СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка " Правописание окончаний имён существительных множественного числа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка поможет учителю в проведении урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка " Правописание окончаний имён существительных множественного числа"»



Класс:3

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: «Правописание окончаний имён существительных множественного числа»

Цель: формировать навык правописания имён существительных множественного числа.

Задачи:

-формировать умение правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже, употреблять в речи слова в этой форме.

Познавательные – создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное, наблюдать, формировать умение классифицировать существительные, развивать орфографическую зоркость.

Регулятивные – обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свои действия, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Коммуникативные - содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные: помочь осознать ценность учебной деятельности, воспитывать аккуратность.



Прогнозируемый результат: овладеть навыком правописания имён существительных множественного числа и существительных множественного числа в родительном падеже.

Оборудование: Карточки для групповой работы, эталоны по теме урока, презентация, лист самооценки, сигнальные карточки, рабочая тетрадь.







Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)




«Психологическая установка на работу. Ребята, проведём зарядку для успешной работы. Пожелайте себе успеха:

Я буду на уроке каким?»








Внимательным, думающим, творческим, аккуратным , старательным

Задача этапа: настроить детей на успешную работу

УУД: личностные


  1. Актуализация знаний

(4 мин)




Проверка домашнего задания стр.74 упр3.

- Какое лишнее слово было в каждой группе?

-Какая новая группа слов у вас получилась?

-Какой частью речи являются эти слова?

Что такое имя прилагательное?

Как имя прилагательное согласуется с существительным?

Пальчиковая гимнастика

3) Чистописание.

чщ /// чш ///

- Сегодня на минутке чистописания мы напишем соединения букв чщ и чш

- Придумайте слова, оканчивающиеся на этот звук.

Какое правило нужно помнить при написании этих слов?



Дайте характеристику последнему звуку в слове «обруч»?













(овальный. кривой, квадратный, круглый

прилагательные



дети дают определение



( в том же роде, числе и падеже)

















(обруч, калач)

( У существительных м.р. , 2 склонения мягкий знак не пишется (согласный, глухой. мягкий )


Задачи этапа: проверить правильность выполнения домашнего задания, повторить изученное для подготовки к восприятию новой темы.

УУД: регулятивные,

личностные

3. Создание проблемной ситуации. Целеполагание.(4 мин)





Однажды с Настей произошла такая ситуация. Она забыла дома пенал. И было бы много в школе неприятностей, если бы на помощь не пришла подруга. Она дала ей ручку, линейку, ластик и карандаши.( карточки со словами появляются на слайде № 2)

- Какой частью речи являются все эти слова?

- Посмотрите на слова и скажите, какое лишнее и почему?

В этом слове скрыта тема нашего урока, кто сформулирует тему урока?



Поставим цель урока, чему должны научиться?



- Какие знания вам понадобятся, чтобы научиться правильно писать такие слова?

- Предложите план, по которому будем действовать



Запишите слово « карандаши» и придумайте ещё три слова тоже множественного числа.

- Что вы можете сказать об этих словах?










Это существительные.

Лишнее –карандаши, т.к. слово стоит во мн. числе.

( правописание существительных множественного числа)

Грамотно писать имена существительного во множественном числе,

индивидуальная работа детей.

(сущ. во мн.ч., в И.п.)

Познакомимся с правилом , выполним упражнения, самостоятельную работу , подведём итог и самооценку.

Задачи этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока.

УУД: регулятивные

познавательные, коммуникативные

  1. Выявление места и причины затруднения (4 мин)



- Какого они рода? (Проблема)

- Как определить род у имени существительного во множественном числе? - Укажите род записанных существительных.

Карандаши, тетради, , книги, телефоны. (телефон – м.р.)

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.

Сделайте вывод, как определить род у существительных множественного числа?


Не можем определить род




Книга( книга – ж.р.) и тд.(слайд №3)



(Поставить сущ. в начальную форму)


Задачи этапа: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

УУД: познавательные,

регулятивные

  1. 5) Открытие нового.(12 мин)

Построение проекта выхода из затруднения (какие знания применяю)



Наблюдение за окончанием имён существительных.

- Просклоняйте существительные, выделите окончания:

1 вариант – песни

2 вариант – столы

3 вариант – мышей

- Сравните окончания по вариантам. Какой вывод можно сделать?

- прочитайте правило в учебнике на с. 76. Совпадает ли наш вывод с учебником?

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа? Мы затрудняемся ответить.

Таблица на доске:

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

-ов, -ев, -ей

-ей, 

-ов, -ев, 

Выполним упр №1 ( проверка фронтальная)

_ Словарная работа (слайд№4)

- Отгадайте загадку:

Я не репа, не морковь –

Мелочь огородная.

У меня под кожей кровь

Очень благородная.

- Что это?

Обратимся к рубрике « Путешествие в прошлое»

Что вы узнали о происхождении слова «помидор»?

Запишите, поставьте ударение и запомним написание слова. Определите род у этого существительного и образуйте форму множественного числа.

Ребята, в правописании имён существительных 1 скл в форме Р.п. есть одна особенность, а какая прочтите в учебнике на с.77 .

- О какой особенности написания таких существительных вы узнали?

Упражнение № 2 стр.77

- Прочитайте задание в упражнении. В каком падеже стоят существительные?

Вам нужно поставить все слова в родительный падеж и записать парами

Запись текста в тетрадь ( ученик у доски объясняет классу часть задания, заканчивают самостоятельно, фронтальная проверка)

3 человека работают у доски (невидимая сторона)






( У существительных 1,2,3 склонения окончания совпадают.


Какое окончание у существительных в родительном падеже


















(помидор)

Дети знакомятся самостоятельно

( в переводе с итальянского «золотое яблоко»









(м.р. ,помидоры






( у сущ. 1 склонения в форме множественного числа родительного падежа после щипящих мягкий знак не пишется)








( все существительные в форме ед. числа . И.п.)



Задачи этапа: формировать умение писать окончание существительных во множественном числе.

УУД: познавательные

регулятивные

6) Физминутка (2 мин)





- Отдохнем. Встаньте. Я буду называть существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа, а вы ставите его в форму родительного падежа множественного числа. Если в слове окончание -ов (-ев) – вы хлопаете в ладошки, если -ей – делаем повороты влево - вправо. Если назову существительное другого рода – вы садитесь.

Музыканты (ов))

Зайцы (ев)

Помидоры (ов)

Космонавты(ов)

Вещи (ей)

Улицы (()) – ж.р.

а) – Существительные, какого рода было последним в физминутке? (женского)

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа женского рода?
























Существительное женского рода





имеют нулевое окончание

УУД: коммуникативные, познавательные

7) Первичное закрепление с комментированием (5 мин)




А сейчас я предлагаю поработать в группах . Каждая группа получает одинаковый текст со словами и выполняют различные задания.( слайд №5,6,7,8)

Карточка: ключ.., шалаш…., мыш…, помощ…, встреч…., товарищ…, рож…, брош.., доч…, ноч…., удач…., птиц…., вещ…, ёрш…, краж…. чертёж….. москвич…



Задание 1 группы: найти слова мужского рода ед. ч.

Задание 2 группы: слова ж.р., ед. ч.,

Задание 3 группы - слова ж.р., мн. числа, в родительном падеже.







Дети обосновывают свой выбор, объясняют написание

Задача этапа: Развивать умения применять новые знания

УУД: регулятивные, познавательные

коммуникативные

8) Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин)




Тест (слайд№9)

В первом столбике отметь знаком “+” имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.? Во втором столбике отметь существительные, которые пишутся без мягкого знака и объясни почему?



облака

 

помощ…

 

носки

 

москвич…

 

ботинки

 

ёрш…

 

места

 

ноч…

 

Задачи

 

встреч…

 

килограммы

 

удач…

 

Яблоки

 

доч…

 


- Сделайте вывод, когда после шипящих у существительных пишется мягкий знак и когда не пишется.






( у сущ. 1 склонения в форме множественного числа родительного падежа после шипящих мягкий знак не пишется)










Дети должны обосновать, свой ответ



(После шипящих мягкий знак пишется только у существительных 3 скл. ж.р. и не пишется в Р. п. мн. ч.)

Задача этапа: проверить усвоение полученных знаний.

УУД: познавательные

9) Рефлексия (2 мин)




Подведём итог нашей работы.

-Над какой темой работали на уроке?

Какую ставили учебную задачу в начале урока?

Проверим полученные знания.

Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

Приведите примеры.

-Как пишутся имена существительные 1 склонения, оканчивающиеся на шипящий в родительном падеже множественного числа?

Составление рефлексивных высказываний:

· я понял, что…

 · мне  было интересно…

· было трудно…

· теперь я могу…

· я научился…

 · меня удивило…


Кого хочется похвалить за активную работу на уроке ?

 



( правописание существительных множественного числа)


(научиться правильно писать окончание существительных во множественном числе.



(Сапоги – нет сапог)



У существительных 1 скл. в форме множественного числа родительного падежа мягкий знак не пишется.

Задачи этапа: понимать цель и смысл выполняемых заданий, обобщить, сделать выводы, самооценка



УУД: познавательные, регулятивные, личностные.




9) Домашнее задание: с. 77 упр. № 3, правило











5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!