План-конспект урока русского языка в 10 классе на районном семинаре учителей русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы 1 категории МБОУ Бочаровской СОШ Пузанова Майя Александровна
Тема урока: Глагол как часть речи
Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме
Цели урока:
1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол как часть речи».
2. Развитие и закрепление познавательных компетенций.
3. Развитие умения самоконтроля, навыка работы в группе.
4. Подготовка к ЕГЭ.
5. Воспитание нравственных качеств личности.
6. Воспитание бережного отношения к слову.
Оборудование:
экран, видеопроектор, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал, таблички с указанием всех морфологических признаков глагола листы самооценки с позиции личностно-ориентированного обучения, записи на доске.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.
2. Мотивация. Актуализация.
-Угадайте загадку:
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом.
И счастливый мой удел таков-
В речи быть одним из главных слов.(Слайд1)
-О какой части речи говорится в этом четверостишии? Какова тема сегодняшнего урока?
Запись числа и темы урока в тетради.( С комментированием)
Слово учителя
Глагол - весенняя часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно нам успех.
-Как вы думаете, о чём, по-вашему, пойдёт речь на уроке?
-Какие задачи вы ставите перед собой?
- Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?
Учитель: Ребята, вы получили листы самооценки, поэтому в течение урока вы будете вносить свои результаты в него за разные виды деятельности.
3. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщённой деятельности. Воспроизведение на новом уровне.
-В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Л.Н.Толстого:
«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы- значит дать движение фразе».(Слайд 2)
- Отберите ту часть информации, которая отражает мнение Л.Н.Толстого о глаголе.
(Ответ: без глагола не построить предложений, не передать собеседнику никаких сообщений.)
Учитель: Действительно, глагол- удивительная часть речи. По частоте употребления глагол занимает 2 место после существительного. Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов 2500!.
Целеполагание: Итак, задача- вспомнить постоянные и непостоянные признаки глагола, составить его «визитную карточку».Работаем в группах
На доске вывесить табличку «Глагол».
Уч: Рассмотрите таблицу на слайде, отберите важную информацию. Расскажите, что вы знаете о глаголе. Задания по группам.(Слайд 3)
Ответ ученика.
Вывесить таблички «вид», «время»,«н.и б. вр. «, «пр. вр»
-Почему так называется вид :совершенный и несовершенный? Какое действие выражают глаголы сов. Вида? А несов. Вида?
Отберите важную информацию и составьте ответ.
Ответ о спряжении.
Вывесить табличку «спряжение».
-Назовите глаголы-исключения (Стихотворный ответ.)
-А теперь проверьте ответ по слайду (Слайд 4)
-Ребята, зачем надо знать спряжение глагола?
–Личные окончания глаголов бывают ударные и безударные.
- Рассмотрите таблицу, проанализируйте окончания 1 и 2 спряжений. Какую особенность можете отметить?(Слайд 5)
- Обратите внимание на то, что глаголы хотеть и бежать –разноспрягаемые. А почему?
Ответ ученика как результат наблюдения по слайду. И грамматические нормы употребления глаголов в повелительном наклонении.(Слайд 6)
-Работа в тетради. Запишите предложения, объясните окончания в глаголах.(Слайд7)
Знаешь, читают, пишем, стелет.
(Слайд 8).Вывесить табличку «переходность/непереходность».
–Какие глаголы являются переходными?
Работа в тетради. Запишите предложения, решите орфографическую задачу(Демонстрация слайда 9).
-Многие сёла в последние годы обезлюдели, потому что молодёжь уехала в город.
-В годы Великой Отечественной войны фашисты обезлюдили много сёл и деревень.
-Определите переходность глаголов. Что они обозначают?
(Суффикс Е указывает на то, что действие совершено было самим предметом, т.е. глагол- непереходный).
Суффикс И указывает на то, что действие совершено над предметом или лицом, т.е. глагол- переходный.)
Работа по учебнику. Обратитесь к учебнику, найдите ещё один постоянный признак глагола.
(Ответ: это возвратность.) Вывесить табличку «возвратность»
- Какая морфема показывает возвратность глагола?(Слайд 10)
Учитель: Итак, все постоянные признаки глагола определены. Теперь соберем непостоянные.(Слайд 11)
Вывесить табличку «наклонение».
-Какие наклонения вам известны? Что они обозначают?
–Как образуется глагол в условном наклонении? А в повелительном?
-В каком наклонении есть категория времени?
(вывесить табличку»время».)
Работа в группах . Задание на слайде и распечатке. Определите синтаксическую роль неопределённой формы глагола (по 2 примера на группу).(Слайд 12)
-Обменяйтесь листами, оцените работу.
Вывесить после ответов табличку «синтаксическая роль».
Результат: кластер по теме «Глагол».
5. Здоровьесберегающая пауза
6. Применение знаний и умений в новой ситуации.
-Итак, Сократ сказал:»Заговори, чтоб я тебя увидел».
-Как вы понимаете эти слова?
-Работа с текстом.(Слайд 13)
Чтение текста учеником. Задание каждой группе :определить проблему текста ,дать комментарий, авторская позиция ,ваша позиция ,аргументы,(искать группы орфограмм).Работа в тетрадях.
(Слайд 14)
- И снова без глаголов мы не обошлись.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.(Самооценка.)
1.А)1гр.- проверяемая безударная гласная в корне слова- ответ и формулировка правила.
-Какая орфограмма ещё встретилась в тексте?
Б) 2 гр.- чередующиеся гласные в корне спова- примеры, правило.
В)3 гр.- правописание суффиксов глаголов- примеры, правило.
8.Составление синквейна по группам («Глагол», «Весна»).Звучит музыка.
9. Рефлексия .
-Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать?
-Было ли тебе интересно? – Сумел ли показать свои знания?
9. Самооценка.
-Оценка учителя.
10. На дом .
1. Параграфы 47,48.
2. Упр. 258 или написать сочинение- рассуждение по тексту.
(Слайды 15,16).Поздравление.
Урок окончен. Спасибо за работу.