СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Синица".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для проведения уроков по окружающему миру или для внеклассного мероприятия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Синица".»

План-конспект урока по окружающему миру на тему:

«Синица»





Подготовила

учитель начальных классов

Голубева Анастасия Игоревна











Тема урока: Синица.

Цели урока: познакомить учащихся с основными отличительными признаками синицы, ее образом жизни; повторить изученные виды птиц; развивать смекалку; воспитывать любовь к природе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы с вами поговорим об одной интересной птичке. Отгадайте, кто это.

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка. (Синица)

- Правильно, эта птичка-синичка. Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного об этой птице, о том, как она живет; повторим ранее изученных птиц, поиграем.

  1. Повторение изученного материала.

- Начнем урок с повторения. Отгадайте загадки о птицах.

  • Какая перелетная птица не строит собственного гнезда? (Кукушка)

  • Мы построили вдвоем для гостей весенний дом.
    А верней сказать – дворец. Прилетай скорей… (Скворец)

  • В лесу, под щебет, звон и свист стучит лесной телеграфист:
    «Здорово, дрозд-приятель!» И ставит подпись… (Дятел)

  • Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдет приют:
    Не боится он простуды – с первым снегом тут как тут! (Снегирь)

  • Ночь. Как смола, черным-черна. Серой птице не до сна.
    Меж кустов как тень скользит, караулит, кто не спит.
    Ловит каждый шорох чутко, а как крикнет, станет жутко.
    Вздрогнет спящая трава. Это ухает… (Сова)

  • Носит серенький жилет, но у крыльев – черный цвет.
    Видишь: кружат двадцать пар и кричат: карр, карр, карр. (Ворона)

  • Кто летает, кто стрекочет, рассказать нам новость хочет? (Сорока)

  • Что за птица – мороза не боится,
    Хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест)

  • Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков.
    Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (Воробей)

- Молодцы, ребята! Хорошо знаете птиц!

  1. Изучение нового материала.

  1. Рассказ учителя о птице синице.

- А сейчас, ребята, посмотрите, пожалуйста, на фотографию птички-синички и послушайте, что это за птица. На первый взгляд кажется, что название синицы произошло от синего цвета. Но если разглядеть этих птичек, то можно убедиться, что синего цвета в окраске этих птиц не так уж много. У большой синицы лишь головка («шапочка») иссиня-черного цвета. Основные же цвета в ее окраске – желтый (грудь), черный («галстук» и хвостик), зеленоватый (спина) и белый (щечки). Среди синиц различают большую синицу, лазоревку, московку, хохлатую, гаичку, ремез. Синиц увидеть нелегко – их можно разглядеть только зимой и осенью, когда в поисках пищи они прилетают к человеческому жилью. Весной же и летом они прячутся в густой листве деревьев, и только по звонкой немудреной песенке можно узнать о присутствии птички. Но часто птица не поет, а издает громкий крик – «си-фи-си-фи». Или просто «си-си-си». На лету она тоже издает такие звуки, как бы оповещая о себе. Вот за эти «си» и получила она имя – синица. Синицы живут у нас круглый год, хотя многие думают, что они прилетают к нам только зимой. Думают так, наверное, потому, что летом. Когда в лесу много еды, синицы держатся подальше от людей. Зимой же голодно, и птицы в поисках еды прилетают к человеческому жилью. Тут уж не до страха и не до «разносолов». Летом синицы поедают огромное количество насекомых. А зимой где их взять? Вот и питаются, чем придется – семенами и зернами, крошками хлеба и кусочками мяса, которые находят около людей. А день короткий. Быстро наступает страшная холодная ночь. Пристроится птичка на ветке, взъерошить перышки, чтобы потеплей было, и ждет утра. Только многим не суждено встретить утро – они замерзают. Гибнут синицы не столько от холода, сколько от голода, - сытой птице и сильный мороз не страшен, а голодную и легкий морозец может погубить. Из десяти синиц до весны доживают только две. А жаль: синицы – наши большие друзья. И в саду, и в лесу синица приносит огромную пользу.

- А знаете ли вы пословицы, в которых упоминается синичка? Я вам буду читать начало, а вы их заканчивать.

Лучше синица в руках, чем… (журавль в небе)

Мала синичка, да… (коготок остер)

  1. Чтение подготовленным учеником рассказа И. Полуянова «Синичьи кладовки»

- А сейчас, ребята, послушаем рассказ о том, как синички запасают себе корм на зиму.

«Серебряной уклейкой просверкнул в струях переката узкий листок, упавший с ветки ивы.

Да нет, не играют, пуская по воде, быстрые уклейки. Давно залегли в глубокие ямы. И язи скопились по омутам, и лещи, и пескари. Затаились перед скорыми стужами.

Холодно, слякотно в обнаженных лесах.

А вот синицам поздняя осень не страшна. Стайками перелетают по просекам, опушкам леса, на гарях. Свист, щебет, веселый гомон. Ужели, думаешь, их зима не страшит?

Страшит, как же! Поэтому и заняты сейчас заготовками. Они запасают корма на зиму. Бойкая, с воинственным хохолком на голове синица-гренадерка про запас прячет гусениц, коконы, яички бабочек. Запас – он кармана не тянет. Зимой, в лютую стужу и бескормицу, гренадерка и крохотному яичку будет рада. Многие синицы подбирают с земли осыпавшиеся семена елей, сосен и носят в щели, под кору деревьев…»

- Спасибо! Ребята, что нового о синичках вы сейчас узнали?

  1. Чтение рассказа «На помощь!» Н. Сладкова.

- А хотите узнать, почему синички – самые разговорчивые птички и за что им люди говорят спасибо? Послушайте.

«Синицы самые разговорчивые птички: ни минуты не помолчат. Как ребята, которые ягоды собирают; чтоб н потеряться, - перекликаются, чтоб не скучно было, - поют. Даже переругиваются – для развлечения. И уж кто найдет ягодное место, - непременно других сзывает.

Вот так и синицы. Найдут дерево, где на ветвях гусеницы, на коре жуки, - сразу сзывают других. Вот тут-то мы и поймали на ленту их призывные крики.

А знаете для чего?

Хотим испытать. Как заметим в саду гусениц или жуков, - так и включим звук. Запищит наша лента синичьим голосом:

- Сюда, скорей сюда! Тут много вкусных гусениц и жуков, - на помощь! Налетай, лови, хватай!

Синицы непременно должны в сад прилететь. Кто же откажется от дарового угощения?

Налетят и очистят сад от насекомышей.

Еще и спасибо нам за угощение скажут. А мы им – за помощь».

  1. Слушание голосов синиц.

  1. Закрепление.

  1. Игра «Прилетели птицы».

- Я сейчас буду вам называть названия птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…

- А кто такие мухи? (Насекомые)

- Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны!

- Прилетели птицы:
Голуби, куницы!

- А кто такие куницы? (Звери)

- Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи,
Аисты, кукушки…
Даже совы-сплюшки…
Комары и галки…

- Комары – это кто? (Насекомые)

- Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все мы молодцы!

  1. Правила обращения с птицами.

- А теперь давайте вспомним, чем же полезны человеку птицы? (Уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла).

- А наносит ли человек вред птицам? Какой?

- Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?

  • Не разорять гнезда.

  • Не ловить птиц и не убивать.

  • Не трогать яйца и птенцов.

  • Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голода.

  • Делать кормушки.

  • Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т.д.)

  • Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т.д.)

  1. Итог урока.

- Ребята, с какой птицей вы сегодня близко познакомились?

- Что интересного для себя вы узнали о синицах?

- Какой вывод сделаем?

  1. Домашнее задание: подготовить свой рассказ о синице и нарисовать рисунок.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!