развивать умения обобщать, группировать, анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать орфографическую зоркость, речь и творческие способности учащихся;
воспитывать умение сотрудничать, радоваться за успех товарищей.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Психологический настрой.(Слайд1) Добрый день. А что это значит? Значит день был по-доброму начат. Значит день будет по-доброму прожит. Он умножит счастливые дни. - Как понимаете смысл этого стихотворения? - Добрый день – это приветствие. (Слайд2) - Давайте скажем слова приветствия на казахском и английском языке. - А как приветствуют в первой половине дня? (Доброе утро) - Как человек должен произносить эти слова приветствия? (Добрая улыбка) | Ученики читают стихотворение. Проговаривают хором |
Мотивационный настрой | Критерии успешного урока Я аккуратно пишу в тетради. Я работаю активно Я помогал группе Я порадовался за товарища Я добывал знания самостоятельно (Слайд3) | Ознакомление на индивидуальных карточках |
Целеполагание | - Прочитайте слова первого столбика. - Какой частью речи они являются? Почему? - Чем различаются имена прилагательные? - Как вы думаете, почему окончания у прилагательных разные? - Давайте определим тему урока. Тема: Изменение имен прилагательных по родам. Узнаем… Научимся…. - Что узнаем на уроке? Чему научимся? (Слайд4) | Высказывание учеников Определяют тему и цели урока |
Минутка чистописания | Минутка чистописания - Прочитай те пословицу. (Слайд5) В зимний холод всякий молод. - Объясните смысл пословицы. - Назовите орфограммы. - Назовите парные звонкие согласные. (в,з,д) - Запишите в тетрадь. Какие еще сочетания можно образовать? взд вдз звд здв двз дзв - Назовите слова с парной согласной на конце слова. - Образуйте от слов холод и молод имена прилагательные, запишите в тетрадь, разберите по составу. - Подберите подходящие по смыслу имена существительные. - Что у нас получилось? (словосочетание) | Читают пословицу Называют орфограммы Записывают в тетрадь |
Словарная работа | На экране слова: лимон, яблоко, пиала , болото, коньки, столица, топор. (Слайд6) - Распределите слова в три столбика - Что общего у всех этих слов? (имена существительные) - Распределите слова в три столбика по родам. Запись по родам (Слайд7) м. р. ж. р. ср. р. Лимон пиала яблоко топор столица болото | Самостоятельная работа Взаимопроверка Оценивание работы |
Актуализация знаний | - А сейчас поиграем. Я предлагаю вам игру «Данетки» - Слушайте высказывания, если согласны, то ставьте +, если нет – . - Имя прилагательное – часть речи. + - Имена прилагательные обозначают предмет. – - Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? + - Имена существительные употребляются для более точного описания предмета. + (Слайд8) | Выполняют самостоятельно Самопроверка |
Открытие новых знаний Определение проблемы Решение проблемы Ознакомление с правилом | - Соедини имена существительные с подходящими именами прилагательными (Слайд9) Лимон круглое пиала кислый яблоко маленькая - Определите род имён прилагательных. Проблема: как определить род имен прилагательных? (Слайд10) (Слайд11) Запишите, что знаем о роде имен существительных (Слай12) Имя существительное | Имя прилагательное | Знаем 1. У имён существительных 3 рода 2. Способ определения рода имён существительных Не знаем Способ определения рода имён прилагательных Гипотеза: Предположим, что род имени прилагательного можно определить по роду имени существительного. (Слайд13) - Допиши окончания имен прилагательных. Золот… цепочка Золот… сердце Золот… луч Золот… руки На доску вывешиваются плакаты с выполненной работой. - Почему во всех словах разные окончания? - От чего зависит окончание имени прилагательного? - Определи род имени существительного, поставьте вопрос от имени существительного к имени прилагательному, выдели окончание у имени прилагательного. Вывод: Род у существительных и прилагательных одинаковый. Значит: Род имени прилагательного можно определить по имени существительному. Работа с учебником с. 157 - А теперь сверим с учебником, правильно ли мы сделали вывод? - Прочитайте правило. | Самостоятельная работа Называют словосочетания Вносят данные в таблицу Высказывают предположение Работа в паре Объясняют значение словосочетаний Ответы учащихся Выдвигают свои аргументы Работа с учебником |
Физминутка | Музыкальная физминутка со Смешариками | Выполняют танцевальные упражнения |
Составление алгоритма | 1. Определи род имени существительного 2. Поставь вопрос от существительного к прилагательному. 3. Определи род имени прилагательного (Слайд14) - А как вы думаете, для чего надо определять род имени прилагательного? М.р. какой? - ой, - ый, - ий. Ж.р. какая? - ая, - яя. Ср.р. какое? - ое, - ее. (Слайд15) - Можно ли определить род имен существительных множественного числа? Почему? | Коллективная работа Ответы учеников (Для правильного написания окончаний имен прилагательных) |
Применение полученных знаний | - Измени имена прилагательные по родам. Син.. лента Син… шар Син.. озеро (Слайд16) | Самостоятельная работа Самопроверка |
Итог урока | - Заполните таблицу «Критерии успешного урока». - У кого выполнены все пункты плана? - Выскажите свое мнение. | Самооценка |
Рефлексия | - Закончи предложения Сегодня на уроке Я узнал … Я понял … Было трудно… Для меня было открытием, что… Могу порадоваться за … (Слайд17) | Ответы по желанию |
Домашнее задание по выбору | С. 158 у. 418 или 419; с. 157 выучить правило (Слайд18) | Запись домашнего задания в дневник |