СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 8 классе "Африка. Географическое положение. История исследования"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 8 классе по теме: "Африка. Географическое положение. История открытия и исследования материка". Представлена работа по плану описания географического положения Африки

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 8 классе "Африка. Географическое положение. История исследования"»

Урок-презентация «Африка. ГП. История исследования»


Цели:

  • содействовать ознакомлению учащихся с историей освоения, исследование материка Африка;

  • способствовать изучению географического положения материка;

  • способствовать формированию умения составлять опорный конспект по описанию географического положения;

  • способствовать ознакомлению с особенностями береговой линии материка;

  • систематизировать знания учащихся;

  • способствовать расширению географического кругозора учащихся.

Средства обучения: карта мира, контурные карты материка Африка, тетради, учебники, мультимедийная установка с компьютерной презентацией по теме «Африка».

Тип урока: комбинированный с элементами интерактивного обучения. Урок-презентация.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.

Ход урока:

I. Организационный момент.

(Звучит детская песня про Африку из кинофильма «Про Красную шапочку») – На самом деле Африка не такая уж и страшная, а вовсе даже интересная. Это самый жаркий материк. А что вы знаете об Африке (беседа с детьми) (слайд №1).

II. Объяснение нового материала.

План:

Сегодня мы должны с вами узнать:

Физико-географическое положение

Историю исследования материка

Очертание береговой линии материка

1) Физико-географическое положение материка (ввод понятия “географическое положение”)

Для того чтобы дать характеристику ФГ положения материка, необходимо ответить на следующие вопросы:

  • В каких полушариях расположен материк?

  • Какое положение он занимает относительно экватора и начального меридиана, тропиков, полярных кругов?

  • Найти крайние точки материка.

  • Площадь материка и очертание береговой линии. В каких климатических поясах расположена Африка?

  • Какими океанами и морями омываются берега материка.

  • Какое положение материка относительно других материков и океанов?

Практическая работа с контуром Африки, составление опорного конспекта (слайд №2).

Африка расположена в четырех полушариях. Площадь Африки = 30,3 млн. км 2 с прилегающими островами. По площади Африка занимает второе место после Евразии.

Крайние точки: (слайд №3, 4)

Северная - мыс Эль-Абъяд.

Южная - мыс Игольный Определение географических

Восточная - мыс Хафун координат объектов

Западная - мыс Альмади

Экватор пересекает Африку почти посередине и делит ее на две почти равные части. Северная часть значительно шире. Самое широкое место 7000 км. Рас экватор пересекает почти посередине, значит здесь почти круглый год тепло, а лето и зима различаются лишь потому, что один сезон бывает влажным, а другой засушливым.

Воль экватора по обе его стороны протянулся экваториальный пояс, следующий субэкваториальный, тропический и субтропический.

Западные берега омывает Атлантический океан. На востоке - Индийский океан. На севере - Средиземное море. Красное море на северо-востоке (слайд №5).

По отношению к Южной Америке Африка находится к северо-востоку. К северной Америке - к юго-востоку. По отношению к Антарктиде - к северу. По отношению к Евразии - к юго-западу. По отношению к Австралии - к северо-западу. Таким образом, Африка находится как бы посередине этих объектов. От Южной Америки и Северной Америки Африку отделяют Атлантический океан. От Австралии - Индийский океан. От Евразии - Средиземное и Красное моря (слайд №6).

(Постепенно все сведения, которые ребята видят в презентации, заносятся в конспект.)

Закрепление знаний о физико-географическом положении:

Учащиеся с помощью опорного конспекта и карты дают характеристику физико-географического положения Африки.

2) История освоения материка.

Рассказ учителя (слайд №7).

История освоения длилась очень долго. Вглубь веков уходят первые воспоминания о материке Африка. Накопившиеся сведения передавались, как по эстафете от одной цивилизации к другой. Первые в этом длинном историческом марафоне были древние египтяне. Они изучали землю к западу и к югу от своего государства. Они дали описание Ливийской пустыне и верхнего течения реки Нил. Следующими были финикийцы. Они устремились к южному Средиземноморью. На территории современного Туниса они основали знаменитую колонию Карфаген. Они первыми открыли Атласскую горную систему. Финикийцы продвигались на запад, вышли к Атлантическому океану. Древние народы не имели истинного представления о размерах материка. Они считали Африку гигантским островом и название было установлено не сразу, известные части материка называли Ливией. Арабы изучали береговую линию материка. Достаточно подробно они изучали восточное побережье Африки. Открыли Эфиопское нагорье, озера Чад и Тана. Они описали Драконовы горы и нижнее течение реки Замбези. В четырнадцатом веке пересекли пустыню Сахара, а в XV веке обошли весь материк с юга. В Европе об этих открытиях узнали значительно позже и поэтому им пришлось как бы заново открывать материк. В XI веке Португалия явилась первой из Европейских стран преступивших к изучению материка. Португальцы ставили перед собой другую задачу - найти кратчайший путь в Индию. Открыли устье реки Конго. Прошли все западное побережье. В 1498 году эскадра под командованием Васко да Гамы обогнуло южное побережье материка и прошла вдоль восточного. Таким образом, заканчивающийся XV век ознаменовался важнейшим событием - наконец в представлениях европейцев контуры материка приобрели достоверные очертания. Продолжая изучение Африки, португальцы открыли истоки Голубого Нила. Но они также как и древние народы держали свои открытия в тайне (слайды №8-10).

Большую роль в изучении Африки сыграл Давид Ливингстон (слайд №11).

Живя в Англии, он изучал нравы, обычаи, языки племен, что во многом предопределило успех его экспедиции. В 1849 году Ливингстон пересекает с юга на север пустыню Калахари и описывает ее природу. В 1853 году он делает новое путешествие и изучает реку Замбези. Открывает водопад, который он называет “Виктория”. Изучает озера Ньяса и Танганьика. К этому времени больной малярией Ливингстон стал жаловаться на здоровье, которое резко ухудшалось. В Европе 5 лет о нем ничего не слышали, а солдаты бежавшие из экспедиции, распространяли слухи о его гибели. Первого мая 1873 года Ливингстон умер. Африканцы за 1500 км. доставили его забальзамированное тело к морю, откуда оно было отправлено в Англию. Ливингстон был одним из немногих, искренне желающим помочь африканцам. Он был против колонизации. Дело Дивингстона продолжил Юнкер (слайд №12,13).

Современные исследования материка. Фотографирование материка из космоса. Данные об очертаниях материка, реках, ласах, пустынях, космонавты получают за несколько часов. Современные геологи открывали и открывают залежи полезных ископаемых.

3) Очертания береговой линии материка.

Африка когда-то входила в состав Гондваны, древнего гигантского материка. В основании Гондваны, лежал твердый кристаллический фундамент.

В Африке преобладают ровные, высокие и обрывистые берега. С очертаниями береговой линии, а именно, с островами, заливами, полуостровами познакомимся в процессе игры “Вокруг Африки”

Игра - « Объекты вокруг материка»

Пролив? (Гибралтарский)

Море? (Средиземное)

Канал ? (Суэцкий)

Море ? (Красное)

Полуостров? (Сомали)

Океан? (Индийский)

Остров? (Мадагаскар)

Пролив? (Мозамбикский)

Залив? (Гвинейский)

Океан? (Атлантический)

Закрепление материала. По карте найти нужные названия и подписать.

III. Итог урока. Рефлексия (слайд 14).

- Какие чувства у тебя преобладали на уроке?

- Твои впечатления об уроке?

IV. Домашнее задание: П. 27, опережающие задания.

Список использованных источников:

Интернет-сайты:

1.geoman.ru библиотека

2.География - лучший географический портал мира

3.geografia.ru info.

4.Вотте, Г. Давид Ливингстон. Жизнь исследователя Африки / Г. Вотте - М.: Просвещение. – 1997. - с 79.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!