учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап | Здравствуйте, ребята. Очень рад видеть вас! - Поднимите руку те, кто готов к уроку (молодцы все готовы), а теперь погладьте себя по голове со словами: «Я — умница!» - Начинаем наш урок! | Организация к занятию, гладят себя по голове |
Актуализация опорных знаний | - Ребята, давайте вспомним, как действовать во время наводнения. (три человека идут выполнять тест на компьютере) (Приложение 3) Проводится фронтальный опрос с использованием слайдов. 1. Каков план действий при угрозе наводнения. Слайд 1. 2. Расскажите о действиях населения при внезапном наводнении. Слайд 2. 3. Расскажите о действиях населения после наводнения. Слайд 3. | Ребята поднимают руки и отвечают Трое человек проходят за компьютеры выполняют тест пока идет фронтальный опрос |
3. Сообщение темы урока | Сегодня вы узнаете еще об одном опасном природном явлении. - Послушайте стихотворение и скажите, о чем пойдет речь на уроке? (зачитываю стих)
При свете солнца и луны Речушка с гор бежала И, огибая валуны, Восторженно журчала. И извиваяся змеей, И, не боясь преграды, Она сверкала бирюзой, А все ей были рады! Но вот однажды в жаркий день С высоких гор сорвался сель, Он мчался с гулом на поля, И содрогнулася земля. В горах далеких долго жил, Он много злобы накопил, Зажатый между мрачных скал, О мести он давно мечтал. Сметая на пути своем Деревья, камни, новый дом, Людей давил, животных смыл, И только этим счастлив был… Скрежет зубов, его оскал, Казалось, исходил от скал. Обезображена земля, Камнями устланы поля… А вот речушки больше нет, И где текла, потерян след… - О чем же мы будем говорить на уроке?
значит тема урока…(слайд 4) | Ребята слушают
Ответы учащихся Открывают тетради записывают классная работа, дату, тему урока. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | а цель урока??? Мотивация учебной деятельности: человек зачастую не может устоять перед силами природы, стихийные проявления которых вызывают катастрофы, разрушения, гибель многих людей. Можно, конечно, стараться избегать мест, где разгулялась стихия, но в настоящее время это не всегда возможно. Поэтому, чтобы не попасть в беду, необходимо знать о возможных стихийных явлениях, учитывать их особенности и правильно вести себя. | Формулируют цели урока Перцептивные действия учащихся |
Изучение нового материала | Историческая справка. Слово «сель» произошло от арабского «сайль», что означает «бурный поток». В 1982 г. селевой поток протяженностью 6 км и шириной до 200 м обрушился на поселки Шивея и Аренда Читинской области. Были разрушены дома, мосты, 28 усадеб, размыты и занесены 500 га посевных площадей, погибли люди. В 1985 г. в Колумбии в результате извержения вулкана Руис возник гигантский сель, который захлестнул г. Армеро, в результате чего погибли 22 тыс. человек и было уничтожено 4,5 тыс. жилых и административных зданий. СЕЛЬ – временный поток смеси воды и большого количества обломков горных пород от глинистых частиц до крупных камней и глыб, внезапно возникающий в руслах горных рек и лощинах. (Слайды 5-10) Демонстрация видеоролика «Сели и их характеристика. Защита населения от последствий селевых потоков». (интернет ) https://www.youtube.com/watch?v=7WbWvTGMCR8 | Внешние учебные (наблюдаемые) и внутренние – мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание), действия воображения и действия мышления, делают пометки в тетрадях. Запись в тетрадь. |
ФИЗМИНУТКА (стоя возле парт небольшие упражнения для рук, головы и ног) |
Первичное закрепление нового материала | Селевые потоки в зависимости от их воздействия на сооружения можно разделить на несколько групп. Организация индивидуальной работы учащихся с учебником по карточкам-заданиям (Приложение №1) для детальной проработки темы «Сели и их характеристика. Защита населения от последствий селевых потоков». Контроль учителя за ходом выполнения заданий, своевременная помощь в разрешении возникающих затруднений. Я беру на проверку несколько тетрадей. Остальные учащиеся проверяют сами | Каждый ученик в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями выполняет задания реконструктивно-вариативного типа (Приложение 1) учащиеся меняются тетрадями с соседом проверяют правильность выполнения задания по слайдам 12-13. самопроверка |
Самостоятельная работа | Задание (Приложение2) слайд 14 Напишите определение, вставив пропущенные слова. Сель, или селевой поток – это бурный ...... горный ........, состоящий из смеси ........ и большого количества горных пород – от глинистых ......... до крупных ........... и .......... . Слова- помощники: вода, камни, частицы, временный, глыбы, поток. выставляю отметки. | учащиеся меняются тетрадями с соседом проверяют правильность выполнения задания по слайду 15. взаимопроверка |
Подведение итогов урока. Рефлексия | Итак, сегодня мы познакомились с опасным природным явлением - селем. Рассмотрели причины возникновения и последствия селевых потоков. Ответьте на вопросы: К последствиям селевых потоков можно отнести: Разрушение зданий, дорог, гидротехнических и других сооружений. Вывод из строя линий связи и электропередач. Уничтожение садов, пахотных земель. Гибель людей и животных. 2. Ребята, каковы же основные компоненты селевого потока? 3. Чем же опасен селевой поток? | Подводят итоги, отвечают на вопросы, получают отметки в дневник. |
Домашнее задание | 1)Выполнить до конца задания к §4.4, 4.5. 2) дополнительно на оценку: сообщение самые «страшные» сели. | Записывают Д/З в дневники |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Классифицируйте селевые потоки по результатам их воздействия на различные сооружения и объекты в зависимости от суммарного объёма селевого выноса.
Укажите основные критерии, определяющие это деление. Занесите эти данные в тетрадь в виде таблицы, пользуясь с. 100 учебника.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Напишите определение, вставив пропущенные слова.
Слова- помощники: вода, камни, частицы, временный, глыбы, поток.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4.