Тема урока: | Теорема Виета |
Тип урока: | Урок изучения нового материала |
Деятелъностная цель: формирование понятия теоремы Виета и теоремы, обратной теореме Виета. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
| Задачи: Образовательные: -«открыть» зависимость между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения; -формировать умение применять теорему Виета для составления квадратных уравнений и теорему ,обратную теореме Виета при решении приведенных квадратных уравнений; Развивающие: способствовать развитию мотивации изучения предмета; формировать самостоятельность и коммуникативность; развивать грамотную математическую речь; активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе решения задач; учить формулировать проблему, выдвигать гипотезы и искать их подтверждение, формулировать и высказывать суждения. Воспитательные: воспитание ответственного отношения к учебному труду, воли и настойчивости для достижения конечных результатов при нахождении корней квадратного уравнения; формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля. Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический. Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска SMART, карточки урока, мел, доска. |
Планируемый результат | Предметные: -исследовать практическую ситуацию по нахождению суммы и произведения корней квадратного уравнения; -находить корни приведенного квадратного уравнения в простейших случаях устно, пользуясь теоремой Виета; -Применять теорему Виета для проверки корней квадратного уравнения; -Оценивать свою деятельность по заданным критериям. Метапредметные: Познавательные УУД: умение формулировать вопросы урока и самостоятельно формулировать ответы на них, извлекать информацию, перерабатывать ее , использовать для решения задач и оценки полученных результатов. Регулятивные УУД: умение называть цели своей деятельности, планировать план работы, действовать по плану, оценивать результат. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, высказывать и аргументировать свою точку зрения, умение отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. Личностные: -потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, применение полученных знаний в практической деятельности. Развитие находчивости , активности при решении математических задач. Способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. |
Технологии | Технология проблемного обучения, ИКТ |
Форма работы | индивидуальная, работа в парах, фронтальная работа |
Межпредметные связи | |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа. |
Этап (учебная ситуация) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные |
1.Этап мотивации. (время: 1 мин) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | - Здравствуйте, ребята! (1 слайд) Проверьте все ли у вас готово к уроку: дневник, учебник, тетрадь, ручка. У каждого из вас лежит дополнительный материал, по мере необходимости вы будете на уроке его использовать.
(2 слайд)А начнём мы наш урок с высказывания ирландского драматурга, философа и прозаика Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Как Вы понимаете это высказывание? Да, ребята, урок не может быть вне деятельности и мы с вами будем трудиться в поисках научной истины.
- Ребята, давайте создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Начнём мы с вами с устной работы. | Приветствие учителя. Демонстрируют готовность к уроку, проверяют наличие принадлежностей и дополнительного материала. Высказывают свои предположения. | | Прогнозирование своей деятельности. | Умение слушать. | Вежливость. |
2. Актуализация знаний (время: 5 мин) Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», | Устная работа. -Какую тему мы изучаем последние уроки? -Какие уравнения называются квадратными? Приведите пример. Сколько корней может иметь квадратное уравнение? -От чего зависит количество корней квадратного уравнения? Чему он равен? -Какие уравнения мы еще знаем? -Дайте им определение. Приведите пример. -Какие еще можете назвать виды квадратных уравнений? - Какие уравнения называются приведенными квадратными? - (3 слайд)Выпишите в правый столбик уравнения, которые являются приведенными? 1) х² + 4х – 7 = 0 6) х² + 5х – 1 = 0 2) 3х² - 5х + 19 = 0 7) 2х² + 6х = 0 3) 7х² - 14 = 0 8) х2 + х - 20 = 0 4) х2 + 10х + 9 = 0 9) х2 + х - 72 = 0 5) 6х2+11х+24 = 0 10) х² – 13х = 0 -Проверим домашнее задание . -(4 слайд)Задание №1.Преобразуйте квадратное уравнение в приведенное а) 3х2 + 6х – 12 = 0 б) 2х2 = 0 в) 3х2 – 7 = 0 г)5х2 - 10х + 2 = 0 д) 4х2 – 13 = 0 - (5 слайд)Задание №2. Решите уравнения а) х2 + 6х + 5 = 0 б) х2 – х – 12 = 0 в) х2 + 5х + 6 = 0 г) х2 + 3х – 10 = 0 д) х2 – 8х – 9 = 0 Выполним самопроверку. (6 слайд) Поставьте себе отметку за задания по следующим критериям: «5» - преобразованы правильно 10 уравнений «4» - преобразованы правильно 7-9 уравнений «3» - преобразованы правильно 5-6 уравнений «2» - не выполнены задания или преобразованы правильно 4-0 уравнений. Итог: Общая оценка результата и индивидуальная словесная оценка учителем (обозначение высоких результатов, указание тем ученикам, кому нужно еще закрепить знания по этой теме). Запишите в тетради дату и классная работа. -Запишите на доске и в тетрадях общий вид приведенного квадратного уравнения. | Дают ответы: -Квадратные уравнения. -Уравнения вида ах2+вх+с=0,где а,в,с-заданные числа, х-неизвестное, а не равно нулю называются квадратными. -два корня, один корень, ноль корней. -от дискриминанта. -в2-4ас. -Неполные квадратные уравнения. Уравнения называются неполными, если у них один из коэффициентов в или с равен нулю. -Приведенные квадратные уравнения. -Уравнения называются приведенными, если у них коэффициент а равен единице. -Это уравнения под номерами 1,4,6,8,9,10. -ученик у интерактивной доски выполняет это задание. Ученики выходят к доске и записывают ответы в интерактивную презентацию. -оценивают домашнюю работу. -записывают дату в тетради. один ученик у доски ,остальные в тетрадях Х2+px+q=0 | Выбор эффективных способов решения. | Умение принимать учебную задачу. Владение навыками самоконтроля и саморегуляции | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. |
3. Создание проблемной ситуации.(время: 5 мин) Цель этапа: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | - А сейчас я приглашаю вас в сказку «Попадет ли Золушка на бал»?(Слайд 7) В некотором царстве, в некотором государстве произошла такая история. Король пригласил всех жителей своей сказочной страны на бал, но злая мачеха не хотела брать с собой свою падчерицу Золушку.(слайд 8) Мачеха: Золушка, ты сможешь поехать на бал, если за 5 минут найдешь сумму и произведение корней 15 уравнений. Золушка: Я хорошо решаю уравнения, но за 5 минут мне никак не успеть!!! Учитель: На помощь Золушке спешит Фея. Золушка: Здравствуй, дорогая Фея!(слайд 9) Фея: Золушка, не горюй. Я открою тебе секрет, и ты справишься с заданием даже быстрей! И Фея открыла Золушке секрет. А этот секрет, который вы сами откроете, и будет являться темой нашего урока. Золушка: Я все поняла, дорогая Фея! Спасибо!(слайд 10) И через 5 минут Золушка дала ответы. А вы сможете найти суммы и произведения корней этих уравнений так же быстро? - Почему вы не можете также быстро выполнить это задание? - Как вы думаете, с чем могут быть связаны корни квадратного уравнения? - Какой у вас возникает вопрос? Что вам предстоит выяснить? - Сформулируйте задачу своей деятельности.(слайд 11) | -нет -Не знаем секрета, не знаем быстрого способа определения суммы и произведения корней приведенных квадратных уравнений. - C коэффициентами. - Существует ли связь между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения? Если да, то какова эта связь? - Узнать, существует ли связь между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения. Если да, то какова эта связь. -научиться применять это правило на практике. | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели анализ | Целеполагание (постановка учебной задачи). Планирование и прогнозирование своей деятельности. | Умение слушать и слышать. | Формирование устойчивой мотивации к обучению. |
4. Открытие учениками нового знания. (время: 15 мин) Цель этапа: организовать решение проблемной ситуации, формулирование проблемы, темы и цели урока. | -А сейчас мы проведем небольшую исследовательскую работу. Работать будете в парах.(слайд 12) -Для каждого уравнения вы должны найти сумму и произведение корней. Заполните таблицу, проанализируйте ее ,найдите закономерность, и определите связь корней с коэффициентами, сделайте вывод. Каждая пара получает таблицу: уравнения выписаны из домашнего задания. А двум ученикам я предлагаю попробовать найти сумму и произведение корней приведенного квадратного уравнения, записанного в общем виде, и сделать это у доски.
- Узнали? Связь между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения существует? - Сделайте вывод.(слайд 13) -Какова она? - Утверждение верно для всех уравнений, имеющих корни. Это утверждение называется теоремой Виета, названной в честь французского математика Франсуа Виета. -- Какой же секрет открыла Фея Золушке ?(слайд 14) - Назовите тему урока. Запишите в тетради. -- Прочитаем теорему в учебнике . - Запишите теорему в виде символов в тетрадь.(слайд 15) -Итак, в этой теореме о каких квадратных уравнениях идет речь? Что можно записывать с помощью теоремы Виета? -Что мы должны сначала проверить, прежде чем использовать теорему Виета? -Как это узнать? -Существует и теорема, обратная теореме Виета. Попробуем ее сформулировать.(слайд 16) -Когда будем пользоваться теоремой обратной теореме Виета? -Прочитаем в учебнике и запишем теорему в тетрадь. - (слайд 17)Послушайте небольшую историческую справку об этом математике. Сообщение. Франсуа Виет родился в 1540 году во Франции. В родном городке Виет был лучшим адвокатом, но главным делом его жизни была математика. Занимаясь наукой, Виет пришел к выводу, что необходимо усовершенствовать алгебру и тригонометрию. В 1591 году Виет ввел буквенные обозначения и для неизвестных, и для коэффициентов уравнения. Ввел формулы. Франсуа Виет отличался необыкновенной работоспособностью. Иногда, увлекшись каким-нибудь исследованием, он проводил за письменным столом по трое суток подряд. | -Выполняют задания в рабочих листах. -Выполняют задание на доске. -да -Связь между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения существует. - Сумма корней равна второму коэффициенту р взятому с противоположным знаком, а произведение равно свободному члену q). Теорему Виета. -Теорема Виета. Записывают в тетради. -Читают теорему. -Записывают в тетради. -о приведенных. Приведенные квадратные уравнения. -имеет ли квадратное уравнение корни. -Дискриминант должен быть больше или равен нулю. -Дети формулируют сами обратную теорему. -Для нахождения корней квадратного уравнения. (Устно, подбором) -Читают в учебнике, записывают в тетрадь. -дети отдыхают, слушают учителя. (физкультминутка) | Поиск и выделение необходимой информации. структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; моделирование выдвижение гипотез и их обоснование | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Планирование своей деятельности. | Умение задавать вопросы, необходимые для получения наивысшего результата. | Смыслообразование |
5. Этап закрепления изученного материала. Первичное закрепление (Время: 11 мин) Цель этапа: организовать решение и объяснение задания. | Задание №1 (5 мин) - Теперь вы сможете также быстро, как Золушка, найти суммы и произведения корней 15 уравнений? - Что будете применять? Сумму и произведение корней первых 10 уравнений находите, работая в паре, а оставшихся 5 решаете самостоятельно. Проверка по образцу.(слайд 18) Задание №2. №456(1,2,3)-Выполните самопроверку по образцу. - Кто справился с этим зданием в полном объеме? | -Да. -Теорему Виета. Решают задания. Проверяют правильность решения. -решают уравнения. Выполняют самопроверку. | выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Построение логической цепочки заключений | Соблюдение заявленных правил | Умение интегрироваться в (пару) сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой (Время: 5 мин) Цель этапа: создать условия для самостоятельного решения и нахождения ошибок в работе. | Задание на карточке. Проверка по образцу.(слайд 19) | Выполняют самостоятельную работу Проверяют правильность выполнения. | выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Построение логической цепочки заключений | Контроль деятельности (сличение с заданным эталоном). Оценивание. Соблюдение заявленных правил | | |
7.Этап контроля и оценки. Итог урока (рефлексия деятельности) (Время: 2 мин) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | -Какая задача стояла перед нами в начале урока?(слайд 20) - Можно ли считать, что вы сами узнали новую теорему? - Как можно использовать теорему Виета? -Оцените свою деятельность на уроке: поднимите руки те, кто: 1) понял тему урока 2) сделал открытие нового знания сам 3) доволен собой! 4) кому было трудно? | Дают ответы на вопросы -Да -Можно решать квадратные уравнения, можно проверять правильность решения квадратного уравнения., можно составлять квадратное уравнение по заданным корням. -Анализируют работу на уроке через самооценку Отвечают | Моделирование | Ретроспективная рефлексия. Оценка (осознание качества и уровня усвоения) | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли и чувства | Самооценка |
Домашнее задание (время 1 мин) | 1.Выучить теоремы . 2. Прочитать материал § 29. 3.Выполнить № 455, № 456(2,4,6) . (слайд 21) Спасибо за урок! (слайд 22) | Записывают домашнее задание | | Умение принимать и сохранять учебную задачу | Умение задавать вопросы, необходимые для получения наивысшего результата. | |