СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ УРОКА "СРЕДЫ ЖИЗНИ" 5 КЛАСС, ПРИЛОЖЕНИЯ 1,2,3

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Среды жизни. 5 кл ФГОС

Цель: Дать представление о среде обитания и приспособленности к жизни в ней

УУД

Познавательные: Найти отличия между условиями жизни в разных средах. Сформулировать понятия – «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почвенная среда», «организм как среда обитания».

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.

Личностные: умение работать с различными биологическими источниками.

Оборудование: презентация «Среды жизни», электронное приложение к учебнику

 

 

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА "СРЕДЫ ЖИЗНИ" 5 КЛАСС, ПРИЛОЖЕНИЯ 1,2,3»

Скобелина Лидия Кирилловна

МАОУ СОШ №7 г.Тобольск

Технологическая карта урока 5класс Среды обитания организмов

Тема

Среда обитания организмов

Тип урока

Урок изучения нового материала

Дата


Образовательные ресурсы

УМК Биология 5 класс Линия жизни

Мультимедиа + презентация «Среды жизни»

Рабочие тетради. Картинки животных разных сред обитания (для каждого ученика). Электронное приложение к уроку.

Цель

Формирование новых умений и знаний о средах жизни и их обитателях, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Задачи

Обучающие: сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах, познакомится с факторами среды, закрепить знания о многообразии живых организмов. С помощью проблемных вопросов повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.

Развивающие: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся; развивать поисково-информационные умения, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать; формировать умение работать в группе.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; способствовать формированию экологического мышления; развивать убеждения в необходимости бережного отношения к природе, воспитывать у школьников положительные личностные качества, любовь к природе, умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность,

Здоровьесберегающие: создать условия для снятия усталости, переключая виды деятельности.

Формы и методы обучения

Методы: словесный, наглядный, проблемного обучения, моделирования

Формы: индивидуальная, фронтальная, в парах

Основные понятия и термины

Среда жизни. Почвенная. Организменная.Наземно-воздушная. Водная.Условия среды

Планируемые результаты

Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в общении с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности; знание правил отношения к живой природе и основ здоровьесбережения, формирование экологического мышления и культуры.

Метапредметные:

1. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему); составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

3. Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в группе; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом).

Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности условий сред обитания; распознавать по рисункам учебника черты приспособленности живых организмов к различным средам жизни, описывать их; приводить примеры обитателей различных сред жизни.








Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Промежуточный контроль

  1. Организационный этап

Ребята, а что вам говорят такие слова «Я интересен тем, что я интересен»

Вывод: люди могут быть интересны, когда они что-то знают и умеют эти знания передавать. Я сегодня предлагаю вам быть интересными друг для друга и учиться передавать знания.


Дети дают пояснения словам.

Слушают, настраиваются к учебной работе.

Регулятивные: принимают учебную задачу

Личностные:

мобилизация внимания, уважение к

окружающим.

Регулятивные: принимают учебную задачу,целеполагание.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками.



  1. Мотивация









  1. Постановка проблемы

У нас в гостях герои одного интересного сюжета. Вот послушайте, что у них произошло. (приглашаю желающих, они одевают маски)





Подумайте, Правы ли были звери, ругая косолапого за его услугу? А может со временем им там и понравилось?


1.Подумайте, как можно сформулировать тему нашего урока.

2. С формулируйте цели урока.


Группа детей разыгрывает мини - спектакль «Своя квартира» (приложение1)


Обсуждение, выдвигают гипотезы.




Обсуждение, выдвигают гипотезы.




Дети формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь


Дети формулируют цели.

- Узнать, что такое среда обитания организмов

- какие среды жизни различают

- какие условия жизни в каждой среде

- определить черты приспособленности организмов к жизни в них




Личностные: применяют правила сотрудничества, сравнивают разные высказывания; проявляют интерес к новому учебному материалу.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; формулируют ответы на вопросы учителя; самостоятельно формулируют цели.

Регулятивные: взаимодействуют с учителем и другими учащимися.







Ответы учащихся

  1. Получение информации

1.В ходе спектакля упоминались места обитания животных, вспомните героев и где они жили.

Глядя на слайды с примерами мест обитания животных, продолжите следующее предложение. Среда обитания – это … (условия окружающей среды)



2.Организация самостоятельной работы в парах, по рядам.

1ряд – водная среда жизни

2 ряд – почвенная среда жизни

3 ряд – наземно-воздушная среда.


Инструкция

1.Прочитайте текст,

2Найдите в тексте информацию о средах обитания и характерных для них условиях,

3 Заполните предложенную таблицу в тетради.


3.Провожу проверку выполнения задания, поэтапно открываю готовую таблицу в презентации «Среды жизни»





3.физкультминутку



4.Самой сложной в понимании для вас является среда «Другой организм». Я предлагаю вам посмотреть внимательно слайды презентации, по ходу просмотра делайте карандашом в таблице заметки по критериям.







Рассматривают слайды, дают определение среды обитания.

Записывают определение в тетради.











Работают с раздаточными карточками: читают текст, анализируют его, оценивают свойства сред обитания (наличие кислорода, количество влаги и света и пр.), преобразуют текст в таблицу (моделирование).



















Участвуют в физкультминутке, выполняют упражнения



Рассматривают слайды, выбирают признаки по критериям.

Анализируют информацию, заполняют таблицу вместе




Познавательные: ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации, дополняют и расширяют имеющиеся знания об экологических факторах, структурируют знания в виде таблицы

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении

Личностные: мотивируют свои действия

Регулятивные: планируют работу при решении учебной задачи, выстраивают алгоритм действий



Письменная работа в тетрадях











Оцените вашу работу

Проверяют правильность заполнения таблицы на слайде

  1. Переработка информации

1. Игра «Займи свое место» На партах у детей лежат картинки животных, определены места обитания – место в классе, дети по команде занимают место жизни данного животного.


дети по команде занимают место жизни данного животного.


Анализируют, все ли правильно заняли свое место

Личностные: развивают способность к самооценке



Устные ответы







  1. Подведение итогов

Организует беседу с классом по вопросам


Вопрос. Почему звери ругали косолапого за его медвежью услугу?

Так, что такое среда обитания для живых организмов?

Организую пару учащихся для работы с электронным приложением по теме урока

Отвечают на вопросы Обобщают, выделяют главное.







Двое учащихся работают с тестовым контролем в электронном приложении












Индивидуальная работа

  1. Рефлексия

Оцените пожалуйста все ли сегодня были удачно погружены в среду урока. Поднимите соответствующую карточку у кого сегодня погружение в среды жизни прошло удачным, кому было сложно.

Учитель анализирует работу учащихся, выставляет оценки за урок.


Определяют свое эмоциональное состояние на уроке






Выставляют отметки в дневник


Личностные: определяют границы собственного знания и незнания.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

  1. Домашнее задание

Конкретизирует задания, выполняемые учащимися

Домашнее задание. Параграф 5 – читать.

Задание на выбор

1.Творческое задание выбрать среду обитания и заполнить ее организмами, на выбор (макет, коллаж, рисунок).

2.Сочинить небольшую сказку о приспособлениях животных к жизни в разных средах обитания.

3.Составить кроссворд из 6 слов характеризующий одну из сред обитания.






Записывают домашнее задание. Определяются в выборе индивидуального задания.



Приложение к уроку



Приложение1

Спектакль «Своя квартира»

Лесовик: Однажды произошел в лесу забавный случай. Вывесил медведь на поляне объявление:

«Бюро добрых медвежьих услуг» предлагает:

Птицы и зверье меняйте свое жилье!

Кому слишком жарко, кому слишком сыро,

Бюро подыщет другую квартиру,

Чтоб каждому жить удобнее было!

Белка: Хочу жить этажом пониже!

Медведь: У крота квартира под землей, большая, удобная, иди в его квартиру жить.

Крот: А я хочу в белкином доме жить!

Белка: Ой как я рада! Будет у меня хорошая квартира. Места для кладовых хватит, и не поймает меня быстрая, проворная куница.

Лесовик: Отправилась белка смотреть новую квартиру, сунулась в норку.

Белка: Ой, батюшки! Темнотища -то какая! Даже побегать негде – коридор темный, а ползать я не умею. Подземные кладовые копать надо, а у меня лапки маленькие. А хвост мой совсем ни к чему. Да и где я под землей корм найду? Орехи и шишки – то на деревьях! Нет , не пойду в кротовую норку жить.

Крот: Не могу добраться до беличьего гнезда. Не годятся мои  лапки-лопатки для того, чтобы по деревьям лазать. Ими только землю хорошо рыть. И солнечный свет мешает – я к темноте привык. Да и что на дереве делать, когда моя еда червяки да личинки – под землей? Нет уж пойду к себе в нору.

Лесовик: А дятел с ястребом из-за обмена совсем рассорились!

Дятел: Это подумать только – на самой верхушке дерева жить! Ветер так и свищет, крыши от дождя нет, стенок – тоже. Птенцы того и гляди из гнезда выпадут!

Ястреб: Как же я в дупло – то полезу? Мои когти хоть и большие, да негодятся для лазанья по деревьям.

Все: Не будем меняться! Останемся жить в своих домах!

Лесовик: Так ничего из этой затеи и не вышло. Долго еще лесные жители ругали косолапого за его «МЕДВЕЖЬЮ» УСЛУГУ. И ПОДЕЛОМ!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!