-формировать умение правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже, употреблять в речи слова в этой форме.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности (1 мин) | | |
«Психологическая установка на работу. Ребята, проведём зарядку для успешной работы. Пожелайте себе успеха: Я буду на уроке каким?» |
Внимательным, думающим, творческим, аккуратным , старательным | Задача этапа: настроить детей на успешную работу УУД: личностные |
Актуализация знаний (4 мин) | | |
Проверка домашнего задания стр.74 упр3. - Какое лишнее слово было в каждой группе? -Какая новая группа слов у вас получилась? -Какой частью речи являются эти слова? Что такое имя прилагательное? Как имя прилагательное согласуется с существительным? Пальчиковая гимнастика 3) Чистописание. чщ /// чш /// - Сегодня на минутке чистописания мы напишем соединения букв чщ и чш - Придумайте слова, оканчивающиеся на этот звук. Какое правило нужно помнить при написании этих слов?
Дайте характеристику последнему звуку в слове «обруч»? |
(овальный. кривой, квадратный, круглый прилагательные
дети дают определение
( в том же роде, числе и падеже)
(обруч, калач) ( У существительных м.р. , 2 склонения мягкий знак не пишется (согласный, глухой. мягкий ) | Задачи этапа: проверить правильность выполнения домашнего задания, повторить изученное для подготовки к восприятию новой темы. УУД: регулятивные, личностные |
3. Создание проблемной ситуации. Целеполагание.(4 мин) | | |
Однажды с Настей произошла такая ситуация. Она забыла дома пенал. И было бы много в школе неприятностей, если бы на помощь не пришла подруга. Она дала ей ручку, линейку, ластик и карандаши.( карточки со словами появляются на слайде № 2) - Какой частью речи являются все эти слова? - Посмотрите на слова и скажите, какое лишнее и почему? В этом слове скрыта тема нашего урока, кто сформулирует тему урока?
Поставим цель урока, чему должны научиться?
- Какие знания вам понадобятся, чтобы научиться правильно писать такие слова? - Предложите план, по которому будем действовать
Запишите слово « карандаши» и придумайте ещё три слова тоже множественного числа. - Что вы можете сказать об этих словах? | Это существительные. Лишнее –карандаши, т.к. слово стоит во мн. числе. ( правописание существительных множественного числа) Грамотно писать имена существительного во множественном числе, индивидуальная работа детей. (сущ. во мн.ч., в И.п.) Познакомимся с правилом , выполним упражнения, самостоятельную работу , подведём итог и самооценку. | Задачи этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока. УУД: регулятивные познавательные, коммуникативные |
Выявление места и причины затруднения (4 мин) | | |
- Какого они рода? (Проблема) - Как определить род у имени существительного во множественном числе? - Укажите род записанных существительных. Карандаши, тетради, , книги, телефоны. (телефон – м.р.) -Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Сделайте вывод, как определить род у существительных множественного числа? | Не можем определить род
Книга( книга – ж.р.) и тд.(слайд №3)
(Поставить сущ. в начальную форму) | Задачи этапа: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность УУД: познавательные, регулятивные |
5) Открытие нового.(12 мин) Построение проекта выхода из затруднения (какие знания применяю) | | |
Наблюдение за окончанием имён существительных. - Просклоняйте существительные, выделите окончания: 1 вариант – песни 2 вариант – столы 3 вариант – мышей - Сравните окончания по вариантам. Какой вывод можно сделать? - прочитайте правило в учебнике на с. 76. Совпадает ли наш вывод с учебником? - Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа? Мы затрудняемся ответить. Таблица на доске: М.р. | Ж.р. | Ср.р. | -ов, -ев, -ей | -ей, | -ов, -ев, | Выполним упр №1 ( проверка фронтальная) _ Словарная работа (слайд№4) - Отгадайте загадку: Я не репа, не морковь – Мелочь огородная. У меня под кожей кровь Очень благородная. - Что это? Обратимся к рубрике « Путешествие в прошлое» Что вы узнали о происхождении слова «помидор»? Запишите, поставьте ударение и запомним написание слова. Определите род у этого существительного и образуйте форму множественного числа. Ребята, в правописании имён существительных 1 скл в форме Р.п. есть одна особенность, а какая прочтите в учебнике на с.77 . - О какой особенности написания таких существительных вы узнали? Упражнение № 2 стр.77 - Прочитайте задание в упражнении. В каком падеже стоят существительные? Вам нужно поставить все слова в родительный падеж и записать парами Запись текста в тетрадь ( ученик у доски объясняет классу часть задания, заканчивают самостоятельно, фронтальная проверка) | 3 человека работают у доски (невидимая сторона) ( У существительных 1,2,3 склонения окончания совпадают. Какое окончание у существительных в родительном падеже (помидор) Дети знакомятся самостоятельно ( в переводе с итальянского «золотое яблоко» (м.р. ,помидоры ( у сущ. 1 склонения в форме множественного числа родительного падежа после щипящих мягкий знак не пишется) ( все существительные в форме ед. числа . И.п.)
| Задачи этапа: формировать умение писать окончание существительных во множественном числе. УУД: познавательные регулятивные |
6) Физминутка (2 мин) | | |
- Отдохнем. Встаньте. Я буду называть существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа, а вы ставите его в форму родительного падежа множественного числа. Если в слове окончание -ов (-ев) – вы хлопаете в ладошки, если -ей – делаем повороты влево - вправо. Если назову существительное другого рода – вы садитесь. Музыканты (ов)) Зайцы (ев) Помидоры (ов) Космонавты(ов) Вещи (ей) Улицы (()) – ж.р. а) – Существительные, какого рода было последним в физминутке? (женского) - Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа женского рода? | Существительное женского рода имеют нулевое окончание | УУД: коммуникативные, познавательные |
7) Первичное закрепление с комментированием (5 мин) | | |
А сейчас я предлагаю поработать в группах . Каждая группа получает одинаковый текст со словами и выполняют различные задания.( слайд №5,6,7,8) Карточка: ключ.., шалаш…., мыш…, помощ…, встреч…., товарищ…, рож…, брош.., доч…, ноч…., удач…., птиц…., вещ…, ёрш…, краж…. чертёж….. москвич… Задание 1 группы: найти слова мужского рода ед. ч. Задание 2 группы: слова ж.р., ед. ч., Задание 3 группы - слова ж.р., мн. числа, в родительном падеже. | Дети обосновывают свой выбор, объясняют написание | Задача этапа: Развивать умения применять новые знания УУД: регулятивные, познавательные коммуникативные |
8) Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин) | | |
Тест (слайд№9) В первом столбике отметь знаком “+” имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.? Во втором столбике отметь существительные, которые пишутся без мягкого знака и объясни почему?
облака | | помощ… | | носки | | москвич… | | ботинки | | ёрш… | | места | | ноч… | | Задачи | | встреч… | | килограммы | | удач… | | Яблоки | | доч… | | - Сделайте вывод, когда после шипящих у существительных пишется мягкий знак и когда не пишется. | ( у сущ. 1 склонения в форме множественного числа родительного падежа после шипящих мягкий знак не пишется) Дети должны обосновать, свой ответ (После шипящих мягкий знак пишется только у существительных 3 скл. ж.р. и не пишется в Р. п. мн. ч.) | Задача этапа: проверить усвоение полученных знаний. УУД: познавательные |
9) Рефлексия (2 мин) | | |
Подведём итог нашей работы. -Над какой темой работали на уроке? Какую ставили учебную задачу в начале урока? Проверим полученные знания. Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа? Приведите примеры. -Как пишутся имена существительные 1 склонения, оканчивающиеся на шипящий в родительном падеже множественного числа? Составление рефлексивных высказываний: · я понял, что… · мне было интересно… · было трудно… · теперь я могу… · я научился… · меня удивило… Кого хочется похвалить за активную работу на уроке ? | ( правописание существительных множественного числа) (научиться правильно писать окончание существительных во множественном числе. (Сапоги – нет сапог) У существительных 1 скл. в форме множественного числа родительного падежа мягкий знак не пишется. | Задачи этапа: понимать цель и смысл выполняемых заданий, обобщить, сделать выводы, самооценка УУД: познавательные, регулятивные, личностные. |
9) Домашнее задание: с. 77 упр. № 3, правило | | |