СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык 9 класс Изучение сложноподчиненных предложений.Конспект урока

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"»

Русский язык 9 класс

Сложноподчиненные предложения(СПП) с придаточными изъяснительными.

(Урок изучения нового материала. По программе С. И. Львовой)

Автор: Смирнова Татьяна Афанасьевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Тонкинская СШ»

п. Тонкино Нижегородской области

Цели урока:

- познакомить учащихся с придаточными изъяснительными;

- совершенствовать умение в составлении схем СПП;

- продолжать работу по формированию правильной речи.



1.Организационный момент (эмоциональный настрой, план урока)



2. Подготовка к ОГЭ (синтаксическая пятиминутка, работа по карточкам): ОГЭ (№ 4, 7, 12)

- в приведенных предложениях выписать цифры, обозначающие запятые между частями СПП.

1. Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны и эхом вернулся в саванну,(4) сообщив её обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест.

2. Была та смутная пора,(1) когда Россия молодая,(2) в бореньях силы напрягая,(3) мужала с гением Петра.

3. Когда я,(1) нагнувшись,(2) протянул мальчику два белых куска,(3) он вдруг приподнял голову.



4. - В первом предложении словосочетание КРИК ОТЧАЯНИЯ замените синонимичным.

5. - В третьем предложении найдите слово, в котором правописание приставки определяется её значением.

ВЗАИМОПРОВЕРКА учащимися работ по карточкам

- Как связаны задания карточки с темой нашего урока?

3.Попробуем сформулировать цели урока, исходя из темы.







4.Фронтальный опрос:

- Перед тем как перейти к новому материалу, вспомним ранее изученный материал о СПП.

- Какие группы СПП вы знаете?

- Как определить значение придаточного?

- С помощью чего присоединяется придаточное к главному?

- Как отличить союзы от союзных слов?

- Как обозначаются на схеме главное и придаточное предложения?



5. Изучение нового материала:

А. Чтение самостоятельно учебник стр. 158-159

Б. Ответить на вопросы по плану (записан на доске):

- На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

- Какие слова в главном предложении поясняются придаточными изъяснительными?

- Как связано придаточное изъяснительное с главным предложением?

- Где находится придаточное изъяснительное по отношению к главному?

- Есть ли указательные слова в придаточном изъяснительном?



6. Беседа по прочитанному материалу по плану.

7.Составление опорной схемы СПП с придаточным изъяснительным:

[ х слово ], ( союз, союзное слово, ЛИ)



8.ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Комментированное письмо с составлением схем предложений:

(+ прокомментировать литературную основу предложений)

А. Свет решил, что он умен и очень мил.

Б. Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.

В. И сам не знает поутру, куда поедет ввечеру.

Г. Судите ж вы, какие розы нам заготовит Гименей.

Д. Ей снится, будто бы она идет по снеговой пустыне.



9. Самостоятельное составление СПП. ( работа в парах по карточкам)

- из данных слов составить и записать сложноподчиненное предложение

1. знать, часть, состоять, по, что, три, из, язык, мы, экзамен, русский

2. известно, мы, изложение, что, три, передать, в, микротемы, надо

3. посоветовать, мы, сочинение, третий, учитель, чтобы, выбирать, вариант

4. слово, в, который, из, надо, тест, записать, тринадцать, задание, состоять,ответ.

5. сдать, мы, что, успешно, надеяться, экзамен.

- Какое из этих предложений лишнее и почему?



10. Работа с учебником.

Различение придаточных определительных и изъяснительных.

- упр. 322 (устно, фронтальная работа)

- упр. 325 (последний абзац: найти СПП, записать, определить вид придаточного, составить схему)



10. Домашнее задание:

- для чего нам нужно изучать СПП?

(предполагаемый ответ ученика: правильно расставлять знаки препинания и использовать СПП в речи при написании творческих работ)

  1. Дома вы ещё раз поупражняетесь в составлении СПП

Упр. 317 (на «4 и 5»)

Упр. 320 (на «3»)

2) повторить по учебнику материал о придаточных определительных и изъяснительных: в начале следующего урока будет небольшой тест.

11. Подведение итогов урока:

- что узнали нового?

- что закрепили?

- что было интересным?

- выставление оценок




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!