СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Технология критического мышления и конспект урока "Мир искусства глазами физика"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология критического мышления отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД

Просмотр содержимого документа
«Статья Технология критического мышления и конспект урока "Мир искусства глазами физика"»

Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС

«Изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, ещё большие изменения произошли в способах изучения нового»

С. Пейперт
американский математик, программист, психолог и педагог

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который является, по сути, ретрансляцией знаний и опыта учителя, современный урок должен стать «театром» действий ученика, который становится активный участником образовательного процесса, который самостоятельно планирует свою учебную деятельность и который способен к адекватной самооценке. Учителю же, в свою очередь отводится роль координатора действий ученика.

Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи основного среднего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Технология развития критического мышления выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Современная образовательная система должна не толь­ко давать умение адекватно воспринимать информацию, но и научить получать ее, оперировать ею, применять ее к конкретным жизненным ситуациям, интерпретировать эту информацию. Так рождается новое знание на основе уже имеющегося. Необходимым является также развитие у уча­щегося определенного объема умений и навыков работы с различными источниками знаний, воспитание способности не репродуцировать знания, а расширять их, применять в различных жизненных ситуациях. Важно уметь сформировать собственное отношение к фактам, проблемам, уметь вы­слушать других, найти совместные пути решения проблем.

В ХХI веке изменяются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.

Цели и задачи технологии «Развития критического мышления»:

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

  • Развитие аналитического, критического мышления.


В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Итак, технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Первый этап урока - стадия (фаза) – вызов, настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, который актуализирует предшествующие знания и, что особенно важно, формирует запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. На данном этапе преподаватель вызывает уже имеющиеся знания у учащихся по данной теме, активизирует их мыслительную деятельность, а также происходит корректировка и уточнение целей. Учащиеся, в свою очередь, вспоминают, что им известно по изученной теме, систематизируют информацию, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы.
Второй этап урока - стадия (фаза) – осмысление - содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ и ранжирование информации. На этой фазе деятельность преподавателя заключается в сохранении интереса учащихся к изучаемой теме при непосредственной работе с новой информацией и подведении учащихся от «старых» знаний к «новым». Учащиеся читают текст, используя предложенные учителем методы чтения, делают пометки на полях по мере осмысления новой информации.
Третий этап урока - стадия (фаза) – рефлексия (размышление) превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информацию, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы. Главное здесь в деятельности педагога – вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, а также организовать работу по изучению, дополнению пройденного. Учителю необходимо также постараться дать творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации.

Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты сможешь их применит

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.

Технологические этапы

1 стадия

ВЫЗОВ

2 стадия

ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

3 стадия

РЕФЛЕКСИЯ

Цель:

- актуализация имеющихся знаний

- пробуждение интереса к получению новой информации

- постановка учеником собственных целей обучения

Цель:

- получение новой информации

- корректировка учеником поставленных целей обучения

Цель:

- размышление, рождение нового знания

- постановка учеником новых целей

Функция :

  Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

  Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

  Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями

Функция:

Информационная (получение новой информации по теме)

 


Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Функция:

  Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

  Информационная (приобретение нового знания)

  Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

  Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  
оценка процесса

Таким образом, уроки, проведенные с помощью этих приемов, носят нетрадиционный характер. На таких уроках учитель дает не только детям знания, но и воспитывает в них умение корректно отстаивать свое мнение, видеть ситуацию целиком, а не отдельные ее части, оценивать и не выпускать проблему из виду в процессе поиска решения, самостоятельно добывать информацию и анализировать ее.


Конспект интегрированного урока в 8 классе по теме

«Мир искусства глазами физика. Оптические иллюзии»

Рябченко Татьяна Анатольевна

учитель физики

Демина Ирина Александровна

учитель изобразительного искусства



Цели урока:

  • Образовательные:

    • формирование понятия «оптика», «иллюзия», «цвет"

    • выяснение причин появления иллюзий и их наблюдение

    • знакомство с новыми физическими законами: преломление света, дисперсия света;

    • повторение устройства глаза и его особенностей в восприятии окружающего мира.

  • Воспитательные:

    • формирование умение работать в группе

    • содействие в ходе урока формированию идеи познаваемости мира.

  • Развивающие:

    • приобщение к процессу рационализаторства и изобретательства, дальнейшее формирование приемов логической деятельности;

    • отработка элементов дедуктивного метода познания;

    • развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютеры, прибор «цветовой диск Ньютона», проектор, раздаточный материал (тексты, фотографии и т.д.)

ХОД УРОКА

Организационный момент урока

I этап. Название урока

– Здравствуйте, дорогие ребята! Мы сегодня на уроке постараемся разобраться в некоторых загадках, которые нам загадывает сама природа человека. Как будет называться наш урок, вам предстоит разобраться, разгадав высказывание известного архитектора Уильяма Блейка 

умеет разум

но не глазом 

посредством глаза

смотреть на мир

(слайд 3)


«Посредством глаза,

но не глазом 
Смотреть на мир

умеет разум».

Учитель: 

- Сейчас мы вместе с вами дадим название нашему уроку. Ответьте пожалуйста на вопросы:

- Каким прибором пользуется человек, чтобы смотреть очень далеко? (бинокль, телескоп)

- Каким прибором пользуется человек, чтобы рассмотреть очень маленькие предметы? (лупа, микроскоп).

- Какой прибор нужен людям, которые плохо видят в повседневной жизни? (очки)

- Правильно очки, которые выписывает нам врач и мы покупаем их…. (в оптике).

- Что же означает слово « оптика», так хорошо нам известное? (слайд 4)

Оптика – раздел физики, изучающий световые явления


Но не всё, что видит человек, соответствует действительности, и это уже не связано с дефектами зрения. Какое название получило это явление…. Верно. Иллюзия.

(слайд 4)

Иллюзия – это человеческое восприятие предмета либо явления

искаженным образом

illudere (лат) – обманывать


Так как же будет называться наш урок?

Оптические иллюзии

(слайд 5)

II этап.

Оптические иллюзии - объект, изучения многих поколений ученых. Давайте и мы попробуем чуть-чуть больше узнать о нём. Чтобы изучить явление мы должна выяснить….что?

(причины, формы проявления или виды и области применения)

(слайд 5)


Возьмите заготовки кластера на партах и начинайте их заполнять.


Теперь каждая группа работает над своей задачей. У вас на столе есть материал, который поможет вам.

(работа в группах 5 минут), (Приложение 1)


  • 1 группа: Причины возникновения оптических иллюзий

  • 2 группа: Виды оптических иллюзий по происхождению

  • 3 группа: Классификацию видов

  • 4 группа: Применение оптические иллюзий в архитектуре, дизайне одежды, интерьеров, картинах

Представитель каждой группы выходит к доске, раскрывает свою тему.

Одновременно с рассказом демонстрируется презентация.


(слайд 6)


Рассмотрим некоторые физические законы, которые являются причиной возникновения оптических иллюзий,

(слайд 7)

В 1676 году И.Ньютон с помощью трёхгранной призмы, разложил белый солнечный свет на семь цветов радуги и назвал спектром (от латинского «spectrum» - видение).

Явление разложение света на цвета при прохождении через вещество называется дисперсия.

(демонстрация «цветовой диск Ньютона») (слайд 8)

Преломление света – изменение направления распространения волны при прохождении света из одной среды в другую (слайд 9)

(демонстрация опыта)

Глаз один из самых совершенных оптических приборов. (слайд 10) Вы изучали строение глаза на уроках биологии. Хочу обратить ваше внимание на хрусталик. Это- линза. Но линза, которая может менять геометрические размеры в зависимости от того далеко смотрит человек или близко.

Любая собирающая линза даёт уменьшенное, перевёрнутое изображение. Получается, мы должны всё видеть вверх ногами? (мозг переворачивает для нас изображение (слайд 11).

А вот и ещё одна особенность нашего зрения, читайте текст (слайд 12)

(слайд 13)

В связи с этим выделяются три причины иллюзии:

  1. Наши глаза так воспринимают идущий от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация;

  2. При нарушении передачи информационных сигналов по нервам происходят сбои, что опять же приводит к ошибочному восприятию;

  3. Мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, приходящие от глаз



Теперь рассмотрим виды оптических иллюзий по происхождению. Слово второй группе.

(слайды 14-16)

Рассмотрим виды иллюзий. Слово третьей группе.

(слайды18-29)

Теперь рассмотрим применение оптических иллюзий в искусстве. Слово четвёртой группе.

(слайд34)



Но это не все области применения оптических иллюзий в искусстве. С остальными познакомимся, работая в группах. Приступайте к работе, задание в папках. (работа в группах 5 минут ), (Приложение 2)



Слово предоставляется первой группе.

Слово предоставляется второй группе.

Слово предоставляется третьей группе.

Слово предоставляется четвёртой группе.



III этап. Стадия рефлексии

Задачи фазы: соотнесение старых и новых представлений; обобщение изученного материала; определение направлений для дальнейшего изучения темы

Синквейн – пятистишие, где должен отразиться смысл темы.

В его составлении соблюдают следующие правила.

1. Тема

2. Два прилагательных

3. Три глагола

4. Предложение, отражающее смысл темы

5. Одно – два слова (ассоциации по теме)


Если бы глаз наш не способен был поддаваться никаким обманам, не существовало бы живописи, архитектуры, скульптуры и мы лишены были бы всех наслаждений изобразительных искусств. Мы не смогли бы понимать оптические иллюзии в окружающем нас мире и применить в своей жизни.

К моему большому сожалению, показать все самое интересное за 40 минут невозможно,   вы можете продолжить изучение самостоятельно, я надеюсь, что вам понравился урок. Закончить урок я хотела бы всё теми же словами Блейка:

«Посредством глаза, но не глазом 
Смотреть на мир умеет разум»

Домашнее задание:  подготовить рассказ о более понравившихся  оптических иллюзиях











Приложение 1


Раздаточный материал

1 группа текст

2-4 группы фотографии

Приложение 2

1 группа

Задание

  1. Прочитайте текст

  2. Ответьте на вопросы:

  • Почему возникают оптические иллюзии?

  • Три причины иллюзии

Примечание: Работая с текстом можно подчеркивать необходимую информацию



Представитель группы выходит к доске, раскрывает свою тему, отвечая на вопросы





2 группа



Задание

  1. Сгруппировать предложенные картинки оптических иллюзий по 3-м группам

  2. Дать им названия

  3. Написать названия на зеленых овалах

  4. Представитель от группы озвучивает виды иллюзий

  5. Зеленые овалы с названиями видов оптических иллюзий прикрепляются на доску







3 группа



Задание

  1. Дать названия 10 предложенным иллюзиям

  2. Написать названия иллюзий на зеленых кружочках

  3. Представитель от группы озвучивает виды иллюзий

  4. Зеленые кружочки с названиями видов оптических иллюзий прикрепляются на доску



4 группа



Задание

1.Определить виды искусств, где применяются оптические иллюзии

2.Написать названия иллюзий на жёлтых овалах

3. Представитель от группы озвучивает виды искусств, где применяются оптические иллюзии

4.Жёлтые овалы с названиями видов искусств, где применяются оптические иллюзии, прикрепляются на доску



Комментарий: Данный урок является нетрадиционным, что особенно нравится детям. Использование технологии развития критического мышления на интегрированных уроках позволяет развить у учащихся: логическое мышление, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, умение работать с информацией, творческие способности.



Источники:

  •  Л.В.Байбородова, В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.

  • Клустер Д. Что такое критическое мышление.—М. : ЦГЛ, 2005.

  • Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. – М.: Совершенство, 1998. – 608с.

  • Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.

  • Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.

  •  Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!