Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Русского языка на тему "Что можно узнать о человеке по его речи"»
Урок русского языка во 2 классе по ФГОС. Тема: Что можно узнать о человеке по его речи? Цели: с помощью наглядных примеров показать учащимся, что речь является источником информации о человеке; развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова. Задачи: -способствовать здоровьесбережению учащихся на уроке; -добиться усвоения учащимися правильного употребления и написания «вежливых» слов; - речь, внимание, наблюдательность, познавательную активность; -прививать любовь к русскому языку, культуре; воспитывать творчески активную личность. Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; обнаруживать и формулировать учебную проблему; анализировать и делать выводы; оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «красивого», «безопасного», «правильного» поведения . Ход урока I. Организационный момент -Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Давайте будем друг другу дарить здоровье и радость. Садитесь. Руки. На месте. Ноги? На месте. Локти? У края. Спина? Прямая. II. Актуализация знаний 1. Самомассаж рук.
1)Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.
2)При помощи карандаша , трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.
3)Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
4)Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук. - Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа. 2.Орфографическая минутка -Отгадайте загадки. Запишите отгадки. -Самый кислый он, друзья,
Утверждаю это я.
Нужно сахара вагон,
Чтоб с улыбкой съесть…(Лимон) - На кустах цветы
Просто чудо красоты!
Шипы - коготочки
Стерегут цветочки. (Шиповник) - Ты красная?
- Нет, черная.
- А почему же белая?
- Потому что зеленая? (Смородина) (После того, как дети отгадают слово, демонстрируется слайд, Подготовленный ученик, делает сообщение) -В лимоне, шиповнике, сладком перце, смородине, укропе содержится много витамина С, который укрепляет наш организм. - Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина) -Малина – лучшее средство при простуде. Горячий малиновый чай помогает быстрее выздороветь и набраться сил. - В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?(Рябина) Неприметна среди трав, У нее спокойный нрав. Кто полезностью гордится? Ароматная... (душица) -Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда. - Что объединяет эти слова? (Лекарственные растения) -Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! III.Самоопределение к деятельности -Правильно спишите с доски, написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. -Подумайте, что общего между этими словами и продолжите список. (Самопроверка.) -Что можно сказать о человеке, который говорит такие слова?(Он вежливый, культурный, воспитанный.С ним приятно общаться.) - Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: « Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем: - Я хочу быть здоровым! - Я могу быть здоровым! - Я буду здоровым! IV Физкультминутка Упражнения для формирования правильной осанки Все ребята дружно встали Все ребята дружно встали (Выпрямиться) И на месте зашагали. (Ходьба на месте.) На носочках потянулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.) Как пружинки мы присели (Присесть.) И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть.) V. Работа по новой теме. 1. Работа по учебнику. Упр.4(с.8) –Прочитайте задание и скажите, что вы будете делать.(Прочитать стихи В.В.Маяковского) -Что можно узнать о речи собеседника? (По речи можно узнать профессию человека. ) 2.-Что означает знак, который стоит у слова «здравствуйте»? («Запомнить правописание слова».) -Что означает слово «здравствуйте»? (Это слово-приветствие. Когда говорят«здравствуйте»,желают здоровья. По-другому можно сказать «будьте здоровы».)
“Здравствуйте!”
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет. -Почему в слове выделена буква в? (Она пишется, но не произносится) -Как можно запомнить эту букву? (Будь здоров, здоровье) -Запишите слово, подчеркните орфограмму. VI. Физкультминутка: ( направлена на снятие усталости с глаз) Бабочка. Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.) Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх , (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.) VII. Закрепление изученного материала. Упр.5(с.8-9) выполняется по заданиям учебника. Спишите отрывок из сказки А.С.Пушкина. Пользуйтесь памяткой на с.132. Взаимопроверка тетрадей. -Какие слова употребляете вы, чтобы ваша речь была вежливой? VIII. Рефлексия - Для того чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами». И на прощание, поиграем в игру «Дополните рифму».
• Растает даже ледяная глыба от слова теплого ... (спасибо).
• Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (добрый день).
• Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (спасибо).
• Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста).
• И во Франции, и в Дании на прощанье говорят ... (до свидания). IХ. Подведение итогов - От этих слов становится теплее, радостнее, светлее, в этих словах заключены великие силы.
- Я уверена, что вы со мной согласитесь, если я скажу, что вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас лишь требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху. -А как надо произносить эти слова, чтобы они не потеряли своей волшебной силы? (Ответы детей) -Не забывайте, ребята, использовать “волшебные слова” в своей речи. -Что можно узнать по речи человека? (Его профессию, воспитанный он или нет, грамотный или не очень.) Домашнее задание Вспомнить слова приветствия и записать их.