СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе " Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока « Имена существительные, которые имеют форму толькомножественного числа».

Класс:5

Планируемые образовательные результаты.

 Предметные:

1.Формирование умения находить имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

2.Рассмотрение основных групп этих существительных по значению.

3.Пополнение словарного запаса обучающихся.

Метапредметные:

1.Умение формулировать цели своей учебной деятельности.

2. Совершенствование навыков самоконтроля, коррекции, самооценки.

3.Формулирование и аргументация соб­ственного мнения, умение работать с разными источниками информации.

4.Совершенствование навыков языкового анализа и построения рас­суждения на основе причинно-следственных связей.

Личностные:

Поддержаниеустойчивого познавательного интереса к предмету.

Основные понятия урока:имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе " Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа".»

Тема урока « Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».

Класс:5

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

1.Формирование умения находить имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

2.Рассмотрение основных групп этих существительных по значению.

3.Пополнение словарного запаса обучающихся.

Метапредметные:

1.Умение формулировать цели своей учебной деятельности.

2. Совершенствование навыков самоконтроля, коррекции, самооценки.

3.Формулирование и аргументация соб­ственного мнения, умение работать с разными источниками информации.

4.Совершенствование навыков языкового анализа и построения рас­суждения на основе причинно-следственных связей.

Личностные:

Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету.

Основные понятия урока: имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.


Ресурсы


Учебник «Русский язык. 5 класс» — авторы Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др.; раздаточные дидактические материалы, рабочие листы, карточки для взаи­мопроверки, мультимедийная презентация.


Тип урока: комбинированный.


Этапы урока. Основное содержание этапа.

Основные виды деятельности учащихся.

1.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания.

2.

Проверка домашнего задания (упр.506).Взаимопроверка.

У кого безошибочно? У кого были затруднения при выполнении домашнего задания?

Контроль и коррекция.

3.

Актуализация

На предыдущих урокам мы начали изучать тему «Имя существительное». Давайте вспомним, что вы знаете об этой части речи.

В рабочих листах заполните кластер, записав каждый признак в отдельный кружок.

Самопроверка. Слайд 1.

Давайте проверим, как вы справились с работой. Напротив правильных ответов ставим +, а неправильные - зачёркиваем.

Сколько плюсов у вас получилось? У кого ни одного плюса?




Преобразование информации из одной формы в другую

( в схему).


4.

Мотивация (создание проблемной ситуации)

Наблюдение за формами числа по рисункам на слайдах. Слайд 2.

Сколько предметов изображено слева? (Один) Что это за предмет? (Ножницы) Сколько предметов изображено справа? (Много, несколько) Назовите их. (Ножницы) Слайд 3.

Назовите предметы, изображенные на этих рисунках. (Брюки)

(Учащиеся делают вывод о том, что для обозначения одного и нескольких предметов используется одна и та же форма мн.ч., )

Слайд 4. «Найди лишне слово».

Посмотрите на эти слова. Подумайте, какое слово лишнее в каждой группе? (Санки, грабли, тиски). Почему выбрали именно эти слова? (Учащиеся отвечают, что данные существительные имеют форму только множественного числа). Как вы определяли? (Учащиеся отвечают, что подбирали форму единственного числа).

В русском языке есть такие существительные, которые имеют форму только множественного числа. Это и будет тема нашего урока « Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».

Слайд 5.

(Запись темы на доске и в рабочих листах).




Анализ языкового материала, построение умозаключения на основе анализа языкового материала.

5.

Целеполагание

Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (Учащиеся говорят о том, что они познакомятся с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа, научатся их находить среди других существительных и правильно употреблять в речи)

Формулирование целей своей учебной деятельности.

6.

Работа по теме урока

1.Морфологический разбор существительного очки.

Мы с вами узнали, что в русском языке есть такие существительные, которые имеют форму только множественного числа. Чтобы выяснить, какие морфологические признаки они имеют, давайте сделаем морфологический разбор слова очки. Запишем предложение: На столе лежат очки.

Какое это предложение по количеству грамматических основ? (Простое)

Подчеркните главные члены предложения.

(Ученик делает у доски морфологический разбор имени существительного очки и делает вывод о том, что у существительных, которые имеют форму только

множественного числа нельзя определить род и склонение, т.к. они определяется по ед. числу.)

Сообщение. В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное (один предмет), двойственное (два предмета) и множественное (более двух). Запись на доске: Ед.ч.-глаз-нулевое окончание , двойственное- глаза- окончание - а, мн.ч.-глази-окончание - и. Потом двойственное число исчезло, и остались только два числа: единственное и множественное. Окончание -а во мн.числе сохранилось лишь у некоторых имен существительных- доктора, профессора и др.

Как же отличать существительные только мн.числа от других существительных, стоящих просто во множественном числе?( Учащиеся отвечают, что нужно попытаться образовать от существительного форму единственного числа. Например: доска - доски.)

2. Игра «Магазин». Слайд 6-7.

Предлагаю зайти в магазин и совершить небольшие покупки. Но покупать мы будем предметы, имеющие форму только множественного числа. Кто первый пойдёт за покупками? ( К доске выходит ученик) В какой отдел направимся мы?

Продовольственный: Канцтовары: Косметика:

(В каждом отделе ученик щёлкает по тому предмету, который выбирает. Если ответ верен, покупка попадает в корзину. Данные слайды построены с помощью триггеров).

Канцтовары: ножницы, счёты, чернила.

Косметика: духи, бусы, бигуди

Продовольственный: макароны, сливки, хлопья

Мы прекрасно справились с поставленной задачей.


3.Физкультминутка для глаз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, верх, вниз.

4. Словарная работа.

Среди словарных слов имеются существительные, имеющие форму только множественного числа. Мы сегодня познакомимся с двумя такими словами: ворота и чернила. (Двое учащихся знакомят класс с лексическим значением данных слов).

Далее учащиеся придумывают с этими словами предложения. Затем в данных предложениях некоторые учащиеся делают морфемный разбор глаголов, другие находят слова с безударной гласной в корне, третьи определяют у имен существительных склонение и падеж.












Построение умозаключения на основе наблюдения.


















Владение приёмами отбора и систематизации материала.

Умение устанавливать сходства и различия.









Гимнастика для глаз.




Знакомство со словарными словами.


Работа с толковым словарем.


Морфемный анализ. Орфографический анализ. Грамматический анализ.

7.

Закрепление материала

1.Работа с учебником №509. Первое задание у доски, остальные самостоятельно. Проверка по цепочке.

2.Работа по таблице «Группы существительных, которые имеют форму только множественного числа». Слайд 8.

Дополните схему своими примерами.

3.Физкультминутка

Поднимает руки класс - это «РАЗ».

Повернулась голова - это «ДВА».

Руки вниз, вперед смотри - это «ТРИ».

Руки в стороны пошире - развернули на «ЧЕТЫРЕ».

Силой их к плечам прижать- это «ПЯТЬ»

Всем ребятам тихо сесть - это «ШЕСТЬ».

4. Слайд 9-10. Наблюдение над лексическим значением слов, имеющих как соотносительные формы числа, так и форму только множественного числа.

Как вы определили, какое значение имеет слово очки в 1­м примере? а во 2­м? Почему слово очки («прибор для улучшения зрения») не имеет формы единственного числа? (Называет парные предметы.)

Как называются такие слова?

Составление предложений со словами ­омонимами очки.

5.Исследовательская работа. (Работа в парах).

Назовите адрес нашего места жительства. (Орловская область Новодеревеньковский район село Моховое) Рассмотрите географическую карту Новодеревеньковского района. Выпишите названия населенных пунктов, которые имеют только форму мн. числа. Свое выступление можете построить по образцу: я исследовал карту Новодеревеньковского района и обнаружил, что населенные пункты....названы именами существительными, которые имеют форму только мн.числа.(Кулеши, Судбищи, Домны и др.)

6. Работа с деформированным текстом.

Посмотрите на предложения в рабочем листе. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении существительных. Запишите только эти предложения в исправленном виде.

Давайте проверим, как вы справились со своим заданием.
Взаимопроверка.

Рядом с правильным ответом поставьте +.

У кого безошибочно? и т.д.

К каким группам относятся существительные, встретившиеся вам в работе?

В одном из предложений вам встретилось слово каникулы.

Сообщение ученика. Каникулой древние римляне называли Сириус – самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые светлые дни (с середины июля до конца августа) Солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Бывают осенние, зимние, весенние, летние каникулы.

7.Итоговый контроль (тестирование)

Слайд 11. Самопроверка с выставлением оценки, исходя из количества ошибок по шкале:

0 —«5», 1- «4», 2- «3». 3 - «2»

Кто справился с заданием и не допустил ошибок, т.е. получил «5»?

Кто получил оценку «4»? «3»? Какие ошибки были допущены?



Анализ языкового материала. Опознание существительных, которые имеют форму только множественного числа.


Простые физические упражнения для снятия общего утомления.


Анализ иллюстративного материала. Формирование умения распознавать существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Осуществление парной формы сотрудничества.

Развитие мыслительных операций, логического мышления.



Анализ и оценка языкового материала с точки зрения нормативности и его коррекция.















Проверка знаний.

8.

Рефлексия

Вспомните, какие цели мы ставили? Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем ещё нужно поработать? По­смотрите на запись сегодняшнего урока в ваших рабочих листах и поставьте на полях знак вопроса рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас за­труднения. Оцените свой уровень при помощи смайликов: все понятно, были затруднения, плохо разобрался в теме..


Анализ собст­венной учеб­ной деятельно­сти и само­оценка.

9.

Домашнее задание

Параграф 93,упр.511-базовый уровень, (дополнительно 512- повышенный уровень). Далее проводится инструктаж.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!