Вызов Актуализация имеющихся знаний
Пробуждение интереса к теме. Мозговая атака | Создает условия для актуализации знаний, формирования проблемы и цели на основе мотивации. Слово учителя: - Ребята, сейчас я произнесу слово, а вы подумайте, какие ассоциации оно у вас вызывает. Шотландия… Возьмите листочки и напишите слова, словосочетания, которые возникнут в вашем сознании. Они могут быть любыми: факты, климат, музыка, еда, животные. Обсудите в группе. Зачитаем варианты ответов, стараясь не повторяться. А теперь игра «Верите ли вы?...» Верите ли вы, что Шотландия занимает 3 часть Великобритании? Верите ли вы, что шотландского языка не существует? Верите ли вы, что столица Шотландии – Лондон? А теперь посмотрите небольшую презентацию и послушайте сообщение, которое подготовил Лари, и проверьте свои ответы. | Составляют «копилку идей», обмениваются информацией, обсуждают её. Выбирают выступающих и зачитывают ответы. Обсуждают в группе ответы на вопросы викторины. Реализация индивидуального домашнего задания. Ученик делает сообщение-презентацию о Шотландии | Парная. Групповая.
Групповая Индивидуальная | Заслушивание. Взаимоконтроль
Заслушивание |
Осмысление Получение новой информации. Соотнесение новой информации с собственными знаниями. | Вы, наверное, догадались, что мы не случайно начали разговор об этой стране. Сегодня мы познакомимся с гордостью Шотландии, поэтом Робертом Бёрнсом. Тема нашего урока Вечные ценности в балладе Р. Бёрнса «Джон Ячменное Зерно». Запись темы в тетради. В Шотландии Бёрнса считают символом нации, а поэтому день рождения поэта – один из самых любимых праздников. Давайте послушаем одно из лучших стихотворений Бёрнса «В горах моё сердце», которое прозвучит на двух языках: русском и английском. Послушайте и выскажите своё мнение, какой вариант вам нравится больше, почему? Удачен ли перевод, на ваш взгляд? Теперь возьмите листы с таблицей и по ходу урока заполните её. Сейчас вы можете написать в первой колонке, что вам уже известно о Роберте Бёрнсе, в третьей - что бы вам хотелось узнать, а во второй напишите потом, что вы узнали о нём на уроке. Создает условия дополнительной мотивации, предлагая в конце работы сравнить самостоятельно полученные выводы с итогами урока. Мы говорим о Р. Бёрнсе как об авторе баллады. Давайте вспомним, что нам известно о народной балладе. Назовите отличительные признаки баллады. На слайде презентации – определение баллады с пропусками. Учитель: Как жанр баллада представляла в Средних веках плясовую народную песню. Так как любовное содержание было основным содержанием баллад, им был свойственен непременный рефрен. С течением времени балладу стали не петь, а декламировать, а её художественные возможности привлекали к себе внимание как знаменитых поэтов, так и никому не известных. Своим рождением литературная баллада обязана немецкому поэту Г.Бюргеру. В балладе он сохранит момент невероятности, чудесности событий, однако расскажет совсем по-иному. Подражание фольклорному источнику будет носить не слепой, а творческий характер. Этот приём называется стилизация. На слайде презентации определение стилизации как литературного приёма. Записи в тетради. Одним из первых создателей литературной баллады является Роберт Бёрнс. Сын фермера, он с ранней юности работал на полях, напевая народные песни. Иногда, чтобы выразить свои думы о народе, он сам сочинял стихи, которые были бесхитростны и просты. Часто Бёрнс слагал стихи на мотив старой народной песни. Часто его стихи, положенные на музыку или приспособленные к давнишнему фольклорному напеву, становились народной песней. Так случилось, например, с его знаменитой застольной песней «Забыть ли старую любовь и дружбу прежних дней…» Используя сюжеты и художественные приёмы народных баллад, он создал самобытные оригинальные художественные произведения. Работа с текстом баллады Давайте откроем учебники и прочитаем одно из лучших произведений, балладу «Джон Ячменное Зерно». Стратегия «Чтение с остановками» /Что будет дальше и почему?/ Ключевые вопросы для анализа текста Докажите, что это баллада. На чём строиться сюжет? Кто главный герой? Какое средство выразительности помогает автору превратить колос в живое существо? Как строиться баллада? Какие особенности композиции баллады вы заметили? Случайно ли повторение одних и тех же слов в начале строки? Такой приём называется анафора. Запись в тетради. Каким вы представляете героя в начале и в конце баллады? Найдите слова, описывающие героя. Каков характер героя? Почему вы так считаете? В каких поступках проявляется характер? Какие чувства испытывает автор к своему герою? В каких словах выражена позиция автора? Можно ли сказать, что Джон Ячменное Зерно – это символ? Обсудите в группе и скажите, что символизирует главный герой баллады? Делаем вывод: Джон Яячменное Зерно оказывается в балладе символом непобедимости и стойкости народа. Слайд презентации. А теперь давайте попробуем выявить философский смысл баллады. Прочитаем вторую строфу. А теперь обратимся в конец баллады. Что происходит с зерном? В самом деле, зерно хоронят, зарывают в землю, как покойника, но оно прорастает зелёным ростком, который тянется к свету, крепнет, образует колос и даёт новое зерно. Жизнь торжествует, она бесконечна. Идея произведения: торжество жизни над смертью. Это гимн жизни. Произведение носит жизнеутверждающий характер, поэтому оно и стало таким популярным. Джон – народное имя. Он живёт каждом шотландце. А какое соответствующее имя есть у русского народа? - Иван. Послушайте ещё одно произведение. Это современное стихотворение Е. Евтушенко «Ванька-Встанька». Подумайте, нет ли какой-то связи между шотландской балладой и стихотворением российского поэта. Обобщение: Оба произведения глубоко патриотичны Есть вечные ценности, над которыми не властны ни время, ни пространство: Родина, свобода, любовь… | Реализация индивидуального домашнего задания. Звучат два варианта стихотворения (на английском и русском языках) в исполнении подготовленных детей. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Записывают тему урока. Заполняют таблицу ЗХУ Знаю (предполагаю) | * * * ........ | Хочу узнать | * * * ........ | Узнал | * * * ........ | – обсуждают полученную информацию в парах; – отмечают знаком + то, что совпало с их предположениями, и те вопросы, на которые они получили ответы.
Дети вспоминают жанровые особенности баллады. Называют изученные народные баллады.
Читают балладу. Отвечают на вопросы учителя. Записывают определение стилизации в тетрадь. Стилизация – литературный приём, намеренная и явная имитация того или иного стиля (стилистики), полное или частичное воспроизведение его важнейших особенностей.
Находят примеры анафоры в тексте. Анафора (единоначатие) – художественный приём, заключающийся в повторении одних и тех же слов, выражений в начале строки, строфы или стиха. Находят и зачитывают описание героя. Находят выражение авторской позиции Обсуждают в группе варианты ответов.
Чтение отдельных эпизодов с целью выявления идеи произведения.
Слушают стихотворение Е.Евтушенко «Ванька – Встанька» в исполнении учителя. Отвечают на поставленный вопрос | Индивидуальная. Индивидуальная
Индивидуальная
Индивидуальная.
Индивидуальная.
Групповая
Индивидуальная
Индивидуальная | Самоконтроль. Заслушивание
Самоконтроль
Заслушивание
Заслушивание
Заслушивание
|