СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 10 классе "Глагол как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка в 10 классе "Глагол как часть речи"в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 10 классе "Глагол как часть речи"»

План-конспект урока русского языка в 10 классе на районном семинаре учителей русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы 1 категории МБОУ Бочаровской СОШ Пузанова Майя Александровна

Тема урока: Глагол как часть речи

Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме

Цели урока:

1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол как часть речи».

2. Развитие и закрепление познавательных компетенций.

3. Развитие умения самоконтроля, навыка работы в группе.

4. Подготовка к ЕГЭ.

5. Воспитание нравственных качеств личности.

6. Воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование:

экран, видеопроектор, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал, таблички с указанием всех морфологических признаков глагола листы самооценки с позиции личностно-ориентированного обучения, записи на доске.

 

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.


 

2. Мотивация. Актуализация.

-Угадайте загадку:

Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом.

И счастливый мой удел таков-

В речи быть одним из главных слов.(Слайд1)

-О какой части речи говорится в этом четверостишии? Какова тема сегодняшнего урока?

Запись числа и темы урока в тетради.( С комментированием)

Слово учителя

Глагол - весенняя часть речи,

Она заставит действовать нас всех:

Читать, писать, спрягать – и обеспечит

В конце урока непременно нам успех.



-Как вы думаете, о чём, по-вашему, пойдёт речь на уроке?

-Какие задачи вы ставите перед собой?

- Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

Учитель: Ребята, вы получили листы самооценки, поэтому в течение урока вы будете вносить свои результаты в него за разные виды деятельности.

3. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщённой деятельности. Воспроизведение на новом уровне.

-В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Л.Н.Толстого:

«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы- значит дать движение фразе».(Слайд 2)



- Отберите ту часть информации, которая отражает мнение Л.Н.Толстого о глаголе.

(Ответ: без глагола не построить предложений, не передать собеседнику никаких сообщений.)

Учитель: Действительно, глагол- удивительная часть речи. По частоте употребления глагол занимает 2 место после существительного. Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов 2500!.

Целеполагание: Итак, задача- вспомнить постоянные и непостоянные признаки глагола, составить его «визитную карточку».Работаем в группах

На доске вывесить табличку «Глагол».

Уч: Рассмотрите таблицу на слайде, отберите важную информацию. Расскажите, что вы знаете о глаголе. Задания по группам.(Слайд 3)

Ответ ученика.

Вывесить таблички «вид», «время»,«н.и б. вр. «, «пр. вр»

-Почему так называется вид :совершенный и несовершенный? Какое действие выражают глаголы сов. Вида? А несов. Вида?

Отберите важную информацию и составьте ответ.

Ответ о спряжении.

Вывесить табличку «спряжение».

-Назовите глаголы-исключения (Стихотворный ответ.)

-А теперь проверьте ответ по слайду (Слайд 4)

-Ребята, зачем надо знать спряжение глагола?

–Личные окончания глаголов бывают ударные и безударные.

- Рассмотрите таблицу, проанализируйте окончания 1 и 2 спряжений. Какую особенность можете отметить?(Слайд 5)

- Обратите внимание на то, что глаголы хотеть и бежать –разноспрягаемые. А почему?

Ответ ученика как результат наблюдения по слайду. И грамматические нормы употребления глаголов в повелительном наклонении.(Слайд 6)



-Работа в тетради. Запишите предложения, объясните окончания в глаголах.(Слайд7)

Знаешь, читают, пишем, стелет.

(Слайд 8).Вывесить табличку «переходность/непереходность».

–Какие глаголы являются переходными?

Работа в тетради. Запишите предложения, решите орфографическую задачу(Демонстрация слайда 9).

-Многие сёла в последние годы обезлюдели, потому что молодёжь уехала в город.

-В годы Великой Отечественной войны фашисты обезлюдили много сёл и деревень.

-Определите переходность глаголов. Что они обозначают?

(Суффикс Е указывает на то, что действие совершено было самим предметом, т.е. глагол- непереходный).

Суффикс И указывает на то, что действие совершено над предметом или лицом, т.е. глагол- переходный.)

Работа по учебнику. Обратитесь к учебнику, найдите ещё один постоянный признак глагола.

(Ответ: это возвратность.) Вывесить табличку «возвратность»

- Какая морфема показывает возвратность глагола?(Слайд 10)


 

Учитель: Итак, все постоянные признаки глагола определены. Теперь соберем непостоянные.(Слайд 11)

Вывесить табличку «наклонение».

-Какие наклонения вам известны? Что они обозначают?

–Как образуется глагол в условном наклонении? А в повелительном?

-В каком наклонении есть категория времени?

(вывесить табличку»время».)

Работа в группах . Задание на слайде и распечатке. Определите синтаксическую роль неопределённой формы глагола (по 2 примера на группу).(Слайд 12)

-Обменяйтесь листами, оцените работу.

Вывесить после ответов табличку «синтаксическая роль».

Результат: кластер по теме «Глагол».



5. Здоровьесберегающая пауза

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.

-Итак, Сократ сказал:»Заговори, чтоб я тебя увидел».

-Как вы понимаете эти слова?

-Работа с текстом.(Слайд 13)

Чтение текста учеником. Задание каждой группе :определить проблему текста ,дать комментарий, авторская позиция ,ваша позиция ,аргументы,(искать группы орфограмм).Работа в тетрадях.

(Слайд 14)











- И снова без глаголов мы не обошлись.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.(Самооценка.)

1.А)1гр.- проверяемая безударная гласная в корне слова- ответ и формулировка правила.

-Какая орфограмма ещё встретилась в тексте?

Б) 2 гр.- чередующиеся гласные в корне спова- примеры, правило.

В)3 гр.- правописание суффиксов глаголов- примеры, правило.

8.Составление синквейна по группам («Глагол», «Весна»).Звучит музыка.



9. Рефлексия .

-Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать?

-Было ли тебе интересно? – Сумел ли показать свои знания?

9. Самооценка.

-Оценка учителя.

10. На дом .

1. Параграфы 47,48.

2. Упр. 258 или написать сочинение- рассуждение по тексту.

(Слайды 15,16).Поздравление.

Урок окончен. Спасибо за работу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!