Урок-презентация «Африка. ГП. История исследования»
Цели:
содействовать ознакомлению учащихся с историей освоения, исследование материка Африка;
способствовать изучению географического положения материка;
способствовать формированию умения составлять опорный конспект по описанию географического положения;
способствовать ознакомлению с особенностями береговой линии материка;
систематизировать знания учащихся;
способствовать расширению географического кругозора учащихся.
Средства обучения: карта мира, контурные карты материка Африка, тетради, учебники, мультимедийная установка с компьютерной презентацией по теме «Африка».
Тип урока: комбинированный с элементами интерактивного обучения. Урок-презентация.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
Ход урока:
I. Организационный момент.
(Звучит детская песня про Африку из кинофильма «Про Красную шапочку») – На самом деле Африка не такая уж и страшная, а вовсе даже интересная. Это самый жаркий материк. А что вы знаете об Африке (беседа с детьми) (слайд №1).
II. Объяснение нового материала.
План:
Сегодня мы должны с вами узнать:
Физико-географическое положение
Историю исследования материка
Очертание береговой линии материка
1) Физико-географическое положение материка (ввод понятия “географическое положение”)
Для того чтобы дать характеристику ФГ положения материка, необходимо ответить на следующие вопросы:
Какое положение он занимает относительно экватора и начального меридиана, тропиков, полярных кругов?
Найти крайние точки материка.
Площадь материка и очертание береговой линии. В каких климатических поясах расположена Африка?
Какими океанами и морями омываются берега материка.
Какое положение материка относительно других материков и океанов?
Практическая работа с контуром Африки, составление опорного конспекта (слайд №2).
Африка расположена в четырех полушариях. Площадь Африки = 30,3 млн. км 2 с прилегающими островами. По площади Африка занимает второе место после Евразии.
Крайние точки: (слайд №3, 4)
Северная - мыс Эль-Абъяд.
Южная - мыс Игольный Определение географических
Восточная - мыс Хафун координат объектов
Западная - мыс Альмади
Экватор пересекает Африку почти посередине и делит ее на две почти равные части. Северная часть значительно шире. Самое широкое место 7000 км. Рас экватор пересекает почти посередине, значит здесь почти круглый год тепло, а лето и зима различаются лишь потому, что один сезон бывает влажным, а другой засушливым.
Воль экватора по обе его стороны протянулся экваториальный пояс, следующий субэкваториальный, тропический и субтропический.
Западные берега омывает Атлантический океан. На востоке - Индийский океан. На севере - Средиземное море. Красное море на северо-востоке (слайд №5).
По отношению к Южной Америке Африка находится к северо-востоку. К северной Америке - к юго-востоку. По отношению к Антарктиде - к северу. По отношению к Евразии - к юго-западу. По отношению к Австралии - к северо-западу. Таким образом, Африка находится как бы посередине этих объектов. От Южной Америки и Северной Америки Африку отделяют Атлантический океан. От Австралии - Индийский океан. От Евразии - Средиземное и Красное моря (слайд №6).
(Постепенно все сведения, которые ребята видят в презентации, заносятся в конспект.)
Закрепление знаний о физико-географическом положении:
Учащиеся с помощью опорного конспекта и карты дают характеристику физико-географического положения Африки.
2) История освоения материка.
Рассказ учителя (слайд №7).
История освоения длилась очень долго. Вглубь веков уходят первые воспоминания о материке Африка. Накопившиеся сведения передавались, как по эстафете от одной цивилизации к другой. Первые в этом длинном историческом марафоне были древние египтяне. Они изучали землю к западу и к югу от своего государства. Они дали описание Ливийской пустыне и верхнего течения реки Нил. Следующими были финикийцы. Они устремились к южному Средиземноморью. На территории современного Туниса они основали знаменитую колонию Карфаген. Они первыми открыли Атласскую горную систему. Финикийцы продвигались на запад, вышли к Атлантическому океану. Древние народы не имели истинного представления о размерах материка. Они считали Африку гигантским островом и название было установлено не сразу, известные части материка называли Ливией. Арабы изучали береговую линию материка. Достаточно подробно они изучали восточное побережье Африки. Открыли Эфиопское нагорье, озера Чад и Тана. Они описали Драконовы горы и нижнее течение реки Замбези. В четырнадцатом веке пересекли пустыню Сахара, а в XV веке обошли весь материк с юга. В Европе об этих открытиях узнали значительно позже и поэтому им пришлось как бы заново открывать материк. В XI веке Португалия явилась первой из Европейских стран преступивших к изучению материка. Португальцы ставили перед собой другую задачу - найти кратчайший путь в Индию. Открыли устье реки Конго. Прошли все западное побережье. В 1498 году эскадра под командованием Васко да Гамы обогнуло южное побережье материка и прошла вдоль восточного. Таким образом, заканчивающийся XV век ознаменовался важнейшим событием - наконец в представлениях европейцев контуры материка приобрели достоверные очертания. Продолжая изучение Африки, португальцы открыли истоки Голубого Нила. Но они также как и древние народы держали свои открытия в тайне (слайды №8-10).
Большую роль в изучении Африки сыграл Давид Ливингстон (слайд №11).
Живя в Англии, он изучал нравы, обычаи, языки племен, что во многом предопределило успех его экспедиции. В 1849 году Ливингстон пересекает с юга на север пустыню Калахари и описывает ее природу. В 1853 году он делает новое путешествие и изучает реку Замбези. Открывает водопад, который он называет “Виктория”. Изучает озера Ньяса и Танганьика. К этому времени больной малярией Ливингстон стал жаловаться на здоровье, которое резко ухудшалось. В Европе 5 лет о нем ничего не слышали, а солдаты бежавшие из экспедиции, распространяли слухи о его гибели. Первого мая 1873 года Ливингстон умер. Африканцы за 1500 км. доставили его забальзамированное тело к морю, откуда оно было отправлено в Англию. Ливингстон был одним из немногих, искренне желающим помочь африканцам. Он был против колонизации. Дело Дивингстона продолжил Юнкер (слайд №12,13).
Современные исследования материка. Фотографирование материка из космоса. Данные об очертаниях материка, реках, ласах, пустынях, космонавты получают за несколько часов. Современные геологи открывали и открывают залежи полезных ископаемых.
3) Очертания береговой линии материка.
Африка когда-то входила в состав Гондваны, древнего гигантского материка. В основании Гондваны, лежал твердый кристаллический фундамент.
В Африке преобладают ровные, высокие и обрывистые берега. С очертаниями береговой линии, а именно, с островами, заливами, полуостровами познакомимся в процессе игры “Вокруг Африки”
Игра - « Объекты вокруг материка»
Пролив? (Гибралтарский)
Море? (Средиземное)
Канал ? (Суэцкий)
Море ? (Красное)
Полуостров? (Сомали)
Океан? (Индийский)
Остров? (Мадагаскар)
Пролив? (Мозамбикский)
Залив? (Гвинейский)
Океан? (Атлантический)
Закрепление материала. По карте найти нужные названия и подписать.
III. Итог урока. Рефлексия (слайд 14).
- Какие чувства у тебя преобладали на уроке?
- Твои впечатления об уроке?
IV. Домашнее задание: П. 27, опережающие задания.
Список использованных источников:
Интернет-сайты:
1.geoman.ru библиотека
2.География - лучший географический портал мира
3.geografia.ru info.
4.Вотте, Г. Давид Ливингстон. Жизнь исследователя Африки / Г. Вотте - М.: Просвещение. – 1997. - с 79.