План-конспект урока по окружающему миру на тему:
«Синица»
Подготовила
учитель начальных классов
Голубева Анастасия Игоревна
Тема урока: Синица.
Цели урока: познакомить учащихся с основными отличительными признаками синицы, ее образом жизни; повторить изученные виды птиц; развивать смекалку; воспитывать любовь к природе.
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы с вами поговорим об одной интересной птичке. Отгадайте, кто это.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка. (Синица)
- Правильно, эта птичка-синичка. Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного об этой птице, о том, как она живет; повторим ранее изученных птиц, поиграем.
Повторение изученного материала.
- Начнем урок с повторения. Отгадайте загадки о птицах.
Какая перелетная птица не строит собственного гнезда? (Кукушка)
Мы построили вдвоем для гостей весенний дом.
А верней сказать – дворец. Прилетай скорей… (Скворец)
В лесу, под щебет, звон и свист стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!» И ставит подпись… (Дятел)
Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдет приют:
Не боится он простуды – с первым снегом тут как тут! (Снегирь)
Ночь. Как смола, черным-черна. Серой птице не до сна.
Меж кустов как тень скользит, караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко, а как крикнет, станет жутко.
Вздрогнет спящая трава. Это ухает… (Сова)
Носит серенький жилет, но у крыльев – черный цвет.
Видишь: кружат двадцать пар и кричат: карр, карр, карр. (Ворона)
Кто летает, кто стрекочет, рассказать нам новость хочет? (Сорока)
Что за птица – мороза не боится,
Хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест)
Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (Воробей)
- Молодцы, ребята! Хорошо знаете птиц!
Изучение нового материала.
Рассказ учителя о птице синице.
- А сейчас, ребята, посмотрите, пожалуйста, на фотографию птички-синички и послушайте, что это за птица. На первый взгляд кажется, что название синицы произошло от синего цвета. Но если разглядеть этих птичек, то можно убедиться, что синего цвета в окраске этих птиц не так уж много. У большой синицы лишь головка («шапочка») иссиня-черного цвета. Основные же цвета в ее окраске – желтый (грудь), черный («галстук» и хвостик), зеленоватый (спина) и белый (щечки). Среди синиц различают большую синицу, лазоревку, московку, хохлатую, гаичку, ремез. Синиц увидеть нелегко – их можно разглядеть только зимой и осенью, когда в поисках пищи они прилетают к человеческому жилью. Весной же и летом они прячутся в густой листве деревьев, и только по звонкой немудреной песенке можно узнать о присутствии птички. Но часто птица не поет, а издает громкий крик – «си-фи-си-фи». Или просто «си-си-си». На лету она тоже издает такие звуки, как бы оповещая о себе. Вот за эти «си» и получила она имя – синица. Синицы живут у нас круглый год, хотя многие думают, что они прилетают к нам только зимой. Думают так, наверное, потому, что летом. Когда в лесу много еды, синицы держатся подальше от людей. Зимой же голодно, и птицы в поисках еды прилетают к человеческому жилью. Тут уж не до страха и не до «разносолов». Летом синицы поедают огромное количество насекомых. А зимой где их взять? Вот и питаются, чем придется – семенами и зернами, крошками хлеба и кусочками мяса, которые находят около людей. А день короткий. Быстро наступает страшная холодная ночь. Пристроится птичка на ветке, взъерошить перышки, чтобы потеплей было, и ждет утра. Только многим не суждено встретить утро – они замерзают. Гибнут синицы не столько от холода, сколько от голода, - сытой птице и сильный мороз не страшен, а голодную и легкий морозец может погубить. Из десяти синиц до весны доживают только две. А жаль: синицы – наши большие друзья. И в саду, и в лесу синица приносит огромную пользу.
- А знаете ли вы пословицы, в которых упоминается синичка? Я вам буду читать начало, а вы их заканчивать.
Лучше синица в руках, чем… (журавль в небе)
Мала синичка, да… (коготок остер)
Чтение подготовленным учеником рассказа И. Полуянова «Синичьи кладовки»
- А сейчас, ребята, послушаем рассказ о том, как синички запасают себе корм на зиму.
«Серебряной уклейкой просверкнул в струях переката узкий листок, упавший с ветки ивы.
Да нет, не играют, пуская по воде, быстрые уклейки. Давно залегли в глубокие ямы. И язи скопились по омутам, и лещи, и пескари. Затаились перед скорыми стужами.
Холодно, слякотно в обнаженных лесах.
А вот синицам поздняя осень не страшна. Стайками перелетают по просекам, опушкам леса, на гарях. Свист, щебет, веселый гомон. Ужели, думаешь, их зима не страшит?
Страшит, как же! Поэтому и заняты сейчас заготовками. Они запасают корма на зиму. Бойкая, с воинственным хохолком на голове синица-гренадерка про запас прячет гусениц, коконы, яички бабочек. Запас – он кармана не тянет. Зимой, в лютую стужу и бескормицу, гренадерка и крохотному яичку будет рада. Многие синицы подбирают с земли осыпавшиеся семена елей, сосен и носят в щели, под кору деревьев…»
- Спасибо! Ребята, что нового о синичках вы сейчас узнали?
Чтение рассказа «На помощь!» Н. Сладкова.
- А хотите узнать, почему синички – самые разговорчивые птички и за что им люди говорят спасибо? Послушайте.
«Синицы самые разговорчивые птички: ни минуты не помолчат. Как ребята, которые ягоды собирают; чтоб н потеряться, - перекликаются, чтоб не скучно было, - поют. Даже переругиваются – для развлечения. И уж кто найдет ягодное место, - непременно других сзывает.
Вот так и синицы. Найдут дерево, где на ветвях гусеницы, на коре жуки, - сразу сзывают других. Вот тут-то мы и поймали на ленту их призывные крики.
А знаете для чего?
Хотим испытать. Как заметим в саду гусениц или жуков, - так и включим звук. Запищит наша лента синичьим голосом:
- Сюда, скорей сюда! Тут много вкусных гусениц и жуков, - на помощь! Налетай, лови, хватай!
Синицы непременно должны в сад прилететь. Кто же откажется от дарового угощения?
Налетят и очистят сад от насекомышей.
Еще и спасибо нам за угощение скажут. А мы им – за помощь».
Слушание голосов синиц.
Закрепление.
Игра «Прилетели птицы».
- Я сейчас буду вам называть названия птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
- А кто такие мухи? (Насекомые)
- Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны!
- Прилетели птицы:
Голуби, куницы!
- А кто такие куницы? (Звери)
- Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи,
Аисты, кукушки…
Даже совы-сплюшки…
Комары и галки…
- Комары – это кто? (Насекомые)
- Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все мы молодцы!
Правила обращения с птицами.
- А теперь давайте вспомним, чем же полезны человеку птицы? (Уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла).
- А наносит ли человек вред птицам? Какой?
- Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?
Не разорять гнезда.
Не ловить птиц и не убивать.
Не трогать яйца и птенцов.
Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голода.
Делать кормушки.
Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т.д.)
Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т.д.)
Итог урока.
- Ребята, с какой птицей вы сегодня близко познакомились?
- Что интересного для себя вы узнали о синицах?
- Какой вывод сделаем?
Домашнее задание: подготовить свой рассказ о синице и нарисовать рисунок.