихся)


Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа?

Что надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке?

(Ответы учащихся)


Учитель: Сегодня нам предстоит познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности вирусов.


В мире существует огромное разнообразие форм жизни, одной из которых являются вирусы. Что вы знаете о вирусах?

Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам выполнить задание на карточках.

Задание. Оцените достоверность утверждений. Поставьте в предложенную вам таблицу знак «+», если считаете, что утверждение верно, знак «-», если неверно.



Верные и неверные утверждения

До изучения материала

(предположения)

После изучения материала

(ответы)

Вирусы – это мельчайшие живые организмы.



Вирусы представляют собой наследственный материал в защитной белковой оболочке.



Наследственный материал вирусов всегда представлен ДНК.



Вирусы – это неклеточные формы жизни.



Заражая клетку, вирусы всегда ее убивают.



Роль вирусов в жизни живых организмов всегда отрицательна.



Вне клетки-хозяина вирус существует в форме вириона.



Бактериофаг – это название бактерии



Вирус СПИДа, попав в организм, постепенно убивает все его клетки.





Давайте обсудим результаты вашей работы, выясним, кто согласен с утверждением и почему, кто – нет и почему.

У обучающихся возникают вопросы: а как на самом деле?


На предыдущих уроках мы с вами познакомились с общими признаками живых организмов, со строением клеток растений, животных, бактерий, выявили черты их сходства и различия. Поэтому, думаю, на сегодняшнем уроке для вас не составит труда изучить строение вирусных частиц.



«яркое пятно»










Демонстрация объектов на слайдах

Прием «ассоциации»























«Верные и неверные утверждения»

ТРКМ




2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии


- актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;



- актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;


- мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;



- фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.


  • Повторение признаков живых организмов

  • Обмен веществ

  • Размножение

  • Единство химического состава

  • Клеточное строение

  • Повторение знаний об основных частях клетки

  • Оболочка

  • Цитоплазма

  • Ядро (или нуклеоид у бактерий)



Попробуйте описать строение вируса на примере бактериофага






Удалось ли выделить основные части клетки?



Имеет ли вирус клеточное строение?




Беседа




















Работа в группах

(обсуждение)



3. Выявление места и причины затруднения






Столкновение с проблемой



Вербализация (проговаривание проблемы)


Можем ли мы отнести вирус к живым организмам? Почему?


Почему мы говорим, что вирусы – это форма жизни?


Вирусные частицы не имеют клеточного строения. Могут ли они считаться одной из форм жизни?



Ученые до сих пор спорят, куда отнести вирусы – к живой или неживой природе?



Вирус – это существо или вещество?







Элементы проблемного обучения (осознание проблемы, формулирование ее)


4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).



Тема: вирусы – неклеточная форма жизни


Цель: выяснить особенности организации вирусов



Задачи: (ставят ученики)

1.Указать особенности организации вирусов

2.Сравнить строение вируса с клетками других организмов

3.Найти черты биологической и химической природы вируса

4.Дать определение, что такое вирус



Способ: работа в группах


1 и 3 группы – сторонники биологической природы вирусов

2 и 4 группы – сторонники химической природы вирусов


  • План и средства достижения цели:

  1. Изучить материал о строении и жизнедеятельности вирусов (таблица, текст учебника, дополнительная литература)

  2. Сравнить строение вирусов со строением клеток других организмов, выявить черты сходства и различия

  3. Сторонники биологической природы вируса изучают состояние вируса в живом организме

  4. Сторонники химической природы вирусов изучают состояние вируса вне живого организма

  5. Привести аргументы в пользу своей точки зрения


Ответить на поставленные вопросы:

- Могут ли вирусы считаться одной из форм жизни?

- Вирус – это существо или вещество?



Целеполагание














Работа в группах


























5. Реализация построенного проекта


- Работа в группах или парах, поиск аргументов, выделение наиболее значимых доводов



-Обсуждение приведенных аргументов











- Вывод по результатам обсуждения


Сторонники биологической природы вирусов

(примерные ответы)

Вирусы способны размножаться.

Они обладают наследственностью.

Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям окружающей среды.

Вирусы способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды.



Сторонники химической природы вирусов

(примерные ответы)

Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки.

Они образуют кристаллы – типичное вещество неживой природы.

Вирусы не растут.

Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ.

У вирусов нет каких-либо структур, присущих обобщенной схеме клетки (или: у них нет клеточного строения).



Общие выводы:

1.Вирусы могут считаться формами жизни, т.к. образованы органическими веществами (белковая капсула, нуклеиновая кислота – носитель наследственной информации, способность размножаться).


2.Но вирусы – неклеточные формы жизни, т.к. не проявляют

признаков живых организмов вне клетки – хозяина, из общих признаков живых организмов для вирусов характерно только размножение.


3. Вирусы сочетают в себе двойственность свойств живой и неживой природы.


4. Вирусы - суперпаразиты: они могут существовать и размножаться только в клетке чужого организма.


5.В клетке – хозяине вирусы находятся в форме нуклеиновой кислоты, вне клетки-хозяина вирус существует в форме вириона.



Работа в группах






















6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. Зарисуйте строение вирусной частицы


1 - сердцевина (ДНК или РНК ); 2 - белковая оболочка (капсид); 3 - дополнительная липопротеидная оболочка; 4 - капсомеры (структурные части капсида).

Какие нуклеиновые кислоты входят в состав вируса табачной мозаики? в состав ВИЧ? бактериофага?

  1. Составить схему проникновения вируса в клетку (1и 2 группы)

  2. Составить схему проникновения бактериофага в бактериальную клетку (3 и 4 группы)


Выполнение рисунка у доски с комментарием















Работа в группах

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Выполните предложенное вам тестовое задание, проверьте правильность своих ответов.


Каковы ваши результаты?

Индивиду-альная работа


8. Включение в систему знаний и повторение.




Заполните схему:










Какие вирусные заболевания человека вам известны? Животных? Растений?


Фронтальная работа

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).





- А теперь давайте вернемся к нашим утверждениям. Оцените их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Заполните вторую колонку таблицы (см. 1 этап урока).


- По каким вопросам ваше мнение совпало?

- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему? (ответы обучающихся)




  • Смогли ли вы ответить на главный вопрос урока (достичь цели)? Как вы это сделали?

  • Что получилось и что не получилось сделать на уроке? Почему?

  • Насколько необходимо вам то, что вы сегодня сделали?

  • Как вы оцениваете свою работу на уроке? Почему?


На дом задается выполнить творческое задание (на выбор)


- описать вирус – возбудитель гриппа или любой другой в стиле «разыскивается особо опасный преступник»


- по выражению английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медавара: Вирусы – это «плохие новости в упаковке из белка». Как вы думаете, почему он так сказал? Напишите дома эссе на эту тему.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!