СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Неклеточная форма жизни: "ВИРУСЫ" 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный конспект урока разработан к учебнику 10 класса "Биология. Общая биология" базовый уровень, авторы Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Неклеточная форма жизни: "ВИРУСЫ" 10 класс»

Разработка урока с элементами функциональной грамотности

Конспект урока "Неклеточная форма жизни" 10 класс Биология (infourok.ru)

  1. Тема. Неклеточная форма жизни: вирусы. 10 класс

  2. Предметные и метапредметные результаты:

Предметные

- усвоение знаний о строении вирусов и их роли в природе и жизни человека;

- раскрытие особенностей внутриклеточного паразитизма.

Метапредметные

- осуществление смыслового чтения;

- отделения главного от второстепенного;

- работа с различными источниками информации;

- становление причинно-следственных связей;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- построение логической цепи рассуждений.

Личностные

- формирование познавательного интереса;

- осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни;

- формирование личностного отношения к изучению материала.

3. Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.

Этапы урока/

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный

момент

Эмоциональный настрой, ситуации взаимодействия, создание положи-тельной мотивации, атмосферы заинтересованности.

Здравствуйте! Прошу садится. Посмотрели на меня. Улыбнулись мне, а теперь соседу по парте. Настроены на работу? Посмотрите на доску, прочитайте слово ТРУД. Все ли у вас на парте есть, что соответствует этому слову? Спасибо.


Оценивают свою готовность, настрой на работу.







Личностные УУД

Сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Коммуникативные УУД

Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им.

II. Мотивационная деятельность определение темы урока. Постановка проблемного вопроса.

Обеспечение понимания учащимися целей учебно-познавательной деятельности, которые служат планом урока.




Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги? Являлись они неожиданно, коварно, разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других заболеваний. Согласно статистическим данным на 1 июня 2011г., из 7,1 млрд человек, живущих на Земле, примерно 34 млн заражены ВИЧ. В Китае, например, около 86 тыс. человек больны СПИДом, а к концу года могут быть заражены ВИЧ около 700 тыс. человек. В России, по данным Роспотребнадзора, в период с 1 января 1987г. По 1 января 2013 г. выявлено более 700 тыс. случаев заражения ВИЧ. Из этих людей около 30 тыс. уже умерли. В Оренбургской области выявлено 31943 ВИЧ–инфицированных, умерло от СПИДа 1300 человек. О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Почему же до сих пор, несмотря на то, что медицина достигла больших высот, эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа? Какой проблемный вопрос можно поставить? Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Что надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли людей, которые должны защитить человечество от вирусов. Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке?

Определите правильность суждения о вирусах (если согласны, ставьте «+», если нет – «-»)

Содержание

До

изучения

темы

После

изучения

темы

Вирусы – это одноклеточные организмы



Вирус в переводе с латинского означает «эпидемия»



Заболевание герпес можно вылечить с помощью антибиотиков



Вирусы – это внутриклеточные паразиты



ВИЧ –инфицированная мать рождает ВИЧ –инфицированного ребёнка



К группе ретровирусов относят вирусы, содержащие РНК



Вирусы возникли на Земле раньше бактерий



- Итак, в ходе заполнения таблицы появились вопросы, поэтому я предлагаю поработать так, чтобы к концу урока найти на них ответы.

Формулируют тему урока.

Определяют цели урока, опираясь на материал учебника..

Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать цель урока

Познавательные УУД:

- Формировать умение устанавливать аналогии;

Коммуникативные УУД:

- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Личностные:

- проявление интереса к

изучаемому материалу.

III.«Открытие» новых знаний

Учебно- познавательная деятельность учащихся.

























Формы оценивания:

верно заполнены все пропуски в таблице, оценка учитывается при выставлении оценки за урок

  1. Выполнение заданий.

Задание1. Посмотрите видеофрагменты «История вирусологии», «Строение вируса», «Бактериофаги».

Задание2. Обратитесь к таблице верных и неверных суждений. Какие суждения вы можете объективно оценить после просмотра видеофрагментов? Какие вопросы до сих пор остаются нерешенными?

  1. Смысловое чтение параграфа (прочтите параграф, найдите ответы на вопросы и выполните задания)

  1. Группа. Ответьте на вопрос: «Почему вирусы называют паразитами на генетическом уровне?»

  2. Группа. Используя рисунок и сведения текста, выделите этапы заражения вирусом клетки.

  3. Группа. Ответьте на вопросы.

  1. Какие организмы могут поражаться вирусами?

  2. Какие заболевания они вызывают?

  3. Выделите пути передачи вирусов.

  4. Предложите меры и способы профилактики вирусных заболеваний

4 - Группа. Прочтите текст «Открытие вирусов», ответьте на вопросы 1-4 после текста и заполните таблицу.

Открытие вирусов

Впервые существование вируса доказал в 1892 г. русский учёный Дмитрий Иосифович Ивановский. Ещё будучи студентом, Ивановский интересовался болезнями растений и изучал на Украине и в Молдавии распространение болезни, уничтожавшей урожаи табака. Позднее его особенно заинтересовала мозаичная болезнь этого растения, иногда называемая в народе рябухой. Он высказал гипотезу о бактериальном происхождении мозаичной болезни табака. Он считал, что фильтрат содержит либо мельчайшие бактерии, либо токсин, выделяемый ими и способный вызвать заболевание. И. Д. Ивановский пришёл к выводу, что мозаичная болезнь табака вызывается бактериями, проходящими через фильтр Шамберлана, которые, однако, не способны расти на искусственных субстратах. Впервые были представлены данные о возбудителе табачной мозаики, которые длительное время являлись критериями для отнесения возбудителей болезней к вирусам: фильтруемость через бактериальные фильтры, неспособность расти на искусственных средах, воспроизведение картины заболевания фильтратом, освобождённым от бактерий и грибов. Возбудителей мозаичной болезни И. Д. Ивановский называл то «фильтрующимися» бактериями, то микроорганизмами, и это понятно, так как сформулировать сразу существование особого мира вирусов было весьма трудно. Особые организмы, вызывающие болезнь, - вирусы мозаичной болезни табака – удалось увидеть впервые только в 1939 г. в электронный микроскоп. Однако именно 1892 год считают годом открытия этих новых организмов – вирусов.

Вопросы и задания к тексту

  1. Кто является первооткрывателем вирусов?

  2. Какой год считается годом рождения науки вирусологии?

  3. Почему долгое время не могли открыть вирусы?

  4. Какую пользу для человека и науки принесло открытие вирусов?

  5. Заполните ячейки 1-3 в таблице.

Сравнительная характеристика бактерий и вирусов

Критерии сравнения

Бактерии

Вирусы

Прохождение через фильтр Шамберлана

Проходят

1

2

Растут на питательных средах

Не растут на питательных средах

Видимость в световой микроскоп

3

Не видны в световой микроскоп

  1. Выполнение заданий

Задание1. Посмотрите видеофрагмент «Жизненный цикл ВИЧ». Ответьте на вопросы.

  1. Что такое СПИД и какой вирус его вызывает?

  2. Каковы пути передачи данного вируса?

  3. Что из приведенного в списке является опасным для человека?

а) укус комара

б) пользование общественным туалетом

в) поцелуй в щёку

г) уход за больным СПИДом

д) пользование чужой зубной щёткой

е) нанесение татуировки

ж) прокалывание мочек ушей

з) множественные половые связи

и) переливание крови

к) укус постельного клопа

л) плавание в бассейне

м) объятия с больным СПИДом

Задание 2. Можем ли мы оценить верность суждений о вирусах в конце урока? Хватает ли у нас знаний? (Окончательное заполнение третьей графы таблицы)

Задание 3. Как вы думаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос? Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

  1. Смотрят видеофрагменты.


2.Отвечают на вопросы, высказывают свои мысли.



3. Работают в группах, изучают §14 учебника, стараясь найти ответ на вопросы и выполнить задания.







4. Заполняют таблицу.











  1. Афиширование результатов работы групп. Выступление каждой группы, формулирование выводов по рассмотренному вопросу и фиксирование его в тетради.




Личностные УУД

Сохранять мотивацию к учению, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания: находить и выделять нужную информацию, осуществлять смысловое чтение; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД

Уметь составлять план действий по достижению поставленной цели.




Физкультминутка

Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых



Личностные УУД

Положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность



Формы оценивания:

верно выбраны утверждения, составлен синквейн, оценка учитывается при выставлении оценки за урок

  • Ну а теперь посмотрим, все ли вы запомнили. Закрепление. Работаем индивидуально.

Задание 1. Отметьте утверждения, которые, на ваш взгляд, являются правильными.

  1. Вирусы представляют собой наследственный материал в защитной белковой оболочке.

  2. Самые крупные вирусы можно увидеть в хороший световой микроскоп.

  3. Вирусы – это мельчайшие живые организмы.

  4. Наследственный материал вирусов всегда представлен ДНК.

  5. Заражая клетку, вирусы всегда её убивают.

  6. Вирусы были открыты в ХIХ веке

  7. Роль вирусов в жизни живых организмов всегда отрицательна.

  8. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), попав в организм, постепенно убивает все его клетки.

  9. Вирус представляет собой мельчайшую на Земле живую систему бимолекулярного уровня.

Проверьте свои ответы. Оцените свою работу. Номера правильных ответов: 1, 2, 6, 9.

Задание 2. Напишите синквейн на тему «Вирус»


1. Отмечают правильные утверждения. (индивидуальная работа)

















Личностные УУД

Сохранять мотивацию к учению, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей, проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать.

Коммуникативные УУД

учиться формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД

Оценивать качество и уровень усвоения материала урока, результатов работы.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Высказывания детей.

Оценка личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.


Закончился наш урок. Мы посмотрели, насколько разнообразен мир вирусов. Вам понравилось?

Вернемся к проблеме, поставленной в начале урока: Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Что надо знать, чтобы противостоять вирусам?

Самоанализ. Выполните задание

  1. Выделите не менее четырёх видов (форм) деятельности, в которых вы принимали участие на уроке.

  2. Сформулируйте предложение об уроке, которое будет начинаться со слова «оказывается»

Самооценка. Закончите предложения: «Сегодня я узнал …», «Я удивился…», «Теперь я умею …», «Я хотел бы …».

Наш урок подошел к концу, надеюсь, что вас не оставило равнодушными тема сегодняшнего урока. Благодарю всех за работу.

Высказывают свои мысли, делают выводы по уроку. Работают над решением проблемы, поставленной в начале урока.





Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД

Уметь давать оценку выполненной работы по заранее намеченному плану.

VI. Домашнее задание.

Закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса к учебному предмету.

Изучите материал §14 учебника. Ответьте на вопросы для повторения и выполните задания 5-6 после параграфа.

По выбору. Ответьте на вопросы и выполните задания 1-6 рубрики «Подумайте! Выполните!» на странице 107 учебника (на выбор); придумайте и напишите памятки для учащихся о профилактке одного из вирусных заболеваний; проведите мини-исследование по вопрросу: «Почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?»

Для продвинутой группы: выполните задания 7-8 рубрики «Подумайте! Выполните!» на странице 107 учебника (на выбор).


Записывают домашнее задание.



Конспект урока "Неклеточная форма жизни" 10 класс Биология (infourok.ru)


Скачать

© 2021, 1041 36

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!